Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему
Рабочая программа курса «Литературное чтение» для 2 класса разработана в соответствии:
· с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
· с рекомендациями Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
· с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников (ООП ОУ);
· с авторской программой Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение», УМК «Школа России», Москва «Просвещение»,2011.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_lit_chtenie.doc | 348 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации
Сергиево-Посадского муниципального района Московской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хотьковская начальная общеобразовательная школа № 3»
УТВЕРЖДАЮ
Директор: _____________ Т.В.Туйкина
_____________
Рабочая программа
по литературному чтению
для 2 класса «Б»
на 2014-2015 учебный год
(базовый уровень)
Составитель: О.А.Макарова,
учитель первой
квалификационной категории
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Литературное чтение» для 2 класса разработана в соответствии:
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- с рекомендациями Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
- с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников (ООП ОУ);
- с авторской программой Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение», УМК «Школа России», Москва «Просвещение»,2011.
Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется:
- владением техникой чтения;
- приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- знанием книг и умением их выбирать;
- сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Литературное чтение» отличается следующими особенностями:
- широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений;
- соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче второго года обучения – формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.
Основная концептуальная идея предмета заключается в том, что литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.
Специфика предмета «Литературное чтение» авторов Л. Ф. Климановой и др. заключается в том, что в центре внимания оказываются художественное произведение как эстетическая ценность и воспринимающий это произведение ученик.
Маленький читатель воспринимает изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении; воссоздаёт картины жизни, природы, созданные автором; целостно воспринимает образы как один из элементов художественного произведения, понимает авторскую позицию, моделирует собственное поведение по законам этики, выражает своё отношение к изображаемому. Благодаря чтению и осмыслению художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, его нравственно-эстетическое развитие.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс литературное чтение изучается с 1 по 4 класс по четыре часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 540 часов. Учебный курс «Литературное чтение 2 класс» рассчитан на 136 часов (4 часа в неделю),
Второй класс работает по Базисному учебному плану 2014 года. По Базисному учебному плану на предмет литературного чтения предусмотрено 4 часа в неделю (136 часов в год), что соответствует учебному плану общеобразовательного учреждения на 2014-2015 учебный год и авторской программе.
Поэтому в авторскую программу изменения не внесены.
Рабочая программа по математике рассчитана на 4 часа в неделю (136 часов в год).
Ценностные ориентиры содержания курса «Литературное чтение»
- Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
- Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
- Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
- Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
- Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
- Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
- Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
- Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
- Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
- Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
- Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Основное содержание
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Самое великое чудо на свете | 2 |
2 | Устное народное творчество | 12 |
3 | Люблю природу русскую. Осень | 10 |
4 | Русские писатели | 12 |
5 | О братьях наших меньших | 10 |
6 | Из детских журналов | 7 |
7 | Люблю природу русскую. Зима | 9 |
8 | Писатели - детям | 19 |
9 | Я и мои друзья | 13 |
10 | Люблю природу русскую. Весна | 10 |
11 | И в шутку, и всерьез | 16 |
12 | Литература зарубежных стран | 16 |
Итого | 136 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:
- Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.
- Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.
- Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность.
- Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.
Первый раздел программы — «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» — ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.
Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое как умственное действие протекает во внутреннем плане. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приёмов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя. В программе указаны ориентировочные нормы скорости чтения, от которой зависит понимание прочитанного текста и, как следствие, успеваемость ребёнка по всем другим предметам в начальной и средней школе. Учащиеся, окончившие начальную школу, должны читать не менее 70—80 слов в минуту. Такая скорость позволит им чувствовать себя уверенно и комфортно, поможет извлекать смысловую информацию при самостоятельном чтении и работе с учебными текстами.
Содержание курса включает формирование умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность её анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы.
Развитие умения говорить (высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.
Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного чтения учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения (описание, рассуждение, повествование) на основе прочитанных текстов.
Программа обеспечивает развитие выразительности устной и письменной речи, совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
Следующий раздел — «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность».
Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умения кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно-речевых задач. Содержание данного раздела направлено на освоение различных видов текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование), формирование умения соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научно-познавательные и художественные тексты, определять их роль в процессе общения. Учащиеся будут наблюдать, как изменяются цели общения при создании художественного и познавательного текстов (с помощью учителя).
Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность» нацелен на развитие художественно-эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети будут учиться различать способы изображения мира в художественных и познавательных тестах (с помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного и художественно-образного мышления, осмысливать особенности художественного и научно-познавательного произведения, создавать собственные тексты.
Программа предусматривает знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства.
Учащиеся научатся понимать и ценить художественное произведение, отличать его от произведений научно-познавательного содержания. Они узнают, что художественное произведение — произведение словесного искусства и что его автор, раскрывая через художественно-образную форму всё богатство окружающего мира и человеческих отношений, стремится приобщить читателя к своим духовно-нравственным и эстетическим ценностям, пробудить в человеке чувство прекрасного, красоты и гармонии.
В содержание литературного чтения включён элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез—анализ—синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-эстетическую оценку.
При анализе литературного произведения на первый план выдвигается художественный образ, воплощённый в слове (без термина). Слово в художественном тексте становится объектом внимания юного читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста слово как средство художественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается не само по себе, не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но даже и нейтральные слова и выражения.
Программа определяет для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его.
В содержание литературного чтения включены доступные детям элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения, его нравственно-эстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения.
Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных (с учётом многонационального характера России) и зарубежных классиков (художественные и научно-познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.). Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины). Художественно-эстетическая направленность содержания литературного чтения позволяет учащимся накопить опыт художественно-эстетического восприятия и понимания художественных произведений.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.
Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка-обучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где проводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.
Требования к планируемым результатам изучения программы
Личностные результаты освоения предмета.
В результате формирования личностных универсальных учебных действий к окончанию 2 класса у ребенка будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности;
- мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения;
- первоначальные представления о нравственных понятиях («добро», «доброжелательность», «терпение», «уважение», «дружба, друг», «товарищ», «приятель»), отраженных в литературных произведениях;
- умение отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Кого можно назвать другом», «Что такое настоящая дружба»; «Как найти друзей»; «Что значит поступить по совести»;
- умение свято хранить традиции своей семьи; своей родины;
- умение видеть и наслаждаться красотой родного края благодаря произведениям литературы и живописи известных писателей и художников; гордиться красотой своей страной; любить свою страну.
- умение понимать ценность книги; нравственный и исторический смысл возникновения книг на земле;
- умения оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- способность выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;
- стремление к успешной учебной деятельности;
- умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
- умения определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову;
- умения понимать, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью;
- умения понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор.
Метапредметные результаты освоения предмета.
Регулятивные:
Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
- ориентироваться в учебнике по литературному чтению; находить нужную главу в содержании учебника;
- знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий;
- предполагать на основе чтения названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе;
- понимать, принимать и сохранять учебную задачу: проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела;
- принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей.
- проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;
- составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;
- умения работать в соответствии с заявленным планом;
- умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.
Познавательные:
Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
- самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами;
- выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;
- группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);
- сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям);
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий на основе алфавитного каталога; в справочной литературе для детей, с помощью друзей и родителей.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
- умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
- самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.
Коммуникативные:
Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:
- задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведению;
- следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности; проявлять интерес к общению;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственным мнением.
- Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
- составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
- умения владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные результаты освоения предмета.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Виды речевой и читательской деятельности») будут являться следующие умения:
- читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;
- самостоятельно определять тему прочитанного произведения;
- под руководством учителя определять главную мысль произведения;
- задавать самостоятельно и под руководством учителя вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
- пересказывать текст на основе картинного плана, простого плана, составленного под руководством учителя;
- характеризовать героя произведения под руководством учителя (кто он? Какой он?);
- делить текст на части под руководством учителя; определять микротемы, озаглавливать части, готовить текст к пересказу;
- находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам;
- сравнивать произведения живописи и произведения литературы;
- сравнивать прозаический и поэтический текст;
- наблюдать, как с помощью красок автор передает свои чувства и настроения, выраженные в репродукции картин известных художников.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
- читать текст про себя (молча) и понимать прочитанное;
- самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
- задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
- самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части;
- пересказывать текст на основе плана подробно, кратко;
- самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
- находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Круг детского чтения») будут являться следующие умения:
- характеризовать представленную на выставке книгу;
- умение организовывать выставку книг в классе по заданным учителем параметрам и под руководством учителя;
- находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
- составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
- самостоятельно составлять аннотацию;
- самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
- пользовать алфавитным и систематическим каталогом.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Литературоведческая пропедевтика») будут являться следующие умения:
- определять особенности сказочного текста; находить отличия сказки от сказки о животных;
- характеризовать героя произведения;
- самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа;
- отличать произведения живописи и произведения литературы;
- отличать прозаический и поэтический текст;
- наблюдать, как с помощью художественных средства автор передает читателю свои чувства и настроение, выраженные в прозаическом и поэтическом тексте;
- находить в тексте сравнения с помощью слов будто, как;
- находить в тексте лирического стихотворения средства художественной выразительности: эпитеты, олицетворения под руководством учителя.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
- сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;
- выявлять особенности героя художественного рассказа;
- выявить особенности юмористического произведения;
- определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;
- наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;
- выявлять развитие настроения в художественном тексте.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Творческая деятельность») будут являться следующие умения:
- придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями;
- читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;
- инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
- умения выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;
- умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;
- умения писать отзыв на книгу.
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу изучения во втором классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.
Второклассники научатся:
- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;
- читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами вслух – не менее 50-60 слов в минуту) и выразительно доступные по содержанию и объёму произведения;
- применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое);
- полноценно воспринимать (при чтении вслух и «про себя», при прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;
- работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;
- определять авторскую позицию и выражать своё отношение к герою и его поступкам;
- устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;
- отличать поэтический текст от прозаического;
- распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.);
- осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.);
- делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план;
- - передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа(полного, выборочного, краткого) с учётом специфики текстов;
- высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;
- создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
- осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
- ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленных в детской библиотеке.
Второклассники получат возможность научиться:
- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
- воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
- применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные УУД;
- испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
- бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
- развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
- определять сходство и различие произведений разных жанров;
- использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
- высказывать и пояснять свою точку зрения;
- применять правила сотрудничества;
- выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
- делать устную презентацию книги (произведения);
- пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
- работать с детской периодикой;
- расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименования разделов и тем | Характеристика УУД по теме | Дата по плану | Дата по факту |
Самое великое чудо на свете -2 часа | ||||
Знакомство с учебником. Введение в тему. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности. Читать вслух с переходом на чтение про себя. Читать, выражая настроения произведения. | |||
Проект «О чём может рассказать школьная библиотека» Самое великое чудо на свете. Читателю. Р. Сеф.
| ||||
Устное народное творчество -12 часов | ||||
Русские народные песни | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности. Читать вслух с переходом на чтение про себя. Читать, выражая настроения произведения. Объяснять смысл пословиц. Находить различия в прибаутках и потешках, сходных по теме. Характеризовать героев сказок, перечислять героев сказки, определять последовательность событий, составлять план. Контролировать свое чтение, оценивать свои достижения. | |||
Потешки и прибаутки. считалки, небылицы и перевертыши. | ||||
Загадки, пословицы и поговорки. | ||||
Сказки о животных, бытовые и волшебные «Сказка по лесу идет...» Ю. Мориц. | ||||
Русская народная сказка. «Петушок и бобовое зернышко». | ||||
Русская народная сказка. «У страха глаза велики», | ||||
Русская народная сказка. «Лиса и тетерев», | ||||
Русская народная сказка. «Лиса и журавль», | ||||
Русская народная сказка. «Каша из топора» | ||||
Русская народная сказка. «Гуси-лебеди» | ||||
Русская народная сказка. «Гуси-лебеди» | ||||
Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество» | ||||
Люблю природу русскую. Осень – 10 часов | ||||
Осенние загадки. Образ осени в загадках. | Прогнозировать содержание раздела. Сравнивать стихи поэтов на одну тему. Выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор. Различать стихотворный и прозаический текст. Сравнивать их. Слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте. Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок. Находить средства художественной выразительности. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения. | |||
Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...» | ||||
К. Бальмонт. «Поспевает брусника», | ||||
А. Плещеев. «Осень наступила...» | ||||
А. Фет. «Ласточки пропали...» | ||||
А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружилась листва золотая...», | ||||
В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова -Опустел скворечник... | ||||
В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии). | ||||
М. Пришвин. «Осеннее утро». | ||||
Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую. Осень» | ||||
Русские писатели - 12 часов | ||||
А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», | Прогнозировать содержание раздела. Читать произведение вслух с переходом на чтение про себя, называть волшебные события и предметы в сказках. Сравнивать авторские и народные произведения. Отличать басню от стихотворения и рассказа. Знать особенности басенного теста. Соотносить пословицы и смысл басенного текста. Характеризовать героев басни с опорой на текст. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Определять в тексте яркие красочные определения (эпитеты). Придумывать свои собственные эпитеты, создавать на их основе собственные тексты –описания, тексты повествования.
| |||
А. Пушкин «Вот север тучи нагоняя», | ||||
А. Пушкин «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...», | ||||
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | ||||
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | ||||
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | ||||
И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», | ||||
И. Крылов. «Стрекоза и Муравей». | ||||
Л. Толстой. «Старый дед и внучек». | ||||
Л.Толстой «Филипок» | ||||
Л.Толстой Правда всего дороже», «Котёнок» | ||||
Обобщение по разделу | ||||
О братьях наших меньших - 10 часов | ||||
Н. Сладков «Они и мы», Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре» | Прогнозировать содержание раздела. | |||
И. Пивоварова. «Жила-была собака...», | Планировать работу с произведением, выбирать виды деятельности на уроке. Читать произведение вслух с переходом на чтение про себя. | |||
В. Берестов. «Кошкин щенок», | . Воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать художественный и научно – познавательный тексты. Сравнивать сказки и рассказы о животных. Определять последовательность событий. | |||
М. Пришвин. «Ребята и утята», | Составлять план. Пересказывать подробно по плану произведение. Видеть красоту природы, изображенную в художественных произведениях. Определять героев произведения, характеризовать их. Выражать свое собственное отношение к ним, давать нравственную оценку поступкам. | |||
Е. Чарушин. «Страшный рассказ» | Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. | |||
Б. Житков. «Храбрый утенок». | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | |||
В. Бианки «Музыкант» | Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. | |||
В. Бианки «Сова» | Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. | |||
Развитие речи: составление рассказа по серии сюжетных картинок | ||||
Обобщающий урок по теме «О братьях наших меньших» | Выбирать книги по темам и по авторам. Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения. | |||
Из детских журналов – 7 часов | ||||
Д. Хармс. «Игра», Д. Хармс «Вы знаете?..»; | Прогнозировать содержание раздела | |||
Хармс. «Игра», Д.Хармс «Вы знаете?..» | ||||
Д. Хармс, С. Маршак. «Веселые чижи»; Д. Хармс. «Что это было?» | Планировать работу на уроке. Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов. | |||
Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; Ю. Владимиров. «Чудаки» | Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. | |||
А. Введенский. «Ученый Петя». | Читать произведение вслух с переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале. | |||
Проект «Мой любимый детский журнал». | ||||
Обобщающий урок по теме «Из детских журналов»
| Находить интересные и нужные статьи в журнале. Находить нужную информацию по заданной теме. Участвовать в работе пары и группы. Участвовать в проекте, распределять роли, находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой. Создавать журнал устно. Придумывать необычные вопросы для журнала и ответы к ним. Рисовать иллюстрации для собственного журнала. Писать свои рассказы и стихи для журнала. Оценивать свои достижения. | |||
Люблю природу русскую. Зима – 9 часов | ||||
И. Бунин. «Зимним холодом...», | Прогнозировать содержание раздела. Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника. Соотносить загадки и отгадки. | |||
К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», | Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. Соотносить пословицы с главной мыслью произведения. | |||
Я. Аким. «Утром кот...», | Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему. | |||
Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою...», | Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения. | |||
С. Есенин. «Поет зима — аукает...». | Наблюдать за жизнью слов в художественном тесте. | |||
С. Есенин. «Береза». | Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть. | |||
Р.н.с. «Два Мороза» | Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст | |||
С. Михалков «Новогодняя быль» | Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст | |||
А.Барто «Дело было в январе» Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую. Зима» | Оценивать свои достижения. | |||
Писатели — детям – 19 часов | ||||
К. И. Чуковский. «Путаница» | Воспринимать на слух художественный текст. | |||
К.Чуковский «Радость» | Определять смысл произведения. | |||
К.Чуковский «Федорино горе» | Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть. | |||
К.Чуковский «Федорино горе» | ||||
С.Маршак «Кот и лодыри» | Определять особенности юмористического произведения, характеризовать героя, используя слова –антонимы. | |||
С.Михалков «Мой секрет» | Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним, выразительно читать юмористические эпизоды из произведения. | |||
С.Михалков «Сила воли» | Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана. | |||
С.Михалков «Мой щенок» | Пересказывать текст подробно на основе картинного плана, высказывать свое мнение. | |||
А.Барто «Верёвочка» | Воспринимать на слух художественное произведение. | |||
А.Барто «Мы не заметили жука». | Определять последовательность событий в произведении. Придумывать продолжение рассказа. | |||
А.Барто «В школу» | ||||
А.Барто «Вовка - добрая душа» | ||||
Н.Носов «Затейники». | Читать тексты в паре, организовывать взаимоконтроль, оценивать свое чтение. | |||
Н.Носов «Затейники». | ||||
Н.Носов «Живая шляпа» | Читать тексты в паре, организовывать взаимоконтроль, оценивать свое чтение | |||
Н.Носов «Живая шляпа» | ||||
Н.Носов «На горке». | Читать тексты в паре, организовывать взаимоконтроль, оценивать свое чтение | |||
Н.Носов «На горке». | ||||
Обобщающий урок по теме «Писатели детям» | ||||
Я и мои друзья – 13 часов | ||||
В.Берестов «За игрой» | Прогнозировать содержание раздела. Читать вслух с постепенным переходом про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправлять ошибки при повторном чтении текста. | |||
Э.Мошковская «Я ушёл в свою обиду» В.Берестов «Гляжу с высоты» | Воспринимать на слух художественное произведение. | |||
В.Лунин «Я и Вовка» | Соотносить основную мысль рассказа ,стихотворения с пословицей. | |||
Н.Булгаков «Анна, не грусти» | Объяснять нравственный смысл рассказов. | |||
Н.Булгаков «Анна, не грусти» | ||||
Ю.Ермолаев «Два пирожных» | Объяснять и понимать поступки героев. | |||
В.Осеева «Волшебное слово» | Объяснять и понимать поступки героев. | |||
В.Осеева «Волшебное слово» | ||||
В.Осеева «Хорошее» | Понимать авторское отношение к героям и их поступкам, выразительно читать по ролям. Составлять план рассказа, пересказывать по плану. | |||
В. Осеева «Почему?» | ||||
В. Осеева «Почему?» | ||||
В. Осеева «Почему?» | ||||
Обобщающий урок по теме «Я и мои друзья» | Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Составлять короткий рассказ на предложенную тему. | |||
Люблю природу русскую. Весна – 10 часов | ||||
Весенние загадки. Ф. Тютчев «Зима недаром злится» | Воспринимать на слух художественное произведение. | |||
Ф. Тютчев «Весенние воды» | Воспринимать на слух художественное произведение. | |||
А.Плещеев «Весна», «Сельская песенка» | Воспринимать на слух художественное произведение. | |||
А.Блок «На лугу» С. Маршак «Снег уже теперь не тот» | Воспринимать на слух художественное произведение. | |||
И.Бунин «Матери» | Воспринимать на слух художественное произведение. | |||
А.Плещеев «В бурю» | Воспринимать на слух художественное произведение. | |||
Е.Благинина «Посидим в тишине» | Воспринимать на слух художественное произведение. | |||
Э Мошковская «Я маму мою обидел» | Воспринимать на слух художественное произведение. | |||
С. Васильев «Белая берёза» | Воспринимать на слух художественное произведение. | |||
Обобщение по разделу. Наши проекты | Оценивать свой ответ. | |||
И в шутку и всерьез - 16 часов | ||||
Б.Заходер «Товарищам детям» Б.Заходер «Что красивей всего?» | Прогнозировать содержание раздела. Планировать виды работ с текстом. | |||
Б.Заходер «Песенки Винни- Пуха» | Понимать особенности юмористического произведения. Анализировать заголовок произведения. | |||
Э.Успенский «Чебурашка». | Сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки, используя слова с противоположным значением | |||
Э.Успенский «Если был бы я девчонкой» | Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов. |
| ||
Э.Успенский «Над нашей квартирой» | Пересказывать подробно на основе вопросов учебника, выразительно читать отрывки из них. |
| ||
Э.Успенский «Память» | Инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов. |
| ||
В.Берестов «Знакомый» | Пересказывать веселые рассказы. Придумывать собственные веселые истории. | |||
В.Берестов «Путешественники» | Оценивать свой ответ. | |||
В.Берестов «Кисточка» | Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. | |||
И.Токмакова «Плим» | Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. | |||
И.Токмакова «В чудной стране» | Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. | |||
Г.Остер «Будем знакомы!» | Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. | |||
Г.Остер «Будем знакомы!» | ||||
В. Драгунский «Тайное становится явным» | Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. | |||
В. Драгунский «Тайное становится явным» | ||||
Обобщающий урок по теме «И в шутку и всерьез» | Оценивать свой ответ. | |||
Литература зарубежных стран – 16 часов | ||||
Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков «Бульдог по кличке Дог», «Перчатки» | Прогнозировать содержание раздела | |||
Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков «Бульдог по кличке Дог», «Перчатки» | ||||
Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети». | Выбирать книгу для самостоятельного чтения. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. | |||
Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети». | ||||
Ш.Перро «Кот в сапогах». | Воспринимать на слух художественное произведение. | |||
Ш.Перро «Кот в сапогах». | ||||
Ш.Перро «Кот в сапогах». | ||||
Ш.Перро «Кот в сапогах». | ||||
Ш.Перро «Красная шапочка» | Объяснять значение незнакомых слов. Определять героев произведения. | |||
Ш.Перро «Красная шапочка» | ||||
Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине» | Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различия. | |||
Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине» | ||||
Э.Хогарт «Мафин и паук». | Давать характеристику героев произведения. Придумывать окончание сказок. | |||
Э.Хогарт «Мафин и паук». | ||||
Э.Хогарт «Мафин и паук». | ||||
Обобщающий урок по теме «Литература зарубежных стран» Проект «Мой любимый писатель –сказочник» | Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран. Составлять план сказки, определять последовательность событий. Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказке. Участвовать в проектной деятельности. Создавать свои собственные проекты | |||
Итого: | 136 часов | часов |
Описание материально-технического обеспечения учебного процесса
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.Литературное чтение. Учебник для 2 класса начальной школы. В 2-х ч. Ч1,2. – М.: Просвещение, 2012.
- Коти Т.Ю. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 2 класс, Москва «Просвещение» 2012.
- Крылова О.Н. Литературное чтение: итоговая аттестация: 2 класс: типовые текстовые задания. – М.: Экзамен, 2011.
- Кутявина С.В. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение 2 класс. – М.: ВАКО, 2010.
- Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Тексты по проверке техники чтения. – М.:АСТ-Астрель, 2005.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
- Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
- Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов.
- Детские книги разных типов из круга детского чтения.
- Портреты поэтов и писателей.
- Репродукции картин художников.
Технические средства обучения
- классная доска с креплениями для таблиц;
- магнитная доска;
- персональный компьютер с принтером;
- ксерокс;
- аудиомагнитофон;
- CD/DVD – проигрыватель;
- телевизор с диагональю не менее 72 см;
- мультимедийный проектор;
- экспозиционный экран размером 150 х 150 см
Экранно – звуковые пособия:
- Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений в соответствии с программой обучения.
- Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
- Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по литературному чтению.
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания ШМО №1
от ___________.
СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР ___________
Макарова О.А.
______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.
Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...
рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...
рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс
рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Школа России в рабочем конструкторе
Рабочая программа составлена в в соответствии обновленному стандарту ФГОС в рабочем коеструкторе....