методы формирования регулятивных УУД
методическая разработка по теме
в стате рассматриваются методы способствующие формированию регулятивных УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_formirovaniya_ruud.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы формирования УУД.
«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай сделать, и я пойму!»
Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.
Пред мет | УУД | |||
личностные | коммуникативные | регулятивные | познавательные | |
Р У С С К И Й Я З Ы К | жизненное самоопределение, знакомство с историей и культурой нашей страны, воспитание любви и уважения к Родине. Осознание языка как основного средства человеческого общения; | преобразование письменной и устной речи; умение строить монологическую речь, участвовать в диалоге.
| принимать и сохранять учебную задачу, действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия, адекватно воспринимать оценки учителя и товарищей. | осуществлять поиск нужной информации в учебнике, пользоваться знаками, символами, схемами, выделять главное, находить ответ на поставленный вопрос. |
М А Т Е М А Т И К А | Умение использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета | Умение Использовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражения) | применение умений для упорядочения, установления закономерностей на основе математических фактов, создания и применения моделей для решения задач. | освоение знаний о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах |
Л И Т Е Р А Т У Р Н О Е Ч Т Е Н И Е | Смыслообразование через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смысловзнакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями. Осознание значимости чтения для своего дальнейшего обучения. | Эмоциональная отзывчивость на прочитанное, высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника. Читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное | умение самостоятельно выбирать интересующую литературу,устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;
| Умение передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде, выделять особенности разных жанров художественных произведений. |
О К Р У Ж А Ю Щ И Й М И Р | осознание себя членом общества и государства. Чувство любви к своей стране, природе
| способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, самостоятельности и ответственности за свои поступки в мире природы и социуме | умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдение нормы информационной избирательности, этики и этикета | усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности. |
Когнитивные методы обучения (методы учебного познания).
- Метод эмпатии (вживания) означает «вчувствование» человека в состояние другого объекта.
- Метод образного видения — эмоционально-образное исследование объекта.
- Метод эвристических вопросов
- Метод сравнения
- Метод исследования.
- Метод конструирования правил.
- Метод ошибок.
- Методика «Дерево решений».
- Методика 6 х 6 х 6 («Шесть на шесть»).
- «Пустое кресло»
- Методика «Ковёр идей».
Креативные методы обучения
- Метод придумывания
- Метод «Если бы...
- Метод образной картины
- «Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн).
Оргдеятельностные методы обучения (Методы организации учения).
- Методы ученического целеполагания
- Методы ученического планирования
- Методы самоорганизации обучения
- Методы взаимообучения
Когнитивные методы обучения (методы учебного познания).
Метод эмпатии (вживания) означает «вчувствование» человека в состояние другого объекта. Вживаться в сущность дерева, камня, кошки, облака, свечи и других образовательных объектов помогает применение словесных предписаний типа: «Представьте себе, что вы то растение, которое стоит перед вами, ваша голова — это цветок, туловище — стебель, руки —листья, ноги — корни...». ...». В моменты наилучшего «вживания» ученик задает вопросы объекту-себе, пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть выражен им в устной, письменной, знаковой, двигательной, музыкальной или рисуночной форме. Наблюдение объекта в данном случае переходит в самонаблюдение ученика, которому удается отождествить себя с объектом.
Метод образного видения — эмоционально-образное исследование объекта. Предлагается, например, глядя на число, фигуру, слово, знак или реальный объект, нарисовать увиденные в них образы, описать, на что они похожи. Образовательный продукт как результат наблюдения учеников выражается в словесной или графической образной форме
Метод эвристических вопросов. Для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задаются следующие семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Парные сочетания вопросов порождают новый вопрос, например: Как—Когда? Ответы на данные вопросы и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
Метод исследования. Выбирается объект исследования — природный, культурный, научный, словесный, знаковый или иной: лист дерева, камень, падение капли воды, элемент одежды, стихотворение, поговорка, приметы, буква, цифра, звук, уравнение, геометрическая фигура, обряд. Ученикам предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану: цели исследования — план работы — факты об объекте — опыты, рисунки опытов, новые факты — возникшие вопросы и проблемы — версии ответов, гипотезы — рефлексивные суждения, осознанные способы деятельности и результаты — выводы. Выполнив последовательно все перечисленные шаги, практически любой ученик неизбежно получает свой собственный образовательный результат. Учитель помогает детям увеличивать объем и качество такого результата. Достигается это путем систематического повторения алгоритмических этапов исследования.
Метод конструирования правил. Изучаемые в общеобразовательных курсах правила могут быть созданы, «открыты» учениками. Например, из предложенного учителем текста ученики выявляют орфограммы, лежащие в их основе правила, и создают затем на данные правила свои тексты. Исследование проводится по указанному учителем алгоритму, который зависит от вида текста и поставленной задачи.
Метод ошибок. Внимание к ошибке может быть актуализировано не только с целью ее исправления, но и для выяснения ее причин, способов ее получения. Отыскание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учеников, приводит их к пониманию относительности и вариативности любых знаний.
Методика «Дерево решений». «Дерево решений» является техникой принятия решений в ситуациях трудных и неоднозначных. Перед началом занятий учитель обозначает проблему, которая будет обсуждаться, подготавливает таблицы для групп. Во время домашнего задания, полученного на предыдущем уроке, дети узнают конкретные факты, связанные с данной проблемой, историческими или природными условиями. Далее на уроке учитель предлагает группам исследовать проблему. Ученики выявляют плюсы и минусы поставленной проблемы, затем подробно анализируют все возможные варианты решений. Во время занятий учащиеся выполняют таблицу:
Проблема
+ (преимущества) | - (недостатки) |
Методика 6 х 6 х 6 («Шесть на шесть»). Работа проходит в два этапа.
На первом этапе каждая группа получает отдельное задание. В результате работы участники в группах получают новые знания и умения, при этом каждый из них готовится представить результаты работы своей группы участникам других групп.
На втором этапе идёт смена групп таким образом, чтобы в каждой из новых групп были представители всех групп с первого этапа. Сначала каждый участник в новой группе представляет результаты работы своей группы с первого этапа, а потом вся группа вместе выполняет задания, используя знания или умения, полученные на первом этапе, т. е. рассматривают один вопрос с трёх позиций и вырабатывают общий вывод трёхстороннего сотрудничества.
«Пустое кресло» – дискуссионная методика.
Цель: найти ответ на чётко поставленный вопрос путём обмена мнений. Этот поиск должен подвести учащихся к открытию правды, к определению фактического состояния вещей. Методика «Пустого кресла» развивает критическое мышление, учит аргументировать, задавать вопросы, активизирует большое количество участников, учит культуре дискуссии.
На 3-4 стульях разложить мнения на поставленную проблему разных людей, записанных на альбомных листах бумаги и лист со знаком вопроса «?». Учащиеся знакомятся с разными мнениями и становятся у избранной точки зрения. Тот, кто имеет совершенно другое мнение, становится у знака «?». Каждая группа обсуждает выбранное мнение и выдвигает представителя для дискуссии. Все участники дискуссии сидят по кругу. Дискуссию начинают представители групп, которые сидят на стульях, стоящих друг против друга. Ведущий (учитель) ставит ещё один стул. Если кто-то другой хочет высказаться, то он садится в пустое кресло. В кресле можно сидеть одновременно только одну минуту. Как только учитель (ведущий) услышит то, что является самым важным, прекращает дискуссию.
Креативные методы обучения
Они ориентированы на создание учениками личного образовательного продукта. Познание при этом возможно, но оно происходит «по ходу» собственно творческой деятельности. Главным результатом является получение нового продукта.
Метод придумывания — это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных умственных действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов: а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; б) отыскание свойств объекта в иной среде; в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.
Метод «Если бы...» Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если исчезнут окончания в словах или сами слова; все объемные геометрические фигуры превратятся в плоские; хищники станут травоядными; все люди переселятся на Луну и т. д. Выполнение учениками подобных заданий не только развивает их способность воображения, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь его составляющих, фундаментальные основы различных наук.
Метод образной картины воссоздает такое состояние ученика, когда восприятие и понимание изучаемого объекта будто бы сливаются, происходит его целостное, нерасчлененное видение. В результате у ученика возникает образная картина цветка, дерева, облака, Земли или всего Космоса. Поскольку человеку очень важно уметь создавать и передавать целостный образ познаваемого объекта, ученикам предлагается изобразить свою картину природы или всего мира, т. е. выразить с помощью рисунков, символов, ключевых терминов фундаментальные основы природы, связи между ними.
Каждый ученик во время такой работы не только мыслит различными масштабами, соотносит свои знания из разных областей науки, но и чувствует, ощущает смысл
изменения в картинах мира учащихся, внести необходимые коррективы в процесс
обучения.
«Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Основная задача метода — сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов. Начинается «штурм» с разминки — быстрого поиска ответов на вопросы тренировочного характера. Затем еще раз уточняется поставленная задача, напоминаются правила обсуждения, и — старт.
Каждый может высказать свои идеи, дополнить и уточнить. К группам прикрепляется эксперт, задача которого — фиксировать на бумаге выдвигаемые идеи. «Штурм» длится 10— 15 минут. Для «штурма» предлагаются вопросы, требующие нетрадиционного решения. Например: Как определить длину медной проволоки, намотанной на катушку, не разматывая ее? Каким образом определить без компаса, есть ли у незнакомой планеты магнитное поле, или нет. Не прибегая к дополнительному освещению, предложите способ видения предметов под водой.
Затем полученные в группах идеи систематизируются, объединяются по общим принципам и подходам. Далее рассматриваются всевозможные препятствия к реализации отобранных идей. Оцениваются сделанные критические замечания. Окончательно отбираются только те идеи, которые не были отвергнуты критическими замечаниями и контридеями.
На основе данного метода могут быть построены отдельные занятия. Перед «мозговой атакой» учеников необходимо познакомить с правилами ее ведения. Лучше, если соответствующие памятки будут розданы каждой группе. Правила «мозговой атаки»
- Во время «мозгового штурма» нет ни начальников, ни подчиненных — есть ведущий и участники.
- «Мозговой штурм» не терпит шаблонного мышления. Необходимо полное освобождение от стереотипов и традиций. Юмор и раскованность помогают вдохновению.
3. Полная свобода воображения. Как бы фантастична и невероятна ни была идея,
выдвинутая кем-либо из участников, она должна быть встречена с одобрением.
4. Рекомендуется задавать вопросы коллегам с целью уточнения и развития их идей. Важно
поощрять и поддерживать партнеров.
5. Категорически запрещены взаимные критические замечания и промежуточные оценки. На
стадии обсуждения ничего не отвергается. Даже если кому-то не нравятся предлагаемые
идеи, лучше сказать: «Да, но можно еще и по-другому...»
- Свои мысли следует формулировать тщательно и коротко. Чем больше будет выдвинуто идей, тем лучше.
- Помните: оптимизм и уверенность удесятеряют умственную энергию человека!
1. Формулировка учебной проблемы, обоснование задачи для поиска ее решения.
Определение условий и правил коллективной работы. Формирование нескольких рабочих
групп по 3—5 человек и экспертной группы, которая будет оценивать и отбирать наилучшие
идеи.
2. Разминка. Быстрый поиск ответов на вопросы и задачи тренировочного характера. Цель
этого этапа — помочь учащимся освободиться от неловкости, стесненности, скованности.
3. «Штурм» поставленной проблемы. Еще раз уточняется поставленная задача,
напоминаются правила обсуждения. Генерирование идей начинается по сигналу учителя
одновременно во всех группах. Каждый высказывает вслух свои идеи. Запрещается
критиковать предлагаемые идеи, можно только дополнять и комбинировать их. К каждой
группе прикрепляется эксперт, задача которого фиксировать на бумаге выдвигаемые идеи.
«Штурм» длится 10—15 минут.
4. Оценка и отбор наилучших идей группой экспертов.
5. Сообщение о результатах «мозговой атаки». Обсуждение итогов работы групп, оценка
наилучших идеи, их публичная защита.
Оргдеятельностные методы обучения (Методы организации учения).
Методы ученического целеполагания: выбор учениками целей из предложенного учителем набора; классификация составленных детьми целей с последующей детализацией; обсуждение ученических целей на реалистичность, их достижимость; конструирование учениками целей с помощью заданных алгоритмов; составление учениками собственных таксономии образовательных целей и задач; формулирование целей на основе результатов рефлексии; соотношение индивидуальных и коллективных целей, целей ученика, учителя, школы; разработка ценностных норм и положений в школе.
Методы ученического планирования. Школьникам предлагается спланировать свою образовательную деятельность на определенный период — урок, день, неделю, или — на тему, раздел, творческую работу. План может быть устный или письменный, простой или сложный, главное, чтобы он обозначал основные этапы и виды деятельности ученика.
ученик фиксирует изменения, выясняет их причины, а в конце работы осуществляет рефлексию планирования.
Методы самоорганизации обучения: работа с учебником, первоисточниками, приборами, реальными объектами; решение задач, выполнение упражнений; изготовление моделей, поделок; творческие исследования и др. Становятся значимыми также методы самоорганизации учащихся по осуществлению индивидуальных образовательных программ: методы разработки программ, их координации с другими программами (учителя, учеников), коррекции программ, методов оценки результатов и др.
Методы взаимообучения. Учащиеся в парах, группах или в коллективных занятиях с целым классом выполняют функции учителя, применяя доступный им набор педагогических методов.
Метод рецензий. Умение критически взглянуть на образовательный продукт товарища, его устный ответ, на материал учебника, просмотренный видеофильм, проанализировать их содержание, выделить главные моменты — необходимые условия самоопределения учащихся. Введению метода рецензий в обучение предшествует подготовительная работа. Первые рецензии составляются с помощью специальных опорных схем. Оценки и суждения учеников поощряются, закрепляется положительное отношение к рецензиям. Для составления рецензий используются схемы следующего типа: Схема рецензии устного выступления:
♦ Что понравилось в выступлении, о чем рассказано наиболее удачно.
- Как построено выступление, общая структура и логика изложения.
- Полностью ли раскрыта тема, достаточно ли приведено примеров.
- Замеченные неточности, ошибки, противоречия. Возражения выступающему.
♦ Дополнения к выступлению. Замечания и пожелания выступающему.
♦ Общая оценка выступления.
Схема рецензии текста учебника, книги или статьи:
- Чему посвящен изученный текст? Что заинтересовало в тексте и почему?
- Что является в нем самым главным? Каковы основные направления изложения?
- Какая новая информация или необычные позиции обнаружены в тексте?
- Понятно ли раскрыто содержание текста? Какие места в нем наиболее трудные?
- Какие вопросы возникли при чтении? О чем бы хотелось узнать дополнительно?
- Каков вывод из прочитанного? Схема рецензии видео- или кинофильма:
- Чему посвящен фильм, что хотели показать его авторы?
- Какие явления, понятия, устройства и другие объекты рассмотрены в фильме?
- Какой материал является главным в фильме? Каким образом оно выделено?
- Какие моменты раскрыты недостаточно полно и ясно?
- Как связан фильм с изучаемой темой?
- Выводы по фильму.
Схема рецензии решенной задачи:
- О каких объектах и процессах идет речь в задаче?
- Зачем ее необходимо решать?
- Какими методами решалась задача? Могут ли быть другие пути ее решения?
- Какие явления, понятия, законы, формулы были использованы при решении задачи?
- В чем практическое применение данной задачи? Каков вывод из решенной задачи?
- Рецензии учащихся оцениваются наравне с другими продуктами их творческой деятельности. Анализ ученических рецензий позволяет установить обратную связь с учениками, осуществить диагностику их знаний, скорректировать дальнейшее обучение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект Тема: «Формирование регулятивных и познавательных действий у учащихся младшего возраста как фактор повышения качества образовательных результатов в условиях Молодежнинской средней общеобразовательной школы»
Пояснительная записка За последние годы в нашей школе наблюдается тенденция снижения качества знаний учащихся первой ступени обучения. Отмечается ухудшение почерка ...
Мастер-класс Технология проблемного диалога и её роль в формировании регулятивных УУД
Задачи мастер-класса: выяснить, что собой представляют регулятивные УУД;познакомиться с перечнем РУУД, которые должны быть сформированы у обучающихся; узнать, с помощью чего можно сф...
Технология деятельностного метода как способ формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников
Статья содержит приёмы формирования регулятивных универсальных учебных действий применяемых мною на своёй практике, которые позволяют вовлечь учащихся в процесс формирования умения учиться и достичь п...
Метод проектов как средство формирования регулятивных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности
ФГОС предъявляет ряд требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Одним из них является требование к результатам обучающихся: личностным, ...
Методы и приемы формирования регулятивных УУД у детей с ОВЗ в процессе обучения
Представлен доклад, в котором говорится об актуальности формирования регулятивных УУД у детей с ОВЗ, описываются методы и приемы их формирования у младших школьников....
Формирование регулятивного действия планирования на уроках русского языка в технологии деятельностного метода
В учебно-методических материалах раскрыта актуальность и сущность деятельностного метода Л.Г.Петерсон в условиях реализации деятельностного подхода в обучении. Использование технологии показано н...
«Формирование регулятивных УУД у младших школьников посредством использования метода проектов в урочной и внеурочной деятельности»
Выступление из опыта работы с проектами...