Статья "Развитие логического мышления на уроках"
статья на тему

Колесникова Анна Николаевна

В статье содержится материал для развития логического мышления на уроках в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_logicheskogo_myshleniya.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие логического мышления на уроках.

Колесникова А. Н.

Муниципальная общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов г Губкина

            В настоящее время уже ни у кого не возникает сомнения в том, что молодое поколение должно быть готово к творческой деятельности, обладать поисковым мышлением, иметь высокий уровень интеллектуального развития. Школа обязана научить своих питомцев мыслить логически, нестандартно, нестереотипно.

            Мне как учителю нужно создать такие условия, выбрать такие методы, приемы обучения, которые предоставят возможность ребенку получить определенный объем знаний, но и приобрести навыки мыслительной деятельности, от которых зависят качественные изменения в интеллектуальном развитии школьника.

            В качестве темы по самообразованию я выбрала тему: «Развитие логического мышления  на уроках в системе развивающего обучения Л. В. Занкова в условиях школы с углубленным изучением отдельных предметов».

           Данная проблема актуальна в настоящее время, а решение поставленных задач в современной школе позволяет:

-повысить интерес к изучаемому предмету,

- облегчить и ускорить усвоение знаний,

- непрерывно повторять полученные знания в новых условиях и обучать на определенном уровне трудности,

- обогащать словарный запас детей,

- формировать орфографический навык детей,

-развивать творческое мышление и воображение.

           Формирование логического мышления -  важнейшая составляющая часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов.

           Развитие логического мышления – одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Поэтому я уделяю этому большое  внимание в классе, обучающемся по системе Л.В.Занкова.                                                                                                                        Ребенок, придя в школу, воспринимает предметы целостно, но односторонне, не охватывает всех его признаков. Он выделяет чаще всего цвет предмета – «огурец зеленый, портфель черный».

          Я учу ребенка видеть не только цвет, но и форму, величину, материал, понимать назначение предмета, т.е. видеть предмет разносторонне, в многообразии его особенностей и отличительных признаков.

          Сначала учу видеть отдельные предметы, выделяя в них различные признаки, затем наблюдать отдельные предметы, переходим к сравнению предметов, определяя, в чем их сходство и различие, группируем предметы по общим признакам, делаем выводы из наблюдений. Такая работа по развитию логического мышления ведется на всех уроках: на уроках математики и чтения, русского языка и изобразительного искусства, на экскурсиях и уроках труда.

           Математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления. Задача учителя – полнее использовать эти возможности при обучении детей математике.

Линия на развитие познавательных интересов учащихся достаточно четко прослеживается в учебниках математики, по которым я работаю уже три года: в них есть упражнения на развитие внимания, наблюдательности, памяти.

           Уже с первого класса детям необходимы задания логического характера. Я предлагаю задания, направленные на развитие наблюдательности, которые тесно связаны с такими приемами логического мышления, как анализ, сравнение, синтез и обобщение, например:

  1. Чем отличаются и чем похожи данные выражения?

2+5      3+2     6-3     8-3

2+6      4+2     7-3     9-4

  1. Найди результат, пользуясь решенным примером:

3+5=8

3+6=

3+7=

3+8=

  1. Сравни числа, записанные в первом и втором столбиках. Сумма чисел в первом столбике равна 18. Как можно найти сумму чисел, записанных во втором столбике?
  1. 13
  2. 14
  3. 15
  4. 16
  1. Продолжи данный ряд чисел:

3, 5, 7, 9, 11…

1, 4, 7, 10…

          В процессе изучения нумерации чисел очень часто предлагаю сравнивать два числа, например: 15 и 35. Сколько разнообразных ответов можно услышать! Для выполнения таких заданий ученик должен  не только владеть запасом определенных терминов и понятий, но и уметь  устанавливать между ними взаимосвязь, проявить наблюдательность, проанализировать полученные данные. А это способствует не только осознанному усвоению материала, но и умственному развитию.

          На уроках математики во втором и третьем классах мы наблюдаем и сопоставляем числа, геометрические фигуры – математические факты и явления:

1.а) Рассмотри суммы:

          8+9  3+7  4+5  5+6  7+8

       Чем они похожи?

     б) Найди в таблице сложения равенства, которые помогут найти значение выражений. Запиши их в столбик.

     в) Рядом с каждым равенством запиши данную сумму и ее значение.

     г) Сравни записи в строках:

          8+9=17         9+8=17

          9+8=17         8+9=17

    д.) Запиши разности, которые можно решить при помощи тех же равенств из таблицы сложения, и найди их значение.

2. Найди значение выражений:

         64-32:8+23     32:8+64:8     92-48:8-34

         21:7+35:5       56+42:6-17   8 6+72:9

    Разделим выражения на две группы так, чтобы в каждой группе были похожие выражения.

  1. Прочитай текст:

Для оформления витрины в магазине использовали 16 мягких игрушек, а механических на 5 больше, чем мягких.

    Что заметил? Это задача?

б) Дополни текст так, чтобы получилась простая задача (задача, которая решается одним действием). Запиши решение задачи.

в) Дополни этот текст так, чтобы задачу можно было решить двумя действиями. Запиши решение задачи.

            В процессе обучения рассуждениям побуждаю учащихся к поискам новых примеров, подтверждающих правильность сделанного вывода, и учу сопоставлять с теми фактами, на основе которых он сделан, искать и такие факты, которые могут опровергнуть вывод, например:

1. Сравни выражение, найди общее в полученных неравенствах, сформулируй вывод:

                                   2+3 … 2х3

                                   4+4 … 3х4

                                   4+5 … 4х5

                                   5+6 … 5х6

Вывод: сумма двух последовательных чисел всегда меньше  произведения этих же чисел – неверный, так как 0+1>0х1, 1+2>1х2.

 В учебниках по математике очень много заданий, которые способствуют развитию логического мышления, например:

        Решить примеры вида: а:1, в:в

         По словам замечательного педагога В.А.Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. Развитие творческих способностей – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

 Психологами установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже. Отсутствие же творческого начала, как правило, становится в старших классах непреодолимым препятствием, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников и т.п.

Б. Никитин среди пяти условий развития способностей детей выдвигает на первое место раннее начало. Из всего этого следует, что перед учителем начальных классов встает задача развития ребенка, его творческих способностей, воспитания творческой личности в целом.

По выражению Выготского, творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое. Таким образом, деятельность учащихся может быть названа творческой, если результатом ее является  продукт, обладающий новизной. Учитель-новатор И.П.Волков пишет, что творчество младшего школьника – это создание им оригинального продукта изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки… творчество, индивидуальность.        

В процессе творческой деятельности развиваются, прежде всего, творческие способности школьника, которые включают в себя развитие творческого воображения, наблюдательности, неординарного мышления.

Предлагаю виды заданий по развитию творческих способностей, которые я проводила в 1 классе на уроках математики.

Задания, развивающие гибкость мышления

  • Сколько сторон у треугольника? (3)
  • Сколько хвостов у курицы? (1)
  • Цифра, похожая на букву З? (3)
  • От количества пальцев на одной руке отнять 4. Сколько останется? (1)
  • Сколько у нас в неделе выходных? (2)
  • Количество сторон у квадрата увеличить на 5 (9).
  • Из записанных цифр составить двузначные числа (31-декабрь, 31-январь, 29-февраль).
  • Что это за числа? В феврале сколько еще бывает дней?
  • Когда в феврале 29 дней, то этот год високосный.
  • Какой сейчас год? (2004).
  • Кто сможет написать это число на доске?

Задание, развивающее внимание, быстроту реакции.

  • Как можно быстрее запишите слова, которые кроются под следующими числами.

 

А

Б

В

Д

Е

И

К

Л

М

О

С

Ь

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

2, 5, 8, 7, 1 (белка)

8, 6, 11, 1 (лиса)

3, 10, 8, 7 (волк)

9, 5, 4, 3, 5, 4, 12 (медведь)

-Что общего в этих словах?

-         Что различного?

-         Кто лишний? Почему?

Субъективизация как способ обучения в первую очередь направлена на развитие интеллекта младшего школьника, основным качеством которого является логическое мышление. Основными логическими приемами формирования понятий является анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация. Игра является ведущим видом деятельности детей. Учеными отмечено, что продуктивность запоминания в игре значительно выше. Развитие памяти тесно связано с развитием мышления у детей. Сюжетно-ролевые игры, особенно игры с правилами, стимулируют, в первую очередь, наглядно-образное мышление. Начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений.

Приведу ряд примеров, которые я использовала на своих уроках.

Задание 1.

Четверо играли в домино 4 часа. Сколько времени играл каждый?

Задание 2.

Петя Задачкин задумал число А и прибавил к нему 12. Сумма получилась на 1 меньше 16. Какое число А задумано? (А= 3)

Задание 3.

В обувном шкафу Ани стоят три пары ботинок. В темноте она берет наугад 4 ботинка. Смогла ли Аня взять пару одинаковых ботинок?

Задание 4.

Сегодня цифра спряталась в дни недели, который предшествует субботе. Какая это цифра? (Цифра и число 5).

Задание 5.

Внимательно посмотрите на запись и найдите лишнее число: 1,3,9,11,7,5. Определите тему урока? ("Двузначное число").

Задание 6.

Задание способствует формированию словесно-логического мышления. Это работа с игровым полем из 9 или 12 клеток, где можно зашифровать тему урока или новый для детей математический термин. (алгоритм).

   

На втором уровне учащимся необходимо сопоставлять два суждения.

Например, Коля, Ваня и Сережа учили таблицу умножения. Один учил таблицу на 5, другой на 6, третий на 9. Кто какую таблицу учил, если Коля знал таблицу умножения на 6 и на 9, а Ваня знал таблицу на 9?

Третий уровень – это задачи, в которых учащимся необходимо соотнести три суждения. Например, Саша, Боря, Женя и Ваня выполняли задание по выбору: решить задачу, примеры, уравнение или найти периметр фигуры. Кто какое задание выполнял, если Саша не решал уравнений, задач и примеров; Боря не решал примеров и задач, а Ваня не решал задач.

При изучении нового материала провожу такие логические задачи:

1.      Нахождение закономерностей – 22, 25, 28, …

-5, 15, …, 35

-5, 7, 35, 6, 8, 48, …, …

2.      Знание разрядности чисел.

-         какое будет число, если в числе 427 число десятков увеличить на 4, а число единиц уменьшить на 2 т.п.

3.      Составление задач по данному выражению или требованию, а также задач, где известны лишь общие характеристики данных.

Например, составьте задачу, где известно одно из слагаемых, а другое неизвестно.

Таня прочитала 9 страниц, а Оксана на 4 страницы меньше. Сколько страниц прочитали девочки вместе?

Для самостоятельной работы использую задачи с поэтапным усложнением (простые-сложные с абстрактными данными).

4.      Словесно – логические задачи.

Через 5 лет Коле будет столько же лет, сколько сейчас Маше? Кто младше?

5.      На этапе закрепления предлагаю задачи на сообразительность:

а) Трое играли в шашки. Всего сыграли 3 партии. Сколько партий сыграл каждый? (2).

б) По улице идут два сына и два отца. Всего 3 человека. Может ли так быть?  

Так же провожу работу над логической задачей в группах.

1. На веревке завязали три узла. На сколько частей узлы разделили веревку?

2. Антон ростом выше Васи, но ниже Сережи. Кто из мальчиков самый высокий? (Сережа).

        Графические диктанты уже давно применяются на уроках в начальной школе для развития руки первоклассника, его мыслительных способностей и воображения, для формирования пространственных представлений у школьника и активизации его внимания, для закрепления навыков счета.

Графический диктант станет подготовкой к изучению темы «Площади фигур», к решению примеров на деление с остатком, к решению уравнений, табличные случаи умножения, сочетательный закон сложения, переместительные законы сложения и умножения, правила выполнения порядка действий в примерах.

Беседа по результатам графического диктанта научит учеников выражать словами взаимное расположение предметов относительно друг друга, что развивает не только пространственное мышление школьников, но и обогащает математический словарный запас учащихся, учит их правильно использовать математические термины. Целенаправленные вопросы развивают у детей умение перемещать фигуры на плоскости, что является подготовкой к восприятию школьного курса геометрии и черчения, развивают творческие возможности учащихся.

Например:

Шаг 1. Отступите вниз на 3 клеточки, посередине поставьте точку 1.

Шаг 2. От точки 1 отсчитайте вниз 6 клеток и вправо – 4 клетки. Поставьте точку 2.

Шаг 3. От точки 2 отсчитайте вниз 8 клеточек. Поставьте точку 3.

Шаг 4. От точки 3 отсчитайте влево 8 клеточек. Поставьте точку 4.

Шаг 5. От точки 4 отсчитайте вверх 8 клеточек. Поставьте точку 5.

Шаг 6. Соедините все точки по порядку, а также точки 2 и 5.

1

- Что у вас получилось?

- Из каких геометрических фигур он состоит?

- Назовите свойства геометрических фигур?

- Давайте превратим его в сказочный, раскрасим цветными

  карандашами.

5

2

4

3

              Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор моих учеников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления на уроках математики

В любой творческой деятельности, в учёбе, в труде, в игре, да и просто в жизни – везде внимание, смышлёность, умение логически мыслить – необходимы человеку, ибо помогают решать проблемы, находить вых...

Развитие логического мышления на уроках математики у младших школьников

Статья с приложением, включающим в себя упражнения, задания, задачи по развитию логического мышления на уроках математики для младших школьников....

КАК развивать логическое мышление на уроках математики в специальной ( коррекционной) школе VIII вида?

Развитие логического мышления умственно отсталых детей является необходимым условием их успешного обучения и развития. Переход к понятийному,  отвлеченному мышлению...

Виды заданий для развития логического мышления на уроках математики в начальной школе

Этот материал можно использовать на уроках математики для развития логического мышления во 2-4-ых классах....

формирование начальных приемов логического мышления на уроках математики

Формирование начальных приемов логического мышления на  уроках  математикиВведение………………………………………….....……………………..…..….31.1 Понятие  о   мышлении   как о  психич...

Развитие логического мышления на уроках математики.

Известно, что младший школьный возраст - активный период для развития мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование и обобщение. В своей педагогической деятельности ...

Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе

Материалы для выступления на методическом объединении, педагогическом совете...