Представление собственного инновационного педагогического опыта
статья по теме
В этой статье представлен собственный педагогический опыт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая копилка | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУСОШ № 30 Бабенко С.И.
Тема самообразования: «Работа с одарёнными детьми в начальной школе».
Цель: реализация творческого потенциала учащихся на уроке и во внеурочное время.
Пути достижения поставленной цели: создание на уроках атмосферы творчества, развитие интереса к познавательной деятельности, совершенствование профессионализма через самообразование и проектную деятельность.
Актуальность и перспективность опыта
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества «хорошая школа»?
Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по её окончании дети легко поступают в вузы. В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги. В школе должны быть свои традиции. Школа должна давать современное образование. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования. Однако прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться, о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия, как способности, талант, одаренность, гениальность.
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей, творческого отношения и познавательного интереса к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям.
Процесс модернизации современного начального образования ориентирован, прежде всего, на принципиальное изменение в понимании его целей. Сегодня на первый план выдвигается его развивающая функция, становление и развитие личности младшего школьника. Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию — одна из стратегических задач современной российской школы. Ее решение невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего поколения не только в годы школьного обучения, но и их возможности реализовать свой внутренний потенциал в дальнейшем профессиональном образовании.
учебного процесса. В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности.
Одной из форм обучения, развивающей одарённых детей, являются познавательные интересы, способствующие практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Познание – это одна из форм обучения для ребёнка. Обучая посредством познания, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Поиск путей и средств повышения эффективности работы с одарёнными детьми показывает, что одним из приоритетных в этом направлении, наряду с традиционными, признается использование средств информационно-коммуникационных технологий. Особое значение придается проблеме внедрения компьютеров в учебно-воспитательный процесс современной школы в связи с возможностью оптимизации процесса организации различных форм и методов самостоятельной деятельности учащихся.
Ведущая педагогическая идея
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывают не более четырёхсот. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г. Томпсон, говоря: «Способности – объяснение вашего успеха».
Моя задача раскрыть способности, подготовить ребёнка к жизни,
научить самостоятельно выделять поставленную задачу, видеть ее за отдельными, не похожими друг на друга, заданиями. Опора на творчество учащихся - это один из основных приемов создания положительной мотивации учения. Каждый, творчески работающий учитель, добивается этого, используя свои приемы развития познавательных интересов. Развитие активности, пытливости, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу, является важной и необходимой задачей стоящей передо мной.
Каждый урок или внеурочная работа – это определенная система заданий, которая ведет ученика к овладению тех или иных понятий, умениям, навыкам, развитию каких-либо индивидуальных способностей.
Концептуальные основы
Исходя из выше изложенного, можно сделать выводы о значении работы с одарёнными детьми в начальной школе.
Каким я вижу портрет выпускника школы?
Любознательный, интересующийся, активно познающий мир, умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности, уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа, доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение, готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
Для достижения такого портрета необходимо создание образовательной среды для развития одарённых детей,
организация внеклассных занятий по углубленному изучению предметов,
создание условий для участия в олимпиадах и интеллектуально-творческих мероприятиях,
Наличие теоритической базы опыта.
Проведенный анализ научной литературы свидетельствует об интенсивности исследований психолого-педагогических основ развития познавательного интереса школьников как важного средства активизации обучения: изучалась его роль в формировании общей направленности личности учащегося; определялись условия и факторы, влияющие на его становление и развитие; выявлялись периоды наиболее интенсивного развития этого качества личности.
Оптимальность и эффективность средств.
Создание образовательной среды для развития одарённых детей,
организация внеклассных занятий по углубленному изучению предметов,
создание условий для участия в олимпиадах и интеллектуально-творческих мероприятиях, использование системы информационно-коммуникационных технологий.
Здесь роль учителя состоит не в передаче знаний, умений и навыков, а в организации такой образовательной среды, которая позволяет ученику опираться на свой потенциал и соответствующую технологию обучения. Учитель и ученик создают совместную образовательную деятельность, которая направлена на индивидуальную самореализацию учащегося и развитие его личностных качеств.
Результативность опыта.
Проводимая работа позволяет мне получать результаты подготовки учащихся, развивает творческие и познавательные способности детей, реализация творческого потенциала детей: занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах, победы в конкурсах, положительная динамика продвижения учащихся.
Работая по программе "Модель работы с одаренными детьми
в начальной школе", я добилась высокого процента (70%) участия моих ребят во всероссийских игровых конкурсах « Кенгуру», «Человек и природа», «Русский медвежонок», всероссийских олимпиадах школьников муниципального уровня по предметам, спортивных соревнованиях.
Возможность тиражирования
В целях обмена опытом, я разработала программу «Модель работы с одарёнными детьми», провожу открытые уроки, занятия творческих мастерских, выступаю на семинарах, веду кружковую работу во внеурочное время. Для родителей учащихся провожу беседы на родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации, круглые столы по обмену опытом воспитания культуры здоровья в семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Обобщение опыта работы по проблеме «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»
Педагогическая идея. Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий. Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...
Представление собственного инновационного педагогического опыта
Представление собственного инновационного опыта работы к аттестации педагогических работников...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Применение современных образовательных технологий в начальной школе...
Представление собственного инновационного педагогического опыта
Педагогическая проблема – гражданское образование в начальной школе...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Обобщён опыт работы...
Представление собственного инновационного педагогического опыта
В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.В статье рассматриваются технологии использования в обучении игровых методов, а кон...