Адаптационный период первоклассников
статья (1 класс) на тему
Начало обучения в школе - один из значимых моментов в жизни человека, период его качественного изменения, точка перехода к новому состоянию. Многие педагоги и родители недооценивают те качественные изменения, которые происходят в ребёнке во время его учения. Гораздо большее внимание уделяется количественным параметрам приобретаемых ребёнком знаний и умений. Качественные же изменения особенно значимы, они могут сыграть как позитивную, так и негативную роль, могут укрепить психологическое здоровье либо подорвать его. И если пробелы в знаниях можно впоследствии восполнить, то возникшие психологические нарушения могут иметь стойкий характер, трудно поддаваться коррекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsionnyy_p._2.rar | 834.75 КБ |
Предварительный просмотр:
«Адаптационный
период первоклассников»
(Выступление на августовском семинаре – заседании РМО начальных классов)
Составитель: Ширманова Е. А.
Средняя школа № 2
г. Малоярославец
Начало обучения в школе - один из значимых моментов в жизни человека, период его качественного изменения, точка перехода к новому состоянию. Многие педагоги и родители недооценивают те качественные изменения, которые происходят в ребёнке во время его учения. Гораздо большее внимание уделяется количественным параметрам приобретаемых ребёнком знаний и умений. Качественные же изменения особенно значимы, они могут сыграть как позитивную, так и негативную роль, могут укрепить психологическое здоровье либо подорвать его. И если пробелы в знаниях можно впоследствии восполнить, то возникшие психологические нарушения могут иметь стойкий характер, трудно поддаваться коррекции.
Психологи проводили исследование степени адаптированности детей к условиям школы, а также уровня их тревожности.
Наиболее часто дезадаптация проявлялась в следующих сферах:
- Трудности в школе - ожидание неудачи, неверие в свои силы, страх наказания.
- Трудности во взаимоотношениях со сверстниками.
- Трудности во взаимоотношениях с родителями - опасения не соответствовать
ожиданиям родителей, страх наказаний.
- Депрессивная симптоматика.
- Реальные и ирреальные страхи.
Детей с чисто школьной дезадаптацией оказалось намного меньше, чем с дезадаптацией, включающей и семейную ситуацию. Это свидетельствует о том, что дезадаптация в школе и в семье взаимосвязаны. Проблемы в семье нередко являются причинами школьной дезадаптации. Возможно, это следствие современного явления разбалансировки семьи и внутрисемейных отношений в условиях социально -экономической нестабильности.
Таким образом, практически половина всех младших школьников испытывает трудности адаптации к условиям школы, и это свидетельствует о том, насколько важно в этот период обращать пристальное внимание на психологическое здоровье младших школьников и на особенности психологических процессов, характерных для этого возраста.
В младшем школьном возрасте, как правило, наиболее интенсивно формируется три звена самосознания: потребность в признании, осознание прав и обязанностей, осознание времени.
Начнем с потребностей в признании. Ребенок в школе впервые попадает в ситуацию социально оцениваемой деятельности. Он должен научиться соответствовать установленным в обществе нормам чтения, письма, счета для детей этого возраста. Ребенок впервые получает возможность объективного сравнения своей деятельности с другими через систему оценок, принятую в школе. Вследствие этого ребенок неизбежно впервые осознает свое « невсемогущество». А значит, появляется зависимость от оценок взрослых, прежде всего учителей. Особенно важно, что самосознание и самооценка ребенка впервые получают жесткие основания для своего развития, поскольку появляются четкие критерии успеваемости и поведения. Дети начинают оценивать самих себя с «официальных» позиций: «Я пишу красиво. Я думаю, что я хорошая».
Высокая самооценка рождается в ребенке, когда его школьная успешность соответствует внешним официальным критериям. Но ограниченность, недостаточность этих критериев оценки сказывается, когда ситуация неуспеха приводят к снижению самооценки детей. Ребенок осознает свои школьные неудачи как неумение «быть хорошим»:
«Я плохо читаю. Я плохой, но я могу исправиться».
Какое - то время у ребенка еще сохраняется вера, что он сможет стать хорошим в будущем. Постепенно эта вера пропадает: «Я плохой и исправиться не могу». Но ребенок еще хочет быть хорошим. «Я стараюсь исправиться, но мне не удается».
1
В ситуации стойкого длительного неуспеха ребенок может не только осознать свою неспособность «стать хорошим», но и потерять стремление к этому: «Я плохой, но мне это безразлично».
Депривация потребности к признании может вызвать у младших школьников не только снижение самооценки, но и неадекватные защитные реакции. При активном типе поведения защита оборачивается агрессией, компенсируя школьную неуспешность в других видах деятельности. При пассивном же поведении появляются неуверенность в себе, застенчивость, лень, апатия, уход в фантазии или болезни -реальные или симулированные.
Если ребенок воспринимает результаты учебы, как единственный критерий собственной ценности, то он приобретает свойство «ограниченной идентичности» (Э. Эриксон):
«Я есть только то, что я могу делать».
Возникает чувство неполноценности, которая негативно влияет и на актуальную ситуацию ребенка, и может сформировать неблагоприятный жизненный сценарий.
Первые дни в школе требуют целенаправленной работы по формированию установки на преодоление школьных трудностей и способности получать удовлетворение от процесса познания.
Другая важная задача в работе с первоклассниками - способствовать установлению атмосферы дружелюбия.
В №8 (2001г.) Министерство образования Российской Федерации направило для использования в работе письмо « Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период», подготовленное совместно с Научно-издательским институтом гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук.
Помочь первокласснику преодолеть возникающие адаптационные затруднения в школе может учитель, в силах которого создание необходимых условий для быстрого и безболезненного вхождения ребёнка в школьную жизнь.
Процесс руководства психологической адаптацией первоклассников, согласно разработанной теоретической модели деятельности, включает два тесно связанных периода - предадаптационный и адаптационный.
Задачей первого периода является выявление предпосылок успешной адаптации ребёнка. Этот период включает такие этапы деятельности, как сбор и анализ необходимой информации о ребёнке, прогнозирование характера адаптации и планирование пропедевтической работы, а также характера коррекционной работы в случае серьёзных адаптационных нарушений.
Во второй период решается задача непосредственного создания условий для быстрой и безболезненной адаптации ребёнка. Этот период объединяет следующие этапы: реализацию пропедевтического подхода, наблюдение и анализ результатов адаптации детей и собственной деятельности учителя, а также осуществление коррекционной работы в случае серьёзных адаптационных нарушений.
В нашей школе для организации такого взаимодействия с ребёнком , в ходе которого создаются условия для успешного протекания психологической адаптации в условиях школы мы руководствуемся программой О.В. Хухлаевой « Уроки психологии в школе». Курс называется « Тропинка к своему Я».
Методические средства психологической работы с младшими школьниками
.В процессе групповой и индивидуальной работы используются различные приёмы.
1. Ролевые игры.
Роль- это функциональная форма, принимаемая человеком в ситуации взаимодействия с другими людьми. Для обеспечения психического здоровья необходимо
2
адекватное ролевое развитие. У детей нарушения ролевого развития обычно проявляются в следующем:
- ролевая ригидность (неумение переходить из роли в роль)
- ролевая аморфность (неумение принимать любую роль)
- отсутствие ролевой креактивности (неумение продуцировать новые образы)
- принятие патологических ролей
В нашей программе представлены ролевые игры трёх типов: ролевая гимнастика, психодрама, ролевые ситуации.
2. Психогимнастические игры.
Психогимнастика в русле социально- психологического тренинга способствует формированию среды, в которой становятся возможными преднамеренные изменения.
Психогимнастические игры в нашей программе направлены на формирование у детей принятия:
- своего имени;
- своих качеств характера;
- своего прошлого, настоящего, будущего;
- своих прав и обязанностей;
- своего пола.
3. Дискуссионные игры.В социально-психологическом тренинге используется метод групповой дискуссии, что позволяет выявлять различные точки зрения на какую-либо проблему.
4. Эмоционально- символические методы,
В программе использованы два вида методов:
- Групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали,
интереса. В обсуждении используются детские рисунки, выполненные на темы чувств. Во время рисования исследуются и обсуждаются чувства и мысли, которые не удаётся раскрыть, а процессе вербального общения.
- Направленное рисование, т.е. рисование на определённые темы. В нашей программе
использовалось рисование при прослушивании сказок (терапевтических метафор). Дети могли рисовать всё, что приходит им в голову, при прослушивании сказок. Направленное рисование облегчает процесс самораскрытия детей и процесс принятия решений.
5. Релаксационные методы.
Релаксация - это антипод стресса. Используем упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации, дыхательные техники (глубокое или ритмичное дыхание), визуально-кинестетические техники.
Примеры упражнений каждого из трёх релаксационных приёмов:
- дети поочерёдно принимают позы зайчика, который испугался, а затем рассмеялся
(чередование напряжения- расслабления);
- « надувание» одного общего воздушного шара до тех пор, пока он не «лопнет»;
- просим ребёнка представить, что в левой руке у них находится лимон, постараться
выжать сок, почувствовать напряжение, затем бросить лимон и то же самое проделать другой рукой.
Темы, пройденные в первом классе:
- Мои чувства.
- Трудности первоклассника.
- Чем люди отличаются друг от друга.
- Какой Я - Какой ТЫ.
Показателем успешности первого года психологических занятий является в первую очередь налаженная атмосфера свободного, раскованного общения детей друг с другом и с ведущим. Дети привыкают говорить о себе, о своих чувствах, желаниях, проблемах открыто и доверительно. Дети должны быть уверены, что их искренность не повредит им, не будет осмеяна, не повлечёт за собой никаких негативных оценок, и только тогда появится возможность постепенного перерастания доверительных отношений в сферу обычных школьных и домашних взаимодействий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико - ориентированный проект по теме: " Организация адаптационного периода первоклассников в контексте психологической готовности к школе".
Данный проект поможет учителям заранее спланировать свою деятельность по работе с будущими первоклассниками и их родителями. Расписаны все этапы проекта. Имеются приложения....
Организация адаптационного периода первоклассников
Материалы содержат перспективную программу организации адаптационного периода первоклассников, включая план - сетку, планирование работы педагогической поддержки первоклассников, методику проведения и...
Сценарий занятия для адаптационного периода первоклассников.
Полный пакет к занятию....
Программа адаптационного периода первоклассников
Программа составлена для проведения адаптационного периода первоклассников. В ней имеются все материала для проведения адаптации.Цель настоящей программы: создать психолого-педагогические условия, обе...
Адаптационный период первоклассника
Первый год обучения трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно ад...
"Особенности адаптационного периода первоклассников" Семинар-тренинг для родителей
Предлагаемый семинар-тренинг предназначен для родителей первоклассников и будущих первоклассников. Главная цель мероприятия – познакомить родителей с психологическими особенностями протекания ад...
Адаптационный период первоклассников. Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.
Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе. Материал будет интересен учителям начальных классов (для проведения родительского собрания) и род...