отчет работы методического объединения за 2013-2014учебный год
учебно-методический материал по теме

Белова Ольга Васильевна

Отчет МО за 2013-2014 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_mo_2013-2014.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ работы МО начальных классов за 2013-2014 учебный год

Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, а в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижения оптимального уровня образования.

В 2013-2014 учебном году методическое объединение начальных классов и воспитателей ГПД продолжило работу над темой “Использование современных технологий в образовательном процессе как ведущее направление повышения качества обучения и воспитания младших школьников”, а также работало над новой темой " ФГОС. Подготовка учителя начальных .классов  к переходу на новые стандарты".

Руководствуясь нормативными документами, программами и стандартами образования, учитывая специфику учебного заведения, объективный уровень состояния учебного процесса, уровень обученности, воспитанности и развития обучающихся, квалификацию педагогического коллектива и круг актуальных нерешённых проблем, методическое объединение ставило перед собой следующие задачи:

  • Развитие у обучающихся интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, накапливая опыт коллективных творческих дел;
  • Продолжение работы по реализации принципа индивидуального подхода в обучении и воспитании; формирование у обучающихся потребности в самоконтроле и самооценке;
  • Выявление и реализация образовательного потенциала обучающихся;
  • Использование наиболее эффективных технологий преподавания предметов, разнообразных вариативных подходов к творческой деятельности обучающихся;
  • Продолжение работы над проектно-исследовательской деятельностью младших школьников;
  • Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в профессиональной сфере.
  • Включение педагогов в экспериментальную деятельность по реализации задач стандартов второго поколения

     Методическое объединение учителей начальных классов МБОУ «СОШ №3» состоит из  14 человек.

ФИО

Класс

Квалификационная категория

1

Белова Ольга Васильевна

первая

2

Варлахина Ирина Алексеевна

 первая

3

Голикова Елена Владимировна

первая

4

Демидова Нелли Сергеевна

вторая

5

Капралова Антонина Николаевна

вторая

6

 Першина Елена Николаевна

гпд

нет

7

Морозова Валентина Ивановна

гпд

вторая

8

Назарова Ольга Геннадиевна

 первая

9

Савельева Наталья Алексеевна

первая                            

10

Соловьева Надежда Валентиновна

вторая

11

Сычкова Татьяна Васильевна

первая

12

Тюкина Наталья Васильевна

 первая

13

 Шаркова Светлана Александровна

     4В

 первая

14

Веркина Раиса Александровна

     гпд

нет

15

Буславаева Елена Владимировна

     1В

нет

Учителя в основном с большим  стажем работы, находятся в постоянном развитии, в своей работе являются исследователями, изучают передовой опыт коллег по организации различных форм уроков, знакомятся с новыми программами и концепциями обучения, занимаются самообразованием с целью расширения и углубления профессионально- методических знаний и умений, совершенствования уровня педагогической подготовки. Они заинтересованы в эффективности каждого урока – в достижении намеченной цели,  выполнении программы. Целесообразно используют наглядность и ИКТ, реализовывают основные психологические и гигиенические  требования,  добиваются эффективной  обратной связи с учащимися, рационально  используют время на  уроках, тактичны, соблюдают правила охраны труда. Всеми учителями в работе по обучению обучающихся реализовываются принципы научности, наглядности, прочности, осознанности,  связи теории с  практикой. Правильно выбирают  методы и формы обучения, контролируют знания, умения и навыки обучающихся, используют  дифференцированный подход по отношению к домашним заданиям. Много работают по привитию нравственности обучающихся, формированию общеучебных навыков, работают индивидуально по развитию интеллектуальных способностей обучающихся, стремятся заинтересовать детей учебой, учат быть самостоятельными, вычленять главное в учебном материале, развивают навыки  коллективной работы, работают по привитию организованности и дисциплинированности.

  1. Методическая работа. 

Основные направления работы в 2013-2014 уч.году:

  1. Заседания МО.
  1. Повышение квалификации педагогических кадров, их самообразование.
  2. Обеспечение научно-методической работы.
  3. Обобщение передового опыта.
  4. Работа по введению материалов ФГОС общего образования второго поколения.
  5. Технологическое и информационно-методическое сопровождение введения материалов ФГОС второго поколения.
  6. Организация работы по инструментальному сопровождению введения требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
  7. Работа с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебной деятельности.
  8. Подготовка и участие обучающихся в различных предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях и выставках.

Проведены заседания МО в разных формах по темам:

1.     «Подготовка к новому учебному году 2013-2014»

2.    «  ФГОС.ИКТ технологии. Использование лабораторий в работе с младшими школьниками .Работа в личном информационном пространстве учителя».

3.  «  Нравственное воспитание как одно из основных направлений в работе с младшими школьниками по ФГОС.»

4  «  Современный урок в начальной школе. Технологические карты урока».

5.  «  Использование в работе с младшими школьниками листов оценки индивидуальных достижений метапредметных результатов.»

 
По традиции ежегодно в мае проводилось заседание МО, где обсуждался план работы на будущий учебный год  и проводился анализ работы МО за текущий год. По плану проводилось заседания МО, где учителя выступали по темам самообразования. На  заседаниях    учителями  выявлялись  проблемы  и  их  причины, вырабатывались пути их решения. МО начальных классов сотрудничает с психологом, который дает консультации учителям.

Особое внимание на протяжении учебного года было уделено теме «Внедрение в практику проектной деятельности».

На заседании МО было принято решение обучающихся начальной школы активнее привлекать к исследовательской и проектной деятельности в учебно-внеклассной работе.

   Одним из приоритетных направлений в работе учителей начальной школы остается направление по сохранению и укреплению здоровья учеников. На заседании МО были определен комплекс мероприятий, способствующих укреплению здоровья в начальной школе:

- продолжительность урока для обучающихся 1 класса – 35 минут,

- начало учебного дня в начальных классах отмечать организованной зарядкой,

- учитывая то, что длительность активного внимания младших школьников не превышает 20 минут, часть времени урока следует использовать на проведение физкультминуток,

- нельзя требовать от обучающихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться с изменением позы ребенка,

- использовать рационально подобранные, а при необходимости - специально сконструированные и индивидуально дозированные игры оздоровительной направленности,

- витаминизация блюд школьных столовых,

- оптимизация расписания занятий,

- проведение упражнений во время учебного процесса, направленных на коррекцию зрения и осанки,

- организация индивидуального и группового консультирования родителей по вопросам профилактики заболеваемости детей.

 В течение учебного  года учителя начальных классов участвовали в конкурсах, активно делились своим опытом через семинары, открытые уроки.  Открытые уроки показали    Сычкова Татьяна Васильевна(   окружающий мир ),    Назарова Ольга Геннадьевна( русский язык),Голикова Елена Владимировна (русский язык и литературное чтение),Варлахина Ирина Алексеевна (русский язык и математика),Тюкина Наталья Васильевна (математика),Шаркова Светлана Александровна(Литературное чтение и математика). На последнем заседании МО все учителя выступили с обменом опыта по  проделанной за год работе. Учителя Варлахина И.А,  Голикова Е.В,  Шаркова С.А.  защитились в этом учебном году на первую квалификационную категорию.

Работа с документацией и контроль над ее состоянием

- Знакомство с инструкцией «Соблюдение единого орфографического режима при оформлении журналов и ведении тетрадей учащимися».

- Проверка тетрадей: «Соблюдение единых орфографических требований по русскому языку и математике» в 1,2,3,4кл

-  Проверка классных журналов, личных дел обучающихся.

-  Проверка дневников: «Наличие и правильность оформления; работа обучающихся в дневниках 2,3,4 кл».

-  Корректировка тематического планирования, выполнение программ.

-  Проверка рабочих тетрадей: «Соблюдение норм оценок 3-4 классы».

-  Контроль за прохождением учебных программ.

- Проверка тетрадей «Регламент контрольных и проверочных работ по русскому языку и математике".

Контроль ЗУНов

 - Входные КР 3-4 классы.

-  Мониторинг ЗУНов обучающихся через промежуточный контроль.

-  Итоговые КР 3-4 классы.

-  Проверка техники чтения.

- Мониторинговое тестирование в концегода в 1- 4 класса.

II.  Повышение квалификации учителей осуществлялось в следующем:

 

1. Курсы по изучению ФГОС ( учителя начальных классов классов)

2. Созданы  условия  для  самообразования:  методическая  литература, наглядные пособия, электронные приложения; распечатки, ксерокопирование  и обеспечение всех педагогов профессионально важной информацией. 

3. Работа по темам самообразования (изучение литературы, разработка методических материалов, применение их в УВ процессе).

4. Посещение уроков учителей.

5. Обмен опытом между учителями по вопросу использования ИТ в своей профессиональной деятельности.

6. Все учителя начальных классов владеют информационными технологиями: создают к урокам и мероприятиям презентации, раздаточный материал, буклеты. Используют на уроках мультимедийное оборудование.

III.  Учебная деятельность.

В 2013-14 учебном году в начальной школе работало 11 классов по программе (1-4).

  Обучение в школе велось по уровням:

система Л.В.Занкова    

УМК "Школа России"  

УМК «Школа 2100»

Мониторинг уровня учебных достижений обучающихся

                                                и  качества преподавания в 4 классах 

Русский язык:   

Класс               Успеваемость           Качество

4 «а»

4 «б»

 4»в»
    Анализ ошибок, допущенных учащимися в диктанте, показал, что наиболее типичными ошибками являются:

• Пропуск, замена, искажение букв, слогов, слов ;
• Написание безударной гласной, проверяемой ударением ;
• Падежные окончания существительных ;
• Звонкие и глухие согласные.

Анализируя причины ошибок, допущенных учащимися в итоговой работе, можно выделить наиболее важные из них, такие как:

• Недостаточно высокий уровень сформированности у обучающихся навыков чтения, что, безусловно, сказывается на русском языке;
• Отсутствие у многих обучающихся орфографической зоркости, врожденной грамотности, высокого уровня сформированности навыков контроля и самоконтроля;
• Недостаточный  уровень сформированности у   обучающихся умения применять полученные знания на практике;
• Отсутствие в большинстве случаев систематической работы над ошибками;
• В отдельных случаях выраженная логопедическая проблема.

 Математика:

Класс                Успеваемость            Качество
                                                 
4-а                            
4-б                        
4-в                      
Среди причин, лежащих в основе выявленных в ходе проведения итоговых работ по математике ошибок, допущенных учащимися, можно выделить следующие, наиболее существенные:

• Недостаточный уровень сформированности у обучающихся младших классов общего способа работы над задачей (анализ условия задачи, составления плана решения задач, реализация принятого плана с пояснением действий и проверка решения);
• Трудности в уяснении смысла задачи (особенно, если задача дана в косвенной форме);
• Слабый навык сформированности у обучающихся контроля и самоконтроля;
• Отрыв отдельных теоретических знаний от практики (от умения применять на практике полученные знания);
• Недостаточно прочно у некоторых обучающихся отработаны приёмы работы с таблицами сложения и вычитания, умножения и деления на этапе доведения навыков до уровня автоматизма;
• Недостаточно высокий  уровень усвоения учащимися алгоритма вычислений, в записи множи-телей, при умножении чисел “в столбик”, в делении чисел с нулем “в середине”, в определении числа цифр в частном, в действиях с многозначными числами.
Проблема повышения уровня математической подготовки обучающихся начальных классов как в плане развития, так и в плане формирования вычислительных навыков и умений решать задачи, остается важной для методического объединения и школы в ближайшее время.

IV. Внеклассная и внеурочная работа по предметам. Организация и проведение предметных недель. Развитие системы поддержки талантливых детей

  • Неделя русского языка.
  • Неделя математики.
  • День науки.
  • Городские олимпиады по предметам.
  • Введение портфолио обучающихся.
  • Организация исследовательской деятельности ( в течение года).

В течение учебного года обучение по предметам сочеталось с внеклассной  работой, индивидуальным  и  коллективным  творчеством  детей. В рамках предметных недель учителя дали открытые уроки с последующим обсуждением, анализом уроков. В начальной школе проходили предметные недели по русскому языку и математике, «День науки».Ученики нашей школы заняли призовые места на городских олимпиадах по основным предмета:  Тимошина Екатерина (2 место по русскому языку),  Супрунова Ольга  (  1 место -  русский язык),Мантров Дмитрий (2 место- математика).Много призовых мест заняли дети и в различных чемпионатах и конкурсах.
Традицией начальной школы стали экскурсии в музеи, посещение театра, различных выставок, выступление ребят в разных классах со своими инсценировками. Наши ученики участвовали в конкурсе проектных работ. Начальная школа в течение учебного года вела активное сотрудничество с городской и школьной библиотеками, домом Детского Творчества,  . В школе организованно прошли разного рода спортивные мероприятия, новогодний праздник, праздники, приуроченные к разным знаменательным датам и календарным праздникам. На протяжении всего учебного года ученики начальной школы принимали активное участие в школьных, городских, районных и областных конкурсах

Учителя МО уделяют серьёзное внимание совершенствованию воспитательной работы. В этом учебном году учащиеся начальной школы принимали участие в различных  творческих конкурсах.
Внеклассная работа способствовала развитию интереса к учебным дисциплинам, развитию творческих способностей и активной познавательной деятельности  детей, сплоченности детского коллектива.  

V. Работа с родителями

- Общешкольное родительское собрание  

- Составление карт социального состава семей обучающихся.

- Ежемесячные родительские собрание.

- Рейд по посещению неблагополучных семей.

- Индивидуальные собеседования с родителями.

- Привлечение родителей к участию в общешкольных и классных мероприятиях.

- Консультации, информирование родителей о летнем отдыхе обучающихся.

Выводы:

  1. Тематика заседаний МО отражала основные проблемные вопросы, которые стремится решать педагогический коллектив школы.
  1. В основном, поставленные задачи на 2013-2014 учебный год были выполнены.
  2. Повышается профессиональный образовательный уровень педагогов: в течение года педагоги продолжали активно внедрять метод проектов в свою педагогическую практику.
  3. Эффективным оказалось внедрение в учебный  процесс уроков с компьютерной поддержкой: увеличилось число педагогов, участвующих в инновационных процессах.
  4. В ходе проведения открытых мероприятий, конкурсов,  работой над проектами педагоги проявили хорошие организаторские и профессиональные способности; разнообразные формы проведения мероприятий вызвали интерес у обучающихся.

Наряду с имеющимися положительными результатами в работе имеются недостатки:

  1. Не все педагоги заинтересованы внедрением новых форм обучения в учебный процесс.
  1. В прошедшем учебном году было проведено мало открытых уроков, не все педагоги приняли участие в защите учебных проектов.
  2. Некоторые педагоги допускают много фактических ошибок при заполнении классных журналов, не соблюдается единый орфографический режим при ведении тетрадей.

Предложения:

  1. Продолжить работу над проблемой успешного применения в УВ процессе эффективных форм и приемов обучения, инновационных технологий:  увеличивать в арсенале педагогов количество уроков с использованием  ИК технологий.
  1. Повышать компетентность отдельных педагогов при работе с документацией.
  2. Провести работу по уточнению норм единого орфографического режима.
  3. Накапливать и систематизировать коллекцию уроков с использованием мультимедийных средств.
  4. Организовать публикацию творческих работ педагогов.

Руководитель МО   Белова О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о работе методического объединения

Предлагается отчет о работе методического объединения. Председателем МО была я....

Отчет о работе методического объединения учителей начальных классов на методическом совете школы.

В современной школе необходимо воспитывать и развить в ребенке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.Дости...

отчет о работе методического объединения учителей начальных классов

В отчете представлена работа шмо учителей начальных классов за 2011-2012 учебный год....

Аналитический отчет о работе методического объединения учителей начальных классов МБОУ «СОШ№7» за 2017 - 2018 учебный год.

Коллектив начальной школы в 2017-18 у. г. продолжал работать над темой: «Корпоративное обучение эффективным практикам согласно ФГОС».Вся работа МО была направлена на достижение цели: &laqu...

Отчет о работе методического объединения учителей начальных классов МБОУ «СОШ№7» за 2018 - 2019 учебный год.

Методическая тема над которой работало МО учителей начальных классов:«КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫМ ПРАКТИКАМ СОГЛАСНО ФГОС»Цель: создание инклюзивного образовательного пространства н...

Отчет о работе методического объединения учителей начальных классов МБОУ «СОШ№7» за 2018 - 2019 учебный год.

Методическая тема над которой работало МО учителей начальных классов:«КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫМ ПРАКТИКАМ СОГЛАСНО ФГОС»Цель: создание инклюзивного образовательного пространства н...

Отчет работы методического объединения учителей начальных классов за 2019-2020 учебный год.

Методическая тема МО учителей начальных классов:«Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях  реализации ФГОС НОО»Цель:Совершенствование педагогическог...