"Стартовая (педагогическая) диагностика: 1 класс"
статья (1 класс) по теме
Чтобы каждый учитель мог организовать качественный контроль, оценивание и анализ результатов деятельности учащихся, он должен чётко понимать, какие результаты он должен получить к завершению каждого учебного цикла, каждой темы, каждого раздела. Одним из таких инструментов для учителя может стать педагогическая диагностика.
Материал составлен на основе статей н.-мет. журналов: "Управление начальной школой", "Начальная школа".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Стартовая (педагогическая) диагностика: 1 класс
Технология достижения планируемых результатов
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в МБОУ СОШ 2 разработана программа «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования». Данная программа ориентирована на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Налаженная система контроля и оценки помогает школьнику стать равноправным участником процесса обучения. В такой ситуации он готов и стремится к проверке своих знаний, чтобы выяснить, чего он достиг, а что ему ещё предстоит преодолеть.
Чтобы каждый учитель мог организовать качественный контроль, оценивание и анализ результатов деятельности учащихся, он должен чётко понимать, какие результаты он должен получить к завершению каждого учебного цикла, каждой темы, каждого раздела. Одним из таких инструментов для учителя может стать педагогическая диагностика.
В пункте № 3 «Формы контроля и учета достижений обучающихся» Программы названы основные виды контроля: стартовый, промежуточный, текущий, итоговый. Об одном из них, а именно о стартовой диагностики в 1-м классе мы сегодня и поговорим.
Что такое «педагогическая диагностика»?
Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
– определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков;
– выявить характер трудностей ученика и установить их причины;
– установить уровень овладения учебной деятельностью;
– оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.
(Данное определение, принятое в системе учебников «Начальная школа XXI века»).
Для того, чтобы школьное обучение стало стартовой точкой нового этапа развития детей, оно должно быть основано на знании уровня готовности к обучению каждого школьника.
Учитель может и должен проводить педагогическую диагностику (зачастую профессиональный психолог в школе отсутствует), которая сводится не только к проверке у детей умения читать, писать и считать, т.е. к проверке тех предметных знаний, умений и навыков, которые являются содержанием обучения в 1 классе. Наиболее существенным для педагогической диагностики является определение сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой, т.е. тех компонентов, которые составляют основу усвоения этих предметов. Причём такую диагностику должен осуществлять именно учитель, с тем чтобы использовать данные, полученные в процессе её проведения, для осуществления индивидуально - дифференцированного подхода к детям при обучении в 1 классе.
Следует помнить, что частичное или даже полное отсутствие у ребёнка отдельных умений, скудость и неполнота представлений, низкий уровень социального развития не является основанием для дискриминационных решений, а указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с ребенком и направления коррекции.
Стартовая диагностика (диагностическое обследование, педагогическая диагностика) в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса.
Цель проведения диагностики – получить достоверные данные о состоянии готовности ребёнка к школе.
Задача не только выявить у ребенка какое-либо нарушение, но, главное проанализировать характер этого нарушения в сопоставлении с нормой и построить на этой основе прогноз преодоления этого затруднения.
В ходе педагогической диагностики проверяется:
- состояние пространственного восприятия;
- состояние зрительного восприятия;
- состояние моторики и зрительно-моторных координации;
- умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена;
- наличие интуитивных дочисловых представлений;
- овладение представлениями, лежащими в основе счета; самим счетом (в пределах 6), представлениями об операциях сложения и вычитания;
- умение сравнивать два множества по числу элементов;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом.
Проведение диагностической работы
Педагогическая диагностика проводится три раза в год. Конкретные сроки определяет сам учитель. Опыт предыдущих классов показывает, что такие работы можно проводить на второй неделе сентября - стартовая педагогическая диагностика готовности учащихся (педагогическое обследование), в двадцатых числах декабря (2 диагностическая работа) и до майских праздников (20-30 апреля – 3 диагностическая работа).
Тексты исследовательских работ разработаны авторами программы «Начальная школа XXI век». Они предполагают исследования детей в двух предметных областях: русский язык и математика.
В начале первого класса проводится единое исследование, нацеленное, как уже говорилось, на выявление интеллектуальной и личностной готовности ребёнка к обучению. Это объясняется тем, что успешное овладение чтением и письмом невозможно без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухоречевой памяти, сформированности предпосылок к овладению звуковым анализом, развития ряда неречевых функций (зрительного и пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, общей и мелкой моторики), наглядно-образного мышления, начал логического мышления, а также определённого уровня общего (деятельностного, личностного) развития ребёнка.
Для успешного овладения программой по математике необходим достаточно высокий уровень развития зрительного и пространственного восприятия, наглядно-образного мышления, основ логического мышления (в том числе операции классификации, нахождения признака, по которому произведена классификация), зрительно-моторных координаций, определённый уровень дочисловых представлений.
Следовательно, выявляется много общего в готовности детей к овладению языком и математикой.
Последующие диагностические исследования нацелены на освоение учебной деятельности учеником, а именно:
- учебно-познавательная мотивация;
- принятие и решение учебной задачи, и учебные действия, с помощью которых эта задача может быть решена;
- оценка и самооценка;
- контроль и самоконтроль.
Методика проведения диагностического исследования
Эта работа осуществляется как групповое обследование, в ходе которого дети выполняют задания на диагностических бланках. После анализа результатов, проводится беседа с отдельными учениками индивидуально, уточняя полученные результаты, выясняя причины допущенных ошибок. Педагогическая диагностика в первом классе отличается от всех последующих тем, что диагностические задания вслух читает учитель. Это необходимо для того, чтобы разница в овладении техникой чтения не влияла на результаты выполнения заданий.
Перед каждым заданием необходимы объяснения в точном соответствии с инструкцией. Переходить к следующему заданию можно только тогда, когда дети в основном закончили выполнение предыдущего. Общая продолжительность группового диагностического обследования по одному уроку на русский язык и математику (30 – 35 минут).
Во время выполнения детьми диагностических заданий, как ни велико искушение, нельзя помогать тому или иному ребёнку, подсказывать, отвечать на вопросы: в ходе диагностической работы ученики всё должны выполнять самостоятельно.
В середине года педагогическая диагностика позволяет увидеть, каково продвижение каждого ученика и что нужно изменить в его обучении в следующие полгода, чтобы достичь планируемых результатов.
Диагностика, проводимая в конце года, даёт возможность подвести итог работы, увидеть, каковы успехи каждого ученика в усвоении необходимых знаний и умений, какое влияние оказывает школьное обучение на формирование учебной деятельности и на интеллектуальное развитие учащихся.
Анализ первого диагностического обследования в 1 классе «А»
Дата проведения:13 сентября 2012года
Эта единственная диагностическая работа, которую ребёнок выполняет 30-35 минут. Все результаты педагогической диагностики заносятся учителем в таблицу обследования. Анализ результатов педагогической диагностики позволяет определить «болевые точки» в готовности детей к обучению в школе.
Оценивание выполнения каждого задания построено с таким расчётом, чтобы обеспечить единство количественных и качественных показателей. Оценивание каждого задания происходит по 4-х балльной шкале (0, 1, 2, 3).
3 балла выставляется при высоком уровне развития данного параметра, такая оценка по большинству параметров свидетельствует о высоком уровне готовности детей к обучению. Это значит, что при обучении в 1 классе для поддержания познавательного интереса и высокого уровня умственного развития этих детей необходимо предусмотреть систему более сложных дифференцированных заданий.
2 балла свидетельствуют о среднем уровне развития параметра, наличие двух баллов по большинству показателей говорит о среднем уровне готовности ребёнка к обучению. Дети, получившие такие оценки, в 1 классе будут справляться с
большинством заданий самостоятельно либо с незначительной помощью учителя.
1 балл свидетельствует о низком уровне готовности к обучению в школе.
0 баллов свидетельствует о не готовности к обучению в школе.
Вывод: В приложении № 1 показаны результаты класса после первого диагностического исследования. Проанализировав эту таблицу, можно сделать следующие выводы. 19 человек из 23 смогли выполнить первую работу на 82,6% и более процентов. Это достаточно высокий уровень готовности к обучению. Выявились и такие ребята, которые затруднялись в выполнении заданий. Низкий уровень готовности показали 4 человека на 17,4%. Следовательно, при построении учебного процесса необходимо будет ориентироваться на достаточно высокий уровень учеников в классе, но необходимо также предусмотреть систему компенсирующих и вспомогательных упражнений и заданий для отдельной группы ребят.
После общего анализа результатов, я приступаю к работе над итогами каждого задания. В этом мне помогает таблица.
Учитель: Кравцова И.Ф.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/28/picture-184409-1456663189.jpg)
Стартовая логопедическая диагностика
Стартовая логопедическая диагностикаФормирование универсальных учебных действий (3 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/03/picture-764345-1457032728.jpg)
Проведение педагогической диагностики стартовой готовности как одно из условий успешного обучения
Статья описывает проведение педагогической диагностики стартовой готовности, которая проводится в начале школьного обучения. Для диагностики использован комплект Битяновой М. Р. "Школьный старт"....
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/25/picture-266652-1632590003.jpg)
Результаты педагогической диагностики стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе
Результаты педагогической диагностики стартовой готовностик успешному обучениюв начальной школе...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/09/picture-52264-1491754387.jpg)
Педагогическая диагностика стартовой готовности к обучению в школе "Хочу, Могу, Действую"- 1 класс
Педагогическая диагностика стартовой готовности к обучению в школе "Хочу, Могу, Действую"- 1 класс...