Использование ИКТ в начальной школе: обобщение опыта
статья по теме

Кривоногова Любовь Александровна

Теоретические и практические материалы по теме "Использование ИКТ в начальной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_raboty.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка.

В стандартах нового  второго поколения (2008 года) говорится, что  целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информацией, представленной в разных видах и разных источниках (словарях, справочниках, энциклопедиях, Интернет).

               Разработчики стандартов второго поколения во главу образования  ставят личность ученика,  её саморазвитие, самосовершенствование, что в полной мере пересекается и с запросами родителей учащихся. Современные родители хотят получить в результате обучения своего ребёнка личность с творческим мышлением, способностью к рефлексии и самопознанию, умением обучаться, работать в коллективе,  т.е. с развитой коммуникативной компетентностью, а также умением работать с информацией. Отсюда основная цель образования – это научить ученика учиться

Система образования не может отставать от тех требований, которые диктует современное общество, а общество переживает период бурной информатизации. Компьютеризация школы – это актуальнейшая проблема образования на данном этапе.            Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий. Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.
Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

1. По решаемым педагогическим задачам:

  • средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
  • средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);
  • вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);
  • комплексные средства (дистанционные учебные курсы).

2. По функциям в организации образовательного процесса:

  • информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);
  • интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);
  • поисковые (каталоги, поисковые системы).

3. По типу информации:

  • электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);
  • электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);
  • электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);
  • электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);
  • электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).

4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе:

  • урочные;
  • внеурочные

5. По форме взаимодействия с обучаемым:

  • технология асинхронного режима связи – «offline»;
  • технология синхронного режима связи – «online».

Внедрение ИКТ в начальной школе осуществляется по направлениям:

  • создание презентаций к урокам;
  • работа с ресурсами Интернет;
  • использование готовых обучающих программ.

Цифровые образовательные ресурсы

Создание презентаций к урокам.

    Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать всем нам известное создание мультимедийных презентаций.  Мультимедийная презентация Power Point -  классический вариант мультимедийной презентации, основанной на демонстрации слайд-шоу.

    В зависимости от выступления преподаватель или учащийся включают в свою презентацию (мультимедийный проект) текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение, что делает урок более насыщенным, иллюстративным. Презентации – средство развития познавательной активности учащихся при изучении предмета. Это наглядность, дающая возможность учителю выстроить объяснение на уроке логично, научно с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти учеников: зрительная, слуховая,  моторная. Презентация даёт возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. При закреплении можно детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения у школьников. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса учащихся к изучаемой теме.

     Применение компьютерных презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

  • осуществление полисенсорного восприятия материала;
  • возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
  • объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
  • возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
  • активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка.

Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы).

Презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Презентации позволяют учителю:

  • наглядно представлять материал;
  • интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
  • регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации.

Используемые презентации должны отвечать ряду требований. (Приложение 3)

Использование электронных образовательных ресурсов:

С введением контрольно-измерительных материалов  в форме тестирования возникает необходимость готовить школьников к данному виду испытания. Учащиеся могут столкнуться с некоторыми затруднениями, вызванными отсутствием опыта работы с данной формой контроля. Тестирование требует от школьников не только знания определенного учебного материала, но также умения работать с ним, т.е. понимать специфику выполнения тестовых заданий. В связи с этим начинать работу над этой формой контроля нужно еще в начальной школе. Это будет в значительной степени результативной подготовкой к ГИА и ЕГЭ.  Для этих целей разработаны информационно – обучающие программы,  позволяющие моделировать и наглядно демонстрировать содержание изучаемых  тем, полностью реализовать принцип адаптивности к индивидуальным возможностям ребёнка, соответствовать индивидуальному темпу учебно-познавательной деятельности. Обучение носит диалоговый характер, при котором учитель в любой момент может внести в него необходимые коррективы. На уроках могут оптимально сочетаться индивидуальная и групповая формы работы. Ученики находятся в состоянии психологического обучения с использованием визуальных и слуховых образов.

        Также применение тестирующих программ типа «Репетитор» обеспечивает строго индивидуальные и дифференцированные диагностику и контроль знаний учащихся. Преимущества тестирования: объективность, простота, массовость.

Использование интернет-ресурсов

Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстегивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.

Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, фотографии, русские народные костюмы, шедевры русского искусства. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства, окружающего мира, литературного чтения и художественного труда. Интернет:

  • Расширяет виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по предмету из Интернета);
  • Предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией;
  • Дает возможности для профессионального роста;
  • Открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала;
  • Позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся.

В сети Интернет существует довольно большое количество сайтов,  позволяющих педагогу разнообразить уроки, подготовить внеклассные мероприятия, поучаствовать в творческих конкурсах, узнать об изменениях в профессиональной сфере (Приложение 1).

Наиболее распространённым в опыте работы учителей начальных классов является применение мультимедийных технологий посредством использования одного компьютера на класс, изображение с которого выводится  на экран. Психологические особенности развития младших школьников, такие, как наглядно – образное мышление, непроизвольное внимание к яркому и динамичному, переключаемость от игровой деятельности к учебной, эмоциональная подвижность, создают благоприятные условия для включения мультимедийных технологий в учебный процесс.  

        Мультимедиа в переводе с английского означает «много средств»: звук, видео, графика (схемы, фотографии, рисунки). Если выразится кратко, мультимедиа – это компьютер плюс проектор, позволяющий спроецировать на экран информацию из любого компьютера Сети, а также из телевизора, видеомагнитофона и т.д. Проведение уроков с наглядной компьютерной демонстрацией помогает ученикам лучше запоминать материал, более глубоко проникать в суть изучаемого материала, более глубоко проникать в суть изучаемого вопроса.

        Мультимедийную технологию можно рассматривать как объяснительно – иллюстративный метод обучения, основанным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путём сообщения учебного восприятия, усиливающегося при подключении зрительной памяти. По результатам исследования института «Евролингвист» (Голландия) большинство людей запоминают 5 % услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио – и видеоинформации повышает запоминаемость до 30 – 50%.

        Мультимедиапрограммы представляют информацию в различных формах и тем самым повышают эффективность процесса обучения. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, составляет в среднем 30% , а приобретенные с использованием мультимедийных программ знания сохраняются в памяти учащихся значительно дольше. С методических позиций мультимедиа имеют следующие демонстрационные преимущества: представляют в трёхмерном пространстве информацию, которая может быть дозирована в соответствии с особенностями процесса обучения; с помощью слайдов можно применить разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную; можно использовать различные видеофрагменты, картинки, схемы, диаграммы, показывать опыты, которые по требованиям охраны труда нельзя проводить в школе. Электронные способы получения, хранения и переработки информации позволяют вводить новые виды педагогической и учебной деятельности  9 создание учебных сайтов, составление словарей, справочников и т. п.).  У школ и отдельных учителей появляются возможности создания  электронных библиотек с готовыми мультимедиаресурсами, автоматизированного составления разнообразных дидактических материалов.

        При использовании в обучении математике, русскому языку, природоведению мультимедийных технологий традиционная структура урока может принципиально не меняться. В ней по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменяются только временные характеристики и насыщенность. Очевидно, мультимедиапрезентации более востребованы для обучения учащихся с кинестической модальностью восприятия.

        Мультимедийная презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

- образовательный аспект – восприятие учащимися учебного материала, осмысление связей и отношений между объектами изучения;

-развивающий аспект – развитие у учащихся познавательного интереса, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация их творческой деятельности;

- воспитательный аспект – формирование научного мировоззрения, умения четко организовывать самостоятельную работу, воспитание чувства товарищества, способности к взаимопомощи.

        Систематизируем возможности  использования учителем электронного пособия в обучении младших школьников.

        1. Использование на уроке отдельного иллюстративного мультимедийного материала: видео, слайд – шоу, анимации, демонстрации опытов на этапе введения нового знания.

        2. Использование справочного материала: словарей, биографий учёных, интерактивных карт и таблиц – для выполнения творческих заданий учащимися во время поиска необходимой информации на этапах введения нового материала и закрепления.

        3. Использование интерактивных заданий на этапе закрепления нового материала; на уроках – тренингах; для составления контрольных и самостоятельных работ; для выполнения учеником домашней работы.

        4. Составление презентаций на основе различных  материалов мультимедийного курса и использование их на уроке в интерактивном варианте.

        5. Использование результатов выполнения заданий, зафиксированных в виде таблицы на отдельной странице электронного пособия, для формирования и тренировки рефлексивных способностей учащихся и развития у них навыков самооценки.

        6. Составление и распечатка заданий для каждого ученика на основе имеющихся в электронном пособии для составления контрольных  и самостоятельных работ, проводимых без применения компьютера.

        7. Использование любого фрагмента электронного пособия для создания наглядно – иллюстративного материала урока, выведение его на распечатку.

        Таким образом, информационно – коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать, представлять и передавать информацию; эти технологии значительно повышают дидактические и личностно – ориентированные параметры учебного процесса.

Обобщение опыта работы

«Всякая новая идея проходит три стадии. Сначала говорят: «Что за чушь?» Потом: « В этом что-то есть». И только в конце: «А кто же этого не знал?».

И.Гёте

Возможно, фраза знаменитого немецкого философа применима и к тем нововведениям, с которыми столкнулись учителя, работающие сегодня в школе. Необходимо согласиться, что современный учитель – это не только указка, мел и  доска. Современный учитель – это педагог, владеющий ИКТ технологиями, способный организовать работу учащихся с позиции современного общества.  Во многом именно от учителя зависит, каким будет ребёнок –  будущее страны. А это значит, что учитель должен быть в одном ряду с развивающимся обществом, должен уметь и знать, как научить того, за кого в ответе. Поэтому самообразование учителя – важный этап в педагогической деятельности, в освоении информационно - коммуникационных  технологий.

Педагогу в настоящее время необходимо    научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке,  владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Этой целью я и задалась, когда среди прочих тем для самообразования, выбрала на тот момент наиболее интересную и актуальную для себя тему «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе».

В изучении данного вопроса я определила следующие задачи:

  1. Изучить виды современных ИКТ технологий, используемых на уроках;
  2. Апробировать на практике доступные виды информационно-коммуникационных технологий.

Работу по изучению данной темы я разбила в соответствии с пятью этапами: диагностический (изучение литературы, информации о доступных ИКТ технологиях), прогностический (разработка поэтапного плана использования и апробирования ИКТ технологий на уроках в начальной школе), практический (использование и внедрение в урочную и внеурочную деятельность названных технологий), этап обобщения (сбор и анализ полученной информации) и внедренческий этап (на котором среди прочих ставилась задача создания сборника, содержащего информацию и виды некоторых ИКТ технологий).

Подробнее остановлюсь на практическом этапе как наиболее продолжительном и важном из перечисленных.

Внедрение ИКТ в своей деятельности я осуществляла  по направлениям:

  1. создание презентаций и учебных фильмов к урокам;
  2. работа с ресурсами Интернет;
  3. использование готовых обучающих программ;
  4. практика работы с интерактивной доской, мобильным компьютерным классом.

Создание презентаций и учебных фильмов к урокам.

    Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать всем нам известное создание мультимедийных презентаций.  Мультимедийная презентация Power Point -  классический вариант мультимедийной презентации, основанной на демонстрации слайд-шоу.

    В зависимости от выступления преподаватель или учащийся включают в свою презентацию (мультимедийный проект) текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение, что делает урок более насыщенным, иллюстративным.

Презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Презентации позволяют учителю:

  • наглядно представлять материал;
  • интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
  • регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;

Помимо привычных в работе презентаций, рекомендую использовать фильмы, создаваемые в программах Movie Maker, Pikasa.

В рамках изучения данных ИКТ технологий, я приняла участие в районном конкурсе «Мой лучший урок с использованием ИКТ технологий» в 2013 году.

Использование готовых электронных образовательных ресурсов

С введением контрольно-измерительных материалов  в форме тестирования возникает необходимость готовить школьников к данному виду испытания. Учащиеся могут столкнуться с некоторыми затруднениями, вызванными отсутствием опыта работы с данной формой контроля. Тестирование требует от школьников не только знания определенного учебного материала, но также умения работать с ним, т.е. понимать специфику выполнения тестовых заданий. В связи с этим начинать работу над этой формой контроля нужно еще в начальной школе. Это будет в значительной степени результативной подготовкой к ГИА и ЕГЭ.

В своей работе использую следующие готовые программные продукты (тренажеры):

«Математика. Устный счет. Интерактивные тренажеры»  (компакт-диск) – Волгоград, «Учитель», 2012г.

«Русский язык 2 класс. Универсальный мультимедийный тренажер» - Екатеринбург, «Экзамен», 2012г.

«Окружающий мир 3-4 классы. База дифференцированных заданий» - Волгоград, «Учитель», 2012г.

Помимо тренажеров  можно использовать для подготовки к урокам следующие компакт-диски:

Электронные приложения к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир 2 класс» - Москва, «Просвещение» 2011г.

Электронные приложения к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир 3 класс» - Москва, «Просвещение» 2011г.

Электронные приложения к учебнику М.И. Моро «Математика  2 класс» - Москва, «Просвещение» 2011г.

 «Уроки рисования»

«Большая энциклопедия живописи»

«Шедевры архитектуры» (рассказы, иллюстрации и видеофрагменты о шедеврах мировой культуры)

«Природоведение для самых маленьких» (подборка из 7 фильмов о растениях, животных и внешней среде) и т.д.

Использование интернет-ресурсов

Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстегивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.

Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, фотографии, русские народные костюмы, шедевры русского искусства. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства, окружающего мира, литературного чтения и художественного труда. В своей работе с информационными ресурсами сети, я сделала выводы, что Интернет:

  1. Расширяет виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по предмету из Интернета);
  2. Предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией;
  3. Дает возможности для профессионального роста;
  4. Открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала;
  5. Позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся.

В приложении 1 я выставила наиболее часто мною посещаемые сайты. Кроме того, у многих педагогов есть персональные сайты, на которых они делятся своим опытом работы. У меня есть своя страничка на портале «Социальная сеть работников образования».

Практика работы с интерактивной доской, мобильным компьютерным классом.

Кроме этого школой было получено компьютерное оборудование, которое дает новые возможности в работе с информационно – коммуникационными ресурсами. Так, например, в 2010 и последующих годах в начальную школу поступили интерактивные доски*, а в 2012 году поступил компьютерный мобильный класс**, в 2013 году – документ- камера***. Это дало новые возможности в работе над выбранной мною темой. Интерактивная доска – прекрасное средство обучения, дающее в первую очередь возможность визуализировать и подкрепить наглядными образами школьный учебный материал. В купе с поступившими электронными обучающими и тестирующими программами, интерактивные доски стали незаменимым подспорьем в проведении как учебных, так и внеурочных занятиях.

*Интерактивная доска (Interactive whiteboard), представляет собой большой сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. С помощью проектора изображение рабочего стола компьютера проецируется на поверхность интерактивной доски. В этом случае доска выступает как экран. С проецируемым на доску изображением можно работать, вносить изменения и пометки. Все изменения записываются в соответствующие файлы на компьютере, могут быть сохранены и в дальнейшем отредактированы или переписаны на съемные носители. В этом случае, электронная доска работает в качестве устройства ввода информации.

Доской можно управлять как с помощью специального стилуса, так и с помощью прикосновений пальцем. Это зависит от того, какие технологии были использованы при изготовлении доски. 

               **Мобильный компьютерный класс  -  комплекс мини-компьютеров типа "ноутбук" с беспроводной технологией доступа в Интернет. Все компьютеры хранятся в специальном устройстве тележке. Это устройство можно с легкостью перенести в любой учебный класс и за считаные минуты этот класс превратится в полноценный компьютерный класс, где у каждого ученика будет свой мобильный компьютер и беспроводной доступ в Интернет. 

                ***Документ-камеры - это особый класс устройств, предназначенных для передачи реальных изображений страниц учебников или школьных тетрадей, иллюстраций или нарисованных схем, трехмерных предметов или даже препаратов с микроскопа на телевизор, монитор или через видеопроектор на большой экран.

Отдельное внимание  следует уделить мобильному компьютерному классу.* Мобильность этого средства позволяет превратить любой класс в компьютерный и обеспечить доступ каждому ученику к работе с компьютерными программами. В своей работе я использовала МКК на уроках технологии в разделе «Практика работы на компьютере». Возможности, заложенные в МКК позволяют учителю наблюдать за деятельностью каждого ученика или группы детей с экрана собственного ноутбука, транслировать информацию с любого из компьютеров на другие, проводить тестирование по заранее составленным самостоятельно тестам и получать оперативную оценку правильности выполнения этих тестов. Также установленные программы «Весёлые фантазёры», «Академия школьника» станут прекрасным дополнением к материалам любого занятия, позволят внести разнообразие в виды деятельности детей на уроке.

Документ – камера. Довольно  типичная ситуация: обычно учитель показывает что-то рисунке в своем учебнике, а дети ищут это «что-то», которое они толком не разглядели, у себя в книге. Нередко ребята не могут понять, на какой именно фрагмент нужно смотреть, и учитель вынужден подходить к каждому. При такой схеме работы немало времени тратится впустую. Используя документ-камеру, педагог может быть уверен, что, во-первых, все действительно смотрят на рисунок, во-вторых, видят именно тот фрагмент, о котором идет речь.

Поражают её  технические возможности.

Самая простая функция документ-камеры – демонстрация стационарных изображений и объектов. Причём, если под изображениями понимать двумерные, то есть плоские, отображения реальных предметов (фотографии) или рисунки, то объекты – это трёхмерные отображения реальных предметов, которые из стационарных превращаются в движущиеся, когда мы вращаем их, пытаясь рассмотреть со всех сторон. А документ-камера помогает транслировать изображения этих плоских или объёмных предметов на экран для всеобщего обозрения.

К одной из эффективных технических характеристик документ-камеры можно отнести способность увеличивать демонстрируемый объект, давая тем самым возможность рассмотреть мелкие детали плоского или объёмного изображения, которые даже при реальном просмотре плохо различимы. Так она может превратиться в «электронную лупу», которая всегда находится у вас под рукой.

Одно из свойств документ-камеры приближает её к видеокамере, работающей в режиме реального времени. При этом документ-камера служит средством динамической визуализации естественных процессов. Примером реализации этой функции документ-камеры может служить обзор объёмного текстового материала (например, учебника или альбома с иллюстрациями, энциклопедиям или словарям), требующий обращаться по ходу демонстрации к различным частям документа. Перелистывание страниц под объективом документ-камеры – несопоставимо более быстрое и удобное действие, чем сканирование страниц и их демонстрация через компьютер.

Кроме того, это свойство документ-камеры позволяет учителю демонстрировать сложные учебные действия, состоящие из нескольких этапов или операций. Особенно это необходимо, когда работа происходит не «на пустом месте», а с опорой на сложную форму учебного материала, представленного в «бумажной» форме (иллюстрацию, текст, упражнение) или в виде реальных объектов не очень большого размера, например, обучение работать на клавиатуре компьютера, вышивать гладью или «крестиком», накладывать штриховку, рисовать сложные узоры и пр.

При обучении сложным учебным действиям может быть пример выполнения письменного задания (письмо, подчёркивание, исправление ошибок, заполнение пропусков, в том числе и при разгадывании кроссворда), визуальная работа с текстом, когда требуется найти определённую информацию, слова или словосочетания, выделить фрагменты текста по определённым признакам, соотнести иллюстративный и текстовый материал. Причём различного рода выделения, подчёркивания и нанесение отметок можно делать не только с помощью реального карандаша, но и с помощью электронных карандашей и маркеров разного цвета, входящих в «электронную комплектацию» документ-камеры.

Следующее важное свойство документ-камеры – это её помощь учителю и учащимся в  динамической презентации результатов их работы. Очень часто требуется продемонстрировать результаты работы, которыми могут являться изготовленные учащимися предметы или мелкие движущиеся объекты, когда нужно показать последовательность действий, освоенных учащимися при изучении предмета (особенно это касается информационных и материальных технологий). В этих случаях трансляция реальных действий выступающего на экран создаёт эффект вовлечённости аудитории в процесс презентации, которая принимает активный, «живой» характер.

Функция записи стационарных и динамических объектов, которой обладает документ-камера, позволяет сохранять увеличенные изображения и видеозаписи динамических процессов и учебных действий в виде файлов изображений и видеофайлов с целью их последующей демонстрации изучения.

Каковы же основные достоинства документ-камеры?

Во-первых, она позволяет «оживить» процесс преподавания, сделать его более наглядным и убедительным и, как следствие, более эффективным.

Во-вторых, документ-камера выступает как инструмент установления обратной связи между учителем и классом, как средство повышения мотивации учеников. Это происходит, например, во время анализа только что выполненной контрольной работы или разбора домашнего задания на экране в реальном времени с комментариями учителя. Причем в этом процессе принимает участие весь класс.

В-третьих,  устройство реально и существенно экономит время учителя как во время подготовки к уроку, так и во время проведения самого урока. Любое письменное задание с листа, без подготовки раздаточного материала, одним нажатием кнопки через документ-камеру и проектор может быть спроецировано на доску или заменяющий ее экран.

Конечно, все бы это было невозможно без интерактивной доски.

Заключение

Итак, при использовании информационных компьютерных технологий появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.

Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

1.      активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;

2.      достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;

3.      развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;

4.      снижению дидактических затруднений у учащихся;

5.      повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно- коммуникационной компетенции;

6.      приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:

усилить образовательные эффекты;

повысить качество усвоения материала;

построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;

осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;

организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.

К результативности работы можно отнести:

Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ;

Повышение уровня использования наглядности на уроке;

Повышение производительности учебно-воспитательного процесса;

 Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;

Рост качества знаний.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Использование ИКТ в начальной школе".

Главная цель внедрения ИКТ - появление новых видов учебной деятельности. Новые информационные технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления ко...

Использование ИКТ в начальной школе. Из опыта работы...

Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все н...

ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ.

В данном выступлении я рассказала коллегам о том, какую работу ведут  учителя начальной  школы по профилактики наркомании среди детей....

«Духовно-нравственное воспитание обучающихся начальной школы. Обобщение опыта»

laquo;Духовно-нравственное воспитание обучающихся начальной школы. Обобщение опыта»...

Система работы с родителями в начальной школе (Обобщение опыта)

laquo;Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью»  В.А.Сухомлинский...

Система работы с родителями в начальной школе (обобщение опыта работы)

Партнерство семьи и школы – важнейшее условие реализации воспитательных задач в контексте введения новых федеральных образовательных стандартов, которые предполагают общественный договор школы, ...

Презентация "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе .Обобщение опыта работы"

упражнения, направленные на формирование орфографической зоркости у младших школьников...