Самообобщение опыта работы учителя начальных классов Бабешко Н.А.
методическая разработка по теме

Бабешко Наталья Александровна

  Бонусная система оценивания устных ответов на уроках математики и русского языка.                                                                                                                    

Методика работы над стихотворными текстами в начальной школе.                                                                                                            

 Методика работы над ошибками на уроках математики и русского языка.                                                                                                                                                                                         

Скачать:


Предварительный просмотр:


C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\фото\фотки\для Н.А\бабешк.JPG

J:\фон\fonbok_knsvpero.JPG

  1. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, адрес, индекс

Должность

Стаж работы  

в должности

Бабешко Наталья Александровна

МОУ «Протасовская СОШ»

Алтайский край, Немецкий национальный район,

село Протасово.

658885

Учитель начальных классов

20лет

Информационная карта инновационного опыта

  1. Сущностные характеристики опыта

  1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Бонусная (накопительная) система оценивания устных ответов на уроках математики, русского языка

  1. Источник измерений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Новый способ оценивания устных ответов учеников на уроках математики и русского языка

  1. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса)

Сущность ИПО в изменении организации оценивания устных ответов учеников

  1. Концепция изменений (способы их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

За устные ответы на уроках математики и русского языка оценка ставится в результате накопления детьми необходимого количества бонусов, в независимости от субъективного мнения учителя (который выставлял оценки в конце урока, по традиционной методике).

Преимущества бонусной системы: оценка за устные ответы обоснованна, т.к.  для её получения ребёнку нужно будет, пусть даже в течение нескольких уроков, набирать определенное количество бонусов, активно участвуя во время устной работы.

Методика проста в применении как учителем, так и учениками, не требует особых затрат времени на уроках.

  1. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Данная методика  может применяться на любых уроках с устными опросами.

  1. Результат изменений
  • Активизируются все дети на уроке;
  • улучшается качество знаний;
  • повышается  успеваемость.
  1. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

Результаты моих исследований размещены на школьном сайте в виде обобщения опыта, по адресу: www. alted. ru.  /00583/ razrab.uch.jsp

  1. Педагогическое  эссе

Традиционный подход к оцениванию устных ответов детей на уроке не вполне может отразить тот труд и усилия, которые ребенок вкладывает в течение урока. Так называемые «разовые», но правильные ответы ребёнка на уроке никак не оцениваются, разве что похвалой. Ведь  такой ответ, хоть он и правильный, как бы недостаточен для выставления оценки в журнал.

В результате, чаще всего, во время устной работы на уроке активно работает лишь сильная половина (а то и лишь единицы) класса. Нерешительные ребята и дети, как мы привыкли называть, «слабые» в учебе, просто становятся пассивными слушателями блестящих ответов своих «сильных» в учебе одноклассников.  

Надо не забывать, что оценка по традиционной системе выставляется с минусовым подходом: 5 - за отличный ответ, если ответ не полный, то минус

1 балл, и т.д. А где же плюсы?

Из собственного опыта знаю, что когда урок подходит к концу и настаёт время выставления оценок за устную  работу, многие ответы детей просто забываются, и выставление оценок превращается в «раздачу» оценок за «вроде бы» хорошую работу…

Суть бонусной системы оценивания

Предлагается детям бонусная (накопительная) система оценивания устных ответов на уроках математики, русского языка.  

За каждый правильный устный ответ на уроке ребенку дается 1 бон.

(На разных предметах – разные бонусы.)

Предварительно договариваемся с детьми, сколько бонусов нужно набрать, чтобы подойти к учителю и заявить о заработанной пятёрке, которая выставляется в журнал. Если ребенка устраивает «4» или «3», то также набирается необходимое количество бонусов, соответственно пропорционально меньшее. Ребенок может набрать необходимое количество бонусов за урок и заявить об оценке, может накапливать необходимое количество бонусов в течение нескольких уроков, с целью получения лучшей оценки. (Эти оценки дети получают дополнительно к тем, которые зарабатывают за контрольные и самостоятельные работы  или работу у доски).

Требования к оценке вывешиваются в классе.

Каждый заработанный бон подписывается учеником и является его неприкосновенной собственностью. Предлагается детям завести конверты для накопления бонусов.

Бонусы, за которые  были выставлены оценки – уничтожаются учителем.

Критерии оценок (вывешивается в классе)

Бонусная система оценивания

 уроков математики

Оценка

Количество бонусов

3

3

4

5

5

7

Количество бонусов можно изменить,

по договоренности с детьми класса

Бонусная система оценивания уроков русского языка

Оценка

Количество бонусов

3

3

4

5

5

7

Разрезной материал

(Имеется у учителя в достаточном количестве)

1 бон

Математика

Фамилия, имя

1 бон

Русский язык

Фамилия, имя

J:\фон\fonbok_knsvpero.JPG

  1. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, адрес, индекс

Должность

Стаж работы  

в должности

Бабешко Наталья Александровна

МОУ «Протасовская СОШ»

Алтайский край, Немецкий национальный район,

село Протасово.

658885

Учитель начальных классов

20 лет

  1. Сущностные характеристики опыта

  1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Методика работы над стихотворными текстами в начальной школе

  1. Источник измерений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Новые условия и средства для обучения детей выразительному чтению стихотворных текстов

  1. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса)

Сущность ИПО в изменении методики работы над стихотворными текстами

  1. Концепция изменений (способы их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

В течение 4 лет обучения детей чтению, планомерно развиваются способности самостоятельной работы над любым поэтическим произведением.

Используя алгоритмы работы над стихотворными текстами, дети учатся самостоятельно анализировать произведение, готовить партитуру его выразительного чтения, выражать собственное видение прочтения данного стихотворения, отстаивать своё мнение в спорных ситуациях. Выразительно читать стихи, используя при этом не только силу голоса, темп и тембр, но и мимику, жесты, движения. А также дети учатся анализировать выразительное чтение своих одноклассников, выступая в роли критиков.

Методика предусматривает постепенное отхождение роли учителя на уроке на второй план, где главное место занимает ученик с его личным мнением и мыслями в отношении данного произведения.

  1. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Данная методика  может применяться как самостоятельное пособие в любых программах обучения детей чтению в начальной школе.

  1. Результат изменений

В результате работы над стихотворными текстами по данной методике формируется устойчивый интерес к поэзии.  Дети хорошо чувствуют и понимают язык образов.  Без труда анализируют любые стихотворные тексты. Умеют, без помощи учителя, прочитать любое произведение выразительно. Многие творческие натуры начинают сочинять стихи. Раскрепощаются даже самые скромные и закомплексованные  ребята.  Дети показывают отличные результаты, участвуя в литературных постановках, спектаклях на внеклассных мероприятиях.

В результате такой работы закладывается фундамент для формирования личности самокритичной, неординарно мыслящей, умеющей выражать и отстаивать своё  мнение.

  1. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

Результаты моих исследований размещены на школьном сайте в виде обобщения опыта, по адресу: www. alted. ru.  /00583/ razrab.uch.jsp

Информационная карта инновационного опыта

  1. Педагогическое  эссе

Работая с детьми на уроках чтения над стихотворными текстами, по традиционной методике, всегда испытывала неудовлетворенность полученным результатом. Дети учили стихи, описывали их содержание исполняли, не испытывая особых чувств,  к тому, что они читают. И, как следствие, данные произведения не вызывали в душах детей никаких эмоций и переживаний, а спустя некоторое время совсем стирались из памяти. Прочитанное стихотворение учителем, как образец выразительного чтения, копировалось детьми, не давая возможности самостоятельно мыслить, или выражать свои чувства, вызванные этим произведением.

Работая несколько лет над решением этой проблемы, у меня сформировался опыт, который имел свои результаты.

В работе с детьми над стихотворными текстами преследовала следующие цели:

  • Прививать навыки самостоятельной работы над стихотворением;
  • Учить детей чувствовать и понимать образный язык поэтической речи;
  • Развивать умение выразительно читать стихотворение, в зависимости от того, какие чувства и переживания вызвало его содержание.

     Основную задачу, которую я ставила перед собой,  при работе с детьми над стихотворениями было не навязывание детям собственного мнения о произведении, а развитие умения у детей выражать собственные мысли, в зависимости от индивидуальных переживаний каждого ребёнка.

J:\фон\fonbok_knsvpero.JPG

  1. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, адрес, индекс

Должность

Стаж работы  

в должности

Бабешко Наталья Александровна

МОУ «Протасовская СОШ»

Алтайский край, Немецкий национальный район,

село Протасово.

658885

Учитель начальных классов

20 лет

Информационная карта инновационного опыта

  1. Сущностные характеристики опыта

  1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Методика работы над ошибками на уроках математики и русского языка

  1. Источник измерений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Личностно-ориентированный, компетентностный подход к организации уроков над ошибками

  1. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса)

Сущность ИПО в изменении методики проведения уроков над ошибками

  1. Концепция изменений (способы их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Данная методика проведения уроков над ошибками помогает детям реально анализировать собственные ошибки, классифицировать их по темам, отрабатывать грамотность на подобных упражнениях, закреплять правила и не совершать этих ошибок в дальнейших работах.  Уроки над ошибками по данной методике имеют определенную структуру, что облегчает как  подготовку, так и проведение их учителем. Дети, после освоения этапов  урока над ошибками в дальнейшем переходят на самостоятельную работу, что позволяет учителю осуществлять индивидуальные консультации.

  1. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Данная методика  может применяться как самостоятельное пособие в любых программах для проведения уроков над ошибками.

  1. Результат изменений

С помощью данной методики проведения уроков работы над ошибками, дети получают возможность самостоятельно анализировать допущенные ошибки, намечать план индивидуальной работы, выбирать средства для корректировки знаний и не допускать прежние ошибки в следующих работах.

А самое главное, дети учатся самостоятельно работать и корректировать свои знания, находить необходимую информацию, контролировать себя и работать над собой...

В результате такой работы закладывается фундамент для формирования личности самокритичной, умеющей учиться, стремящейся к совершенствованию.

  1. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

Результаты моих исследований размещены на школьном сайте в виде обобщения опыта, по адресу: www. alted. ru.  /00583/ razrab.uch.jsp

  1. Педагогическое  эссе

    Теоретическая интерпретация опыта

Несколько лет  я работала над проблемой эффективности проведения уроков «Работы над ошибками», допущенными в контрольных работах по математике и диктантах, сочинениях и изложениях по русскому языку. Поскольку традиционные методы работы над ошибками не отвечали современным требованиям обучения, не помогали детям реально анализировать собственные ошибки и не способствовали их устранению в дальнейшем.

 В результате мною была выработана методика проведения уроков работы над ошибками.

Цель обучения:

  • научить детей анализировать свои ошибки;
  • учить  классифицировать ошибки по темам;
  • развивать умения составлять индивидуальный план работы над ошибками, в зависимости от характера ошибок;
  • учить находить необходимую информацию по темам, которые необходимо отработать;

 Задача обучения:

  •  ребенок  не повторяет прежних ошибок в дальнейших работах;
  •  ученик умеет контролировать себя и работать над собой...

 Структура урока:

  1. Анализ работы;
  2. работа над ошибками;
  3. закрепление знаний;
  4. итог работы;
  5. индивидуальное домашнее задание

Методика проведения каждого этапа урока

  1. Анализ работы

Важное место уделяю анализу контрольной работы. По математике анализируются все номера и записываются темы, которые были охвачены в них и проставляются напротив (+) или (-),в зависимости от того, есть или нет ошибки на данную тему:

  1. Задача на остаток - +
  2. Задача на сравнение -  -
  3. Решение примеров:
  • Табличное сложение и вычитание - +
  • Порядок действий -  +
  1. Решение уравнений - +

По русскому языку для анализа используется памятка «Анализ диктанта», в которой указаны все изученные орфограммы на данный период. Дети или выписывают в тетрадь из памятки названия тем или используют эту памятку как карточку и отмечают (+) или (-), напротив каждого пункта, в зависимости от того, есть или нет ошибки на эту орфограмму. В тексте диктанта  простым карандашом проставляется номер темы из памятки над словом, в котором допущена ошибка.

           Анализ диктанта

  1. Пропуск букв

+

  1. Перенос слов

-

  1. Сочетания жи-ши и т.п.

-

  1. Заглавная буква в именах собственных

+

  1. Оформление предложений

+

  1. Другие ошибки

-

По мере изучения новых тем памятка пополняется.

Важный момент: учитель, после индивидуального анализа проводит статистику по классу. Называются темы по порядку и дети, у которых на эту тему ошибки, поднимают руки. Подсчитывается количество человек, допустивших ошибки на те, или иные темы и записывается статистическая таблица на доске.  В результате видно, над какими темами необходимо поработать на дальнейших уроках всем классом, а какие темы не усвоены лишь в индивидуальном порядке.

  1. Работа над ошибками

В зависимости от характера и количества ошибок в работе каждый ученик планирует выполнение работы над ошибками. После анализа ребенок видит,  на какие темы следует обратить внимание.  Вначале предлагаются страницы учебника (которые учитель прописывает на доске), в которых можно повторить правила, на которые допущены ошибки. Затем, выписываются  слова, подчеркиваются орфограммы, подбираются 2-3 слова на эту же тему. Если ошибки на безударную гласную, парную или непроизносимую согласные, подбираются проверочные слова.

На уроках математики работа строится аналогично. В 4 классе следует учить детей самостоятельно ориентироваться в учебнике и находить нужные темы для отработки.

  1. Закрепление знаний

Учитель на доске прописывает страницы и номера упражнений из учебника для отработки каждой темы, в которой допущены ошибки. В результате некоторым ребятам придется отработать несколько тем и, при недостатке времени на уроке взять неотработанные номера домой. Ребята, которые не допустили ни одной ошибки или допустили незначительное количество ошибок, получают дополнительные номера или упражнения на развитие. Учитель на уроке занимает позицию  консультанта и помощника.

 На таких уроках появляется возможность поработать со слабоуспевающими учениками индивидуально.

  1. Итог работы

Дети анализирую эффективность своей работы за урок, смотрят, все ли темы, на которые были допущены ошибки, отработаны и, планируют работу на дом.

Выписывают темы и номера страниц, которые необходимо периодически повторять

(можно завести дневник: «индивидуальный план коррекции и самосовершенствования»).

  1. Индивидуальное домашнее задание

Домашнее задание дети записывают в индивидуальном порядке. Учитель помогает определиться с объемом заданий только тем ученикам, у которых осталось много неотработанных тем, выбирая наиболее необходимые и учитывая норму и объем соответствующий возрасту и возможностям ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в 1-2 классах начальной школы. Из опыта работы учителя начальных классов Щербаковой Татьяны Геннадьевны.

 Так как результаты деятельности учителя предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев, необходим мониторинг УУД у учащихся начальной школы. В презентации предста...

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ  СОШ  №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...

"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме " Использование информационно коммуникационных технологий (ИКТ) в начальных классах в урочной и внеурочной деятельности".

Нужны ли в начальной школе информационно-коммуникативные технологии? Я уверена – да! Потому что время быстро движется вперёд и то, что недавно было новым, сейчас уже является нормой в образовательном ...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме "Развитие логического мышления по математике в начальных классах"

Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли ...

Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.

  В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только  «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...