Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Макарова Ольга Александровна

Рабочая программа курса «Литературное чтение» для 2 класса  разработана в соответствии:

·        с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

·        с рекомендациями Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;  

·        с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников (ООП ОУ);

·        с авторской программой Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение», УМК «Школа России», Москва «Просвещение»,2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_lit_chtenie.doc348 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации

Сергиево-Посадского муниципального района Московской области

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хотьковская начальная общеобразовательная школа № 3»

УТВЕРЖДАЮ

Директор: _____________ Т.В.Туйкина

_____________

Рабочая программа

по  литературному чтению

для  2  класса «Б»

на 2014-2015 учебный год

(базовый уровень)

Составитель: О.А.Макарова,

учитель первой

квалификационной   категории

2014 год

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Литературное чтение» для 2 класса  разработана в соответствии:

  • с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
  • с рекомендациями Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;  
  • с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников (ООП ОУ);
  • с авторской программой Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение», УМК «Школа России», Москва «Просвещение»,2011.

Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется:

  • владением техникой чтения;
  • приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
  • знанием книг и умением их выбирать;
  • сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Общая характеристика учебного предмета

Курс «Литературное чтение» отличается следующими особенностями:

  • широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений;
  • соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче второго года обучения – формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.

Основная концептуальная идея предмета заключается в том, что литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.

Специфика предмета «Литературное чтение» авторов Л. Ф. Климановой и др. заключается в том, что в центре внимания оказываются художественное произведение как эстетическая ценность и воспринимающий это произведение ученик.

Маленький читатель воспринимает изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении; воссоздаёт картины жизни, природы, созданные автором; целостно воспринимает образы как один из элементов художественного произведения, понимает авторскую позицию, моделирует собственное поведение по законам этики, выражает своё отношение к изображаемому. Благодаря чтению и осмыслению художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, его нравственно-эстетическое развитие.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс литературное чтение изучается с 1 по 4 класс по четыре часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 540 часов. Учебный курс «Литературное чтение 2 класс» рассчитан на 136 часов (4 часа в неделю),

Второй  класс работает по Базисному учебному плану 2014 года. По Базисному учебному плану на предмет литературного чтения  предусмотрено 4 часа в неделю (136 часов в год), что соответствует учебному плану общеобразовательного учреждения на 2014-2015 учебный год и авторской программе.

Поэтому в  авторскую программу изменения не внесены.

Рабочая программа по математике  рассчитана на 4 часа в неделю (136 часов в год).

Ценностные ориентиры содержания курса «Литературное чтение»

  •  Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
  • Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
  • Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
  • Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
  • Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
  • Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
  • Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
  • Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
  • Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
  • Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
  • Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

        На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Основное содержание

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

        Самое великое чудо на свете

         2

2

Устное народное творчество

12

3

Люблю природу русскую. Осень

10

4

Русские писатели

12

5

О братьях наших меньших

10

6

Из детских журналов

7

7

Люблю природу русскую. Зима

9

8

Писатели - детям

19

9

Я и мои друзья

13

10

Люблю природу русскую. Весна

10

11

И в шутку, и всерьез

16

12

Литература зарубежных стран

16

Итого

136

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:

  • Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.
  • Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.
  • Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность. 
  • Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.

Первый раздел программы — «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения»  ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.

Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое как умственное действие протекает во внутреннем плане. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приёмов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя. В программе указаны ориентировочные нормы скорости чтения, от которой зависит понимание прочитанного текста и, как следствие, успеваемость ребёнка по всем другим предметам в начальной и средней школе. Учащиеся, окончившие начальную школу, должны читать не менее 70—80 слов в минуту. Такая скорость позволит им чувствовать себя уверенно и комфортно, поможет извлекать смысловую информацию при самостоятельном чтении и работе с учебными текстами.

Содержание курса включает формирование умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность её анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы.

Развитие умения говорить (высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.

Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного чтения учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения (описание, рассуждение, повествование) на основе прочитанных текстов.

Программа обеспечивает развитие выразительности устной и письменной речи, совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Следующий раздел — «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность». 

Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умения кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно-речевых задач. Содержание данного раздела направлено на освоение различных видов текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование), формирование умения соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научно-познавательные и художественные тексты, определять их роль в процессе общения. Учащиеся будут наблюдать, как изменяются цели общения при создании художественного и познавательного текстов (с помощью учителя).

Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность» нацелен на развитие художественно-эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети будут учиться различать способы изображения мира в художественных и познавательных тестах (с помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного и художественно-образного мышления, осмысливать особенности художественного и научно-познавательного произведения, создавать собственные тексты.

Программа предусматривает знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства.

Учащиеся научатся понимать и ценить художественное произведение, отличать его от произведений научно-познавательного содержания. Они узнают, что художественное произведение — произведение словесного искусства и что его автор, раскрывая через художественно-образную форму всё богатство окружающего мира и человеческих отношений, стремится приобщить читателя к своим духовно-нравственным и эстетическим ценностям, пробудить в человеке чувство прекрасного, красоты и гармонии.

В содержание литературного чтения включён элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез—анализ—синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-эстетическую оценку.

При анализе литературного произведения на первый план выдвигается художественный образ, воплощённый в слове (без термина). Слово в художественном тексте становится объектом внимания юного читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста слово как средство художественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается не само по себе, не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но даже и нейтральные слова и выражения.

Программа определяет для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его.

 В содержание литературного чтения включены доступные детям элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения, его нравственно-эстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения.

Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных (с учётом многонационального характера России) и зарубежных классиков (художественные и научно-познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.). Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины). Художественно-эстетическая направленность содержания литературного чтения позволяет учащимся накопить опыт художественно-эстетического восприятия и понимания художественных произведений.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.

Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка-обучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где проводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.

Требования к планируемым результатам изучения программы

Личностные результаты освоения предмета.

В  результате формирования личностных универсальных учебных действий  к окончанию   2   класса  у ребенка будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения,  ориентация на содержательные моменты школьной действительности;
  • мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения;
  • первоначальные представления о нравственных понятиях («добро», «доброжелательность», «терпение», «уважение», «дружба, друг», «товарищ», «приятель»), отраженных в литературных произведениях;
  • умение отвечать  на  следующие жизненно важные для себя и других вопросы  «Кого можно назвать другом», «Что такое настоящая дружба»; «Как найти друзей»; «Что значит поступить по совести»;
  • умение свято хранить   традиции своей семьи; своей родины;
  • умение видеть и наслаждаться  красотой родного края благодаря произведениям литературы и живописи известных писателей и художников; гордиться красотой своей страной; любить свою страну.
  • умение понимать ценность книги;  нравственный и исторический смысл возникновения книг на земле;
  • умения оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • способность выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;
  • стремление  к успешной учебной деятельности;
  • умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Учащиеся 2  класса получат возможность для формирования:

  • умения определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову;
  • умения понимать, что значит поступать  по совести, жить по совести, с чистой совестью;
  • умения понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор.

Метапредметные результаты освоения предмета.

Регулятивные:

Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:

  • ориентироваться в учебнике по литературному чтению; находить нужную главу в содержании учебника;
  • знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий;
  • предполагать на основе чтения названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном  разделе;
  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу: проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять  систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела;
  • принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой  самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей.
  • проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему  вопросов, рассматриваемую на уроке;
  • составлять  возможный план решения  вопросов  совместно с учителем;
  • умения работать   в соответствии с заявленным планом;
  • умения  корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.

Познавательные:

Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

  • самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами;
  • выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;
  • группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);
  • сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям);
  • осуществлять поиск необходимой информации  для выполнения заданий  на основе алфавитного каталога; в справочной литературе для детей, с помощью друзей и родителей.

Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:

  • умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
  • самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.

Коммуникативные:

 Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:

  • задавать вопросы и отвечать  на вопросы по прочитанному произведению;
  • следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности; проявлять интерес к общению;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственным мнением.
  • Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
  • составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
  • умения владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные результаты освоения предмета.

Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Виды речевой и читательской деятельности»)  будут являться  следующие  умения:

  • читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;
  • самостоятельно определять  тему   прочитанного произведения;
  • под руководством учителя определять главную мысль произведения;
  • задавать самостоятельно  и под руководством учителя вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
  • пересказывать текст на основе картинного  плана, простого плана, составленного под руководством учителя;
  • характеризовать героя произведения под руководством учителя (кто он? Какой он?);
  • делить текст на части под руководством учителя;  определять микротемы, озаглавливать части, готовить текст к пересказу;
  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам;
  • сравнивать произведения живописи и произведения литературы;
  • сравнивать прозаический и поэтический текст;
  • наблюдать, как с помощью красок автор передает свои чувства и настроения, выраженные в репродукции картин известных художников.

Учащиеся 2  класса получат возможность для формирования:

  • читать текст про себя (молча)  и понимать прочитанное;
  • самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
  • задавать самостоятельно  вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
  • самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части;
  • пересказывать текст на основе плана подробно, кратко;
  • самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.

Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Круг детского чтения»)  будут являться  следующие  умения:

  • характеризовать представленную на выставке книгу;
  • умение  организовывать  выставку книг в классе по заданным учителем параметрам и под руководством учителя;
  • находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке.

Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:

  • составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
  • самостоятельно составлять аннотацию;
  • самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
  • пользовать алфавитным и систематическим каталогом.

Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Литературоведческая пропедевтика»)  будут являться  следующие  умения:

  • определять особенности сказочного текста; находить отличия сказки от сказки о животных;
  • характеризовать героя произведения;
  • самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа;
  • отличать произведения живописи и произведения литературы;
  • отличать  прозаический и поэтический текст;
  • наблюдать, как с помощью художественных средства автор передает читателю свои чувства  и настроение, выраженные в прозаическом и поэтическом тексте;
  • находить в тексте сравнения  с помощью слов будто, как;
  • находить в тексте лирического стихотворения средства художественной выразительности: эпитеты,  олицетворения под руководством учителя.

Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:

  • сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;
  • выявлять особенности  героя художественного рассказа;
  • выявить особенности юмористического произведения;
  • определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;
  • наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;
  • выявлять развитие настроения в художественном тексте.

Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Творческая деятельность»)  будут являться  следующие  умения:

  • придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями;
  • читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;
  • инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности

Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования: 

  • умения выразительно читать, выявляя  авторское отношение к изображаемому,  передавать настроение при чтении;
  • умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;
  • умения  писать отзыв на книгу.

Требования к уровню подготовки обучающихся

     К концу изучения во втором классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.

Второклассники научатся:

  • осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;
  • читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами вслух – не менее 50-60 слов в минуту) и выразительно доступные по содержанию и объёму произведения;
  • применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое);
  • полноценно воспринимать (при чтении вслух и «про себя», при прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;
  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;
  • работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;
  • определять авторскую позицию и выражать своё отношение к герою и его поступкам;
  • устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;
  • отличать поэтический текст от прозаического;
  • распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.);
  • осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.);
  • делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план;
  • - передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа(полного, выборочного, краткого) с учётом специфики текстов;
  •  высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;
  • создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
  • осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
  • ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленных в детской библиотеке.

Второклассники получат возможность научиться:

  • осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
  • воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
  • применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные УУД;
  • испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;

 уважать культуру народов многонациональной России и других стран;

  • бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
  • развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
  • определять сходство и различие произведений разных жанров;
  • использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
  • высказывать и пояснять свою точку зрения;
  • применять правила сотрудничества;
  • выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
  • делать устную презентацию книги (произведения);
  • пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
  • работать с детской периодикой;
  • расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.

Календарно-тематическое планирование

№  урока

Наименования разделов и тем

Характеристика

УУД по теме

Дата по плану

Дата по факту

Самое великое чудо на свете -2 часа

Знакомство с учебником. Введение в тему.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности. Читать вслух с переходом на чтение про себя. Читать, выражая настроения произведения.

Проект «О чём может рассказать школьная библиотека»

Самое великое чудо на свете. Читателю. Р. Сеф.

 

Устное народное творчество -12 часов

Русские народные песни

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности. Читать вслух с переходом на чтение про себя. Читать, выражая настроения произведения. Объяснять смысл пословиц. Находить различия в прибаутках и потешках, сходных по теме. Характеризовать героев сказок, перечислять героев сказки, определять последовательность событий, составлять план. Контролировать свое чтение, оценивать свои достижения.

 Потешки и прибаутки. считалки, небылицы и перевертыши.

Загадки, пословицы и поговорки.

Сказки о животных, бытовые и волшебные «Сказка по лесу идет...» Ю. Мориц.

Русская народная сказка. «Петушок и бобовое зернышко».

Русская народная сказка. «У страха глаза велики»,

Русская народная сказка. «Лиса и тетерев»,

Русская народная сказка. «Лиса и журавль»,

Русская народная сказка. «Каша из топора»

Русская народная сказка. «Гуси-лебеди»

Русская народная сказка. «Гуси-лебеди»

Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»

Люблю природу русскую. Осень – 10 часов

Осенние загадки. Образ осени в загадках.

Прогнозировать содержание раздела. Сравнивать стихи поэтов на одну тему. Выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор. Различать стихотворный и прозаический текст. Сравнивать их. Слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте. Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок. Находить средства художественной выразительности. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения.

Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...»

К. Бальмонт. «Поспевает брусника»,

А. Плещеев. «Осень наступила...»

А. Фет. «Ласточки пропали...»

А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружилась листва золотая...»,

В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова -Опустел скворечник...

В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии).

М. Пришвин. «Осеннее утро».

Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую. Осень»

Русские писатели - 12 часов

А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...»,

Прогнозировать содержание раздела. Читать произведение вслух с переходом на чтение про себя, называть волшебные события и предметы в сказках. Сравнивать авторские и народные произведения. Отличать басню от стихотворения и рассказа.  Знать особенности басенного теста. Соотносить пословицы и смысл басенного текста. Характеризовать героев басни с опорой на текст. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Определять в тексте яркие красочные определения (эпитеты). Придумывать свои собственные эпитеты, создавать на их основе собственные тексты –описания, тексты повествования.

 

А. Пушкин «Вот север тучи нагоняя»,

А. Пушкин «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...»,

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак»,

И. Крылов. «Стрекоза и Муравей».

Л. Толстой. «Старый дед и внучек».

Л.Толстой «Филипок»

Л.Толстой Правда всего дороже», «Котёнок»

Обобщение по разделу

О братьях наших меньших - 10 часов

Н. Сладков «Они и мы», Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре»

Прогнозировать содержание раздела.

И. Пивоварова. «Жила-была собака...»,

Планировать работу с произведением, выбирать виды деятельности на уроке. Читать произведение вслух с переходом на чтение про себя.

В. Берестов. «Кошкин щенок»,

. Воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать художественный и научно – познавательный тексты. Сравнивать сказки и рассказы о животных. Определять последовательность событий.

М. Пришвин. «Ребята и утята»,

Составлять план. Пересказывать подробно по плану произведение. Видеть красоту природы, изображенную в художественных произведениях. Определять героев произведения, характеризовать их. Выражать свое собственное отношение к ним, давать нравственную оценку поступкам.

Е. Чарушин. «Страшный рассказ»

Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Б. Житков. «Храбрый утенок».

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

В. Бианки «Музыкант»

Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

В. Бианки «Сова»

Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Развитие речи: составление рассказа по серии сюжетных картинок

Обобщающий урок по теме «О братьях наших меньших»

Выбирать книги по темам и по авторам. Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения.

Из детских журналов – 7 часов

Д. Хармс. «Игра», Д. Хармс «Вы знаете?..»;

Прогнозировать содержание раздела

 Хармс. «Игра», Д.Хармс «Вы знаете?..»

Д. Хармс, С. Маршак. «Веселые чижи»; Д. Хармс. «Что это было?»

Планировать работу на уроке. Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов.

Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; Ю. Владимиров. «Чудаки»

Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью.

А. Введенский. «Ученый Петя».

Читать произведение вслух с переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале.

Проект «Мой любимый детский журнал».

Обобщающий урок по теме «Из детских журналов»

 

Находить интересные и нужные статьи в журнале. Находить нужную информацию по заданной теме. Участвовать в работе пары и группы. Участвовать в проекте, распределять роли, находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой. Создавать журнал устно. Придумывать необычные вопросы для журнала и ответы к ним. Рисовать иллюстрации для собственного журнала. Писать свои рассказы и стихи для журнала. Оценивать свои достижения.

Люблю природу русскую. Зима – 9 часов

И. Бунин. «Зимним холодом...»,

Прогнозировать содержание раздела. Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника. Соотносить загадки и отгадки.

К. Бальмонт. «Светло-пушистая...»,

Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. Соотносить пословицы с главной мыслью произведения.

Я. Аким. «Утром кот...»,

Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему.

Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою...»,

Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.

С. Есенин. «Поет зима — аукает...».

Наблюдать за жизнью слов в художественном тесте.

С. Есенин. «Береза».

Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть.

Р.н.с. «Два Мороза»

Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст

С. Михалков «Новогодняя быль»

Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст

А.Барто «Дело было в январе»

Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую. Зима»

Оценивать свои достижения.

Писатели — детям – 19 часов

К. И. Чуковский. «Путаница»

Воспринимать на слух художественный текст.

К.Чуковский «Радость»

Определять смысл произведения.

К.Чуковский «Федорино горе»

Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть.

К.Чуковский «Федорино горе»

С.Маршак «Кот и лодыри»

Определять особенности юмористического произведения, характеризовать героя, используя слова –антонимы.

С.Михалков «Мой секрет»

Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним, выразительно читать юмористические эпизоды из произведения.

С.Михалков «Сила воли»

Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана.

С.Михалков «Мой щенок»

Пересказывать текст подробно на основе картинного плана, высказывать свое мнение.

А.Барто «Верёвочка»

Воспринимать на слух художественное произведение.

А.Барто «Мы не заметили жука».

Определять последовательность событий в произведении. Придумывать продолжение рассказа.

А.Барто «В школу»

А.Барто «Вовка - добрая душа»

Н.Носов «Затейники».

Читать тексты в паре, организовывать взаимоконтроль, оценивать свое чтение.

Н.Носов «Затейники».

Н.Носов «Живая шляпа»

Читать тексты в паре, организовывать взаимоконтроль, оценивать свое чтение

Н.Носов «Живая шляпа»

Н.Носов «На горке».

Читать тексты в паре, организовывать взаимоконтроль, оценивать свое чтение

Н.Носов «На горке».

Обобщающий урок по теме «Писатели детям»

Я и мои друзья – 13 часов

В.Берестов «За игрой»

Прогнозировать содержание раздела. Читать вслух с постепенным переходом про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправлять ошибки при повторном чтении текста.

Э.Мошковская «Я ушёл в свою обиду» В.Берестов «Гляжу с высоты»

Воспринимать на слух художественное произведение.

В.Лунин «Я и Вовка»

Соотносить основную мысль рассказа ,стихотворения с пословицей.

Н.Булгаков «Анна, не грусти»

Объяснять нравственный смысл рассказов.

Н.Булгаков «Анна, не грусти»

Ю.Ермолаев «Два пирожных»

Объяснять и понимать поступки героев.

В.Осеева «Волшебное слово»

Объяснять и понимать поступки героев.

В.Осеева «Волшебное слово»

В.Осеева «Хорошее»

Понимать авторское отношение к героям и их поступкам, выразительно читать по ролям. Составлять план рассказа, пересказывать по плану.

В. Осеева «Почему?»

В. Осеева «Почему?»

В. Осеева «Почему?»

Обобщающий урок по теме «Я и мои друзья»

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Составлять короткий рассказ на предложенную тему.

Люблю природу русскую. Весна – 10 часов

Весенние загадки. Ф. Тютчев «Зима недаром злится»

Воспринимать на слух художественное произведение.

Ф. Тютчев «Весенние воды»

Воспринимать на слух художественное произведение.

А.Плещеев «Весна», «Сельская песенка»

Воспринимать на слух художественное произведение.

А.Блок «На лугу» С. Маршак «Снег уже теперь не тот»

Воспринимать на слух художественное произведение.

И.Бунин «Матери»

Воспринимать на слух художественное произведение.

А.Плещеев «В бурю»

Воспринимать на слух художественное произведение.

Е.Благинина «Посидим в тишине»

Воспринимать на слух художественное произведение.

Э Мошковская «Я маму мою обидел»

Воспринимать на слух художественное произведение.

С. Васильев «Белая берёза»

Воспринимать на слух художественное произведение.

Обобщение по разделу. Наши проекты

Оценивать свой ответ.

И в шутку и всерьез - 16 часов

Б.Заходер «Товарищам детям» Б.Заходер «Что красивей всего?»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать виды работ с текстом.

Б.Заходер «Песенки Винни- Пуха»

Понимать особенности юмористического произведения. Анализировать заголовок произведения.

Э.Успенский «Чебурашка».

Сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки, используя слова с противоположным значением

Э.Успенский «Если был бы я девчонкой»

Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов.

 

Э.Успенский «Над нашей квартирой»

Пересказывать подробно на основе вопросов учебника, выразительно читать отрывки из них.

 

Э.Успенский «Память»

Инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов.

 

В.Берестов «Знакомый»

Пересказывать веселые рассказы. Придумывать собственные веселые истории.

В.Берестов «Путешественники»

Оценивать свой ответ.

В.Берестов «Кисточка»

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

И.Токмакова «Плим»

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

И.Токмакова «В чудной стране»

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Г.Остер «Будем знакомы!»

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Г.Остер «Будем знакомы!»

В. Драгунский «Тайное становится явным»

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

В. Драгунский «Тайное становится явным»

Обобщающий урок по теме «И в шутку и всерьез»

Оценивать свой ответ.

Литература зарубежных стран – 16 часов

Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков «Бульдог по кличке Дог», «Перчатки»

Прогнозировать содержание раздела

Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков «Бульдог по кличке Дог», «Перчатки»

Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети».

Выбирать книгу для самостоятельного чтения. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети».

Ш.Перро «Кот в сапогах».

Воспринимать на слух художественное произведение.

Ш.Перро «Кот в сапогах».

Ш.Перро «Кот в сапогах».

Ш.Перро «Кот в сапогах».

Ш.Перро «Красная шапочка»

Объяснять значение незнакомых слов. Определять героев произведения.

Ш.Перро «Красная шапочка»

Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине»

Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различия.

Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине»

Э.Хогарт «Мафин и паук».

Давать характеристику героев произведения. Придумывать окончание сказок.

Э.Хогарт «Мафин и паук».

Э.Хогарт «Мафин и паук».

Обобщающий урок по теме «Литература зарубежных стран»

Проект «Мой любимый писатель –сказочник»

Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран. Составлять план сказки, определять последовательность событий. Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказке. Участвовать в проектной деятельности. Создавать свои собственные проекты

Итого:

   136       часов

                     часов

Описание материально-технического обеспечения учебного процесса

Программа обеспечена следующим  учебно-методическим комплектом:

  1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.Литературное чтение. Учебник для 2 класса начальной школы. В 2-х ч. Ч1,2. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Коти Т.Ю. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 2 класс, Москва «Просвещение» 2012.
  3. Крылова О.Н. Литературное чтение: итоговая аттестация: 2 класс: типовые текстовые задания. – М.: Экзамен, 2011.
  4. Кутявина С.В. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение 2 класс. – М.: ВАКО, 2010.
  5. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Тексты по проверке техники чтения. – М.:АСТ-Астрель, 2005.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

  • Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
  • Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов.
  • Детские книги разных типов из круга детского чтения.
  • Портреты поэтов и писателей.
  • Репродукции картин художников.

Технические средства обучения

- классная доска с креплениями для таблиц;

- магнитная доска;

- персональный компьютер с принтером;

- ксерокс;

- аудиомагнитофон;

- CD/DVD – проигрыватель;

- телевизор с диагональю не менее 72 см;

- мультимедийный проектор;

- экспозиционный экран размером 150 х 150 см

Экранно – звуковые пособия:

  1. Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений в соответствии с программой обучения.
  2. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
  3. Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по литературному чтению.
  4. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

СОГЛАСОВАНО.

                  Протокол заседания ШМО №1

                  от ___________.

                 СОГЛАСОВАНО.

                 Зам. директора по УВР ___________

                                                         Макарова О.А.

                   ______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.

Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...

рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма....

рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс

рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...