Рабочая программа "Русский язык" 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему

Смирнова Татьяна Петровна

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ "Гимназия №12", на основе программы Р.Н. Бунеева и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_2_klass_fgos.docx39.6 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

I. Пояснительная записка

           Рабочая программа по русскому языку создана на основе:

  • федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
  • учебного плана МБОУ  «Гимназия № 12» на 2013-2014  учебный год;
  • в соответствии с примерной программой образовательной системы «Школа 2100» по русскому языку (для четырехлетней начальной школы), авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ.

        Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

        Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цели, задачи и содержание курса русского языка в начальной школе

Цель: развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно:

– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

– формирование коммуникативной  компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

  1. развивать у детей патриотические чувства по отношению к родному языку: любовь и интерес к нему, осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
  2. осознавать себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и самим собой;
  3. формировать у детей чувства языка;
  4. воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
  5. сообщать необходимые знания и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.

  1. Общая характеристика учебного предмета

        В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, - разделы «Предложение» и «Текст».

        В 2 классе дети закрепляют признаки предложения, знакомятся с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией; умение правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме; читать и произносить их с правильной интонацией; конструировать предложения из слов.

        Усугубляется понятие о тексте. Дети учатся отличать текст от набора предложений, анализировать заглавие, соотносить его с содержанием и главной мыслью, самостоятельно озаглавливать текст и его части. Систематически при работе с текстом идёт формирование у детей типа правильной читательской деятельности по той же технологии, что и на уроках чтения: дети учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важнейших навыков – навыка чтения.

Раздел «Слово»

Во 2  классе происходит закрепление необходимого минимума знаний из области фонетики: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие парные и непарные; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звуко-буквенный анализ слов (с составлением схемы слова).

Отрабатываются знание алфавита и навык его практического использования.

Фонетические знания и умения являются базовыми для развития следующих орфографических умений:

видеть (обнаруживать) орфограммы в словах и между словами;

правильно писать слова с изученными орфограммами;

графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»);

находить и исправлять орфографические ошибки.

Изучаются следующие орфограммы:

обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;

большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;

буквы и, у, а после букв шипящих [ж], [ш], [ч], [щ];

разделительные ь и ъ;

проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);

проверяемые буквы согласных на конце слова;

пробел между предлогом и соседним словом.

Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и орфограммой-черточкой при переносе.

Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка, – необходимо обращение к составу слова, так как чувство языка связано прежде всего с пониманием и чутьём к особенностям словообразования и словоизменения.

Во 2-м классе даётся определение корня, однокоренных слов, суффикса, приставки. Систематически проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренными (одинаковый корень и близость слов по смыслу). Дети знакомятся с определёнными суффиксами имён существительных: -ок-, -ик-, -тель-, -ушк-, -юшк-, -ёнок-, -онок-, -ят-, -ищ-, их значениями, учатся видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с этими суффиксами. Также происходит знакомство с группой приставок, сходных по написанию с предлогами: с, от, за, на, по, про, до и др.

«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них; суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов. Во 2-м классе для анализа предлагаются существительные мужского рода с нулевым окончанием типа дуб – дубок, кот – котёнок, стол – столик и т.п., а для изучения приставок и образования слов с помощью приставок – глаголы движения (бежал, побежал, добежал, прибежал и т.п.).

Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.

Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.

2-м классе дети знакомятся с группами слов, которые отвечают на определенные вопросы (1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие? 3) что делает? что делал? что сделал?), учатся ставить вопросы к словам, от слова к слову, узнают, что слова, которые отвечают на вопросы «кто? – что?», могут называть один предмет и много предметов; частично усваивают определения частей речи.

Кроме того, выделяется группа слов, к которым нельзя задать вопрос (предлоги, союзы, а также слова, которые выражают чувства, но не называют их – без введения термина «междометие»). Так постепенно у детей складывается представление о трёх группах слов в русском языке – самостоятельных (знаменательных), служебных, междометиях – и об их функциях в речи.

Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.

Основные направления работы по развитию речи:

Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.

Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.

Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

Изучение предмета «Русский язык» входит  в  обязательную часть учебного плана. Во 2-м классе составляет 5 часов в неделю, 170 часов в год.  

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

  • Осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на   особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию ,темп, тон речи; выбор слов и  знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
  • Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке c помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение  (версию) на основе работы с материалом учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования регулятивных УУД  служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в  учебнике (на развороте, в  оглавлении,  в условных обозначениях); в словаре;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в  другую:подробно пересказывать небольшие тексты.
  • Средством формирования  познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности

Коммуникативные УУД:

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • Слушать и понимать речь  других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • Выразительно читать и пересказывать текст;
  • Договариваться с одноклассниками совместно с учителем  о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
  • Средством формирования  коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в  парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух текст в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
  • понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие изданных; самостоятельно озаглавливать текст;
  • делить текст на части, озаглавливать части;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
  • делить слова  на части для  переноса;
  • производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв  в доступных двусложных словах;
  • правильно списывать слова, предложения, текст,  проверять написанное, сравнивая с образцом;
  • писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40слов, писать на слух   без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
  • видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
  • писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей,  кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на  конце слов; буквосочетания  чк,  чн в словах;  ь для обозначения мягкости согласных на конце и  в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по  написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
  • находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
  • находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки,  образовывать слова  с помощью этих   суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
  • обращать внимание на особенности употребления слов;
  • ставить вопросы  к словам в предложении ;видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении что говорится;
  • составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
  • предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его  чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
  • составлять небольшой текст(4–5 предложений) по  картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

Требования к результатам обучения учащихся к концу 2-го класса

В результате обучения русскому языку  ученик должен уметь:

Речевые умения:

  • Правильно списывать слова, предложения, тексты; проверять написанное;
  • Составлять предложения на заданную тему;
  • Составлять небольшой текст (4-5 предложений) на заданную тему, по картинке и записывать его с помощью учителя.

Учебно-языковые умения:

  • Выполнять звуко-буквенный  анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове;
  • Находить корень в группе однокоренных слов;
  • Подбирать однокоренные слова;
  • Находить суффиксы и приставки в доступных словах;
  • Ставить вопросы к словам в предложении (кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает?)

Правописные умения:

  • Делить слова на части для переноса;
  • Видеть в словах опасные места, изученные орфограммы;
  • Писать большую букву в словах (изученные случаи);
  • Писать безударные гласные, проверяемые ударением, в корнях двусложных слов;
  • Писать изученные слова с непроверяемой безударной гласной в корне;
  • Писать проверяемые согласные буквы на конце слова;
  • Употреблять ь для обозначения мягкости согласных звуков на конце и в середине слова;
  • Не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, нч и пр.;
  • Писать ъ и ь разделительные;
  • Графически объяснять выбор написаний;
  • Находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила.

Основное содержание

Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):

Слово

  • Звуки речи, их обозначение буквами. Слогообразующая роль гласных звуков.
  • Ударение. Роль ударения в устной речи. Ударные и безударные слоги (гласные).
  • Умение слышать звучащее слово, производить звуковой и звуко-буквенный анализ слова.
  • Обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, ю, я, с помощью буквы ь.
  • Алфавит. Практическая значимость знания алфавита.
  • Наблюдение над несоответствием произношения и написания слов. Умение слышать и видеть в словах «опасные» места.
  • Орфограмма. Знакомство с орфограммами
  • Части слова. Умение подбирать однокоренные слова.
  • Наблюдение над лексическим значением слова.
  • Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что сделает?
  • Слова, к которым нельзя задать вопрос. Раздельное написание предлогов со словами.

Предложение  

  • Признаки предложения. Конструирование предложений из слов.
  • Нахождение в предложении слов, составляющих его грамматическую основу.

Текст

  • Понятие о тексте.
  • Формирование типа правильной читательской деятельности.

Повторение

Развитие речи (обогащение словарного запаса детей, развитие связной устной речи, развитие грамотного строя речи, обучение правильному произношению слов).

Каллиграфия.

Тематическое планирование

2 класс

Вводный

Слово

124

Предложение. Текст

23

Повторение

23

ИТОГО

170

Практическая часть

Проверочная работа – 7        

Словарный диктант – 1

Проверочный диктант – 5

Контрольный диктант -  1

Списывание – 2

Обучающее изложение – 1

Сочинение – 1


VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Русский язык»

Учебный комплекс для обучающихся

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2 класса общеобразовательной школы. – Баласс, 2012
  2. Бунеева  Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 2 класс, - М.: Баласс; Школьный дом, 2012
  3. Бунеева Е.В. Орфографическая тетрадь. 2 класс. – М.:Баласс, 2012
  4. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал к учебнику для 2 класса Р.Н.Бунеева.- М.:Баласс, 2012

Учебный комплекс для учителя

Бунеева Е.В., Коммисарова Л.Ю., Яковлева М.А. Русский язык. 1 и 2 классы. Методические рекомендации для учителя. -М.: Баласс, 2010

Цифровые образовательные ресурсы

Технические средства обучения

Интерактивный комплекс

Компьютеры

Демонстрационные  средства обучения:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного...

Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс

Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...

«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс

Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...