Особенности современной среды воспитания: к обоснованию информационного похода в воспитании.
статья по теме

Суркина Любовь Николаевна

Доклад

Что  представляет собой современная среда воспитания с общенаучной точки зрения, которая должна быть основой для рассмотрения среды воспитания в педагогическом контексте?

 Разновидности среды воспитания,   формирующие человека явления как нормы, ценности, паттерны поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности современной среды воспитания: к обоснованию информационного похода в воспитании.

В различии особенностей среды воспитания кроме структурированности, характерной для так называемой цивилизации-стадии, исследователи считают важным преобладание интересов и влияний государства, либо гражданского общества. Наиболее традиционное деление типов воспитательной среды - на цивилизации: западную с античной эпохи до наших дней с её христианством, ближнего и среднего Востока с исламом, Южной Азии и Дальнего Востока с конфуцианством и буддизмом. Однако выявляются различия воспитательной среды и в пределах одной цивилизации. Так  выделены особенности воспитательной среды Голландии XVI- XVII в. с её уважением мастерству, ремёслам, торговле, Америки с её особым духом первооткрывателей и т. д. Традиции воспитания в этих цивилизациях связывают именно с их социокультурной спецификой.

Очевидно, специфика воздействий каждого из этих типов среды выражается в количестве, структуре и содержании нормативно-ценностных и иных потоков на человека и его воспитание. В принципе любая среда позволяет обеспечивать эффективное воспитание в рамках её традиций и понимания. С гуманистических позиций - чем шире среда позволяет человеку доступ к общекультурным достояниям, чем они многообразнее, и чем более она предоставляет возможностей для саморазвития человека, тем более эта среда удовлетворяет условиям, необходимым для воспитания.

С разновидностями среды воспитания, очевидно, связаны такие формирующие человека явления как нормы, ценности, паттерны поведения. Исторически сложившиеся, они "вылепливают" человека соответствующей эпохи и группы. Вспомним российский домострой или традиции жизнедеятельности африканских племён. В соответствии с характером этих "человекообразующих" норм культурологи выделяют в истории человечества "Культуру стыда" (древнегреческий мир, славяне-язычники) и "Культуру вины" (библейская культура), которые характеризуются противоположностью фундаментальных критериев поведения и оценки мира. Энциклопедический словарь (1995) даже определяет воспитание как процесс целенаправленного формирования личности в соответствии с действующими в общеcтве нормативными моделями.

Проблема взаимодействия и роли среды в воспитании исследуется с различных точек зрения. Л.П. Буева пыталась исследовать социологические закономерности воспитания и взаимодействия ребёнка с различными агентами среды. Отечественная и зарубежная педагогика имеет примеры разработки проблем влияния "малой" среды на воспитание: общины, района, города: так А.И. Прокуев рассматривает единство экономических, социальных и идеологических факторов в воспитании, Л.И. Агрон - создание условий воспитания в городе; А.И. Карпов - воспитательные возможности микрорайона, Г.И.Швецов - содружество школы и общественности в решении задач воспитания учащихся; С.В. Евтушенко рассмотрел воспитание в районе и регионе с точки зрения макровоспитательной системы, интерес представляет характеристика воспитательного пространства закрытого города, которую дали И.А.Кудряшова, Н.А. Новичкова. Этот пласт исследований, затрагивающий взаимодействие различных субъектов воспитания со школой и ребёнком для совместного решения задач воспитания, как представляется, очень актуален и перспективен в смысле влияния на эффективность воспитательного процесса.

Что же представляет собой современная среда воспитания с общенаучной точки зрения, которая должна быть основой для рассмотрения среды воспитания в педагогическом контексте? Особенность современной среды как фактора воспитания составляет структура "новой реальности", состоящая из техносферы и информационной среды; эта особенность связана с взаимообусловленными явлениями информатизации и глобализации современного мира. Глобализация, по мнению специалистов, вызывает в системе ценностей информационного общества процессы, ведущие и к универсализации, и к индивидуализации ценностей.

Наблюдающуюся информатизацию среды специалисты определяют как "системно-деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе - дальнейшего продолжения прогресса цивилизации" (А.Д. Урсул).

По мнению ряда авторов, процесс информатизации включает в себя три взаимосвязанных процесса:

медиатизацию - процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации;

компьютеризацию - процесс совершенствования средств поиска и обработки информации;

интеллектуализацию - процесс развития способности восприятия и порождения информации, т.е. повышения интеллектуального потенциала общества, включая использование средств искусственного интеллекта.

Современные социологические исследования показывают всё возрастающую роль средств массовой информации именно в жизни детей и подростков. Исследователи отмечают, что в их жизни СМИ играют даже большую роль, чем в жизни взрослых. А.А.Журин приводит рейтинг источников информации у подростков по результатам различных исследователей с 1992 по 1999 гг. Данные говорят о том, что телевидение закономерно перешло на первые позиции. В. Г. Королько приводит данные о том, что, например, американский ребёнок за год видит по телевидению 20 тыс. рекламных клипов, ему доступны 12 тыс. журналов и 2000 газет и 50 тыс. книг в год, 1200 телестанций и около 1000 радиостанций посылают в эфир свои сигналы.

Популярность и эффективность воздействия на детей телевизионной информации, как показывают исследования, связана с красочностью и образностью подачи, сочетанием слухового восприятия текста с картинкой и музыкально-звуковыми эффектами, вызывающие эмоционально-оценочные факторы усвоения, а также с отсутствием психологического давления оценки, наблюдающегося в учебном процессе. Всё это делает телевизионную информацию запоминающейся ребёнку и зачастую личностно значимой. Поэтому телевидение играет такую большую роль в формировании представлений ребёнка об окружающем мире и жизни. Причём, А.А. Журин в исследовании отношений школьников к СМИ получил результаты, говорящие о том, что дети верят СМИ, считают, что журналистам незачем искажать информацию. В этих условиях роль СМИ - эффективнейший инструмент формирования сознания подрастающего поколения, который может быть использован как во благо, так и во зло. По мнению А.А. Журина, решение проблем информационной защиты личности растущего человека, в том числе от негативного воздействия СМИ, должно ложиться на плечи современного учителя. И это большая для него трудность, поскольку "ни советская, ни современная российская школа не ставили пред собой задачу научить школьника необходимой селекции поступающей информации".

Новой реальностью современной среды стали всемирные компьютерные сети, огромное преимущество которых - быстрый выбор любой необходимой информации: "Интернет позволяет подросткам добывать именно ту информацию, которую они хотят получить". Это же и источник известной опасности для сознания ребёнка. А.Никитин выделяет два типа носителей виртуальной реальности: прагматиков и романтиков. Первые потребляют только полезную информацию, которую практически используют, вторые - прячутся в виртуальной реальности, ищут убежище от "ужасной действительности".

Л.И. Зайцева в результате исследования проблем человека в системе ценностей информационного общества пришла к выводу, что в информационном обществе наблюдаются следующие подходы к самоидентификации человека:

- подход, базирующийся на релятивистском восприятии ценностей, тогда ирония - единственно возможный механизм самоидентификации;

- растворение человека в системе мультикультурных ценностей, означающий смерть индивидуальности;

- "человек-протей" - подход, заключающийся в том, чтобы менять свою форму по обстоятельствам;

- подход, базирующийся на ценностях: знание и образование.

Способы самореализации человека в информационном обществе, вытекающие из возможных подходов:

- самореализация посредством творческой деятельности;

- самореализация через создание своего образа;

- самореализация в мире симулякров (виртуальной реальности).

При всей сложности современной ситуации конкретно в России на государственном уровне не решена задача общей стратегии воспитания в непрерывном образовании (хотя в работах Б.Т. Лихачева, В.Д. Путилина, В.М. Коротова, В.С. Мухиной формируются некоторые принципы, относящиеся ко всему процессу в целом). Работа и дискуссии на тему общегосударственной концепции воспитания ведутся (пример - публикация Г.Н.Филонова.

Современная социо-культурная среда воспитания, таким образом, отличается насыщенностью и интенсивностью, многоканальностью влияний на человека и воспитание, многообразие и полярность транслируемых ценностей создаёт как богатые возможности, так и проблемы с ориентацией растущего человека, опасность выбора им "не того" пути. Эти данные, очевидно, формируют пространство цели современного воспитания: предотвратить выбор и следование личности по второму и третьему пути, создать условия для реализации первого. Необходимым для этого условием в информационном обществе является целенаправленное развитие информационной культуры личности, которая обеспечит как условия для креативного развития личности в сложившейся среде, так и защиту личности от информационного манипулирования. Основная надежда и ответственность за решение этой задачи ложится, как всегда, на школьное воспитание, которое по сравнению с другими институтами воспитания имеет наиболее реальные возможности для её решения.

Однако, было бы целесообразным более активно и продуманно использовать современные информационные каналы - телевидение (были такие примеры на ОРТ), радио, Интернет, может быть, даже телефонные компании - для воспитательного воздействия непосредственно на ребёнка, развивающуюся личность и - обязательно - на семью, традиции, привычки и взгляды родителей в форме как информирующей и разъяснительной, так и ненавязчиво напоминающей.

Например, поступающие время от времени сообщения человеку, у которого подрастают дети: "Проверьте, не слишком ли долго Ваш ребёнок сидит у экрана монитора. Сколько раз он сегодня подтянулся на турнике?". Или: "Вы напомнили Вашему малышу встретить маму с работы с вымытой посудой и сделанными уроками?", "Что Вы посоветовали сегодня прочитать Вашим детям?", "Не порадовать ли Вам семью туристическим походом?", "Узнайте, как дела у Вашего ребёнка. Может, ему сейчас нужен Ваш звонок?". Другая идея о том, как сеять в современной среде её же инструментами разумное, доброе, вечное - рассылать пользователям по сети небольшими "порциями" произведения классиков литературы, репродукции и информацию о произведениях искусства и их авторах, лучшие фильмы российского и зарубежного кинематографа, музыкальные фрагменты - из лучших - с комментариями, афоризмы, стихи и т. д.

Молодым людям, подросткам - очевидно, многие со мной не согласятся - также о МНОГОМ можно напомнить (небесполезно было бы получать информацию о том, чтобы не забывать предохраняться от инфекций и нежелательной беременности, избегать случайных связей, никотина и излишнего алкоголя, а также вдумчиво относиться к тому, что происходит вокруг и думать о своём развитии и о будущем). "Чего ты достиг за этот день?", или "Мир сегодня стал лучше от твоих дел?" - такие или другие подобные "иголочки", возможно, могут послужить на пользу развитию личности. Возможно, такой подход - одно из самых дилетантских предложений, поскольку современная психологическая наука, а также такая специфическая отрасль, как public relations, имеют в своём арсенале стандартные правила и технологии "донесения информации" до потенциальной аудитории, без которых, видимо, широкая воспитательная кампания в современных условиях невозможна. В.Г. Королько приводит следующие правила: для того, чтобы "пробиться" к слушателю, выиграть его внимание в захламлённой сообщениями среде, необходимо -

привлечь внимание;

стимулировать интерес;

выработать желание действовать в соответствии с сообщениями;

направить действия тех, кто откликается на сообщения.

Очевидно, эту схему может использовать любой информационный источник для воспитательной и просветительской работы, а не только для увеличения прибыли, будь то телевидение, радио, телефонная или компьютерная сеть.

Более широкое внимание воспитанию, развитию Человека на всех уровнях может стать решением многих проблем современной цивилизации и стать прогрессивным атрибутом самой современной среды.

В настоящее время, когда происходят глобальные перемены в экономической, политической, социокультурной жизни страны и одновременно с этим наблюдается снижение нравственной устойчивости человека, его способности к сохранению национальных ценностей, особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан – истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами.

Современная социокультурная ситуация в селе такова, что основное образовательное звено в сельской местности – это типичная общеобразовательная сельская  школа, которая является единственной базой для функционирования различных образовательных структур на селе.

За последние годы появились научные исследования, посвященные проблемам воспитания отдельных нравственных качеств, тому или иному аспекту нравственного воспитания, нравственному и духовно-нравственному воспитанию в целом.  Особый интерес представляют исследования, статьи и выступления, связанные с возрождением традиций духовно-нравственного воспитания и образования подрастающего поколения в современных условиях.

Развитие нравственных качеств ребенка, формирование его духовного мира происходит через:

- развитие эмоциональной сферы,  интуиции как первоначального умения «чувством познавать жизнь»;

- воспитание чувства любви к Богу, ко всему высокому и святому;

- обучение детей адекватному выражению своих чувств;

- развитие способности ощущать на себе влияние настроений и чувств другого человека, умения сопереживать;

- использование  образов святых, благочестивых людей,  житийной литературы;

- дополнение словесных образов образами музыкальными, живописными, архитектурными и т.п., необходимыми для  «правильного подбора впечатлений и представлений» (К.Д. Ушинский);

- продуманный выбор воспитательных средств,  места и времени их использования, способствующий наибольшей восприимчивости ребенка;

-  поддержание «огня сердца», воспитанию любви во всех ее проявлениях (через любовь  к животным, природе и т.п.).

Широкие возможности для развития духовно-нравственного и патриотического  воспитания открываются в системе дополнительного образования, что  подтверждается имеющейся   законодательно-нормативной базой (рядом постановлений Правительства РФ и приказов Минобразования  России, Национальной  доктриной образования, Концепцией модернизации Российского образования, Программой развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 гг., Программой патриотического воспитания).

В этих и других важных документах говорится, в частности, о  сохранении     «исторической преемственности поколений; развитии национальной культуры, воспитании бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; формировании духовно-нравственных качеств личности».  

Назрела необходимость в качестве ведущих аспектов воспитательной деятельности школы вычленить нравственные нормы и ценности в жизнедеятельности людей, поскольку налицо нравственное неблагополучие в общественной и школьной среде, деструктивизм и дегуманизация проявлений молодёжи.

Значимость нравственно-этического воспитания детей особенно обозначилась в современный период в связи с утратой людьми нравственных смыслов собственной жизни, что отражается на растущей агрессивности, инфантильности части молодёжи, бездуховности. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением.

Какие же основные ориентиры нравственного воспитания в современной школе необходимо вычленить, какие интегративные понятия и характеристики обозначить в качестве идеальных оснований, к которым следует стремиться учащимся. Наиболее значимыми, как показывает педагогическая практика и её анализ, следует считать:

Гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру.

Ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями.

Долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой.

Совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека

Чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку.

Гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе.

Акцент на данные характеристики позволяет осмысливать школьникам, приобщаться в процессе воспитания и осваивать в соотнесении со своими проявлениями такие собирательные и образные понятия как:

Культура чувств – умение и стремление к эмоциональному самопроявлению в горизонте меры и нравственности.

Способность к нравственному усилию, «усилию человека быть» (Мамардашвили) как основание для самооценки, самоопределения и самосовершенствования.

Чувство эмпатии – эмоциональное «чувствование» другого, соизмерение своего поведения в соответствии с состоянием другого человека. На основе способности к эмпатии развивается толерантность как терпимость к инакомыслию, вероисповеданию и соответствующему в связи с этим проявлению.

На каких же основных педагогических принципах необходимо осуществлять данную направленность нравственного воспитания?

- Взаимосвязь и взаимодействие знания – чувства – поведения как важнейший принцип соотнесения усвоения с освоением и присвоением смыслозначимых смыслов человеческой жизнедеятельности. Сущностное значение здесь имеет эмоциональное «проживание» учащимися нравственных знаний как эмоциональный фактор личностного развития школьников, стимулирующий их включение в опыт поведения. Психологами доказано, что гуманизация воспитания невозможна без эмоциональной составляющей как важнейшего психолого-педагогического параметра личностного становления школьников и формирования смысловых значений в их субъектном определении картины мира, обозначены параметры психолого-педагогических путей формирования эмоционально окрашенного нравственного климата коллектива, построения ученических взаимоотношений как важнейшего условия полноценного развития школьников.

- Диалог, диалогическое взаимодействие педагогов и учащихся как основной принцип всей воспитательной политики школы. Он выступает побудительной основой самоопределения школьников, источником нравственного осмысления жизни человека в обществе, самоосмысления. Форма диалога – эффективный инструмент выработки у школьников самостоятельного, не догматичного мышления.

- Актуализация проблемного характера воспитательных ситуаций, предполагающих включённость когнитивных, этических и эстетических способностей сознания, рефлексивных реакций воспитанников, что делает их незаменимым инструментом для построения продуктивной воспитательной педагогики.

Всё это способствует переводу современного образования от «человека образованного» к «человеку культуры», что определяет и психолого-педагогические параметры нравственного воспитания.

Какие же направления в организации воспитательной деятельности следует, как подсказывает педагогическая наука и практика, вычленить в качестве приоритетов?

- Организацию разностороннего позитивно и эмоционально окрашенного взаимодействия детей и взрослых во всех сферах жизнедеятельности образовательного учреждения;

- Создание педагогических условий, формирующих моральную устойчивость школьников средствами актуализации этического разнообразия ситуаций, активизирующих возможность выбора и формирующих необходимость нравственных усилий школьников;

- Развитие потребностной и эмоциональной сферы учащихся в нравственно-духовном контексте, формирование нравственно ориентированной мотивации.

- Повышение статуса методов воспитания, ориентированных на его субъектное основание, самооценку, самоанализ, самоопределение учащихся в процессе учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения, выводящих на потребность самовоспитания и самосовершенствования.

В этом педагогический корень нравственно-этического воспитания и его непрерывности. В соответствии с этим в воспитательной политике образовательного учреждения важен прежде всего системный подход, ведущий к целостному позитивному развитию школьников, воспитанию нравственной устойчивости личности, стабильности её ценностных ориентиров. Значимо воспитание социального и гражданского иммунитета ребёнка ко всему деструктивному, выпадающему из нравственного поля жизнедеятельности людей.

Отсюда первоочередная задача – создание нравственного поля жизнедеятельности образовательного учреждения, что требует продуманной системы нравственного воспитания школьников, разработки его концептуальных оснований.

В  деятельности классного руководителя форма воспитательной работы с коллективом класса является той первичной клеточкой, из которой складываются будни и праздники жизни детского воспитательного сообщества.

Определение формы воспитательной работы: ограниченная по месту и времени структура совместного взаимодействия детей и взрослых, позволяющая решить определенные воспитательные задачи. Опираясь на существующие подходы в педагогической литературе ( С.П. Афанасьев, Л.В. Байродова, В.С. Безрукова, С.Д.Поляков, М.И.Рожков, Е.В.Титова),  можно полагать, что сущностными признаками формы воспитательной работы являются:

- участники деятельности ( лица или группы лиц), выполняющие какие-либо точно установленные функции- организаторов, выступающих, зрителей и т.д.;

- педагогические задачи, которые можно решить при помощи данной формы ( потенциал формы, ее содержательность);

- организация времени ( фиксированный промежуток времени проведения формы);

- набор актов, ситуаций, процедур;

- порядок действий ( алгоритм);

- организация пространства.

Структура совместного взаимодействия включают в себя: функции участников, содержание взаимодействия, методы и приемы взаимодействия, порядок действий, материал, на котором развертывается действие. Говоря об алгоритме действий участников, нельзя не упомянуть об эмоциональном и содержательном ритме.

Классификация форм воспитательной работы с детским объединением по С.П.Афанасьевой о возможности использования зоологической модели оформления типологии: тип – класс- род – семейство – вид – подвид. Близкие идеи встречаются у Е.В.Титовой. В качестве типов форм могут выступать – представления, созидание-гуляние, путешествие. Анализ содержания и структуры взаимодействия форм, входящих в каждый из типов, позволяет вычленить несколько классов.

Так в типе «представление» выделяются три класса:

  1. представления – демонстрации ( спектакль, концерт, просмотр, конкурсная программа- представление, торжественное собрание);
  2. представления-ритуалы (линейка);
  3. представления-коммуникации (митинг, дискуссия, лекция, фронтальная беседа, диспут).

Если для примера мы возьмем такой род форм работы, как «конкурсная программа-представление», то, опираясь на работы С.П.Афанасьева, сможем назвать в качестве «семейств форм воспитательной работы с детским объединением» познавательно-интеллектуальные игры-представления и творческие конкурсы-представления, спортивные соревнования представления. В то же время всем известные малые формы работы ( «Концерт-ромашка», « Концерт-молния») следует отнести к типу «созидание-гуляние».

В таком роде форм воспитательной работы с детским объединением, как «дискуссия», основываясь на книге М.В.Кларина, можно выделить следующие семейства: «круглый стол», «заседание экспертной группы». «форум», «симпозиум», «дебаты», «судебное заседание». Кроме того, к роду «дискуссия» можно отнести такое семейство форм воспитательной работы, как «собрание коллектива».

Тип «созидание-гуляние» может быть разделен на три класса:

1. развлечение-демонстрация ( ярмарка, представление по кругу, танцевальная программа);

2. совместное созидание ( трудовая акция, подготовка к представлению, подготовка выставки);

3. развлечение-коммуникация ( продуктивная игра, ситуационно-ролевая игра, вечер общения).

В типе «путешествия» также три класса:

1. путешествие-демонстрация ( игра-путешествие, парад-шествие);

2. путешествие-развлечение ( поход, прогулка);

3. путешествие-исследование (экскурсия, экспедиция).

Такая классификация форм воспитательной деятельности определяет основные коллективные занятия детей.

Подробнее об этом можно прочитать в журнале «Классный руководитель» N6, 2007 год. С.103-125.

Но для того, чтобы деятельность классного руководителя была эффективной надо выделить характерные черты воспитательной деятельности:

  1. стратегическую устремленность и долгосрочную перспективу планирования процесса воспитания;
  2. направленность содержания воспитательной деятельности на развитие детей;
  3. системность осуществления воспитательного воздействия;
  4. ориентацию воспитательного процесса на развитие индивидуальности детей;
  5. технологичность работы педагога-воспитателя;
  6. диагностическую оснащенность деятельности классного руководителя.

На последней черте я остановлюсь чуть подробнее, т.к. деятельность по развитию детей не может строиться «на глазок», а должна диагностироваться.

В процессе воспитания детей выделяют два объекта диагностики:

1. состояние (ход) воспитательного процесса;

2. его результативность.

При изучении первого объекта – состояния воспитательного процесса – предметом диагностики часто становятся:

а) формирование отношений в коллективе класса ( межличностных и деловых,         внутренних и внешних);

б) развитие совместной деятельности (её потребности и мотивы, умение планировать, организовывать, анализировать деятельность);

в) культура общения учащихся.

Для определения эффективности воспитательного процесса надо разработать диагностическую систему, состоящую из критериев, показателей и методик изучения. Если до конца быть последовательными, то следует признать, что для исследования эффективности воспитательного процесса в каждом классе должна разрабатываться своя система диагностики, так как в разных классах могут существенно отличаться друг от друга состав классного сообщества, целевой, содержательный, организационно - деятельностный компоненты воспитательного процесса, условия его осуществления.

Наряду с этим надо не забывать о том, что существуют, по утверждению психологов, два универсальных критерия оценки эффективности человеческой деятельности:

  1. продуктивность;
  2. удовлетворенность процессом и результатами деятельности.

Продуктивность воспитательной деятельности, по всей вероятности, включает в себя две основные составляющие:

  1. развитость детей;
  2. сформированность коллектива класса ( отношений, атмосферы, среды развития, его репутации и индивидуальности).

Отсюда мерилом эффективности воспитательного процесса в классе могут выступать

- развитость основных потенциалов человека;

- сформированность коллектива класса, его репутации и индивидуальности;

- удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе.

В соответствии с каждым из названных критериев подбираются показатели и методики изучения.

Человек, как звезда, рождается

Средь неясной,

Туманной млечности,

В бесконечности начинается

И кончается в бесконечности…

Поколеньями созидается

Век за веком

Земля нетленная.

Человек, как звезда рождается,

Чтоб светлее стала вселенная.

                                  Дмитрий Голубков

До самой смерти

Помни два совета:

Ты так гляди

На звонкий луч рассвета,

На облако,

На пламень женских глаз,

На хлеб, на соль,

На радугу букета -
Ты так гляди,

Как будто видишь это,-

Все до пылинки,

В самый первый раз.

Другой совет

Мудрей того совета:

Ты так гляди

На звонкий луч рассвета,

На облако,

На пламень женских глаз,

На хлеб, на соль,

На радугу букета –

Ты так гляди,

Как будто видишь это –

В последний раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cтатья 1 КЛАСС ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ И СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ШКОЛЬНИКАМ (МБОУ «СОШ №4 ЛМР» РТ Классный руководитель Веденеева Светлана Анатольевна)

1 КЛАССДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ И СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ШКОЛЬНИКАМ(МБОУ «СОШ №4 ЛМР» РТКлассный руководитель Веденеева Светлана Анатольевна)...

Статья на тему: «Особенности произвольной активности и воли младших школьников и ее воспитание».

Статья посвящена исследованию особенностей произвольной активности и воли младших школьников, а также преодолению проблем в ее воспитании, поскольку, чем больше развита воля у ребенка, тем большего ус...

Доклад "Особенности современной школы и современных требований к школьникам".

Особенности современной школы и современных требований к школьникам....

Описание опыта и системы работы по теме: «Воспитательная среда: взаимодействие педагога, семьи, социума как условие воспитания и успешной социализации обучающихся»

Образовательный процесс представляет собой сложную систему педагогического взаимодействия, смысл которого раскрыт в словах Макаренко: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. В...