Тестовая технология – одна из современных форм контроля знаний учащихся
статья по теме
На современном этапе в методике преподавания существует широкое разнообразие форм и методов контроля.
Контроль навыков может быть традиционным (контрольная работа, самостоятельная работа, диктант, сочинение, изложение, реферат, зачет, экзамен), а может быть тестовым. Тестовая форма контроля отличается объективностью измерения результатов обучения, поскольку они ориентируются не на субъективное мнение преподавателя, а на объективные эмпирические критерии. Также очень важным является то, что итоговая школьная аттестация, а именно, Единый Государственный Экзамен проводится в форме тестов, к которым, безусловно, учащихся необходимо готовить уже в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_boa.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
Обобщение опыта
учителя начальных классов
Белоколоцкой Ольги
Александровны
по теме: «Тестовая технология – одна из современных форм контроля знаний учащихся »
с. Бурлацкое, 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Информационный блок……………………………………………………..…3
2. Теоретическое обоснование выбора темы….………………………………...4
3. Теоретические и практические наработки……………………………………6
4. Результативность работы……………………………………………………..13
5. Экспертиза, оценка опыта……………………………………………………15
6. Список используемой литературы………………………………………..…16
7. Приложения…………………………………………………………………..17
- ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
Тема: «Тестовая технология – одна из современных форм контроля знаний учащихся»
Автор: Белоколоцкая Ольга Александровна
Должность: Учитель начальных классов
Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10» с.Бурлацкое Благодарненского района Ставропольского края.
Образование: Высшее
СГПИ 1988 г., учитель математики, физики
Общий стаж педагогической деятельности: 22 года.
Квалификационная категория: 1.
Условия становления опыта: педагогическое пространство – средняя школа №10 с. Бурлацкое, учащиеся 1 – 4 классов.
Педагогический коллектив школы работает над психолого-педагогической темой «Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс в рамках проекта «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»».
Автором обобщён опыт, накопленный в течение последних трёх лет.
В экспертизе опыта участвовали:
Полюля О.Б. – зам. директора по УВР МОУ «СОШ№10»;
Троянова Т.И. – учитель начальных классов МОУ «СОШ№10»
2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ
Качество усвоения учебного материала зависит от многих условий, среди которых важную роль играет контроль. Педагогический контроль направлен не только на определение степени соответствия приобретенных учащимися знаний и умений поставленной учебной цели, но и на управление познавательной деятельностью учащихся в целом.
На наш взгляд, существующая система педагогического контроля весьма несовершенна. Отсутствие четких измерительных критериев оценки, эпизодичность проверки знаний и большой расход учебного времени на проведение и обработку результатов контроля отрицательно влияют не только на психику учащихся, но и на весь процесс обучения в целом.
Проблема контроля и контрольно-оценочной деятельности является актуальной, так как все знания, переданные учителем ученику, навыки и умения, сформированные у учащегося или подлежащие развитию, должны быть проконтролированы и оценены.
На современном этапе в методике преподавания существует широкое разнообразие форм и методов контроля.
Контроль навыков может быть традиционным (контрольная работа, самостоятельная работа, диктант, сочинение, изложение, реферат, зачет, экзамен), а может быть тестовым. Тестовая форма контроля отличается объективностью измерения результатов обучения, поскольку они ориентируются не на субъективное мнение преподавателя, а на объективные эмпирические критерии. Также очень важным является то, что итоговая школьная аттестация, а именно, Единый Государственный Экзамен проводится в форме тестов, к которым, безусловно, учащихся необходимо готовить уже в начальной школе. Этим и обуславливается актуальность выбранной темы.
Целью данной работы является выявить педагогические условия для успешного использования тестов как средства контроля формирования учебных навыков учащихся на уроках. Постановка данной цели обуславливает следующие задачи:
- Уточнить понятие "тест".
- Проанализировать особенности использования тестов как средства контроля формирования учебных навыков учащихся, выявить особенности использования тестового контроля при формировании учебных навыков учащихся.
- Реализовать серию тестов, обеспечивающих контроль формирования учебных навыков учащихся.
-В процессе учебно-исследовательской работы выявить эффективность использования тестов как средства контроля учебных навыков учащихся.
3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ НАРАБОТКИ
В настоящее время в связи с растущей популярностью теста как формы контроля, существует множество определений этого понятия. Приведу некоторые из них:
М.В. Гамезо дает следующее определение: тест - стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий в определенном психологическом свойстве.
А. Ребер в своем Большом психологическом толковом словаре дает иное определение: тест - это совокупность вопросов и заданий, предъявляемых испытуемому с целью выявления социальных, психологических или психофизических характеристик. Все эти определения рассматривают тест с одной-двух позиций. Наиболее полным мне кажется определение Н.С. Выготского, так как оно наиболее точно отображает это понятие: тест - краткое экспериментально-психологическое испытание для определения высоты развития какой-либо функции. Термин “тестирование” восходит к английскому “test” – испытания, исследование. Можно сказать, что “test – объективное и стандартизированное измерение, поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу” (А.К. Майоров). Применительно к технологии тестирования это означает использование для проверки знаний совокупности стандартизированных заданий, предъявляемых малыми порциями, но охватывающими большой круг оперативно проверяемых вопросов, требующих коротких ответов.
Понятие «тест», «тестовое задание», нередко отождествляют, хотя являются совершенно разными видами педагогической продукции. Тест всегда состоит из тестовых заданий, однако не каждый набор тестовых заданий является тестом.
На мой взгляд, можно дать следующее определение: тест – система заданий специфической формы, применяемая в сочетании с определенной методикой измерения и оценки результата
Тестовое задание – это диагностическое задание в виде задачи или вопроса с четкой инструкцией к выполнению и обязательно с эталоном ответа или алгоритмом требуемых действий. В своей работе я использую различные способы оценивания при проверке знаний учащихся, но в связи с тем, что в последнее время при проведении олимпиад, конкурсов, познавательных игр, учащимся предлагаются задания в форме тестирования, я стала уделять больше внимания и этому способу.
На уроках использую различные виды тестовых заданий (Таблица 1).
Таблица 1 – Виды тестовых заданий
Форма тестового задания | Инструкция | |
Закрытого типа | альтернативный выбор | испытуемый должен ответить «да» или «нет» |
установление соответствия | испытуемому предлагается установить соответствие элементов двух списков | |
множественный выбор | испытуемому необходимо выбрать один или несколько правильных ответов из приведенного списка | |
установление последовательности | испытуемый должен расположить элементы списка в определенной последовательности | |
Открытого типа | дополнение | испытуемый должен сформулировать ответы с учетом предусмотренных в задании ограничений (например, дополнить предложение) |
свободное изложение | испытуемый должен самостоятельно сформулировать ответ; никакие ограничения на них в задании не накладываются |
- Задания с альтернативным типом ответа предлагают наличие двух вариантов ответов (да – нет, правильно – неправильно) и способствуют выявлению уровня усвоения сложных развернутых определений, правил. Этот вид заданий используется для выявления таких показателей, как умение определять назначение фактов, подводить под понятие, устанавливать причину.
Подчеркни правильный ответ.
- Суффикс служит для образования новых родственных слов.
Да. Нет
- Между предлогом и другими словами можно вставить какое-нибудь слово, а между приставкой и словом – нельзя.
Да. Нет
- Задания на восстановление соответствия предусматривают смысловое соединение элементов двух списков, где какому-либо слову, символу, фразе в одной колонке необходимо найти ответ в другой колонке. Задания этого вида могут состоять из двух следующих друг за другом частей, между пунктами которого также требуется установить соответствие. Главное преимущество заданий-соответствий – компактная форма, которая дает возможность в относительно короткое время проконтролировать усвоение большого количества учебного материала.
Соедини линиями слова и вопросы, на которые они отвечают:
бегун | что делал? |
Задания с множественным выбором отличаются вариативностью выбора ответа. Школьнику необходимо подчеркнуть или отметить номер ответа, который он считает правильным.
Подчеркни верное утверждение.
- Глагол – это часть речи.
- Глагол – это часть слова.
- Глагол – это часть предложения.
- Задания на установление последовательности требуют от учащегося восстановления логической последовательности в соответствии с поставленным условием.
Укажи грамматически правильную последовательность слов, поставив в скобках цифры 1,2,3,4,5.
Друг придет на верный помощь
( ) ( ) ( ) ( ) ( )
- Задания-дополнения, в которых учащимся предлагается один возможный вариант ответа, который необходимо вписать в форме слова-ответа, символа или знака.
- Вставьте нужное слово.
Предлоги со словами пишутся __________, а приставки ___________. - Дополни предложение, словом из словаря.
Бабушка набросила на плечи теплый _________.
- Задания свободного изложения, которые характеризуются отсутствием ограничений в ответах по сути задания при строгом соблюдении требования однозначности правильного ответа (в форме вписывания словосочетания, фразы, предложения).
Впиши правильный ответ:
- Имя существительное – это __________________________________.
- Окончание – это изменяемая часть слова, стоящая после корня и служащая для _________________________
В ходе учебного процесса тест выполняет следующие функции:
- Диагностическую;
- Обучающую;
- Организующую;
- Развивающую;
- Воспитывающую;
- Контролирующую.
Тесты чаще всего предлагаю на специальных карточках отдельным (индивидуальная работа) или всем учащимся (фронтальная работа) класса. Тесты применяю и в групповой деятельности. В этом случае работа группы организуется так, чтобы учащиеся могли обсуждать выбираемый ответ. Это способствует формированию коммуникативных качеств, умения отстаивать свою точку зрения, внимательно выслушивать собеседника. Групповая работа с тестами, как правило, применяю при закреплении знаний и не преследую цели контроля достижений учащихся.
На различных этапах урока использую тестовые задания, которые выполняют различные функции.
1. Этап проверки домашнего задания – проверка усвоения и понимания различных определений, правил, логического осмысления материала.
2. Этап актуализации знаний учащихся перед изучением нового материала, с помощью теста учащиеся вспоминают ранее изученный материал или выясняют какие пробелы в знаниях у них существуют и могут помешать изучению новой темы.
3. Этап изучения нового материала – тестовый материал служит основой для ориентировки в новой информации, позволяет выделить главное, существенное.
4. Этап первичной проверки усвоения изученного материала – используется небольшое тестовое задание, которое выполняется самостоятельно и коллективно проверяется с необходимым обсуждением правильных ответов и ошибок учащихся .
5. Этапы закрепления, повторения и обобщения изученного материала: тестовый материал служит для закрепления полученных знаний и если нужно их корректировки.
6. Этапы контроля, самоконтроля и коррекции – с помощью тестовых заданий осуществляется проверка и оценка знаний и способов деятельности учащихся.
По одному и тому же учебному материалу тесты могут быть разной степени трудности, что расширяет возможности учителя в реализации дифференцированного подхода в обучении, а ребенку позволяет успешно проявить себя на уровне своих возможностей. Как уже отмечалось, тест может предполагать один или несколько верных ответов. Понятно, что последний вариант труднее первого. Его можно предлагать сильным учащимся. Но этот же тест может быть разбит на несколько, предполагающих только один ответ. Слабые ученики поэтапно выполняют эти тесты и в результате покажут свои знания в усвоении того же материала, что и сильные.
Тесты, как и другие методы контроля, имеют свои достоинства и недостатки.
Одним из недостатков тестового метода контроля знаний является возможность угадывания, а также то, что учащийся представляет только номера ответов, учитель не видит характера хода решения, глубину знаний (мыслительная деятельность учащегося и результат может быть только вероятностным, нет гарантии наличия прочных знаний у учащегося). Отмечу, что этот недостаток характерен для тестов, состоящих из заданий на выбор правильного ответа из числа предложенных. Кроме того, составление тестов зачастую базируется на элементарной психической функции – узнавании, которая проще функции воспроизведения; некоторые исследователи считают, что при выборочных ответах учащийся привыкает работать с готовыми формулировками и оказывается не в состоянии излагать получаемые знания грамотным языком, т.е практически исключена возможность формирования связной речи.
Но несмотря на указанные недостатки, тестирование обладает следующими преимуществами перед другими методами педагогического контроля:
- повышение скорости проверки знаний и умений учащимися;
- осуществление хотя и поверхностного, но полного охвата всего учебного материала;
- снижение воздействия негативного влияния на результаты тестирования таких факторов как настроение, уровень квалификации и др. характеристики конкретного учителя, т.е. минимизация субъективного фактора при оценивании ответов;
- высокая объективность и, как следствие, большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность учащегося;
- осуществление принципа индивидуализации и дифференциации обучения
- возможность увеличить частоту и регулярность контроля за счет уменьшения времени выполнения заданий и автоматизации проверки.
4. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ
На протяжении двух лет я наряду традиционными формами использую тестовый контроль и могу сказать, что он позволил мне активизировать учебный процесс. Тестовые задания вызывают интерес у абсолютного большинства детей, оказывают стимулирующее действие. Этот метод контроля результатов обучения потребовал от детей различного поворота мысли, быстрого переключения с одной задачи на другую, обдумывания, самостоятельности, и а это значительно повысило умственную деятельность и активизировало познавательный интерес, вырабатывает внимательность, заставляет готовиться к учебным занятиям. Тесты способствуют развитию у учащихся умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. Как следствие улучшилось качество ЗУН учащихся. Это можно увидеть из сравнительной таблицы(2). Дети лучше справляются с этим видом деятельности, нежели с другими.
Работая в классе, где учатся дети с разным уровнем знаний по предмету, я сделала вывод, что особенно удачно выполняют тесты дети со слабой подготовкой. Именно у них качество знаний при тестовом контроле выше, чем при другом виде контроля.
Кроме того, адаптация школьников к процедуре тестирования- необходимое условие успешной сдачи ими ЕГЭ в 11 классе, малого ЕГЭ в 9 классе и других экзаменов в тестовой форме.
Таким образом, используя различные приемы тестового контроля в сочетании с традиционными формами текущего контроля, я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании школьников. Постепенно увеличивается объем работы на уроке как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей, усиливается стремление к творческой активности. Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат в классе: учащиеся не боятся ошибок, анализируют их и стремятся исправить, что побуждает их к активной деятельности и самоконтролю (Таблица 2)
Таблица 2 – Качество знаний
Кол-во детей | “5” | “4” | “3” | % качества | |
Тест №1 | 21 | 2 | 10 | 9 | 57,00% |
Тест №2 | 21 | 4 | 11 | 6 | 71,00% |
Тест №3 | 21 | 6 | 10 | 5 | 76,00% |
5. ЭКСПЕРТИЗА, ОЦЕНКА ОПЫТА
В своей работе автор формирует и раскрывает важную для практического применения в сегодняшней школе проблему применения тестов для контроля знаний учащихся. Тестовая технология основывается на личностно - ориентированном подходе, который означает переориентацию всего учебного процесса на постановку и решение самими школьниками познавательно-коммуникативных и исследовательских задач. Основная часть работы, помимо взятого из разных источников теоретического содержания, включает в себя собственное мнение учителя, сформированные самостоятельные выводы, опирающиеся на педагогический опыт самого учителя.
Представленная работа свидетельствует о том, что автор хорошо знает теорию вопроса, имеет собственные наработки по теме. Описанный педагогический опыт – целостный, имеющий практическое значение материал. Многие находки и способы работы, предлагаемые автором, можно реально использовать в обучении школьников.
В приложении представлены тесты, разработанные учителем, конспекты уроков, презентации, что позволяет раскрыть систему работы учителя.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. О.Л. Базарова и др. “Использование дидактических тестов в условиях развивающего обучения” - Начальная школа №3, 2001.
2. З.А. Клепинина «Тесты в системе повторения учебного материала при изучении окружающего мира» - Начальная школа №1, 2004.
3. М. О. Гулюгина «Формирование тестовой культуры» - Волгоград: «Учитель», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научная работа. "Тестирование как форма контроля знаний учащихся начальных классов"
Проверка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важнейших задач педагогической деятельнос...
Из опыта работы учителей начальной школы по применению тестового контроля знаний учащихся.
Презентация к докладу на семинаре по теме "Применение тестового контроля на различных этапах обучения как средство подготовки к государственной итоговой аттестации"....
Современные формы и виды контроля знаний учащихся начальной школы на уроке (из опыта работы). Деменкова Юлия Леонтьевна учитель начальных классов первой категории
Доклад из опыта работы...
Тестовые задания- как одна из форм контроля знаний учащихся.
Данный вид заданий позволяет учителю выявить уровень усвоенного материала учащимися по предмету - русский язык, математика, окружающий мир. Проанализировав материал необходимо построить индивиду...
Современные формы и виды контроля знаний учащихся на уроке. Из опыта работы.
В статье рассказывается о современных видах и формах контроля на уроке , раскрывается его значение для учителя и ученика....
Современные формы контроля достижения учащихся
Современные формы контроля достижения учащихся...
Тестовые работы по осмыслению содержания сказки А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" как форма проверки и контроля знаний учащихся по литературному чтению
Данные авторские тестовые работы помогут учителю организовать проверку знаний учащихся по осмыслению содержания прочитанной сказки А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"....