Доклад "Исследовательская деятельность учащихся начальной школы"
материал по окружающему миру (1,2,3,4 класс) по теме
Доклад содержит рекомендации по проведению исследовательской работы по окружающему миру в начальной школе, поэтапному ее выполнению учащимися. Учащиеся учатся выполнять исследовательскую работу, как ученые, собирают нужный материал в "Папку исследователя", создают книгу "Врата моей учености".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_issledovatelskaya_deyatelnost_uchashchihsya_v_nachalnoy_shkole.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В эпоху, когда личность стоит на первом месте как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создавать благоприятные условия для ее реализации. Ученые и методисты отмечают, что в последнее время наблюдается тенденция к потере интереса со стороны учеников к школьному образованию. Педагоги испытывают большие сложности в активизации внимания школьников к обучению. До сих пор учителя находятся в постоянном поиске новых методов, приемов и форм организации обучения, потому что многие проблемы в рамках классно-урочной системы не решаются.
Вместе с тем современные социальные условия, изменившие цели обучения, требуют от педагогов реализации идеи индивидуального подхода в условиях массовости образования. Именно поэтому поиски и достижения специалистов способствуют открытию новых идей. Не столь новой, но востребованной в обучении является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Данная форма распространена в основном в старших классах, но, по нашему мнению, целесообразно вводить основы данной деятельности в учебный процесс с начальной школы. Еще одной особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным. Целью организации исследовательской деятельности учащихся является формирование у них познавательной активности. Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи: развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений; формирование наблюдательности и внимания, умений работы с художественными и научными текстами.
Самым начальным этапом работы учащихся является .выбор темы, далее с помощью учителя ребенок ставит цель — чего он должен добиться в процессе своей исследовательской деятельности. Следующий этап — подбор материала по своей теме, который происходит не без помощи учителя. Потом ученик изучает собранный материал, обобщает и систематизирует, далее оформляет его. И заключительным этапом работы является защита. Формы реализации работ могут быть разнообразными: реферат, публикация, веб-сайт. Защита работы может происходить в виде конференции, презентации, доклада и др.
В процессе исследовательской деятельности учащиеся используют следующие методы и приемы работы:
— изучение теоретических источников;
— наблюдение;
— поисковый эксперимент;
— описательный;
— анкетирование;
— интервьюирование.
Необходимо отметить широкий набор предметов: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, экология. В исследовательской деятельности возможно установление межпредметных связей: литературное чтение и русский язык; окружающий мир и экология, литературное чтение и окружающий мир и т. Д. Это вызывает наибольший интерес со стороны учеников, так как в одной работе они могут соединить разные, как им казалось, не связанные между собой предметы. Тематика работ также разнообразна: «Имена собственные в вывесках города» (русский язык); «Троекратные повторы в народных и авторских сказках» (литературное чтение); «Мы в ответе за тех, кого приручили» (окружающий мир);«По заповедным тропинкам», «Они могут исчезнуть» (экология); «Слова с зимней тематикой в стихотворенииях русских поэтов» (русский язык и литература); «Особенности характера животных в русских народных сказках» (литературное чтение и окружающий мир); «Природные явления в стихотворениях А.А. Фета» (окружающий мир и литературное чтение) и т.д. Дети порой сами придумывают столь оригинальные и интересные темы, что учителю остается только правильно их сформулировать.
Педагог играет немаловажную роль в выполнении исследовательской деятельности учащихся: контролирует, направляет, помогает. Оценка деятельности происходит в несколько этапов: оцениваются подготовительный, аналитический, обобщающий и заключительный (защита) этапы деятельности учащихся.
В приобщении детей к исследовательской деятельности мы нацелены не на результат, а на процесс. Главное — заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.
В начальной школе регулярно используются индивидуальные и коллективные игры. Часть игр позволяет активизировать исследовательскую деятельность младших школьников, помогая им освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований.
Для знакомства младших школьников с методикой проведения учебных исследований понадобится два-три тренировочных занятия. В ходе подготовки к ним изготавливаю картонные карточки с символическими изображениями методов исследования: «Подумать», «Спросить у другого человека», «Получить информацию из книг», «Понаблюдать», «Посмотреть по телевизору», «Провести эксперимент» и др.
Изображения на них целесообразно нарисовать фломастером или вырезать из цветной бумаги. Размер каждой карточки должен быть не менее половины листа формата А4. На таких же по размеру листах картона изображаю и темы будущих исследований — наклеить на картон изображения животных, растений, зданий и т.д.
С целью выбора темы и методов исследования садимся (родители, учителя) вокруг большого стола, на котором разложены карточки с символическими изображениями методов и тем исследований.
Объясняю, что школьники будут учиться проводить самостоятельные исследования и выполнять работу, которую делают ученые.
Для демонстрации этапов проведения исследовательской работы вызываю двух учеников и предлагаю им рассмотреть заготовленные карточки с изображениями различных тем исследований и выбрать наиболее интересную.
Карточку с изображением избранной темы размещаю на середине стола, а карточки с изображением других тем исследований убираю.
Например, ученики выбрали тему «Попугай». Учителю необходимо объяснить юным исследователям, что их задача заключается в составлении небольшого сообщения о попугаях, но для того, чтобы подготовить его, надо собрать всю доступную информацию об этой птице и обработать ее.
Естественно, что сбор информации является для младших школьников новым и сложным делом. Поэтому сообщаю, что существует много способов получения необходимых данных, и побуждаю учеников к размышлению о том, какие источники информации они знают. Начать можно с вопросов: «Что мы должны сделать перед тем, как начнем собирать информацию?», «Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?» и т.д. В ходе соответствующей беседы учителю необходимо подвести школьников к мысли, что исследование начинается с обдумывания, какая информация необходима исследователю. Затем на стол выкладывается карточка с символом, обозначающим действие «Подумать».
Далее задаю вопрос: «Где можно узнать что-нибудь о попугае?» Отвечая на него, учащиеся постепенно выстраивают линию из карточек: «Подумать», «Спросить у другого человека», «Понаблюдать», «Провести эксперимент», «Посмотреть в книгах», «Посмотреть по телевизору», «Получить информацию из сети Интернет» и др. Подчеркну, что набор используемых методов исследования зависит от реальных возможностей учащихся.
Разложенные на столе карточки с символическими изображениями методов сбора информации есть не что иное, как план исследования. Важно объяснить ученикам, что собранные данные лучше сразу зафиксировать, чтобы они не были забыты. С этой целью раздаю учащимся ручки и небольшие листы бумаги, а также цветные карандаши или фломастеры. Целесообразно показать младшим школьникам, как можно сделать на листе бумаги краткую запись или рисунок.
Учителю необходимо быть готовым к тому, что умение письменно фиксировать информацию развито у учащихся довольно слабо. Не следует огорчаться по этому поводу, так как по мере участия в занятиях потребность в этом у школьников будет возрастать, а вместе с ней будет расти и мастерство краткого выражения найденных сведений и идей.
Первый пункт плана исследования, как правило, обозначается карточкой «Подумать». Например, подумав, школьники могут сделать следующее заключение о местах обитания попугая: «Попугай живет в джунглях, в жарких странах». Для того чтобы зафиксировать это, ученикам надо написать несколько предложений или нарисовать на листе изображение пальмы и солнца. Рисунок пальмы будет служить напоминанием о джунглях, солнца — о жарком климате.
Далее можно порассуждать о размерах попугаев. Например, ученики говорят, что попугаи могут быть крупными и мелкими. Это также фиксируется на листах. Крупного попугая можно изобразить в виде большого овала с пририсованным к нему клювом и линиями-перьями, обозначающими хохолок и хвост; рядом с ним в виде малого овала можно аналогично нарисовать мелкого попугая.
Дети могут вспомнить, что у попугая яркое оперение. Начертив на листе несколько ярких линий цветными фломастерами, школьники могут зафиксировать идею о ярком оперении птицы.
Как показывает опыт, этих кратких записей и несложных значков оказывается достаточно для фиксации несложной информации на короткий срок. Школьники быстро обучаются умению делать такие записи и создавать символы, обозначающие различные идеи.
Следующий пункт плана исследования обозначается карточкой «Спросить у другого человека». Предлагаю учащимся расспросить взрослых или друзей о попугае. На первых порах это вызывает большие трудности. Дети в силу возрастных особенностей эгоцентричны, поэтому им иногда сложно сформулировать вопрос и нелегко воспринять ответ. Развитие навыков постановки вопроса и восприятия ответа необходимо рассматривать как одну из важнейших целей проведения игр-исследований.
Полученную информацию надо проанализировать и обобщить. Для этого на столе раскладываем все листы с собранными данными. Они должны лежать так, чтобы каждый школьник мог их видеть. После этого надо выяснить, что нового узнали школьники, подумать, какие выводы позволяет сделать собранная информация, что они могут рассказать, основываясь на результатах проведенного исследования. В процессе обобщения результатов исследования происходит развитие мышления и творческих способностей младших школьников, они учатся выделять главные идеи и видеть второстепенные, пытаются дать определения понятиям. Эта работа по своей мыслительной сложности ничем не отличается от работы настоящих ученых. Иной является лишь степень «новизны» самих фактов.
Как только информация обобщена, начинаем подготовку сообщения по теме исследования. После выступления исследователей надо обязательно устроить обсуждение сообщения. Необходимо предоставить слушателям возможность задать вопросы. Важно не забыть похвалить исследователей за работу, особенно отметив то, что у них получилось очень хорошо. Подчеркнем, что первое сообщение обычно бывает длинным, но со временем доклады становятся более лаконичными, но глубокими, развернутыми и обстоятельными.
Первое занятие на этом можно считать законченным. Его результатом стало знакомство с общей схемой исследовательской деятельности. Теперь ученикам предстоит долгий, но увлекательный процесс совершенствования своих исследовательских навыков в ходе самостоятельных исследований.
Для самостоятельных исследований школьникам понадобятся карточки, которые использовались на тренировочных занятиях. Из новых средств потребуется специальная «Папка исследователя». Она необходима каждому ученику. Сделать ее нетрудно: на лист картона мы наклеивали небольшие кармашки из плотной белой бумаги, на которых помещены изображения методов исследования.
После выбора темы и получения «Папки исследователя» ставится цель исследования, определяются его задачи, выдвигается гипотеза.
Ученики проводят исследования всеми доступными им методами, в ходе которого они должны:
1) дать определения основным понятиям;
2) классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;
3) выявить и обозначить все замеченные ими парадоксы;
4) подобрать метафоры и сравнения;
5) сформулировать суждения и умозаключения;
6) сделать выводы;
7) указать возможные пути дальнейшего изучения темы исследования;
8) подготовить текст выступления;
9) подготовить схемы, макеты, чертежи для иллюстрации результатов исследования.
Покажем, как коллективная работа второклассников на одном из уроков по окружающему миру стала впоследствии научно-исследовательской работой единомышленников.
Цель данного урока — организовать тренировку детей в построении ряда объектов но выделенному свойству, в классификации объектов (птицы, классификация клювов птиц). Сначала учащиеся в группах по моей просьбе пробовали добыть семечко из шелухи, орех из скорлупы, ягоду из компота, не касаясь материала руками, а потом обсуждали, чем это удобнее сделать. Учащиеся предположили, что формы клювов птиц связаны с образом их жизни. На следующем этапе урока каждая группа построила свой ряд по способностям птиц: хватать и разрывать, расколупывать, доставать пищу из труднодоступных мест, процеживать воду, долбить.
Результатом работы явилась классификация клювов птиц по их функции. Кроме того, урок вызвал массу вопросов у учеников о жизни птиц. Вопросы, возникающее у учащихся часто подталкивают к новому поиску и приводят к новому знанию. Обсуждая заинтересовавшую тему, учащиеся пришли к выводу, что по внешнему виду клюва не всегда удается понять, для чего он нужен птице, что для этого нужно узнать о птицах побольше. Учащиеся решили «выпустить» рукописную книгу о пернатых, о которых говорилось на уроке, и их клювах. В работе принял участие весь класс. Учащиеся наблюдали за птицами, собирали информацию, рисовали птиц. Книга «Птицы и их клювы» была с гордостью показана родителям на одном из собраний.
В следующем учебном году одна из групп решила подготовить для Ломоносовских чтений доклад «Для чего птицам клюв». Учащиеся, теперь уже третьеклассники, поставили цель исследования: выяснить, для чего нужны птицам клювы. Исследование проводили по плану:
Где обитает птица.
Клюв (форма, величина, окраска, особенности).
Источники информации.
Результаты исследования были оформлены в виде условных графических изображений-символов, отображающих функции клювов.
Четверо учеников обсудили, о какой птице каждый из них будет готовить выступление и как его для слушателей лучше построить. Помощь оказало умение учащихся работать с компьютером. Один из учеников взялся за представление работы в целом и выступил на Ломоносовских чтениях в роли ведущего своей группы. Один за другим рассказывали учащиеся о заинтересовавших их птицах. На доске перед слушателями появлялись яркие картинки-символы, показывающие многообразие и особенности использования клювов различными птицами. Подытоживая выступление товарищей, ведущий сказал, что в результате коллективной работы учащиеся выяснили, что клювы у птиц не для красоты, они им необходимы. Клювы различные. Это зависит от того, чем птица питается, как добывает пищу, и от условий жизни. В первую очередь птицы используют клювы для добывания корма для себя и птенцов, в качестве инструмента для устройства гнезда, как музыкальный инструмент, для чистки своих перьев и даже как оружие и многого другого. Оформив письменно свои выступления, второклассники включили их в рукописную книгу «Птицы и клювы». Работа учащихся была отмечена дипломами на секции «Хочу стать исследователем!» и напечатана в сборнике выступлений «Врата моей учености».
Участие в научной конференции стало важным событием в жизни второклассников. Поиск неизвестного, новые открытия, возможность поделиться своими находками с одноклассниками и ребятами из других школ стали для них лучшей наградой и стимулом к дальнейшим исследованиям.
В заключении хочу сделать вывод: помимо того, что учащиеся учатся учиться, в частности, самостоятельно добывать знания, решаются многие образовательные задачи, информация, добытая практически, остается в их памяти надолго.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М., 2005.
Сергеева В.П. Проектно-организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности. М., 2005.
Метод учебных проектов: Метод, пос. М., 2006.
Братанова Т.А. Методика организаций игр – исследований с младшими школьниками.
//Начальная школа. 2005. №5
Пержинская Е. В Как организовать исследовательскую работу в 1 классе. // Начальная школа. 2008. №5.
Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве. // Начальная школа. 2007. №2.