ПРОБЛЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕТЕ НОВЫХ ФГОС
методическая разработка на тему

Гладилина Елена Владимировна

Методическая статья на тему "ПРОБЛЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕТЕ НОВЫХ ФГОС "

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_nachalnogo_yazykovogo_obrazovaniya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ  

В СВЕТЕ НОВЫХ ФГОС

Учитель Гладилина Е. В.

Начальное языковое образование младших школьников сегодня, как и все отечественное образование, переживает период, не имеющий в истории аналогов по сложности, остроте и динамичности. Выделяются объективные и субъективные проблемы, которые обусловлены: во-первых, новыми требованиями рыночной экономики и быстро формирующимся информационным обществом; во-вторых, многочисленными программами, которые реализуются в практике начального языкового образования; в-третьих, новыми требованиями ФГОС второго поколения для начальной школы.

В последнее десятилетие существенно изменилось обучение в начальной школе русскому (родному) языку, в частности усилилась личностно развивающая функция языка, все более четко выраженной становится коммуникативно-речевая направленность, реализация языкового образования и речевого развития учащихся сливаются в единый процесс. Сама категория «языковое образование» расширяет свое содержание и требует уточнения. Лингвисты и методисты в настоящее время рассматривают «языковое образование» с двух сторон: с одной стороны – как лингвометодическую категорию с присущими ей дидактическими признаками, с другой – в русле современной трактовки «языковой личности» [1] как готовность ученика к полноценной речевой деятельности. Оба аспекта при этом тесно взаимодействуют. Отсюда «языковое образование школьника – это процесс и результат познавательной деятельности, направленной на овладение языком и речью, на саморазвитие и становление ученика как личности. Уровень языкового образования – это уровень готовности школьника к полноценной речевой деятельности в устной и  письменной форме» [2].

К сожалению не все учителя-практики в начальной школе осознают важность пересмотра своей педагогической деятельности в аспекте этой категории. Этот факт не может не вызывать проблем начального языкового образования.

Обозначены  некоторые, наиболее важные современные проблемы обучения русскому языку в начальных классах, позволяющие адаптироваться к новым требованиям развивающего общества и к введению новых ФГОС.

Образовательный стандарт направлен на обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений. Между тем, вариативность начального языкового образования не позволяет обеспечить это единое образовательное пространство. Переход младшего школьника из одного образовательного учреждения в другое обусловлено определенными трудностями, т.к. содержание программного материала, сроки и последовательность изучения некоторых тем по различным УМК отличаются. Для решения этой проблемы, важно провести подробный анализ всех программ УМК по русскому языку для начальной школы и привести их к единому требованию стандарта. При этом нужно не потерять то рациональное зерно, которое отличает каждую методическую систему или технологию обучения.

Ядром всех УМК и методических систем начального языкового образования, на наш взгляд, должна стать классическая система обучения русскому языку в начальных классах, адаптированная к парадигме личностно-развивающего обучения. Наиболее близка к этому ядру УМК Т.Г. Рамзаевой, в котором интегрируются классические и инновационные подходы начального языкового образования. Важно отметить, что опытные учителя начальных классов на конференциях и в индивидуальных беседах также высказывают эту мысль.

В основе нового образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. Чтобы достичь этой цели нужно привести в соответствие содержание, методы, технологии обучения младших школьников русскому, родному и иностранному языкам.

В настоящее время проблемами изучения этих языков занимаются различные ученые и практики, а ведь цель у всех одна: развитие языковой личности младшего школьников. Важно интегрировать усилия ученых и практиков в достижении этой важнейшей цели.

В новом ФОГС для начальной школы не случайно устанавливаются требования к метапредметным результатам обучающихся, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. Важно через изучение предметной области «Филология», в которую должен войти также и иностранный язык, предусмотреть освоение универсальных учебных, результатом которых будут метапредметные умения и навыки.

В некоторых УМК по русскому языку для начальной школы эти задачи уже решаются («Перспективная начальная школа», «Начальная школа XXI века»). В них предполагается формирование позиции младшего школьника как полноценного субъекта учебной деятельности, осуществляющего самостоятельно все его этапы: 1) целеполагаение; 2) планирование; 3) реализация цели; 4) анализ (оценка) результата. Между тем, следует активнее интегрировать усилия методистов и составителей УМК по курсу «Филология» в реализации требований к метапредметным результатам младших школьников.    

В новые ФГОС в рамках специфики содержания предметной области «Филология» включены предметные результаты. В частности младшие школьники должны овладеть учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Для решения этой задачи следует в первую очередь в процессе начального языкового образования сформировать систему лингвистических знаний.

Особое внимание в ФГОС для начальной школы уделено формированию основ духовно-нравственной культуры народов России. Это внимание обусловливает духовность и нравственность как неотъемлемую часть культуры общества России, следовательно, и ознакомление с её нормами должно происходить на широком историко-культурном фоне. Поэтому духовно-нравственное воспитание в процессе обучения младших школьников русскому языку рассматривается как широкая область ценностных ориентаций учащегося, отражающих его отношение к окружающей действительности, мотивацию поведения, индивидуальные проявления в деятельности. В решении этой проблемы русский язык может и должен стать одним из главных средств. Между тем содержание УМК по русскому языку для начальной школы во многом не отвечает этому требованию нового стандарта.

Итак, в рамках статьи  описаны некоторые, наиболее важные современные проблемы начального языкового образования в свете новых ФГОС.  


Список литературы

  1. 9
  2. 9

9.

10. 9 

11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.        Утвержден        приказом Министерства образования и науки Российской Федерации         от « 6 » октября 2009 г. № 373


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ уроков в свете новых ФГОС

« Урок – это зеркало общей ипедагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства ,показатель его кругозора. эрудиции» В.А. Сухомлинский...

Опыт работы по проблеме "Из опыта работы в обучении французскому языку в начальной школе в свете требований ФГОС нового поколения"

Из опыта работы в обучении французскому языку  в начальной школе в свете требований  ФГОС нового поколения...

Анализ урока в свете новых ФГОС

Как в сегодняшнем уроке соседствует традиционное и новое...

«ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ТЕХНОЛОГИИ НАЧАЛЬНОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Речь человека – это показатель его интеллекта и культуры. Чем речь точнее образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества....

Проектирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся с ОВЗ в свете новых ФГОС.

В выступлении отражена актуальная проблема работы с детьми с ОВЗ в начальной школе в условиях ФГОС. Рассматриваются пути решения данной проблемы в современной школе, о необходимости осуществления всес...

Публичные выступления «Современный урок – в начальной школе в свете новых ФГОС нового поколения»

Основной формой организации учебных занятий на протяжении многих лет являетсяурок. Современный урок есть не только динамичная и вариативная форма организациипроцесса целенаправленного взаимодействия п...

2020 Реферат «Теория и технологии начального языкового образования»

Педагогика — наука, изучающая закономерности передачи старшим и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда. Каждое поколение людей решает три важне...