Работа с одаренными детьми в начальной школе
статья (3 класс) по теме

Твердохлебова Ольга Сергеевна

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2 слайд

Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод.

В.А.Сухомлинский  

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

3 слайд          

 Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.                                 

     Одарённые дети - это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.

4 слайд

Из материалов ФГОС  

-воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;

-учёт индивидуальных особенностей учащихся, разнообразие их развития;

-обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов;

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта позволяет развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования. Системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандартов, должен обеспечить формирование готовности к саморазвитию обучающихся, их активную учебно-познавательную деятельность, а также построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

   

 

5 слайд 

Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

•        Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.

•        Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

•        Не могут четко развести реальность и фантазию.

.Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.

•        Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам". С точки зрения их развития такие попытки полезны.

•        Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.

•        Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

6 слайд

Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

•        выявление одаренных детей;

•        развитие творческих способностей на уроках;

•        развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, индивидуальная работа);

•        создание условий для всестороннего развития одаренных.

7 слайд

Признаками одарённости является-

- высокая познавательная мотивация,

-исследовательская творческая активность,

-высокий уровень интеллектуальных способностей,

- возможность достижения нестандартных решений.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

1.        Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях ( такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

2.         Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области.

3.        Учащиеся, не достигающие по каким- либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического мышления.

  8 слайд

Могут быть выделены следующие виды одаренности:

 в познавательной  деятельности — интеллектуальная различных видов;

в практической деятельности — одаренность в ремеслах, спортивная и организационная;

в художественно-эстетической — хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная;

в коммуникативной — лидерская.

9 слайд

Для этой категории детей предпочтительны  следующие методы работы:

-исследовательский;

-частично-поисковый;

-проблемный;

-проектный;

10слайд

Основные напрвления деятельности с одаренными детьми.

-приемы проблемного обучения;

-предметные олимпиады;

интеллектуальные марафоны;  

Организяция экскурсий походов;                                                                                                

-Творческие задания развивающего характера.(различные конкурсы и викторины;)

-словесные игры и забавы;

-проекты по различной тематике;

11 слайд

Одна из главных черт одарённых детей - упорное нежелание делать то, что ему    неинтересно

. Каждый ребёнок в чём-то талантлив по-своему, и подобно тоненькому ростку нуждается во внимании со стороны учителей и родителей. Задача учителя – создать ребенку комфортные условия для развития интеллектуального потенциала личности, понять и поддержать ранние проявления творческих способностей.

12 слайд

Так же не мало важное значение в работе с одаренными детьми имеет

-Психологическое сопровождение семьи  одарённого ребёнка.

 -Информационная среда для родителей.

 -Совместная практическая деятельность ребёнка и его родителей.

 -Поддержка и поощрение родителей на уровне школы.

Проблема детской одаренности в современном обществе достаточно актуальна и привлекает внимание многих психологов и педагогов как в нашей стране, так и за рубежом. Вот например-

13 слайд

США всегда лидировали в области диагностики, предлагая различные методики выявления одаренности, позволяющие измерить всё от интеллекта до креативности. Одаренные дети обучаются по специальным образовательным программам, созданным в дополнение к тем, которые предлагаются в рамках обычной школьной программы. В США создана действенная система поощрения и развития одаренности.

14 слайд

 В Китае конкурсный отбор для участия в программах для одаренных детей имеет первостепенное значений. За отбором непременно следует специально разработанное обучение, соответствующее способностям учеников. Согласно принятому в Китае определению, одаренность рассматривается как комбинация исключительно высокого от природы интеллекта, ускоренного обучения и позитивного восприятия одаренности.

15 слайд

В Индии термин «одаренный» не получил широкого распространения. Правительство Индии предоставляет стипендии талантливым школьникам, а под талантом подразумевается главным образом академические способности. Школьники, которые успешно выполнили академические тесты, могут посещать школу, в которой предоставляется так называемое «современное» образование.

16 слайд

В Скандинавских странах не существует программ обучения и выявления одаренных. Образовательная политика строится на принципе равноправия, поэтому все школьники получают обучение, отвечающее их потребностям, однако при этом обучение никак не дифференцируется в зависимости от потенциальных способностей. Общественность этих стран не беспокоится о том, что они останутся без «талантов». По результатам международного оценивания школьников Скандинавские страны находятся в первой десятке по математике и развитию вербальных навыков ( письма и чтения).

17 слайд

Образовательная политика Японии в отношении одаренных имеет много общего с политикой Скандинавских стран. Всё большую популярность  в Японии приобретают олимпиады. Японцы  дорожат своими одаренными детьми и не жалеют средств на их обучение и развитие. Ученики, продемонстрировавшие способности в одной из областей знаний получают возможность посещать университет.

18 слайд

В Гонконге официальные постановления декларируют необходимость обеспечения специальных условий одаренным школьникам. Среди первоочередных задач в 90-е годы прошлого века назывались формирование команды специалистов по обучению одаренных, а также создание информационно-образовательного центра.

19 слайд

В ряде африканских стран руководители образования отстаивают необходимость принятия концепции одаренности и обеспечения необходимых условий обучения. Реализация образовательной политики ЮАР привела к созданию специальных школ для прошедших отбор одаренных детей, а также системы образовательных услуг, в том числе программ обогащения обучения и программ поддержки родителей одаренных.

20 слайд

В Израиле существует эффективная система обучения одаренных детей, и она является государственным секретом.

21 слайд

«В человеке заключено много задатков и наша задача – развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самих зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения»  
                                            Иммануил Кант

Создание для ученика ситуации успеха и уверенности через индивидуальное  и дифференцированное обучение, воспитание на уроке и вне его, умение разглядеть в каждом ученике «росток способности», помочь «вырасти и  дать плоды»- вот над чем работает сейчас современная начальная школа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Данная проблема давно волнует меня. Хочу поделиться своим опытом с коллегами....

СТАТЬЯ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучай...

Направления работы с одаренными детьми в начальной школе

Переход к развивающей системе  образования с использованием различных инновационных технологий способен обеспечить саморазвитие личности одаренного ребёнка....

Статья «Методы и приемы работы с одаренными детьми в начальной школе»

Кто такой одаренный ребенок? Как заметить таких детей в начальной школе и помочь развитию их способностей....

Статья "Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе"

В данной статье раскрываются особенности работы с одаренными детьми в начальной школе....

Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"

Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...

Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе учителя начальных классов, Николаевой Татьяны Ивановны, учителя высшей квалификационной категории Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы – поддержать ребенка и развить его способност...