Проектная деятельность мастер -класс
проект (1 класс) по теме
Данная презентация соответствует нормам и требованиям оформления. Прилагается доклад к мастер-класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.rar | 550.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Мастерская передового педагогического опыта
« Организация проектной деятельности в рамках урока »
Разработали
Полюшина С.Ф.
учитель начальных классов
Шиморской СОШ
Ширшкова Е.В.
учитель начальных классов
школы №12 г. Выкса
Городской округ г. Выкса
2014 год
Мастер-класс проводят учителя начальных классов
Полюшина Светлана Федоровна и Ширшкова Елена Васильевна
Тема:
«Проектная деятельность в начальной школе на уроках литературного чтения»
Цель:
Презентация опыта проектной деятельности в рамках реализации ФГОС, как одной из личностно-ориентированных технологий, способствующей формированию ключевых компетенций.
Задачи:
1. Представить разные формы реализации проектно-исследовательского метода в рамках урочной деятельности и алгоритм работы над проектом.
2. Смоделировать участниками мастер-класса проект урочной проектно-исследовательской деятельности для учащихся начальных классов, готовый к практическому применению.
План занятия.
1. Приветственное слово.
2. Введение в проблему.
3. Теоретическая часть (этапы работы над проектом).
4.Реализация учебного проекта.
5. Практическая работа мастер-класса.
6. Итог занятия.
7. Рефлексия.
Вступительное слово
Добрый день, коллеги. Я , …….., учитель начальных классов ……….Рады приветствовать вас на мастер-классе « Организация проектной деятельности в начальной школе в рамках урока».
Рефлексия.
Открывая нашу мастерскую сначала заполним следующую таблицу. В левом столбике записаны, условия деятельности. Вам необходимо заполнить колонки : Чем отличается проектная деятельность от исследования?
Условия деятельности | Исследование | Проект |
Временные рамки | ||
Продукт | ||
Критерии оценки | ||
Направленность | ||
Основные этапы | ||
Введение в проблему
Мы хотим сегодня представить свой опыт работы по проектно-исследовательской техгологии.
«Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание,
которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием,
сделанным им самим»
Карл Роджерс
Не случайно мы выбрали эту тему. В современных условиях жизни недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. Наиболее целесообразной формой использования творческого потенциала учащихся считается метод проекта.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проектная деятельность формирует целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.
Что же такое «Проект»? Можно сказать, что «проект – это пять «П»:
1. Проблема. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.
2. Проектирование (Планирование). Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, с определения вида продукта и формы презентации.
3. Поиск Информации. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
4. Продукт. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
5. Презентация Проектного Продукта. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику.
Иными словами, проект – это результат скоординированных совместных действий группы или нескольких групп учащихся, специально организованный учителем, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации. Проект – это всегда исследование, поиск, изучение неизвестного.
Этапы работы над проектом
Рассмотрим подробнее этапы работы над проектом с точки зрения деятельности учителя и учеников:
- 1 этап Проблема
- Учитель: Формулирует проблему, ситуацию, цель, задачи
- Ученики: Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач.
- 2 этап Планирование
- Учитель: Предлагает организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность
- Знакомит с различными формами презентации результатов
- Ученики: Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов
- 3 этап Поиск информации
- Учитель: Консультирует, ненавязчиво контролирует, репетирует презентацию результатов
- Ученики: Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, «добывают» недостающие знания, готовят презентацию результатов
- 4 этап Продукт
- Учитель: Обобщает результаты, подводит итоги, оценивает умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат
- Ученики: Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности
- 5 этап Презентация
- Представление готового продукта.
- Рефлексия выполненной работы.
Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.
Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника от того, что они доставили радость людям.
Особенности организации проектной деятельности в начальной школе
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
В первом классе происходит подготовка к осуществлению проектной деятельности. Очень важно заинтересовать ребёнка данным видом деятельности, показать его значимость. С первого класса приучаем учеников к самому слову “исследование”. На уроках включаются задания, где надо анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать.
Во втором классе учащиеся учатся составлению общего плана действий по выполнению проекта. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности.
В третьем и четвёртом классах происходит работа по дальнейшему усовершенствованию навыков проектной деятельности. Учащиеся планируют, обдумывают тему, ищут материал по теме, учатся самооценке и рефлексии своей деятельности.
Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения? Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?
Виды проектов
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей.
Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает актуальность темы, задачи исследования, выдвижение гипотезы с проверкой, обсуждение полученных результатов.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Ролевой проект. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.
По комплексности можно выделить два типа проектов. Слайд 8
1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания.
2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:
- внутриклассными;
- внутришкольными;
- региональными;
- межрегиональными;
- международными.
Классификация проектов по продолжительности.
Мини – проекты.
Краткосрочные проекты.
Недельные проекты.
Годичные проекты.
По типологии презентационные проекты могут быть различными, например:
- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
- Деловая игра.
- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.
- Диалог литературных персонажей.
- Игра с залом.
- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…
- Инсценировка реального или вымышленного события.
- Научная конференция.
- Отчет исследовательской экспедиции.
- Пресс-конференция.
- Реклама.
- Ролевая игра.
- Спектакль.
- Телепередача.
Проектная деятельность с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности носит практический характер.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач.
Давайте вернёмся к таблице: В чем отличия разных видов деятельности.
Проверьте свои ответы.
Условия деятельности | Исследование | Проект |
Временные рамки | Носит вневременной характер | Определен временными рамками |
Продукт | Знания | Проект |
Критерии оценки | Критерий истинности | Критерий реализуемости |
Направленность | Направлено на идеальный объект | На организационную форму |
Основные этапы | Актуализация проблемы | Замысел Погружение в проект |
Выбор темы | Планирование деятельности | |
Выявление методов исследования | Осуществление деятельности по решению проблемы. Поиск информации | |
Выработка плана | Оформление результатов | |
Сбор и обработка информации | Презентация результатов | |
Анализ и обобщение полученных материалов | ||
Подготовка отчета, презентация |
По данной технологии мы работаем сравнительно недавно, представляем вам несколько работ, выполненных нашими учениками ( показ работ).
Реализация проекта. Открытие Мастерской
Сегодня мы откроем мастерскую по проектной деятельности на тему : « О братьях наших меньших».
В чем проблема, почему мы взяли эту тему? Современные дети мало знают о природе, ее представителях – животных, недостаточно развито чувство видения прекрасного в самом простом, бережного отношения к хрупкому миру природы.
Причины.
- Отсутствие родительского внимания к данной проблеме.
- Учащиеся мало знакомы с произведениями детских писателей о животных.
- Недостаточно времени уделяется объяснению того, что книги полны превосходных идей, которые можно использовать в своей жизни.
- Преобладание в жизни детей компьютера над книгой.
Какие задачи решает проект:
Познавательные: расширить знания о природе, животных, их повадках. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к миру природы, умение видеть прекрасное в простом. Развивающие: развивать коммуникативную, информационную компетентность.
Практическая работа
С участниками мастер-класса мы попробуем, используя алгоритм, построить 4 модели проекта урочной проектной деятельности.
1. Введение в проблему.
Какие проекты можно сделать в наших условиях?
-стенгазету ( информационный проект) творческий
-книжку –раскладушку ( исследовательский)
-папку с биографиями авторов ( информационный)
- живой диафильм ( творческий)
2. Деление на группы. Задания каждой группе
3. Составление плана проектов.
1 группа
2. группа
3 группа
4 группа
5 группа Критерии оценивания
4. Работа над проектом
5. Выступления групп. Защита.
Итог
Рефлексия
Заполнение визитной карты проекта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Внеурочная деятельность. Проектная деятельность 1 класс.
Рабочая программа....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 1 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность", 4 класс 2016-2017 учебный год
Данная рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в её структуру, а т...
Программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность". 2 класс
Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования – «вложить знания в голову детей». Мы хотим познакомить ребят с картиной мира и научить их ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности" 1 класс
Рабочая программа составлена для обучающихся 1-4 классов МКОУ «Причулымская СШ» на основе: ФГОС НОО; требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Проектная деятельность 4 класс
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический по...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" для 4 класса...