отчет по серии уроков
учебно-методический материал (2 класс) по теме

Шамрай Лариса Леонидовна

размышление о форматином и суммативно оценивании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksivnyy_otchet_po_serii_uroko1.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

Рефлексивный отчет по серии уроков

во 2 «В» классе

учитель начальных классов Шамрай Л.Л

Современный мир – мир необычайного роста нового знания. Трудно предсказать,  какие профессиональные задачи  будут решать нынешние школьники,   и какие технологии они будут использовать через  10 лет. Задача современной школы – перевести учащегося в режим саморазвития. И решить эту задачу невозможно старыми педагогическими технологиями и приемами. Перед учителем стоит сложная профессиональная задача выбора педагогических средств достижения планируемых результатов, включая оценку.

На каждом уроке учитель «обязан» выставить не менее пяти отметок, и это является показателем его  количественной отчетности.  Когда учитель  традиционными способами - посредством вопросов, контрольных, домашних заданий и экзаменов - собирает обширную информацию о том, как учатся дети, оказывается, что эта потенциально полезная информация поступает слишком поздно. Она уже не имеет перспективы для учеников  и не может действенно повлиять на их учёбу. 

Оценивание становится неотъемлемой частью преподавания и обучения. На серии подготовленных и проведенных уроков во 2 классе мы учились оценивать знания и умения детей при помощи методики критериального оценивания. Система оценки постепенно стала приобретать черты более осмысленных действий, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Мониторинг показывает, что  в среднем качество знаний учащихся, оцененное по методике критериального оценивания, повысилось на 5-10 %.

Для того чтобы процесс формативного оценивания проходил более эффективно, нам пришлось постоянно задавать себе  вопросы: 

 «Какие существенные знания и умения мы должны  преподать своим  ученикам?», 

«Как мы можем выяснить, научились ли они этому?» и

 «Как мы можем помочь им учиться лучше?»

Обучение и преподавание строилось с учетом возрастных особенностей учащихся. Наиболее эффективными методами оценивания учебной деятельности на уроке, на мой взгляд, является взаимооценка и самооценка. Ребята с большим удовольствием оценивали себя и друг друга, было заметно, что данный вид работы им понравился. Еще на данном уроке совместно вырабатывали основные критерии оценивания.

«Оценивание одноклассников играет очень важную роль, поскольку оно повышает уровень мотивации, позволяет ученикам общаться на своем языке, способствует принятию критики, повышает уверенность в себе в дискуссии с учителем, а также позволяет учителям отстраниться от процесса и просто наблюдать». (Блэк и др.,2003). 

Обязательным этапом таких уроков стала рефлексия, когда ребята оценивали свою работу на уроке и делали выводы, писали свои впечатления в оценочных листах по стратегии «Слово дня». Каждый ученик должен был проанализировать свое участие в работе класса и группы, свое понимание материала, усвоение темы урока. Объективно оценив себя, он должен был ответить на вопросы по листу самооценки. Мне понравилось, что на данном этапе ребята отнеслись со всей ответственностью, некоторые честно заявили, что могли бы работать лучше, один ученик написал, что ему было непонятно. 
Что дает данная стратегия? Во-первых, повышается эффективность восприятия новой информации. Во-вторых, повышается мотивация обучения, качество образования. В-третьих, ребята учатся критически мыслить. В-четвертых, приобретается умение сотрудничать, «слушать» и «слышать» друг друга. Продолжать можно долго, но главное здесь – это доверительные отношения, обоюдное желание, атмосфера добра и со стороны учителя, как наставника, и со стороны ученика. 

Такие виды оценивания как поощрение, похвала, подбадривание, словесная оценка, поддержка затрагивают невидимые струны души и вызывают положительные эмоции. А положительные эмоции сопутствуют формированию внутренней мотивации.

Что дает оценивание для обучения:

- может помогать учиться на ошибках;

- может помогать понять, что важно;

- может помогать понять, что у них получается;

- может помогать обнаруживать, что они не знают;

- может помогать обнаруживать, что они не умеют делать

В педагогической деятельности учителя каждый ученик является особенным, уникальным. Для достижения цели урока были использованы подходы, то есть различные формы организации учебной деятельности. Это групповая, парная и индивидуальная работа с учащимися. Так, на этапе закрепления нового материала по теме «Имя прилагательное как часть речи», учащимся были предложены задания по уровням А, В и С. Данный вид работы был направлен на участие в нем учащихся с более повышенным уровнем мотивации.

Одним из условий успешной работы с детьми является диалоговое обучение. Могу сказать, что данный вид работы активно влияет на уровень мышления детей, развивает их речевые навыки, а учитель, управляя темой разговора, умеет направить диалог в «правильное русло». Для достижения максимального успеха в обучении необходима благоприятная среда и, конечно же, мотивация. Учащиеся с удовольствием работают в команде, ищут и предлагают идеи, неординарные решения в составлении проекта. Каждый ученик раскрылся для учителя с другой стороны. Все активно обсуждали идеи друг друга, выражали свое мнение. Считаю, что главное условие здесь, это научиться грамотно, задавать вопросы и научить умению «слушать» и «слышать» собеседника. 

После серии уроков я поняла, что формативное оценивание:

  • является непрерывным процессом
  • формирует коммуникативный процесс между учителем и учеником;
  • требует активного участия  и способствует  повышению мотивации учащихся
  • фокусирует внимание учителя и ученика на отслеживание и улучшение учения;
  • соответствует определённым характеристикам учителя, учеников и изучаемых дисциплин;
  • не является основанием для выставления оценок.

Считаю, что уроки прошли успешно, цели были достигнуты. Для себя поставили задачу научить ребят грамотно формулировать цели урока, а в конце занятий научить объективно, оценивать полученные знания и определять, над чем необходимо поработать, в каком направлении надо двигаться. Еще будем учить их самостоятельно составлять критерии оценивания. 
Хотелось бы отметить, что при такой форме работы на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий сам получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Очень важно на данном этапе, чтобы школьники поняли, что мышление – процесс познания нового. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются новые открытия, появляются изобретения. Как и другие качества ума, мышление можно и нужно развить. Развивать детское мышление – значит, развивать умение думать. Психологи говорят, что мышление начинается с удивления, недоумения или с противоречия. Вот тут-то и необходим наставник, учитель, который поймет, направит, поддержит. Думаю, что успешное преподавание и компетентный учитель, работающий по-новому, изменит всю систему нашего образования в лучшую сторону. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серия уроков к Азбуке по УМК "ПНШ".

Серия уроков к Азбуке по УМК "ПНШ". Глава 4 "Клумба с колокольчиками"....

Методическое пособие (серия уроков) по изобразительному искусству по теме:" РУССКИЕ ТРАДИЦИИ"

серия урокав, посвященная рисованию полотенца, нечисти и пряника в русских традициях...

Серия уроков математики во 2 классе на основе системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций обучающихся

Разработка конспектов серии уроков на основе системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций обучающихся. Практико- ориентиро...

рефлексивный отчет по серии уроков

отчет-наблюдение по серии уроков с применением ИКТ...