ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ - ТЕХНОЛОГИЙ
методическая разработка (1 класс) по теме

Федорова Елена Андреевна

Проблема формирования познавательной активности учащихся  с речевыми нарушениями – одна из важнейших проблем современной педагогики.

На сегодняшний день в России на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства.

Появление новых запросов времени требует модернизации образования в целом и школьного образования в первую очередь. В основе федерального государственного образовательного стандарта лежит деятельностный подход. Именно в деятельности происходит личностное развитие на основе универсальных учебных действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ИКТ - ТЕХНОЛОГИЙ».

Проблема формирования познавательной активности учащихся  с речевыми нарушениями – одна из важнейших проблем современной педагогики.

На сегодняшний день в России на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства.

Появление новых запросов времени требует модернизации образования в целом и школьного образования в первую очередь. В основе федерального государственного образовательного стандарта лежит деятельностный подход. Именно в деятельности происходит личностное развитие на основе универсальных учебных действий.

А ИКТ на уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно – иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебного процесса.  

Начальное образование должно обеспечить основу формирования познавательной мотивации учащихся.

Использование в процессе обучения и воспитания младших школьников с речевыми нарушениями ИКТ повышают общий уровень учебного процесса и усиливают познавательную активность обучающихся.

Главная цель начальной ступени – обеспечить готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями.

Мы живём  в веке быстро развивающихся компьютерных технологий и роль учителя в современном мире – это осуществлять координацию информационного потока. Именно учитель составляет урок, подбирает материал, осуществляет подбор индивидуальных заданий.

Каким образом активизировать учащихся с речевыми нарушения на уроках?

Какие методы обучения необходимо применять, чтобы повысить активность на занятиях и во внеурочное время?

Для учащихся   с речевыми нарушениями  особенно характерны:

  • низкая мотивация учебной деятельности,
  • эмоциональная неустойчивость,
  • быстрая истощаемость ресурсов внимания,
  • низкий объём памяти.

С этими учениками важно не опоздать, не упустить время для педагогической коррекции, не надеяться на чудо, так как трудности не пройдут сами собой. Коррекция недостатков речи требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у детей. Отсюда снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии.

Исходя из актуальности проблемы, мною была выбрана тема для работы  «Формирование познавательной активности учащихся с речевыми нарушениями посредством использования ИКТ технологий».

Цель:

  • актуализация познавательной активности учащихся,

Новизна идеи заключается во внедрении в практику работы с детьми, имеющими речевые нарушения, компьютерные технологии обучения для активизации познавательной активности.

Эффективность ИКТ очевидна. Применение компьютера на уроках повышает интерес к изучаемому материалу, способствует углублению знаний, развивает психофизические качества учащихся. На таких предметах, как изобразительное искусство, технология, окружающий мир  применение компьютера позволяет учителю сделать урок эмоционально насыщенным, познавательным и интересным. А вот на уроках математики и русского языка способствует и ещё успешному усвоению учебного материала, помогает ребёнку легко воспринимать и запоминать материал. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание детей, способствует развитию всех мыслительных процессов. Современный урок невозможно представить без использования информационно-коммуникационных технологий.

Кроме того компьютер помогает осуществлять дифференциальное обучение  детей с различным уровнем развития, мышления, внимания, памяти. Индивидуальную работу на уроке помогают организовать наши повседневные помощники – компьютер и интерактивная доска.

 Использование ИКТ даёт следующие возможности:

  • повысить качество знаний;
  • повысить уровень мотивации учащихся;
  • расширяет возможности пополнения методической копилки без особых материальных затрат;
  • даёт возможность дистанционного обучения учащихся
  • увеличение скорости мышления учащихся,

На уроках, во время ГПД, во время актированных дней я применяю различные ЭОР и несколько компьютерных программ:

  • Компьютерный практикум для начальной школы
  • Компьютерный практикум «Учимся с Логошей»
  • Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий
  • Семейный наставник. Математика. Русский язык.
  • Программа – тренажёр «Фраза»
  • Компьютерная оболочка для создания тестов easyQuizzy (данная оболочка была предоставлена на семинаре сотрудниками ЦИТа)

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ПРАКТИКУМ  для начальной школы

Компьютерный практикум для начальной школы предназначен для использования компьютеров в качестве технических средств обучения при обучении дисциплин «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир» в 1-4 классах начальной школы.

Выбор основных целей использования компьютерного практикума для начальной школы основан на учёте следующих особенностей:

  • Именно в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную как известно, этот процесс происходит очень болезненно. Дидактические игры позволяют сочетать оба вида этой деятельности и, таким образом, смягчить переход от преимущественно первой, игровой, к преимущественно второй, учебной.
  • В это же время происходит переход мышления ребёнка от преимущественно эмоционально-образного к преимущественно абстрактно-логическому, сопровождающемуся быстрым развитием интеллектуальной сферы. Развивающие компьютерные игры позволяют эффективно влиять на этот процесс.

Учитывая эти особенности, основными целями использования практикума является:

  • Формирования учебной деятельности школьников за счёт реализации психолого-педагогических принципов компьютерного обучения.
  • Развитие индивидуальных способностей школьников (зрительно-моторной координации, внимания, зрительной памяти, различных компонентов мышления), развитие эмоциональной и волевой сферы, повышение качества самооценки и планирования своей деятельности и др., обеспечивающих дальнейшее успешное обучение в целом.
  • Формирование начальных элементов информационной культуры школьников, происходящее во время использования компьютеров в их деятельности: развитие восприятия информации на экране, внимания, зрительной памяти, аккуратности; формирование реальной самооценки; воспитание чувства ответственности за выполнение своих действий; развитие способности их планирования.

Организация учебного процесса практикума строится аналогично особенностям процесса обучения физики или химии в старших классах. На традиционных уроках учащиеся получают основные знания, умения и навыки по учебным предметам, а в компьютерном классе, как в лаборатории, они развивают и закрепляют их на практике, путём выполнения дидактических упражнений в среде компьютерных игр согласно учебной программе. Таким образом, использование практикума не требует кардинальной перестройки учебного процесса, а его содержание основывается на использовании дидактических материалов типовых учебных программ 1-4 классов и популярных развивающих игр. Введение компьютера в ткань традиционного урока позволяет переложить на него часть обучающей нагрузки, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным. Компьютер не заменяет учебник, а только дополняет его.

Практикум имеет широкую область применения, его могут использовать не только учителя начальных классов, но и логопеды, психологи и даже родители. Дидактические пособия практикума охватывают основные темы по обучению грамоте, изучению русского языка, математики и окружающего мира наиболее распространённых в начальной школе типовых учебных программ:

  • Школа России
  • Гармония
  • Школа 2100
  • Начальная школа XXI века
  • Система Занкова

За основу построения тематического планирования взят базисный план Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Основные педагогические принципы обучения, реализуемые в ходе использования практикума в начальной школе:

  • Принцип доступности. Его практическая реализация вытекает из того, что проведение компьютерных игр соответствует возрастным возможностям учащихся начальной школы. Уровень их зрительно-моторной координации и мыслительной деятельности уже позволяет легко освоить работу за компьютером с применением манипулятора «Мышь», а темы компьютерных занятий и дидактические материалы к ним подбираются учителем согласно достигнутому уровню учащихся.
  • Принцип индивидуальной направленности. Он осуществляется в процессе индивидуальной работы за компьютером в индивидуальном темпе по индивидуальной траектории. Сложность компьютерной программы может задаваться также индивидуально.
  • Принцип личной направленности. Известно, что пока ребёнок не ощущает значения чего-либо для себя лично, он относится к этому безразлично. В традиционной классно-урочной систем, в условиях оторванности от родителей, ему очень не хватает внимания со стороны учителя. При осуществлении индивидуальной работы за компьютером учащийся понимает, что компьютерная программа предназначена именно для него, и он является хозяином ситуации. Он – единственный и главный объект внимания электронного наставника.
  • Принцип самостоятельной деятельности. Стремление к самостоятельности в игре проявляется у детей уже с раннего возраста. Индивидуальный режим работы на компьютере не только позволяет, но и вынуждает учащегося работать  самостоятельно, что положительно сказывается на формирование его различных индивидуальных качеств.
  • Принцип наглядности. Появление компьютерных технологий позволяет по-новому подойти к их реализации в обучении, не отвергая старые, проверенные практикой средства и методы. Это связано, прежде всего, со специфическими свойствами компьютера как универсального средства обработки информации с широкими дидактическими возможностями, его способностью в наглядной форме представить различного рода зависимости и соотношения. Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, тем более – в младшем возрасте, то использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным.
  • Принцип связи теории с практикой. Он вытекает из уже самого названия «компьютерный практикум». Практическое использование полученных знаний и умений, являющееся эффективным способом продолжения их усвоения, в повседневной деятельности учащихся, особенно начальной школы, используется недостаточно широко, поэтому дидактические компьютерные игры позволяют частично восполнить этот недостаток.
  • Принцип прочности. Известно, что забывание изученного материала наиболее интенсивно происходит сразу после обучения, а память человека имеет избирательный характер: чем важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется. Использование различных игровых компьютерных сред способствует актуализации получаемых на уроках знаний, умений и навыков и их лучшему закреплению.
  • Принцип мотивации. Он основывается на стремлении младших школьников к игровой деятельности и их интерес к компьютеру. Для реализации своих игровых потребностей учащийся должен уметь играть, т.е. в случае использования компьютерного практикума, иметь соответствующее развитие, обладать необходимыми знаниями, умениями и навыками. Таким образом, стремление хорошо играть постепенно и незаметно должно побуждать его к изучению разделов учебной программы, соответствующих темам игр.
  • Принцип проблемности. Этот принцип реализуется при проведении игры, в ходе которой учащийся должен решить конкретную дидактическую проблему, используя для этого необходимые накопленные знания, выработанные умения и навыки. Находясь в ситуации, отличной от ситуации на уроке, в новых практических условиях учащийся осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно развивая при этом интеллектуальную, мотивационную, волевую, эмоциональную и другие сферы своей индивидуальности.
  • Принцип универсальности. Практикум не имеет собственного календарно-тематического планирования, поэтому он совместим со всеми типовыми учебными программами по основным предметам начальной школы. Программа каждого занятия составляется непосредственно перед его проведением согласно требованиям учебной программы по всем основным предметам и особенностям урочной организации обучения.

Реализация перечисленных принципов обучения в ходе использования практикума всегда носит полифункциональный характер, т.е. происходит не только усвоение знаний и развитие основных качеств учащихся, но и ещё развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности. Происходит и развитие произвольной регуляции деятельности учащихся: умение подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям. Умений сдерживать свои эмоциональные порывы, планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков. Очень важно, что успешное использование компьютера, получение с его помощью более продуктивных результатов способствует повышению самооценки детей. Их уверенности в способности решать сложные задачи самостоятельно. А из позитивного отношения к различным сторонам работы с компьютером складывается их удовлетворенность, как на эмоциональном, так и на интеллектуальном уровне. Это способствует формированию таких личностных черт и качеств, как деловая направленность, точность, аккуратность, уверенность в себе, самостоятельность, ответственность и прочих, которые переносятся впоследствии и в другие области жизнедеятельности.

        Что же даёт использование компьютерных технологий? (см.приложения)

Результативность. 

Повышение мотивации в обучении; развитие научного стиля мышления (формирование наглядно-эвристического компонента мышления; перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на самостоятельную познавательную активность учеников; организация самостоятельных и практических работ на уроке; обеспечение разнообразия форм представления учебной информации, что способствует повышению качества образования; развитие новых отношений «ученик-учитель»; повышение информационной компетентности школьников; формирование новых путей познания мира; расширение кругозора учащихся; формирование исследовательских навыков; полное отсутствие неуспевающих. Все выше обозначенные основные изменения видны и повышаются от урока к уроку у большинства школьников.

Повышение познавательной активности отражается на успеваемости и качестве знаний учащихся

Методика проведения компьютерного занятия.

        

Методика проведения компьютерного занятия заключается в следующем. Используя сборник дидактических материалов, учитель выбирает необходимые упражнения и при помощи «Конструктора урока» заносит их названия в компьютерную программу предстоящего занятия. Затем он запускает эту программу на выполнение, выбирая один из двух вариантов её выполнения: «Пакет» или «Меню», и контролирует ход выполнения занятия, при необходимости оказывая помощь учащемуся.

Контроль за ходом выполнения заданий сопровождается звуковым сигналом. При правильно действии они более мелодичны, при неправильном – более тревожные. По завершению занятия, компьютерная игра предлагает исправить ошибки, если такое были. При завершении игры на .кран выводится заставка, сообщающая о результате выполнения заданий (выполнено –не выполнено), количество правильно и неправильно выполненных действий, общий счёт по всем проведённым за занятие играм. Зелёный цвет иллюминатора в верхней части экрана показывает, что очередное занятие было выполнено, красный – не выполнено, жёлтый – игра была прервана.

        Для отслеживания результатов деятельности учащихся, при условии наличия локальной сети, используются рейтинги двух видов: общий рейтинг и рейтинг за урок. В общем рейтинге хранятся результаты за все занятия, проведённые в учебном году, а в рейтинге за урок – только результаты текущего занятия.

При проведении промежуточного и текущего контроля очень помогает компьютерная оболочка для создания тестов easyQuizzy (данная оболочка была предоставлена на семинаре сотрудниками ЦИТа). При использовании данной программы можно создавать любые тесты. После выполнения всех заданий происходит обработка всех данных и ребёнок сразу получает оценку в виде протокола тестирования, в котором отображаются все правильные и неправильные ответы, при необходимости протоколы можно распечатать и выполнить работу над ошибками.

При контроле используются тесты. Возможны две формы организации тестов, которые условно можно назвать “выбери ответ из предлагаемых вариантов” и “напиши правильный ответ”.

      Организация теста по принципу “выбери ответ из предлагаемых” обеспечивает быстроту прохождения теста, так как не требует от учащегося особых навыков работы на компьютере. Для выдачи ответа достаточно нажать клавишу с номером правильного ответа, выбрав его среди предложенных.

Организация теста по принципу “напиши правильный ответ” предполагает хорошую начальную подготовку учащегося как пользователя персонального компьютера. Выдача ответа осуществляется его набором и требует хорошего знания клавиатуры, в том числе “переключения на английский язык” и умения набирать формулы с помощью специальных программ.

        «Семейный наставник» - это набор обучающих программно – методических комплексов, которые при установке интегрируются в единое целое. Главный программный модуль – «Наставник» - предназначен для организации диагностического и коррекционного тестирования, визуального контроля за усвоением учебного материала, выдачи ребёнку индивидуальных рекомендаций по устранению пробелов в знаниях.

        Основу каждого комплекса составляет мультимедийная система тестов, диктантов и уроков. Количество материала достаточно для того, чтобы организовать обучение ребёнка на протяжении всего учебного года: 3-5 сеансов на 15-20 минут интенсивной работы каждую неделю.

        Эксперименты показали, что систематическое использование этих комплектов повышают оценки в школе.

Выводы:

Сильные/ слабые стороны использования компьютерных технологий для учителя.

Сильные стороны:

  • Применение новых информационных технологий в образовательном процессе
  • Учитель меняет свою роль информатора на роль координатора и корректора
  • Визуальный ресурс урока с минимальными затратами времени
  • Представление информации с помощью различных мультимедийных ресурсов
  • Классификация и систематизация учебного материала, изучение его на повышенном уровне
  • Наглядное иллюстрирование
  • Высокая плотность, динамичность и мобильность урока
  • Возможность выхода за рамки школьной программы
  • Повышении мотивации учащихся
  • Оперативный контроль ЗУН и наличие обратной связи

Слабые стороны:

  • Большая затрата времени на подготовку урока
  • Ограниченный набор готовых ресурсов

В моей «Методической копилке» много различных тестов для проведения контроля, несколько разработок уроков, внеклассные мероприятия. На достигнутом уровне я не останавливаюсь: продолжаю учиться, познаю новое, а приобретённым опытом и полученными знаниями делюсь с коллегами.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.,1995.
  2. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс // Начальная школа. - 2008. - №1. - с.31-33.

         3.Сухаревская Е.Ю. «ИТО-Ростов-2006» «Проблемы и перспективы использования ИТК»

        4.Кехтер Т.А. Необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий. kexter@mail.ru

        5.Яриков В. Г. Информационные технологии на уроках в начальной школе/сост. О. В. Рыбъякова. – Волгоград: Учитель, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Роль развивающих упражнений в формировании познавательной активности учащихся"

РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, ...

Образовательный проект Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов

Описанный опыт посвящен решению проблемы развития познавательной активности учащихся на первой ступени обучения. Автор предлагает перечень и описание интерактивных методов обучения. В работе обосновыв...

Формирование познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, кажды...

Формирование познавательной активности учащихся на уроках информатики как инструмент успешного комплексного обучения учащихся школы I ступени.

Проблема развития познавательной активности школьников - одна из важнейших проблем современной педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях, овлад...

Использование активных форм обучения как средство формирования познавательной активности учащихся

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ «ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в котором ускоряется процесс появлени...