Работа с одаренными детьми в начальной школе
статья (3 класс) по теме
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_rabota_s_odaryonnymi_detmi_moedocx_avtosokhranennyy.docx | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2 слайд
Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А.Сухомлинский
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
3 слайд
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одарённые дети - это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.
4 слайд
Из материалов ФГОС
-воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;
-учёт индивидуальных особенностей учащихся, разнообразие их развития;
-обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов;
Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта позволяет развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования. Системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандартов, должен обеспечить формирование готовности к саморазвитию обучающихся, их активную учебно-познавательную деятельность, а также построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
5 слайд
Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
• Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
• Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
• Не могут четко развести реальность и фантазию.
.Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
• Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам". С точки зрения их развития такие попытки полезны.
• Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
• Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.
6 слайд
Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
• выявление одаренных детей;
• развитие творческих способностей на уроках;
• развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, индивидуальная работа);
• создание условий для всестороннего развития одаренных.
7 слайд
Признаками одарённости является-
- высокая познавательная мотивация,
-исследовательская творческая активность,
-высокий уровень интеллектуальных способностей,
- возможность достижения нестандартных решений.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях ( такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области.
3. Учащиеся, не достигающие по каким- либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического мышления.
8 слайд
Могут быть выделены следующие виды одаренности:
в познавательной деятельности — интеллектуальная различных видов;
в практической деятельности — одаренность в ремеслах, спортивная и организационная;
в художественно-эстетической — хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная;
в коммуникативной — лидерская.
9 слайд
Для этой категории детей предпочтительны следующие методы работы:
-исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный;
-проектный;
10слайд
Основные напрвления деятельности с одаренными детьми.
-приемы проблемного обучения;
-предметные олимпиады;
интеллектуальные марафоны;
Организяция экскурсий походов;
-Творческие задания развивающего характера.(различные конкурсы и викторины;)
-словесные игры и забавы;
-проекты по различной тематике;
11 слайд
Одна из главных черт одарённых детей - упорное нежелание делать то, что ему неинтересно
. Каждый ребёнок в чём-то талантлив по-своему, и подобно тоненькому ростку нуждается во внимании со стороны учителей и родителей. Задача учителя – создать ребенку комфортные условия для развития интеллектуального потенциала личности, понять и поддержать ранние проявления творческих способностей.
12 слайд
Так же не мало важное значение в работе с одаренными детьми имеет
-Психологическое сопровождение семьи одарённого ребёнка.
-Информационная среда для родителей.
-Совместная практическая деятельность ребёнка и его родителей.
-Поддержка и поощрение родителей на уровне школы.
Проблема детской одаренности в современном обществе достаточно актуальна и привлекает внимание многих психологов и педагогов как в нашей стране, так и за рубежом. Вот например-
13 слайд
США всегда лидировали в области диагностики, предлагая различные методики выявления одаренности, позволяющие измерить всё от интеллекта до креативности. Одаренные дети обучаются по специальным образовательным программам, созданным в дополнение к тем, которые предлагаются в рамках обычной школьной программы. В США создана действенная система поощрения и развития одаренности.
14 слайд
В Китае конкурсный отбор для участия в программах для одаренных детей имеет первостепенное значений. За отбором непременно следует специально разработанное обучение, соответствующее способностям учеников. Согласно принятому в Китае определению, одаренность рассматривается как комбинация исключительно высокого от природы интеллекта, ускоренного обучения и позитивного восприятия одаренности.
15 слайд
В Индии термин «одаренный» не получил широкого распространения. Правительство Индии предоставляет стипендии талантливым школьникам, а под талантом подразумевается главным образом академические способности. Школьники, которые успешно выполнили академические тесты, могут посещать школу, в которой предоставляется так называемое «современное» образование.
16 слайд
В Скандинавских странах не существует программ обучения и выявления одаренных. Образовательная политика строится на принципе равноправия, поэтому все школьники получают обучение, отвечающее их потребностям, однако при этом обучение никак не дифференцируется в зависимости от потенциальных способностей. Общественность этих стран не беспокоится о том, что они останутся без «талантов». По результатам международного оценивания школьников Скандинавские страны находятся в первой десятке по математике и развитию вербальных навыков ( письма и чтения).
17 слайд
Образовательная политика Японии в отношении одаренных имеет много общего с политикой Скандинавских стран. Всё большую популярность в Японии приобретают олимпиады. Японцы дорожат своими одаренными детьми и не жалеют средств на их обучение и развитие. Ученики, продемонстрировавшие способности в одной из областей знаний получают возможность посещать университет.
18 слайд
В Гонконге официальные постановления декларируют необходимость обеспечения специальных условий одаренным школьникам. Среди первоочередных задач в 90-е годы прошлого века назывались формирование команды специалистов по обучению одаренных, а также создание информационно-образовательного центра.
19 слайд
В ряде африканских стран руководители образования отстаивают необходимость принятия концепции одаренности и обеспечения необходимых условий обучения. Реализация образовательной политики ЮАР привела к созданию специальных школ для прошедших отбор одаренных детей, а также системы образовательных услуг, в том числе программ обогащения обучения и программ поддержки родителей одаренных.
20 слайд
В Израиле существует эффективная система обучения одаренных детей, и она является государственным секретом.
21 слайд
«В человеке заключено много задатков и наша задача – развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самих зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения»
Иммануил Кант
Создание для ученика ситуации успеха и уверенности через индивидуальное и дифференцированное обучение, воспитание на уроке и вне его, умение разглядеть в каждом ученике «росток способности», помочь «вырасти и дать плоды»- вот над чем работает сейчас современная начальная школа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми в начальной школе
Данная проблема давно волнует меня. Хочу поделиться своим опытом с коллегами....
СТАТЬЯ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучай...
Направления работы с одаренными детьми в начальной школе
Переход к развивающей системе образования с использованием различных инновационных технологий способен обеспечить саморазвитие личности одаренного ребёнка....
Статья «Методы и приемы работы с одаренными детьми в начальной школе»
Кто такой одаренный ребенок? Как заметить таких детей в начальной школе и помочь развитию их способностей....
Статья "Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе"
В данной статье раскрываются особенности работы с одаренными детьми в начальной школе....
Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"
Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...
Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе учителя начальных классов, Николаевой Татьяны Ивановны, учителя высшей квалификационной категории Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы – поддержать ребенка и развить его способност...