Работа над экологическими проектами
методическая разработка по теме

Добрина Оксана Юрьевна

выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_rabota_nad_ekologicheskimi_proektami.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

        РАБОТА НАД ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Современный этап развития мировой цивилизации обуславливает необходимость осуществления экологического образования подрастающего поколения, которое строится на базе экологического сознания. Формирование же бережного, ответственного и осознанного отношения к природной среде происходит на уроках окружающего мира.

Основная цель экологического образования – овладение знаниями формирующие экологическое сознание и мышление на основе активной жизненной позиции, которую необходимо развивать и закреплять. И поэтому я вижу необходимость внедрения современных технологий в учебно-воспитательный процесс.

И одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

В целом, как подчеркивает В. Гузеев, «проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчество и конкретного участия».

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования).

Е.С. Палат дает следующее определение «проекта» как метода и как педагогической технологии: «В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления». Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, «то это технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути».

Проекты в младших классах – это проблематично, так как дети еще малы для проектирования. Но все же это возможно.

Показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает:

Коммуникативный (умение спрашивать, умение выражать свою точку зрения, умение договариваться);

Интеллектуальный (развитие аналитико-синтетических действий; возможность выделять общий способ действий; перенос общего способа действий на другие учебные задачи);

Оценочно-самооценочный (умение оценивать результаты, воспринимать критику и уважительно относиться к точке зрения другого человека)

В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

1 этап. Погружение в проект.

На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.

2 этап. Организационный.

На данном этапе выбираются и организуются группы участников или участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы или учащегося, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта.

3 этап. Осуществление деятельности.

Поиск необходимой информации, сбор данных. Изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач.

4 этап. Обработка и формирование результатов проекта (презентация).

На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы.

5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).

Участники обсуждают и анализируют полученную информацию. Делятся мнениями. Задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Рефлексия, самооценка проделанной работы.

Особое внимание в начальной школе требует этап проектной деятельности – презентация проекта. Необходимо помочь ученикам произвести самооценку проекта.

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом требуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск.

Разработка и апробация проектов во внеклассной работе

В начальной школе проблему, на основе которой создается проект, подбирает и отрабатывает учитель. Мною метод проектов был введен в учебно-воспитательный процесс . (в 2011-2012 уч. год)

Во внеклассной работе по предмету «Окружающий мир» учениками разработаны следующие проектные работы - « Помоги птицам», «Жизнь леса», «Животные и птицы Красной книги».

Обучающая цель этих проектов: сформировать знания о значении животных и растений в жизни человека, дать представления учащихся о родном крае, совершенствовать умения использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.

Развивающая цель: развитие познавательной сферы личности школьника, а именно, развитие наблюдательности, памяти и внимания в процессе естественнонаучного наблюдения за животными, развитие умения сравнивать, классифицировать, обобщать полученные знания, развитие творчества и интеллекта.

Воспитательная цель: воспитание бережного отношения к животным, воспитание у учащихся личностных качеств необходимых для достижения поставленной цели и коллективной работы, а именно самостоятельности, воли, умению слушать других, принимать коллективные решения.

Дети с удовольствием отозвались участвовать в выполнении проектных работ, так как первоначальные знания были получены на уроках окружающего мира.

Чтобы увидеть эффективность проектной деятельности разберем работу над одним из проектов.

Для создания мотивации проектной деятельности дети прочитали в классе объявление: «Умникам и умницам, любознательным, ответственным, умеющим доводить дело до конца. Тем, кто любит искать, творить, «докопаться» до истины, предлагается работа исследовательского характера. Для этого надо участвовать в работе над проектом «Помоги птицам ». 

Цель данного проекта: познакомиться с жизнью птиц зимующих в городе Воркута..

Совместно с учениками был оформлен паспорт проекта, представленный в таблице 1

Таблица 1.

Пас

порт проекта

Руководи

тель и консуль

тант проекта

Участники проекта

Тип

проекта

Форма работы

Срок реализа

ции проекта

Продукт проекта

«Где зиму

ют птицы»

учитель

Учащие

ся 1 класса

Творчес

кий, экологи

ческий

групповая

Зимние месяцы

Презента

ция «Помоги птицам»

В процессе работы над паспортом проекта, я разделила класс на группы(теоретики, наблюдатели, умельцы, агитаторы, спасатели), были распределены роли участников проекта, дети настроились на творческую деятельность. Учащиеся каждой группы получили задание. Содержание заданий было следующее:

Изучить историю о птичьих перелетах.

Представить разнообразие перелетных птиц, их виды.

Узнать в какие страны улетают некоторые перелетные птицы.

Найти загадки о перелетных и зимующих птицах.

Помочь зимующим птицам.

Оформить фотоматериалы о перелетных птицах.

Сделать кормушки для зимующих птиц

При работе над проектом предпочтение было отдано групповой работе потому, что творческое взаимодействие детей друг с другом оказывает стимулирующее влияние на продуктивность творческого процесса и на развитие творческих качеств личности.

В групповом проекте дети работали над выполнением общего задания, но функции и обязанности каждого учащегося были четко обозначены. В этом проекте каждый ребенок внес частичку своего труда в создание общего «продукта». Так как дети в классе обладают разными способностями и возможностями, то и распределение заданий носило дифференцированный подход. Учащиеся при работе над заданием использовали справочную литературу: энциклопедии, справочники, пользовались интернетом. Дети приносили подобранный материал, обсуждали вместе с учителем, отбирали наиболее удачный. Когда был собран весь материал, дети совместно с учителем, приготовили презентацию по собранным материалам. Во время демонстрации слайдов представители творческих групп защищали свою работу.

После защиты проекта была организована рефлексия проектной деятельности. Дети задавали друг другу вопросы, заслушивался самоанализ творческих групп.

Таким образом, каждая внеклассная работа, проведенная с использованием проектной деятельности является фундаментом прочного и качественного усвоения знаний и умений по окружающему миру. У детей повышается интерес к урокам окружающего мира и отношения к природе.

Мы проверили у младших школьников качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха (по методике Н.П Капустиной).

Диагностика оценивается по 5-балльной системе и имеет следующие критерии: любознательность; я и школа; отношение к природе; прекрасное в моей жизни; прилежание.

Критерии тестирования:

5-это есть всегда

4-часто

3-редко

2-никогда

1-у меня другая позиция

В результате оценивания каждый ученик имеет среднеарифметические оценки по 5 критериям методики. Как выявилось, что по сравнению с другими критериями показатели отношения к природе значительно повысились

Таким образом, организация проектной деятельности становится одним из определяющих факторов развития склонностей детей, способностей и интересов, вносит вклад в обеспечение вариативности начальной школы, делает современное обучение в школе личностно-ориентированным, учитывающим индивидуальные природные особенности детей.

В настоящее время, мы  классом собираем материалы для составления нового проекта под названием «Моя семья.

Заключение

Выполнение младшими школьниками творческих заданий является интересным и очень важным для жизни. При разработке проекта реализуются возможности, проявляют полученные знания, способности и творчество.

Метод проекта мне помогает объединить и успешно решить различные учебные задачи: воспитательные, развивающие, образовательные, а затем – оценить приобретенные знания, умения, навыки.

Результаты эффективности применения проектной деятельности младших школьников во внеклассной работе можно увидеть в диаграмме уровни воспитанности. Из которого видно, что после включения в учебную деятельность метода проектов, уровень знаний к окружающей среде учащихся значительно повысился.

Таким образом, считаю, что проектная деятельность эффективно влияет на учебно-воспитательный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Юные разведчики природы"экологический проект ( из опыта работы)

Экологический проект "Юные разведчики природы"  проводился   с  ребятами 1-ого класса, состоял  из 2 частей: "Охота на погоду", "Огород- круглый год". В первой части проекта...

Методические аспекты работы над экологическим проектом (из опыта работы)

Работа с детьми младшего школьного возраста над экологическим проектом всегда вызывает много вопросов. Рекомендуемый материал надеемся поможет учителям начальных классов в данном творческом процессе....

Исследовательская работа. Экологический проект "Лук- наш друг"

•         Тип проекта – творческий, коллективный, краткосрочный. •         Исполнители – учащиеся 3 класса и учитель.•...

Экологические проекты – уникальная форма экологического воспитания в начальной школе

Материал содержит описание различных экологических пректов в начальной школе...

Статья "Экологическое образование и воспитание младших школьников. Социально – экологический проект «Вода без границ».

Конкурс «Образование: взгляд в будущее»Номинация: научно-исследовательская деятельность учащихся....

Статья: "Экологический проект, как средство формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития."

Статья представлена в сборнике:Актуальные проблемы образования: позиция молодых, часть 2, Челябинск, 2014....

Работа над экологическими проектами в начальной школе

Экологическое воспитание - одно из главных направлений воспитательной системы в начальной школе....


 

Комментарии

Щербакова Елена Яковлевна

Ребятам любого возраста очень нравится проектная деятельность.И экологические проекты не исключение.
Это нужная, творческая и важная деятельность.