Портфолио учителя начальных классов за 2011-2013 гг.
материал по теме
Обобщение опыта работы за 2010-2015 учебные годы, описание содержания программы "По тропинкам к знаниям", используемые технологии, диагностические карты обследования и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio.doc | 438.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ им.Шелковникова К.М.
Портфолио
Третьяковой Светланы Николаевны
учителя начальных классов
первой категории
стаж работы 20 лет
за 2011-2013 учебный год
Три пути ведут к знанию.
Путь размышлений - самый благородный,
путь подражания - самый легкий,
путь опыта - самый горький.
Конфуций
В последнее десятилетие в нашем обществе произошли масштабные изменения, серьезно повлиявшие на социальную активность людей, требования к реализации личностного потенциала, определение жизненных позиций, роли человека в окружающей среде. Все это потребовало ввести в образование новые стандарты обучения и воспитания, основу которых составляют проблемы развития личности, более глубокого учета познавательных интересов и способностей учащихся. Образование и воспитание становятся единым, глубоко интегрированным процессом образовательного учреждения.
Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном начальном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению младших школьников; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, создаются авторские школы; активно используется зарубежный опыт; родителям предоставлена возможность выбирать педагогическую систему. Начальное образование призвано создать необходимые условия для формирования у учащихся потребности в активном познании окружающего мира; приобретения навыков самоорганизации, обеспечивающих высокую эффективность всех видов учебной и внеучебной деятельности; становления построенных на принципах гуманизма отношений; овладения базовыми умениями выявлять и реализовать индивидуальные задатки и способности. Главным на сегодняшний день является формирование субъективной активности и самостоятельности, когда ребёнок - творец и созидатель себя и своей деятельности.
В. А. Сухомлинский писал: "Человек должен учиться потому, что он - человек". Быстрый рост информационно коммуникативных технологий привел к тому, что человеку приходиться учиться и переучиваться всю жизнь, если он не хочет отстать от жизни. Поэтому, кто не научился в школе учиться, тот рано или поздно отстанет в жизни.
Идея непрерывного учения, учения всю жизнь, умения учиться становится важным результатом школьных лет.
Цель и задачи моей профессиональной деятельности.
Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если в начале внимание ученых и педагогов - практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие у ребенка качеств школьной зрелости.
К старшему дошкольному возрасту, дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встает проблема адаптации к условиям школьной жизни. А если учесть современные требования программ начального обучения, то становится ясным, что необходима организация качественно новой подготовки детей к школе, причем проводимой именно учителями начальной школы и школьным психологом.
В работе с дошкольниками необходимо учитывать то, что умственные процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, продуктивное воображение и др.), определяющие готовность детей к школе, должны формироваться в свойственных для них привычных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, которые позволяют детям почувствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся задачи и быстро адаптироваться к школе, к учебной деятельности.
Свою педагогическую деятельность осуществляю, реализуя образовательную программу “По тропинке к знаниям”.
Данная программа представляет собой систему подготовки, основой которой является интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы, а главное, все занятия проходят «по-настоящему» - в школе, в классе, формируя, таким образом, школьные, но еще детские отношения.
Цели программы «По тропинке к знаниям»:
1. Обеспечение для всех шести - семилетних детей посёлка, не получивших возможности развития и воспитания в детском саду, возможностями единого старта для обучения в школе;
2. Формирование у детей качеств школьной зрелости (школьно-значимых функций), для успешного усвоения обучающих программ начального общего образования I ступени;
3. Оказание помощи родителям в квалифицированной подготовке ребенка к школе.
Задачи:
1. Организовать диагностирование качеств школьной зрелости, знаний и умений детей;
2. Организовать для детей образовательный процесс в школе, с учетом возможностей возраста и индивидуальных особенностей;
3. Сформировать эмоционально-положительное отношение детей к школе, желание учиться;
4. Организовать комплексную деятельность педагога, психолога и логопеда в образовательном процессе;
5. Создать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей;
6. Организовать процесс общения детей друг с другом, способствуя доброжелательному отношению к сверстникам;
7. Провести работу по формированию способности подчиняться правилам и требованиям взрослого.
Основные принципы работы при реализации программы:
- уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- систематичность и последовательность занятий;
- вариативность содержания и форм приведения занятий;
- наглядность;
- адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий;
- постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных знаний к более сложным, комплексным;
- индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;
- повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.
В процессе реализации программы дети учатся точно и ясно выражать свои мысли, раскрываются их творческие способности, развивается интерес и внимание к слову, к его эмоциональной окраске, формируется бережное отношение детей к природе. В ходе занятий детям прививаются ответственное отношение к учебному труду.
Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы (комфортной образовательной среды), способствующей раскрепощению детей, активизирующей их творческий потенциал.
Важнейшей частью программы является изучение динамики развития ребенка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе. На это направлены занятия педагога-психолога, а также его консультационная работа с родителями будущих первоклассников.
В ходе индивидуального логопедического обследования выявляются особенности поведения и основные отклонения или нарушения речи ребенка. Пo его результатам планируется работа по устранению тех или иных речевых нарушений.
Результаты диагностики заносятся в «Психолого-педагогическую карту» ученика. В ходе работы выявляются дети, недостаточно готовые к школьному обучению, а также те, которые нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на профилактику школьной дезадаптации и неуспеваемости. Для таких детей составляется индивидуальная программа развития, даются необходимые рекомендации родителям.
Основная дидактическая идея - развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе учебной деятельности ребенка, что осуществляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, используются такие как практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом (учителем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы.
Организация образовательного процесса
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет).
Занятия проводятся 5 раз в неделю по 4 часа. После прохождения половины занятий, проводится промежуточное родительское собрание с целью получения обратной связи, корректируются занятия, организуются консультации для родителей с целью формирования положительной мотивации учения у детей. На этом же собрании родителям раздаются показатели готовности детей к обучению в школе. В конце обучения проводится вторичная диагностика детей, и на завершающем этапе работы составляется сводная таблица результатов предшкольной подготовки.
Учитывая, что эффективность образовательного процесса в группах кратковременного пребывания зависит от подбора и сочетания разных видов деятельности и форм их организации, несколько часов дня, заполненных разнообразными делами в группе сверстников, будут использованы для формирования у детей целостного образа жизни старшего дошкольника.
Свою деятельность организую через выполнение рабочих учебных программ, составленных на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».
2. Типовое Положение о дошкольном образовательном учреждении, утверждённого Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2011г №2562.
3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 31.05.2007г. № 1213 «О методических рекомендациях по отнесению ДОУ к определённому виду»;
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении Федарального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
5. Учебного плана МБОУ “ Усть-Баргузинской СОШ им.Шелковникова К.М.” на текущий год.
6. Примерными и авторскими программами начального общего образования (http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2014/02/18/rabochie-programmy ):
- Развитие речи и подготовка к обучению грамоте. Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова (Пособия «По дороге к Азбуке» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова, О.В. Пронина)
- Знакомство с художественной литературой.( Модифицированная программа на основе авторской программы О.В. Чиндиловой)
- Математика. (Пособия для старших дошкольников «Моя математика» авторы М.В.Корепанова, С.А.Козлова, О.В.Пронина).
- Окружающий мир (пособия «Здравствуй, мир!» авт. А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова).
- Художественный труд. ( Модифицированная программа на основе авторской программы И.В.Масловой)
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте выделено в специальный раздел и осуществляется 2 раза в неделю, строящихся в непринужденной форме, которая способствует активизации речи и речевого общения.Учебный материал занятий вводится последовательно: от развития более простых умений детей к развитию более сложных умений. Одновременно дети знакомятся с некоторыми явлениями родного языка.
В рамках одного занятия представлен широкий спектр различных видов деятельности. Предполагается и групповая работа, и игры, и самостоятельное выполнение заданий в тетради. Главное - чтобы дети усвоили навык работы, необходимый для их выполнения.
На занятиях создаются условия для формирования правильного навыка письма:
положение пальцев при письме
положение кисти при письме
нажим при письме
положение тела при письме
Основными в системе работы по подготовке к письму являются упражнения-обведение по контуру и штриховка в разных направлениях, пальчиковые игры.
Подобная работа позволяет усвоить зрительный образ каждой печатной буквы,различать похожие буквы и не смешивать их, развивает умения слого-звукового анализа и слогового чтения,внимание,память,
воображение ребёнка.
Занимаясь математикой, исследовательской работой, дети практикуются в рассуждении; в процессе рисования, в игре активно развертывается комментирующая и повествовательная речь. Разговорная практика обеспечивается в свободной деятельности, в ситуациях группового общения, на всех занятиях.Основной задачей обучения математике является обеспечение начальной математической подготовкой учащихся. Детям предстоит научиться распознавать свойства предметов и геометрические фигуры; научиться правильно называть и обозначать числа, понимать смысл арифметических действий и отношений.
Программой предусмотрено научить ребёнка выделять из группы предметов один в соответствии с выделяемыми свойствами: цвет, величина, форма, назначение. Перед учителем стоит цель научить детей правильно называть эталонные свойства предметов и правильно воспринимать эти свойства.
Основу начального курса математики составляют представления о натуральном числе и 0. Одна из главных задач курса – формирование прочных вычислительных навыков – проводится в тесной взаимосвязи с развитием математического мышления детей, их познавательной самостоятельности.
В целях создания условий для развития у детей способности к обобщению и абстракции в курсе предлагается проведение систематических наблюдений и формирование на этой базе доступных обобщений.
Раскрытие смысла арифметических действий связано с решением простых задач. Задачи являются богатейшим материалом, на котором будет решаться важнейшая задача математики – развитие мышления и творческой активности учащихся.
Особое значение при изучении математики имеет игровая деятельность детей на занятиях.
Цели и задачи курса окружающего мира: в основе занятий лежит игра, так как для детей этого возраста игра - ведущая форма деятельности, наряду с которой важную роль играет слушание рассказов, сказок и стихов, рисование, лепка, аппликация, конструирование из строительных материалов. В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном ими мире. Как можно больше вопросов и как можно меньше рассказов - это важнейший принцип проведения занятий. Задавая вопросы, побуждающие фантазию и творчество детей, преподаватель незаметно руководит творчеством ребенка, заставляя его самостоятельно открывать окружающий мир и его закономерности.
Особое внимание уделяю внеурочной деятельности:
- по развитию мелкой и артикуляционной моторики и лексико - грамматического строя речи дошкольников по авторской программе “Удивительный мир”;
- по выработке графических навыков у детей по программе разработанную Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой, и метод рекомендации А.В.Антоновой по формированию графических навыков у детей.
Занятия в образовательной системе «Школа 2100» предполагает использование определённых образовательных технологий, которые близки и понятны мне:
- Здоровьесберегающие технологии: основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, прогулки не только на территории школы, но и в лесопарковых зонах, спортивные игры, экскурсии.
Программа “Сохрани здоровье”.
В старшем дошкольном возрасте закладываются основы физической культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности. Этот возраст особенно благоприятен для освоения обширного арсенала двигательных координаций, техники разнообразных физических упражнений. При этом надо иметь в виду, что ритмический, силовой и пространственный образ движений дети воспринимают, прежде всего, в ощущениях и обобщенных впечатлениях и в меньшей степени путем осознания, продуманного освоения технических действий. Поэтому обучение целостному упражнению будет в этом возрасте иметь больший успех, чем разучивание его по деталям. Дети этого возраста почти самостоятельно, только понаблюдая за тем, как это делается, могут научиться обращаться с мячом, проявлять спортивно – игровую смекалку.
Важнейшей концептуальной особенностью предлагаемой программы является установка на комплексное формирование основ физической культуры ребенка, которая рассматривается в неразрывной связи со всеми остальными составляющими культуры. Соответственно и физическое воспитание детей нельзя рассматривать в отрыве от всего комплекса задач культурного развития личности ребенка, безусловного единства интеллектуального, эстетического, нравственного, трудового и физического воспитании. Физическая подготовка обеспечивает реализацию основной цели концепции – организацию широкого спектра педагогических воздействий с целью формирование моторного опыта путем освоения многообразных двигательных координаций и развития физических качеств.
Главные принципы этой стратегии следующие: адекватность содержания физической подготовки и ее условий индивидуальному состоянию ребенка, гармонизация и оптимизация физической тренировки, свобода выбора формы физической активности в соответствии с личными склонностями и способностями каждого ребенка.
Правила поведения учащихся на занятиях: в спортивном зале, на спортивной площадке, стадионе, в парке, сквере, на тропе здоровья.
Общеразвивающие упражнения.
Положение рук, ног, туловища и движения ими. Основная стойка. Стойка ноги врозь. Стойка скрестно – правая нога перед левой. Положение рук: руки на пояс, руки к плечам, руки перед грудью, руки за голову, руки вперед, руки вверх, руки в стороны, руки назад. Наклон вперед, наклон назад.
Комплекс общеразвивающих упражнений. Упражнения с гимнастической палкой, малыми мячами, скакалкой. Дыхательные упражнения. Комплексы утренней гимнастики. Упражнения для формирования правильной осанки.
Гимнастика. Лазанье и перелезание. Игровые упражнения: “С мячом под ногой”, “Переползи – не урони”, “Котята и щенки”.
– лазанье по гимнастической стенке;
– переползание под шнур, веревку, планку (высота 40–50);
– равновесие, игровые упражнения;
– упражнения в равновесии (стойка на носках, на одной ноге и т.д.);
– акробатика (группировка, перекаты в группировке).
Легкая атлетика.
Ходьба. Специальные упражнения. Подготовительные: приседания, маховые движения ногами; вращательные движения руками, плечами; подъем на носках, всевозможные подскоки (сочетаются с работой руками вперед и назад). Подводящие: имитация постановки стоп; принятие положения правильной осанки; ходьба по разделениям приставными и обыкновенными шагами; ходьба на носках, пятках, на всей ступне; ходьба с активной работой рук.
Техника ходьбы. Ходьба обычным шагом. Ходьба с целью изучения основных фаз; ходьба для совершенствования в технике в целом; работа рук и ног при ходьбе, положение головы и туловища. Ускоренная ходьба. Для совершенствования в технике: ходьба в гору, под гору и по местности; ходьба, чередуемая с бегом; ходьба на значительные расстояния (в походе).
Бег. Специальные упражнения. Подготовительные: прыжки с ноги на ногу на прямых ногах, отталкиваясь стопой. Игры: “Быстро возьми, быстро положи”, “Перемени предмет”, и т.д.
Прыжки в высоту. Специальные упражнения. Подготовительные: упражнения, улучшающие гибкость в маховых движениях; упражнения, развивающие силу мышц, разгибателей стопы. Подводящие: разновидности прыжков на одной и обеих ногах; отталкивания с 1-3 шагов разбега, доставая предметов рукой, головой, ногой; прыжки через наклонно установленную планку. Прыжки в высоту с места. Прыжки в высоту с разбега толчком одной ногой.
К концу подготовительной ступени дети должны:
– владеть техникой построения, ходьбы, бега, прыжков в длину;
– выполнять 3–5 подвижных игр, в том числе со скакалкой, мячом;
– выполнять упражнения для равновесия, правильной осанки;
– соблюдать основные правила гигиены;
– знать и выполнять комплекс утренней гимнастики.
Планирование по курсу «Сохрани здоровье»
№ занятия | Дата по плану | Дата факт | Содержание программного материала | Кол-во ч-в |
1 | Как укреплять здоровье зимой. Правила по ОБЖ. | 1 | ||
2 | Откуда берутся болезни. Игра-инсценирование «На приёме у врача» | 1 | ||
3 | Спорт. Виды спорта. Для чего нужен режим дня. | 1 | ||
4 | Правила дорожного движения. Игра «Я - пассажир» | 1 | ||
5 | Весна. Половодье. Правила поведения у водоёма. | 1 |
- Проектная деятельность: её смысл заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.
- Развивающие технологии: в традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.
- Коррекционные технологии: их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия.
- Информационные технологии: использование ИКТ на занятиях в детских дошкольных учреждениях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний.
6. Личностно-ориентированные технологии: цель данной технологии – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.
7.Игровые технологии.
Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Сначала используются как отдельные игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении, а затем использование во всех видах деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы:
- направленные на развитие восприятия, например, “Что катится?” - воспитанники при этом организованы в веселую игру – соревнование: “Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?” Такими фигурками может быть шарик и кубик, квадратик и круг. Педагог вместе с ребенком делает вывод, что острые углы мешают катиться кубику и квадратику: “Шарик катится, а кубик - нет”. Затем воспитатель учит малыша рисовать квадрат и круг (закрепляются знания);
- направленные на развитие внимания, например, “Найди такой же” - предложить малышу выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине), игрушек “такой же”, как у него. Или игра “Найди ошибку”, где взрослый специально допускает ошибку в своих действиях (к примеру, рисует на заснеженном дереве листья), а ребенок должен ее заметить;
- направленные на развитие памяти, игры типа “Магазин”, “Запомни узор” и “Нарисуй, как было” и другие;
- направленные на развитие мышления ребенка.
Наглядно-действенное мышление развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками.
Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления.
На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры.
- на развитие творческих способностей ребенка. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры - придумки, игры – фантазирования.
Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.
Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду с игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения. У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия, предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно.
Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее развивается его речь.
В связи с этим, особый интерес представляет игра - экспериментирование.
В процессе детского экспериментирования дети учатся:
- видеть и выделять проблему;
- принимать и ставить цель;
- анализировать объект или явление;
- выделять существенные признаки, связи;
- выдвигать гипотезы, строить сложные предложения;
- отбирать материал для самостоятельной деятельности;
-делать выводы.
Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и др. Он задумывается о таких физических явлениях как замерзание воды зимой, выпадение осадков, распространение звука в воздухе, в воде и др.
В нашей предшколе мы создаём условия для развития познавательной и речевой деятельности ребёнка средствами экспериментальной деятельности.
- Мы проводим опыты с объектами живой и неживой природы (с растениями, насекомыми, воздухом, водой, песком, землёй);
- Знакомимся с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
- Знакомим с основными видами движения (скорость, направление);
- Развиваем географические представления – знакомим с глобусом, даём знания о Солнечной системе, о различных космических явлениях;
- При проведении опытов знакомим детей с правилами техники безопасности.
Опыты и эксперименты проводятся разные: демонстрационные (педагог сам проводит опыт и демонстрирует его; а дети следят за ходом и результатами) и фронтальные (объекты эксперимента находятся в руках у детей) – те и другие учат детей наблюдать, анализировать, делать выводы.
В уголке экспериментов в свободное время дети самостоятельно повторяют опыты, применяя при этим полученные во время организованной образовательной деятельности знания, умения и навыки.
Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
В процессе экспериментирования (самостоятельного или под руководством взрослого) дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если…?), почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек», направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию у ребёнка познавательной активности, логического мышления, связной речи.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами, так как каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.
Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действий рекомендуем и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты.
Ряд опытов и экспериментов, которые были проведены с детьми подготовительной группы:
Опыты и эксперименты с живой природой
«Испарение влаги с листьев растений»
Цель: Уточнить, что вода движется из почвы к листьям. Установить, куда исчезает вода.
У детей были разные предположения.
Например:
“Я думаю, что листики воду впитывают в себя”.
“Вода по стебелькам попадает в листья, и она находится внутри листьев”.
На вопрос: “А кто думает иначе?” Настя высказала другое мнение: “Я думаю, что вода испаряется в воздухе, и превращается в пар”.
Все предположения мы с детьми решили проверить.
Надели на комнатное растение целлофановый пакет и закрепили его. Растение поставили в теплое, светлое место. Через некоторое время дети обнаружили на целлофане капельки воды.
Максим сделал вывод: “Капельки появились на листиках потому, что вода испаряется, пар поднялся вверх и снова стал водой”.
На вопрос: “А почему же не видно воды на листьях остальных комнатных растений”, Юля сделала вывод: “Вода с листьев испаряется в воздухе, а в природе пар уходит в небо и образует облака, а на землю выпадают осадки”.
«Где лучше расти»
Цель: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.
Дети сажали зерна в землю, песок и глину. На первом этапе дети высказывали мнения, какая почва более благоприятна для растений и объясняли их:
Например:
“Я думаю, что лучше растениям будет расти в песке, потому что он рассыпчатый, не твердый”.
А другой ребенок высказал обратное предположение: “В пустыне, где один песок, растения растут очень плохо”.
На вопрос: “Как вы думаете, зернышко, посаженное в глину прорастет?” Маруся высказала свое предположение: “Растения не смогут расти в глине, потому что глина твердая, засыхает, и воздух к корешкам попадать не будет”.
Ребята, имея какой-то объем знаний, интуитивно понимают, что земля более благоприятная почва для растений, но объяснить почему – не могут. И только к концу эксперимента дети пришли к такому выводу: что земля плодородная, в ней много минералов, она рыхлая.
Этот эксперимент вызвал живой интерес у детей: они с нетерпением наблюдали за всходами растений, делали зарисовки.
Опыты и эксперименты с неживой природой
«Сухой из воды»
Цель: Определить, что воздух занимает место.
На первом этапе я предложила детям объяснить, что означает “выйти сухим из воды”, возможно ли это. Дети составили интересные предложения, и у каждого было свое мнение:
“Можно надеть резиновые сапоги и непромокаемый комбинезон и тогда, я думаю, не промокнем”.
“Можно проплыть на лодке по воде и остаться сухим”.
“Есть специальные костюмы, акваланги, одевают их водолазы и тогда можно выйти сухим из воды”.
На вопрос: “Можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку?” у детей были разные мнения:
“Салфетка будет мокрая, потому что в стакан попадет вода, а салфетка впитает в себя воду и размокнет”.
“Если стакан пластмассовый, он не утонет, и салфетка останется сухой, а стеклянный стакан утонет, и салфетка намокнет”.
Погрузив стакан в воду до дна емкости, и подняв его, дети определяют, что салфетка не намокла (у детей было такое удивление, что кто-то высказал такое предположение, что салфетка волшебная).
– Как вы думаете, что помешало воде намочить ее?
Дети не сразу догадались, почему. Затем я опустила стакан в воду под наклоном. Увидев пузырьки, Миша догадался, что в стакане воздух.
Далее дети повторили оба опыта с флажком на дне стакана, убедившись, что стакан был заполнен воздухом.
«Поможем воде стать чистой»
Цель: Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.
Перед детьми была поставлена проблемная ситуация. Пришло письмо от жителей Цветочного города, где они сообщают, что у них сломался водопровод, а в реке вода грязная, и они не знают, что же им делать?
На вопрос: “Ребята, чем мы можем помочь жителям Цветочного города?” мнения у детей были разные:
Можно починить водопровод, поменять трубы;
Можно очистить реку, взять моторную лодку, и с помощью сети собрать весь мусор на реке;
Можно привести на водовозе чистую воду жителям города;
Нужно установить в трубе сетку, грязная вода будет поступать через эту сетку и выходить чистой.
Далее я предлагаю детям самим очистить воду.
– С помощью чего можно это сделать?
Дети предлагают взять разные материалы для фильтра: вату, бумагу, марлю, салфетки, ткань. Самостоятельно берут все необходимое для очистки воды.
Дети самостоятельно пришли к выводу о том, что:
· грязь осталась на фильтре, вода стала чистой;
· такую воду нельзя употреблять в пищу;
· ее можно использовать в быту (мыть руки, пол, стирать белье…)
«Свойства материалов»
Цель: Актуализировать знания детей о свойствах различных материалов (бумага, железо, пластмасса, дерево).
Детям пришло письмо от Незнайки с просьбой помочь ему подобрать материал для постройки корабля, чтобы отправиться в путешествие.
На вопрос: “Какими свойствами должен обладать корабль?”, ответы у детей были разные:
“Чтобы корабль не утонул, он должен быть небольшого размера”.
“У корабля должен быть высокий борт, якорь и спасательный круг”.
“На корабле нужен парус и штурвал”.
На вопрос: “Как вы думаете, какой материал нужен для постройки корабля?”, последовали такие предположения:
“Я думаю, что корабль можно построить из пластмассы, потому что пластмасса легкая”.
“Давайте построим корабль из бумаги, она может удержаться на воде”.
“Я не согласна, дно у корабля намокнет и он утонет”.
“Можно построить из железа, потому что железо прочное”.
“Для постройки корабля нужно использовать дерево, потому что дерево не тонет”.
В ходе самостоятельного экспериментирования дети сделали вывод, из чего можно построить корабль.
«Магнит и его свойства»
Цель: Познакомить детей с понятием «магнит». Сформировать представление о свойствах магнита.
Детям предлагается рассмотреть предметы и определить, из каких материалов они сделаны.
На вопрос: “Что же произойдет с этими предметами, если поднести магнит?” Даша: “Я думаю, что предметы останутся лежать на столе”.
Альберт предположил: “Я думаю, что магнит притянет к себе железные предметы, потому что он сам сделан из железа”.
Предлагаю детям решить такую задачку: “Как из стакана с водой достать скрепку, не замочив рук”? Последовали такие предложения:
“Надо подержать магнит над стаканом”.
“А давайте скрепку достанем ложкой”.
И, наконец, Миша высказал такое мнение: “А давайте приложим магнит к стенке стакана, магнит притянет скрепку и мы медленно поднимем ее на поверхность”.
В ходе экспериментирования, дети сделали вывод, что магнитная сила действует сквозь воду и стекло.
«Извержение вулкана»
Цель: Познакомить с вулканом как природным явлением; развивать познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме; учить самостоятельно, формулировать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предложения; аккуратность, взаимопомощь.
К детям приходит дедушка Знай. Рассказ-легенда «Что такое вулкан?».
Рассмотрели с детьми иллюстрации с изображением вулканов.
– Какой формы вулкан?
– На что похожа верхняя часть вулкана? (На кратер.)
Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато-оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.
– Ребята, вы хотите увидеть извержение вулкана? Попробуем это сделать.
Показ демонстрационного опыта.
– Что наблюдаете?
– Как я изготовила лаву?
Рассказ дедушки Зная о том, какие у нас в стране есть вулканы (На Дальнем востоке, Камчатке, Курильских островах).
– Дети, давайте зарисуем вулкан (Изобразительная деятельность).
Используя в педагогическом процессе различные виды игры, я, как педагог, реализую не только обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: одновременно приобщаю воспитанников к культуре, уважению близких, знакомлю с народными традициями и обычаями. Это важное направление регионального компонента образовательной программы ДОУ.
Характеристика будущего первоклассника, прошедшего обучение в подготовительном классе.
1. Социальное развитие
- Ребёнок спокойно идёт на контакт с взрослыми и сверстниками.
- Общается со сверстниками, знает правила общения.
- Управляет своим поведением, знает, что можно, а что нельзя, неагрессивен, недрачлив.
- Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен с людьми.
- Хорошо адаптируется к новой обстановке.
- Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослого.
- Не избегает общения.
2. Организация деятельности
- Может планировать свою деятельность.
- Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы.
- Самостоятельно находит и исправляет ошибки в работе, не ждёт конкретных указаний.
- Может сосредоточенно, не отвлекаясь выполнять задание 10-15 минут.
- Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых.
- При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание.
- Не отказывается от заданий.
3. Речевое развитие
- Ребёнок правильно произносит звуки русского языка.
- Может выделить звук в начале, середине и конце слова.
- Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него.
- Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения.
- Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинке.
- В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой.
- Передаёт интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (пауз, запинок).
4. Развитие движений и пространственная ориентация
- Ребёнок уверенно действует в быту: ориентируется в школьном пространстве, одевается, раздевается самостоятельно.
- В сохранении равновесия движения координированы и ловки.
- Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперёд, назад, вверх, вниз, налево, направо).
- Не испытывает затруднения при работе с мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями.
- Стремиться научиться лепить, выпиливать, вязать и др.
- Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений (умение чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг, квадрат, треугольник).
5. Зрительно – пространственное восприятие и зрительно-моторные координации.
- Ребёнок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяет их характерные признаки.
- Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам.
- Различает расположение фигур (над-под, назад, перед-возле, сверху-снизу и т.п.).
- Срисовывает простые геометрические фигуры, а также сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление всех штрихов и элементов.
- Копирует буквы, цифры, соблюдая размеренность и направление всех штрихов и элементов.
- Находит часть всей фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцу-схеме.
- Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.
6. Личностное развитие
- Ребёнок осознаёт как вести себя со сверстниками и с взрослыми.
- Стремится установить и сохранить позитивные отношения в ходе общения с взрослыми, и со сверстниками.
- Может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать самостоятельно, не нужно присутствия взрослого.
- Стремиться к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, способен достаточно объективно оценить результат.
- 5. Может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения взрослого.
- Проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т.п.
- Стремиться к личным достижениям, самоутверждению, признанию (я уже знаю, умею…)
7. Развитие внимания и памяти
- Ребёнок удерживает внимание в течение 10-15 минут, не отвлекается, даже если деятельность ему не интересна (или трудна).
- Для концентрации внимания в течение 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций, внешней организации.
- Переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекается на внешние раздражители.
- Может запоминать 10 не связанных между собой слов при 3-4 кратном повторении.
- Правильно запоминает 10-12 слов при подкреплении наглядными образами.
- Может сгруппировать по замыслу слова и запомнить их.
- После нескольких повторений запоминает стихотворение в 4-8 строк.
Анализ и оценка условий профессиональной деятельности.
Профессиональному росту учителя способствует и стиль руководства школы. Администрация школы создаёт необходимые условия для самосовершенствования учителя: вселяет уверенность в свои силы, тактично помогает и направляет, создаёт условия для нормальной работы.
Мне предоставлен кабинет, оснащённый наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, в нём проводятся уроки, внеклассные и факультативные занятия, воспитательная работа с учениками.
Работа осуществляется с помощью использования технических средств обучения: компьютер, проектор. Множество мероприятий были проведены мною с использованием мультимедийных презентаций, которые позволили наглядно продемонстрировать дополнительные материалы: иллюстрации, музыкальное сопровождение, графики, таблицы. Мною используются материалы интернет – ресурсов и ЭОР:
www.catalog.iot.ru, www.school.edu.ru, www.school2100.ru, www.nsc.1september.ru, www.kinder.ru/default.htm, www.fcior.edu.ru, www.school-collection.edu.ru, www.eorhelp.ruи др.
Кабинет оснащён комплектом учебно-методических пособий по системе “Школа – 2100”; картотекой с заданиями для осуществления индивидуального подхода при обучении, пособиями, изготовленными обучающимися, родителями.
Школьная библиотека позволяет использовать в своей работе справочно-информационную, научно-популярную и художественную литературу.
Также создана личная библиотека, в ней содержатся пособия, которые являются дополнением к пособиям окружающего мира и математики.
Систематическая работа с данными пособиями позволяет ученикам закреплять знания, полученные на уроках при изучении нового материала, развивать зрительную память, тренирует устойчивость внимания, оперативную память детей, умение сосредотачиваться.
Для развития профессиональных компетенций использую следующие формы работы:
-целевые взаимные посещения уроков с последующим обсуждением их результатов;
-обмен теоретическими знаниями, находками через доклады, выступления,
публикации;
-проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий;
-пополнение методической копилки и личного портфолио.
Мною был обобщен и распространён педагогический опыт на разных уровнях:
Учебный год | Название мероприятия | Форма и тема участия | Уровень |
2011 | «350 добрых дел» | Разработка и реализация проекта «Детская игровая площадка» | районный |
2011 | Ярмарка педагогических инноваций с.Саган-Нур | Социальный проект по программе «Удивительный мир» | региональный |
2011 | Интернет – конкурс «1001 идея интересного занятия с детьми» | Публикация занятия по художественному творчеству» | Российский |
2012 | Интернет - конкурс | Публикация | Российский |
2013 | Ярмарка педагогических инноваций с.Саган-Нур | Реализация индивидуального подхода в образовании: опыт разработки и результативного использования новых форм работы с детьми ограниченными возможностями здоровья | Региональный |
2013 | Учитель года- 2014 | Открытый урок по окружающему миру, 3 класс | Школьный |
Внеурочная деятельность
Помимо образовательных программ ведётся внеурочная деятельность по программам:
1. “Удивительный мир” - программа по развитию мелкой и артикуляционной моторики, лексико - граматического строя речи у детей предшкольного возраста. Авторы: Третьякова С.Н., Тюрикова Л.В.
2. “Школа умелого карандаша”- программа по выработке графического навыка у детей. Авторы: И.А. Подрезова.
3. “Лесовичок”- программа по экологии, направленная на формирование у детей познавательного интереса к природе на основе изучения леса как сообщества растений и животных. Автор: Т.А.Поставит.
Приложение1.
ПРОГРАММА
ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ И АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ; ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
«Удивительный мир»
ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ КЛАССАХ
Составители:
учитель подготовительного класса Третьякова СН
учитель подготовительного класса Тюрикова ЛВ
АКТУАЛЬНОСТЬ
Движения руки всегда тесно связаны с речью
и способствуют ее развитию
В.М. Бехтерев
В последнее десятилетие увеличилось количество детей предшкольного возраста с недостаточной сформированностью всех языковых структур, с нарушением общей, мелкой и артикуляционной моторики, просодических компонентов. Данные вопросы с успехом реализуются в дошкольных общеобразовательных учреждениях. Дети, не посещающие ДОУ, не получают в домашних условиях должной подготовки к обучению в школе, поэтому на базе школ открываются группы предшкольного образования. Как правило, многие из детей, посещающих эти группы, из социально незащищенных слоев населения, у большинства имеются различные речевые дефекты, ограниченный словарный запас, низкий уровень интеллектуального развития. Учителя отмечают, что многие 6-7-летние дети плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мелкая мышечная моторика и координация пальцев рук. Дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявленный им образец. Отмечается снижение темпа графической деятельности, а низкий уровень подготовки руки к овладению письмом в дальнейшем может привести к неуспеваемости в школе. Многих сложностей при обучении детей письму в начальной школе можно избежать, проведя целенаправленную подготовительную работу на дошкольном этапе. Грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений. Максимально эффективное воздействие на формирование данных процессов возможно лишь при использовании комплексного подхода. Изучив проблемы и учтя рекомендации учителей начальных классов, учителями подготовительных классов Третьяковой С.Н. и Тюриковой Л.В. была разработана программа «Удивительный мир» по развитию мелкой и артикуляционной моторики, а также лексико-грамматического строя речи, рассчитанная на 1 год обучения. Каждое занятие комплексное, проводится на материале одной лексической темы. При разработке были использованы сюжеты детского познавательного мультфильма « Лунтик», в соответствии с темой занятия просматривается и обсуждается конкретная ситуация.
Программа коррекционно-развивающей работы составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», соответствующими направлениями Концепции дошкольного воспитания, Конвенцией о правах ребенка, методическими рекомендациями Министерства образования РФ и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Усть-Баргузинская СОШ имеет возможность реализации региональной модели предшкольного образования. В образовательном учреждении существует нормативно-правовая база муниципального и регионального уровня, имеется оптимальная предметно - развивающая среда и квалифицированные кадры. Инновационная деятельность в общеобразовательном учреждении присутствует. Форма организации предшкольного образования представлена двумя группами дошкольников кратковременного пребывания детей в ОУ. Организация образовательного процесса регламентируется календарным планом, расписанием занятий и осуществляется учителями, педагогами дополнительного образования, психологом, логопедом.
Образовательный процесс организуется с использованием технологии развивающего обучения, а также игровых технологий.
ОБЛАСТИ, ЗАТРАГИВАЕМЫЕ ПРОГРАММОЙ:
Качество предшкольного образования.
Контроль за состоянием физического, психологического, интеллектуального состояния детей перед поступлением в школу.
Квалифицированная помощь в случае необходимости.
Инновационная деятельность.
ПРОБЛЕМЫ, НА КОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА:
Доступность подготовки детей к школе для всех социальных групп населения.
Создание эффективных предметно - развивающих условий.
Охрана и укрепление здоровья детей.
Обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования.
Выравнивание стартовых возможностей дошкольников и обеспечение психологической готовности к обучению детей, не посещавших ДОУ.
Развитие и обогащение словарного запаса, внимания, мышления, памяти, мелкой, артикуляционной и общей моторики.
Формирование лексико-грамматической стороны речи
ОЖИДАЕМЫЙ ЭФФЕКТ:
Инновационное направление позволит удовлетворить запрос родителей и учителей на качественную и доступную подготовку детей к школе всех социальных групп населения.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
Воспитание ребенка через создание условий для его саморазвития и самореализации.
Развитие, позволяющее в дальнейшем успешно адаптироваться в начальной школе.
Организация активного и здорового образа жизни.
Создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы активизирующей его творческий потенциал.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Донесение до ребенка базовых основ культуры и правил поведения в обществе, а также интеллектуальное, эстетическое и физическое воспитание.
Современное дошкольное образование подразумевает разработку «модели» выпускника, отражающей все основные качества, умения и навыки, которые должны быть привиты ребенку в процессе дошкольного образования.
РАМКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Сроки реализации программы-2012-2015г.г.
Этапы реализации:
1этап-проектировочный (май 2012г - август2012г)
Разработка Программы, перспективное планирование работы, прогнозы конечных результатов, пополнение материальной базы.
2этап-реализация программы (сентябрь 2012г-май 2013г)
Осуществление Программы, контроль за реализацией, мониторинг результатов, корректировка в процессе работы, взаимопосещение уроков, обмен опытом с ДОУ
3этап – (май 2013г-сентябрь2013г)
Анализ результатов, обобщение опыта, определение перспектив предшкольного образования.
УСПЕШНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ:
- Увеличение количества детей охваченных предшкольным образованием.
- Повышение качества образования, как результат инновационной деятельности.
- Доступность качественной подготовки детей всех социальных групп населения.
- Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе и желанию учиться.
- Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка.
- Увеличение количества успешных учащихся начальной школы.
ОРГАН, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЙ КОНТРОЛЬ:
Муниципальное образовательное учреждение «Усть –Баргузинская средняя общеобразовательная школа им. Шелковникова К.М.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Проблема педагогической диагностики остается одной из актуальных задач теории и методики воспитания детей предшкольного возраста. Диагностика позволяет педагогу понять, в верном ли направлении он осуществляет свою деятельность. Она призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, обеспечить правильное определение результатов обучения, в третьих, руководствуясь выбранными критериями, свести к минимуму ошибки в оценке знаний детей.
Главная цель диагностирования - получить не столько качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.
Общими признаками диагностического обследования являются:
- наличие целей педагогического оценивания состояния диагностируемого объекта;
-систематичность и повторяемость диагностирования как вида профессионально-педагогической деятельности, осуществляемой в типичных ситуациях на определенных этапах педагогического процесса (вводная диагностика, промежуточная диагностика, итоговая и т. д.);
- использование методик, специально разработанных и (или) адаптированных к данным конкретным ситуациям и условиям;
- доступность процедур для их проведения педагогами.
При проведении диагностического обследования необходимо руководствоваться следующими принципами.
Принцип последовательности и преемственности диагностики проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев, форм и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности в воспитательно-образовательном процессе, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики.
Принцип доступности диагностических методик и процедур. Общепедагогические принципы наглядности и доступности обучения применительно к задачам диагностического изучения воспитанников означают необходимость такого подбора (построения) методик, вопросов, заданий, которые были бы рассчитаны на реальный уровень развития детей, их опыт. Зрительная наглядность заданий практического характера становится главным условием получения необходимой информации (тесты с картинками).
Доступность диагностики требует создания естественных условий диагностирования, что как раз и стимулирует естественность поведения.
Среди специфических принципов педагогической диагностики выделяют прогностичность диагностики. Она проявляется в ориентации диагностической деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития» дошкольников.
Заметим, что понятие «зона ближайшего развития» введено Л. С. Выготским: «Существенным является не столько то, чему ребенок уже научился, сколько то, чему он способен научиться, а зона ближайшего развития и определяет, каковы возможности ребенка в плане овладения тем, чем он еще не владеет, но может овладеть с помощью, по указанию взрослых, в сотрудничестве».
Во время проведения диагностического обследования важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова: «Очень хорошо!», «Вы молодцы!», «Я вижу, у вас все замечательно получается». Продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 15 минут.
Существует большое количество методов психологической диагностики. При разработке диагностической процедуры и отборе диагностических средств в предлагаемом опыте учитывались экономичность и надежность методик, их соответствие возрастным особенностям детей и возможность включения в воспитательно-образовательный. В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, предлагаются наблюдения за детьми, изучение продуктов их деятельности (рисунков, аппликаций), несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребёнку, проведения дидактических игр и пр.), беседы. Регулярные наблюдения позволяют достаточно объективно оценить присущие возрасту достижения ребёнка (освоение им определенных способов умственных действий, уровень овладения знаниями).
Однако при наблюдении могут возникнуть сложности, одна из них - субъективизм наблюдателя. Поэтому, чтобы уменьшить количество ошибок, следует отказаться от преждевременных выводов, продолжать наблюдения, по возможности, длительное время и лишь потом приступать к анализу результатов.
Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является переход педагога с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Это неизбежно влечет за собой изменение его деятельности. Если в процессе повседневной работы основная цель - дать знания, добиться правильного ответа в данный момент, воспитывать, то в процессе проведения диагностики - получить достоверные данные об уровне развития ребёнка, сформированности тех или иных умений.
. Результаты диагностического обследования каждого ребенка заносятся в диагностическую таблицу. Разработанная система комплексной диагностики позволит качественно и оперативно оценивать динамику подготовленности детей дошкольного возраста, а также на качественном уровне оценивать эффективность образовательной работы детских образовательных учреждений по «конечному ценному продукту» - дошкольник-выпускник.
Предлагаемые диагностические карты ориентируют воспитателя на некоторую, очень при-близительную, среднюю норму развития ребёнка. Стандартных детей не существует, и диагно-стические карты могут быть только вехой на пути понимания особенностей ребёнка, его индиви дуальности.
Результаты диагностики - это отправные точки индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребёнка.
Итоги диагностической карты обследования детей подготовительного класса за 2011-2012уч год
Направления развития ребенка | Образовательные области | Разделы | 2011-2012 учебный год(конец года) | |||||
высокий | средний | низкий | ||||||
Н. г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | |||
Физическое развитие
| Здоровье и физическая культура | Физическая культура | 15% | 25% | 40% | 55% | 4 5% | 20% |
Социально-личностное развитие | Социализация | Развитие игровой деятельности | 10% | 13% | 70 % | 78% | 20% | 9% |
Познавательно-речевое развитие | Познание | Математика | 15% | 21% | 75% | 70%87% | 10% | 9% |
Развитие ребенка в конструктивной деятельности | 13% 30% | 70% 87% | - | |||||
Развитие естественнонаучных представлений | 35% | 17,5% | 55% | 65% | 10% | 17,5% | ||
Развитие экологической культуры детей | 12% | 21 % | 75% | 70 % | 3% | 9 % | ||
Развитие представлений о человеке в истории и культуре | 10% | 21 % | 8% | 5 % | 9% | 17,5% | ||
Коммуникация | Речевое развитие | 8% | 13 % | 86% | 74% | 6% | 13 % | |
Чтение художественной литературы | Развитие ребенка в театрализованной деятельности | 9% | 21 % | 88% | 74 % | 2% | 5 % | |
Художественно-эстетическое развитие | Художественное творчество | Развитие ребенка в изобразительной деятельности | 3% | 9 % | 97% | 91% | - | |
| Музыка | Развитие ребенка в музыкальной деятельности | 4% | 9 % | 96% | 91 | - | |
ИТОГО: |
|
| 12% | 18 % | 85,9% 78,6 % | 2,1% 3,4 % |
ВЫВОД: приведенная выше диагностическая информация свидетельствует о том, что программный материал усвоен детьми подготовительного класса по всем разделам программы на допустимом уровне.
Уровень усвоения основной общеобразовательной программы предшкольного образования при МБОУ» Усть- Баргузинская СОШ им Шелковникова КМ» .Вместе с тем, имеются проблемы в усвоении следующих разделов: развитие естественнонаучных представлений, развитие представлений о человеке в истории и культуре, речевое развитие. Причины: нерегулярное посещение некоторыми детьми предшкольных занятий.. Трудности вызывает речевое развитие (дети нуждаются в занятиях с учителем-логопедом)
Итоги диагностической карты обследования детей подготовительного класса за 2013-2014 уч год
Направления развития ребенка | Образовательные области | Разделы | 2013-2014 учебный год | |||||
высокий | средний | низкий | ||||||
Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | |||
Физическое развитие
| Здоровье и физическая культура | Физическая культура | 25% | 55% | 20%
| |||
Социально-личностное развитие | Социализация | Развитие игровой деятельности | 10% | 70% | 20% | |||
Познавательно-речевое развитие | Познание | Математика | 11% | 50% | 39% | |||
Развитие ребенка в конструктивной деятельности | 9% | 67% | 24% | |||||
Развитие естественнонаучных представлений | 17,5% | 65% | 17,5% | |||||
Развитие экологической культуры детей | 11 % | 85% | 14 % | |||||
Развитие представлений о человеке в истории и культуре | 10% | 62,5 % | 27,5% | |||||
Коммуникация | Речевое развитие | 8% | 69% | 23 % | ||||
Чтение художественной литературы | Развитие ребенка в театрализованной деятельности | 15 % | 70 % | 15 % | ||||
Художественно-эстетическое развитие | Художественное творчество | Развитие ребенка в изобразительной деятельности | 5 % | 80% | 15% | |||
| Музыка | Развитие ребенка в музыкальной деятельности | 3 % | 93 % | 4% | |||
ИТОГО: |
|
| 28,3% | 69% | 2,7% |
Приложение 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио учителя начальных классов Чермошенцевой Елены Анатольевны
Вариант оформления электронного портфолио учителя. ...
Портфолио учителя начальных классов
Согласно Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»: «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурен...
Портфолио учителя начальных классов
В портфолио собрала всю свою деятельность как учи теля начальных классов....
Портфолио учителя начальных классов
Портфолио учителя начальных классов.Поможет учителям создающим свое портфолио.(в связи с ограничением объема работ, размещаемых на сайте, удалены все фотографии)...
портфолио учителя начальных классов
портфолио учителя начальных классов1 раздел:Документы2 раздел :Результаты педагогической деятельности3 раздел: Внеурочная деятельноть4 раздел:Работа в качестве классного руководителя5 раздел:Методичес...
Портфолио учителя начальных классов
Результат моей деятельности....
Электронное портфолио учителя начальных классов
В данной презентации отражаются результативность педагогической деятельности....