«Использование технологии проблемного обучения как средство формирования познавательной активности учащихся»
материал
Предварительный просмотр:
Обобщение педагогического опыта
учителя начальных классов
МБОУ Ремонтненская гимназия №1
Агеевой Валентины Николаевны
по теме:
«Использование
технологии
проблемного обучения как средство формирования познавательной активности учащихся»
I. Актуальность темы.
(сл.2) Каждый день жизнь сталкивает нас с проблемами, ставит перед нами какие-то задачи. От умения эффективно их решать зависит качество жизни как отдельного человека, так и общества в целом. Поэтому хочется, чтобы наши ученики обладали всеми навыками решения проблем: умели получать и обрабатывать информацию, анализировать, грамотно мыслить, быстро принимать решения в незнакомой ситуации.
Таким образом, передо мной стояла задача: найти такие средства, которые помогут научить детей чему-то большему, в частности, умению справляться с разного рода проблемами.
Технология проблемного обучения «завладела» мной достаточно давно. Я пришла к выводу, что создание проблемных ситуаций, организация «затруднения в деятельности», это возможность, предоставленная учителю: учить детей учиться.
(сл.3) Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она помогает реализации Федеральных государственных стандартов, построена на принципах развивающего обучения, дает возможность раскрывать индивидуальные возможности каждого школьника.
(сл.4) Перспективность опыта: Данная технология направлена на самостоятельный поиск учащимися новых понятий и способов действий; предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешение которых приводит к активному усвоению новых знаний; обеспечивает особый способ мышления, прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности.
Новизна опыта заключается в комбинировании элементов технологии проблемного обучения в решении проблемы активизации познавательных интересов младших школьников.
II. Цель и задачи.
(сл.5) Цель опыта: формирование устойчивых познавательных процессов младших школьников на основе использования проблемных ситуаций на уроках.
(сл.6) Для достижения этой цели надо решать следующие задачи:
- создать условия для достижения высокого уровня обученности на основе укрепления познавательного интереса;
- содействовать развитию учебной мотивации учащихся на основе системного применения проблемных ситуаций;
- организовать работу по формированию познавательной самостоятельности ученика и развитию его творческих способностей.
III. Технология опыта.
(сл.7) «Ставьте ребёнку вопросы, доступные его пониманию и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял», - французский философ Ж.Ж.Руссо
(сл.8) В своей работе использую три основных метода постановки проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приёмом.
(сл.9) Побуждающий диалог.
На этапе постановки проблемы создаю проблемную ситуацию, а затем произношу специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками.
На этапе поиска решения побуждаю учеников выдвинуть и проверить гипотезы. Таким образом, побуждающий диалог позволяет ученикам угадать противоречие и проблему, гипотезу и её проверку. Это извилистая тропа, чреватая ошибками.
Рус яз Тема урока: Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне
1.Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся.
- Запишите отгадки на листочках. 2 ученика работают у доски.
Ну-ка, кто из вас ответит
Не огонь, а больно жжет
Летом светит очень ярко
Осенью - наоборот. (Солнце)
Когда я сосульку ел,
Было очень вкусно.
А когда я заболел
Стало очень …..(грустно)
Мишка был большой проказник
У него сегодня ….(праздник)
- Посмотрите в свои листочки и листочки соседа. Сравните записи. – Почему написали по- разному, ведь я диктовала для всех одинаково.
Урок матем
(сл.10) Подводящий диалог опирается на логическое мышление учеников.
На этапе постановки проблемы пошагово подвожу их к теме урока, а на этапе поиска решения выстраиваю логическую цепочку к новому знанию. Можно сказать, что подводящий диалог прокладывает к теме или знанию прямую и почти безошибочную дорогу.
Литер.чтение
В практике своей работы использую и третий метод постановки учебной проблемы:
(сл.11) Сообщение темы с мотивирующим приемом.
Можно увлечь ребят заранее сформулированной темой урока, используя специальный прием, условно называемый "яркое пятно". В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки. Словом, разнообразный материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но обязательно связанный с темой урока.
Приведу примеры сообщения темы с мотивирующим приемом.
Окр.мир, тема «Поговорим о правилах», видеозапись диалога учеников.
- Чтобы узнать тему нашего урока, необходимо разгадать кроссворд.
(Внеурочная деятельность «Доноведение», тема: «Растения (животные) Донского края)
Сценка
- Внучек, принеси-ка мне гарбуз, будем варить кашу!
- -А где он стоит, бабушка?
- -Не стоит, а лежит.
- - Не вижу, здесь ничего нет.
- -Да это тыква, она на огороде растёт.
- Почему внук не понял бабушку?
IV. Результативность и анализ эффективного проблемного обучения.
(сл.19 – 21) За небольшой период работы есть первые результаты, которые говорят об эффективности проблемного обучения:
- дети с первого класса принимают участие во всероссийском молодежном чемпионате «Школьный старт»
- со второго класса приняли участие в конкурсе ««Русский медвежонок. Языкознание для всех» и математический чемпионат ««Кенгуру – математика для всех»
- есть победители школьной олимпиады по русскому языку и математики.
Но самыми значимыми результатами своей деятельности считаю:
- формирование у младших школьников потребности в самостоятельном приобретении знаний;
- умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации;
- умение на основе полученных знаний рождать новое знание.
(сл.22) Обучаясь по данной технологии, у ребят появляется уверенность в своих силах и знаниях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный проект Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов
Описанный опыт посвящен решению проблемы развития познавательной активности учащихся на первой ступени обучения. Автор предлагает перечень и описание интерактивных методов обучения. В работе обосновыв...
Обобщение пед опыта. Тема:«Использование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как средство формирования познавательной активности учащихся»
Данный материал содержит: актуальность проблемы, ее новизну. Ставятся задачи и раскрываются условия для решения проблемы....
Использование активных форм обучения как средство формирования познавательной активности учащихся
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала....
"Использование интерактивных методов обучения как средство формирования познавательной активности детей младшего школьного возраста"
Выступление на педагогическом совете....
«Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов на уроках и внеурочное время»
Данный материал представлен на МО начальной школы как фрагмент методичекой темы учителя. Это некоторые методы, которые учитель начальных классов может применять на уроках для эффективной работы с учащ...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ «ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»
В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в котором ускоряется процесс появлени...
Обобщение опыта работы по теме "Технология проблемного обучения как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе»
Данный материал представляет собой результат исследования учителя в течение трёх лет обучения учащихся с применением технологии проблемного обучения. Раскрывается сущность технологии, виды проблемного...