отчет работы методического объединения за 2013-2014учебный год
учебно-методический материал по теме
Предварительный просмотр:
АНАЛИЗ работы МО начальных классов за 2013-2014 учебный год
Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, а в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижения оптимального уровня образования.
В 2013-2014 учебном году методическое объединение начальных классов и воспитателей ГПД продолжило работу над темой “Использование современных технологий в образовательном процессе как ведущее направление повышения качества обучения и воспитания младших школьников”, а также работало над новой темой " ФГОС. Подготовка учителя начальных .классов к переходу на новые стандарты".
Руководствуясь нормативными документами, программами и стандартами образования, учитывая специфику учебного заведения, объективный уровень состояния учебного процесса, уровень обученности, воспитанности и развития обучающихся, квалификацию педагогического коллектива и круг актуальных нерешённых проблем, методическое объединение ставило перед собой следующие задачи:
- Развитие у обучающихся интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, накапливая опыт коллективных творческих дел;
- Продолжение работы по реализации принципа индивидуального подхода в обучении и воспитании; формирование у обучающихся потребности в самоконтроле и самооценке;
- Выявление и реализация образовательного потенциала обучающихся;
- Использование наиболее эффективных технологий преподавания предметов, разнообразных вариативных подходов к творческой деятельности обучающихся;
- Продолжение работы над проектно-исследовательской деятельностью младших школьников;
- Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в профессиональной сфере.
- Включение педагогов в экспериментальную деятельность по реализации задач стандартов второго поколения
Методическое объединение учителей начальных классов МБОУ «СОШ №3» состоит из 14 человек.
№ | ФИО | Класс | Квалификационная категория |
1 | Белова Ольга Васильевна | 1А | первая |
2 | Варлахина Ирина Алексеевна | 3В | первая |
3 | Голикова Елена Владимировна | 2В | первая |
4 | Демидова Нелли Сергеевна | 2А | вторая |
5 | Капралова Антонина Николаевна | 1Б | вторая |
6 | Першина Елена Николаевна | гпд | нет |
7 | Морозова Валентина Ивановна | гпд | вторая |
8 | Назарова Ольга Геннадиевна | 4Б | первая |
9 | Савельева Наталья Алексеевна | 4А | первая |
10 | Соловьева Надежда Валентиновна | 3Б | вторая |
11 | Сычкова Татьяна Васильевна | 2Б | первая |
12 | Тюкина Наталья Васильевна | 3А | первая |
13 | Шаркова Светлана Александровна | 4В | первая |
14 | Веркина Раиса Александровна | гпд | нет |
15 | Буславаева Елена Владимировна | 1В | нет |
Учителя в основном с большим стажем работы, находятся в постоянном развитии, в своей работе являются исследователями, изучают передовой опыт коллег по организации различных форм уроков, знакомятся с новыми программами и концепциями обучения, занимаются самообразованием с целью расширения и углубления профессионально- методических знаний и умений, совершенствования уровня педагогической подготовки. Они заинтересованы в эффективности каждого урока – в достижении намеченной цели, выполнении программы. Целесообразно используют наглядность и ИКТ, реализовывают основные психологические и гигиенические требования, добиваются эффективной обратной связи с учащимися, рационально используют время на уроках, тактичны, соблюдают правила охраны труда. Всеми учителями в работе по обучению обучающихся реализовываются принципы научности, наглядности, прочности, осознанности, связи теории с практикой. Правильно выбирают методы и формы обучения, контролируют знания, умения и навыки обучающихся, используют дифференцированный подход по отношению к домашним заданиям. Много работают по привитию нравственности обучающихся, формированию общеучебных навыков, работают индивидуально по развитию интеллектуальных способностей обучающихся, стремятся заинтересовать детей учебой, учат быть самостоятельными, вычленять главное в учебном материале, развивают навыки коллективной работы, работают по привитию организованности и дисциплинированности.
- Методическая работа.
Основные направления работы в 2013-2014 уч.году:
- Заседания МО.
- Повышение квалификации педагогических кадров, их самообразование.
- Обеспечение научно-методической работы.
- Обобщение передового опыта.
- Работа по введению материалов ФГОС общего образования второго поколения.
- Технологическое и информационно-методическое сопровождение введения материалов ФГОС второго поколения.
- Организация работы по инструментальному сопровождению введения требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
- Работа с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебной деятельности.
- Подготовка и участие обучающихся в различных предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях и выставках.
Проведены заседания МО в разных формах по темам:
1. «Подготовка к новому учебному году 2013-2014»
2. « ФГОС.ИКТ технологии. Использование лабораторий в работе с младшими школьниками .Работа в личном информационном пространстве учителя».
3. « Нравственное воспитание как одно из основных направлений в работе с младшими школьниками по ФГОС.»
4 « Современный урок в начальной школе. Технологические карты урока».
5. « Использование в работе с младшими школьниками листов оценки индивидуальных достижений метапредметных результатов.»
По традиции ежегодно в мае проводилось заседание МО, где обсуждался план работы на будущий учебный год и проводился анализ работы МО за текущий год. По плану проводилось заседания МО, где учителя выступали по темам самообразования. На заседаниях учителями выявлялись проблемы и их причины, вырабатывались пути их решения. МО начальных классов сотрудничает с психологом, который дает консультации учителям.
Особое внимание на протяжении учебного года было уделено теме «Внедрение в практику проектной деятельности».
На заседании МО было принято решение обучающихся начальной школы активнее привлекать к исследовательской и проектной деятельности в учебно-внеклассной работе.
Одним из приоритетных направлений в работе учителей начальной школы остается направление по сохранению и укреплению здоровья учеников. На заседании МО были определен комплекс мероприятий, способствующих укреплению здоровья в начальной школе:
- продолжительность урока для обучающихся 1 класса – 35 минут,
- начало учебного дня в начальных классах отмечать организованной зарядкой,
- учитывая то, что длительность активного внимания младших школьников не превышает 20 минут, часть времени урока следует использовать на проведение физкультминуток,
- нельзя требовать от обучающихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться с изменением позы ребенка,
- использовать рационально подобранные, а при необходимости - специально сконструированные и индивидуально дозированные игры оздоровительной направленности,
- витаминизация блюд школьных столовых,
- оптимизация расписания занятий,
- проведение упражнений во время учебного процесса, направленных на коррекцию зрения и осанки,
- организация индивидуального и группового консультирования родителей по вопросам профилактики заболеваемости детей.
В течение учебного года учителя начальных классов участвовали в конкурсах, активно делились своим опытом через семинары, открытые уроки. Открытые уроки показали Сычкова Татьяна Васильевна( окружающий мир ), Назарова Ольга Геннадьевна( русский язык),Голикова Елена Владимировна (русский язык и литературное чтение),Варлахина Ирина Алексеевна (русский язык и математика),Тюкина Наталья Васильевна (математика),Шаркова Светлана Александровна(Литературное чтение и математика). На последнем заседании МО все учителя выступили с обменом опыта по проделанной за год работе. Учителя Варлахина И.А, Голикова Е.В, Шаркова С.А. защитились в этом учебном году на первую квалификационную категорию.
Работа с документацией и контроль над ее состоянием
- Знакомство с инструкцией «Соблюдение единого орфографического режима при оформлении журналов и ведении тетрадей учащимися».
- Проверка тетрадей: «Соблюдение единых орфографических требований по русскому языку и математике» в 1,2,3,4кл
- Проверка классных журналов, личных дел обучающихся.
- Проверка дневников: «Наличие и правильность оформления; работа обучающихся в дневниках 2,3,4 кл».
- Корректировка тематического планирования, выполнение программ.
- Проверка рабочих тетрадей: «Соблюдение норм оценок 3-4 классы».
- Контроль за прохождением учебных программ.
- Проверка тетрадей «Регламент контрольных и проверочных работ по русскому языку и математике".
Контроль ЗУНов
- Входные КР 3-4 классы.
- Мониторинг ЗУНов обучающихся через промежуточный контроль.
- Итоговые КР 3-4 классы.
- Проверка техники чтения.
- Мониторинговое тестирование в концегода в 1- 4 класса.
II. Повышение квалификации учителей осуществлялось в следующем:
1. Курсы по изучению ФГОС ( учителя начальных классов классов)
2. Созданы условия для самообразования: методическая литература, наглядные пособия, электронные приложения; распечатки, ксерокопирование и обеспечение всех педагогов профессионально важной информацией.
3. Работа по темам самообразования (изучение литературы, разработка методических материалов, применение их в УВ процессе).
4. Посещение уроков учителей.
5. Обмен опытом между учителями по вопросу использования ИТ в своей профессиональной деятельности.
6. Все учителя начальных классов владеют информационными технологиями: создают к урокам и мероприятиям презентации, раздаточный материал, буклеты. Используют на уроках мультимедийное оборудование.
III. Учебная деятельность.
В 2013-14 учебном году в начальной школе работало 11 классов по программе (1-4).
Обучение в школе велось по уровням:
система Л.В.Занкова
УМК "Школа России"
УМК «Школа 2100»
Мониторинг уровня учебных достижений обучающихся
и качества преподавания в 4 классах
Русский язык:
Класс Успеваемость Качество
4 «а»
4 «б»
4»в»
Анализ ошибок, допущенных учащимися в диктанте, показал, что наиболее типичными ошибками являются:
• Пропуск, замена, искажение букв, слогов, слов ;
• Написание безударной гласной, проверяемой ударением ;
• Падежные окончания существительных ;
• Звонкие и глухие согласные.
Анализируя причины ошибок, допущенных учащимися в итоговой работе, можно выделить наиболее важные из них, такие как:
• Недостаточно высокий уровень сформированности у обучающихся навыков чтения, что, безусловно, сказывается на русском языке;
• Отсутствие у многих обучающихся орфографической зоркости, врожденной грамотности, высокого уровня сформированности навыков контроля и самоконтроля;
• Недостаточный уровень сформированности у обучающихся умения применять полученные знания на практике;
• Отсутствие в большинстве случаев систематической работы над ошибками;
• В отдельных случаях выраженная логопедическая проблема.
Математика:
Класс Успеваемость Качество
4-а
4-б
4-в
Среди причин, лежащих в основе выявленных в ходе проведения итоговых работ по математике ошибок, допущенных учащимися, можно выделить следующие, наиболее существенные:
• Недостаточный уровень сформированности у обучающихся младших классов общего способа работы над задачей (анализ условия задачи, составления плана решения задач, реализация принятого плана с пояснением действий и проверка решения);
• Трудности в уяснении смысла задачи (особенно, если задача дана в косвенной форме);
• Слабый навык сформированности у обучающихся контроля и самоконтроля;
• Отрыв отдельных теоретических знаний от практики (от умения применять на практике полученные знания);
• Недостаточно прочно у некоторых обучающихся отработаны приёмы работы с таблицами сложения и вычитания, умножения и деления на этапе доведения навыков до уровня автоматизма;
• Недостаточно высокий уровень усвоения учащимися алгоритма вычислений, в записи множи-телей, при умножении чисел “в столбик”, в делении чисел с нулем “в середине”, в определении числа цифр в частном, в действиях с многозначными числами.
Проблема повышения уровня математической подготовки обучающихся начальных классов как в плане развития, так и в плане формирования вычислительных навыков и умений решать задачи, остается важной для методического объединения и школы в ближайшее время.
IV. Внеклассная и внеурочная работа по предметам. Организация и проведение предметных недель. Развитие системы поддержки талантливых детей
- Неделя русского языка.
- Неделя математики.
- День науки.
- Городские олимпиады по предметам.
- Введение портфолио обучающихся.
- Организация исследовательской деятельности ( в течение года).
В течение учебного года обучение по предметам сочеталось с внеклассной работой, индивидуальным и коллективным творчеством детей. В рамках предметных недель учителя дали открытые уроки с последующим обсуждением, анализом уроков. В начальной школе проходили предметные недели по русскому языку и математике, «День науки».Ученики нашей школы заняли призовые места на городских олимпиадах по основным предмета: Тимошина Екатерина (2 место по русскому языку), Супрунова Ольга ( 1 место - русский язык),Мантров Дмитрий (2 место- математика).Много призовых мест заняли дети и в различных чемпионатах и конкурсах.
Традицией начальной школы стали экскурсии в музеи, посещение театра, различных выставок, выступление ребят в разных классах со своими инсценировками. Наши ученики участвовали в конкурсе проектных работ. Начальная школа в течение учебного года вела активное сотрудничество с городской и школьной библиотеками, домом Детского Творчества, . В школе организованно прошли разного рода спортивные мероприятия, новогодний праздник, праздники, приуроченные к разным знаменательным датам и календарным праздникам. На протяжении всего учебного года ученики начальной школы принимали активное участие в школьных, городских, районных и областных конкурсах
Учителя МО уделяют серьёзное внимание совершенствованию воспитательной работы. В этом учебном году учащиеся начальной школы принимали участие в различных творческих конкурсах.
Внеклассная работа способствовала развитию интереса к учебным дисциплинам, развитию творческих способностей и активной познавательной деятельности детей, сплоченности детского коллектива.
V. Работа с родителями
- Общешкольное родительское собрание
- Составление карт социального состава семей обучающихся.
- Ежемесячные родительские собрание.
- Рейд по посещению неблагополучных семей.
- Индивидуальные собеседования с родителями.
- Привлечение родителей к участию в общешкольных и классных мероприятиях.
- Консультации, информирование родителей о летнем отдыхе обучающихся.
Выводы:
- Тематика заседаний МО отражала основные проблемные вопросы, которые стремится решать педагогический коллектив школы.
- В основном, поставленные задачи на 2013-2014 учебный год были выполнены.
- Повышается профессиональный образовательный уровень педагогов: в течение года педагоги продолжали активно внедрять метод проектов в свою педагогическую практику.
- Эффективным оказалось внедрение в учебный процесс уроков с компьютерной поддержкой: увеличилось число педагогов, участвующих в инновационных процессах.
- В ходе проведения открытых мероприятий, конкурсов, работой над проектами педагоги проявили хорошие организаторские и профессиональные способности; разнообразные формы проведения мероприятий вызвали интерес у обучающихся.
Наряду с имеющимися положительными результатами в работе имеются недостатки:
- Не все педагоги заинтересованы внедрением новых форм обучения в учебный процесс.
- В прошедшем учебном году было проведено мало открытых уроков, не все педагоги приняли участие в защите учебных проектов.
- Некоторые педагоги допускают много фактических ошибок при заполнении классных журналов, не соблюдается единый орфографический режим при ведении тетрадей.
Предложения:
- Продолжить работу над проблемой успешного применения в УВ процессе эффективных форм и приемов обучения, инновационных технологий: увеличивать в арсенале педагогов количество уроков с использованием ИК технологий.
- Повышать компетентность отдельных педагогов при работе с документацией.
- Провести работу по уточнению норм единого орфографического режима.
- Накапливать и систематизировать коллекцию уроков с использованием мультимедийных средств.
- Организовать публикацию творческих работ педагогов.
Руководитель МО Белова О.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет о работе методического объединения
Предлагается отчет о работе методического объединения. Председателем МО была я....
Отчет о работе методического объединения учителей начальных классов на методическом совете школы.
В современной школе необходимо воспитывать и развить в ребенке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.Дости...
отчет о работе методического объединения учителей начальных классов
В отчете представлена работа шмо учителей начальных классов за 2011-2012 учебный год....
Аналитический отчет о работе методического объединения учителей начальных классов МБОУ «СОШ№7» за 2017 - 2018 учебный год.
Коллектив начальной школы в 2017-18 у. г. продолжал работать над темой: «Корпоративное обучение эффективным практикам согласно ФГОС».Вся работа МО была направлена на достижение цели: &laqu...
Отчет о работе методического объединения учителей начальных классов МБОУ «СОШ№7» за 2018 - 2019 учебный год.
Методическая тема над которой работало МО учителей начальных классов:«КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫМ ПРАКТИКАМ СОГЛАСНО ФГОС»Цель: создание инклюзивного образовательного пространства н...
Отчет о работе методического объединения учителей начальных классов МБОУ «СОШ№7» за 2018 - 2019 учебный год.
Методическая тема над которой работало МО учителей начальных классов:«КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫМ ПРАКТИКАМ СОГЛАСНО ФГОС»Цель: создание инклюзивного образовательного пространства н...
Отчет работы методического объединения учителей начальных классов за 2019-2020 учебный год.
Методическая тема МО учителей начальных классов:«Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО»Цель:Совершенствование педагогическог...