Концепция учителя начальной школы
методическая разработка по теме

Поливара Татьяна Викторовна

Основным условием формирования творческих способностей я считаю создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, проектной,  научно-исследовательской.

Интенсивная самостоятельная деятельность, коллективный поиск включают детей в решение проблемных ситуаций на уроке, что помогает проявиться внутреннему миру ребенка.

Метод проектов дает возможность развития познавательного интереса и творческих способностей, учащихся в коллективной творческой деятельности. Совместная работа в рамках проекта учит учащихся творческому общению, взаимопониманию, сотрудничеству, предприимчивости.

Высокая активность участия в различных олимпиадах, конкурсах, выставках, проектах, среди ребят есть победители на муниципальном уровне. А самое главное то, что ребята не хотят останавливаться на достигнутом, им нравится и хочется проявлять себя, реализовывать свои творческие планы, которых немало. При таком обучении у них появляется возможность реализации и самоопределение собственного «Я» в настоящей и будущей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_kontseptsiya.docx68.01 КБ

Предварительный просмотр:

Дети –это счастье, созданное  вашим  трудом.
                          В.А.Сухомлинский.

Проработав в школе 15 лет учителем и классным руководителем, я пришла к выводу, что для решения педагогических задач нужен гуманный путь, когда учитель сотрудничает с детьми, сопереживает им, радуется с ними.  Хотя в начале своей деятельности я использовала и императивный путь, когда учитель сам решает педагогическую задачу, заставляя учеников делать то, что «необходимо для их будущего».                   

В своей работе, прежде всего стараюсь открыть в учениках то, что им пока неизвестно, помогаю накопить  опыт.                                                                  Всегда, начиная с самых древнейших времён, школа была призвана воспитать человека так, чтобы он мог жить в обществе, стал удачливым и востребованным в нём.        Что сегодня важно в начальной школе кроме простейших знаний по математике и правописанию? Что нужно и можно вложить в сознание младшего школьника? В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. В соответствии с последними исследованиями в области социальной и педагогической психологии, творчество выступает необходимым условием успешной социализации современного человека. При разработке Федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование  общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решить, в частности, через организацию проектной деятельности.

Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности. Все эти качества личности формируются при выполнении учебных проектов.                                                                                                        Анализируя свою деятельность, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:

  •  низкий уровень самостоятельности в учебном процессе;
  •  неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
  •  разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
  •  отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

Необходимо дополнять урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применять все имеющиеся у них знания на практике.

На мой взгляд, метод проектов – это самое рациональное сочетание теоретических знаний, их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности.

В результате изучения опыта работы начальной школы по проектной и исследовательской деятельности была сформулирована проблема, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических методов и приемов, обеспечивающих высокий уровень развития личностно творческих способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе. В качестве методологии психолого-педагогического сопровождения проектно-исследовательской деятельности младших школьников я взяла основы, предложенные А. М. Каменским, Н. Ю. Пахомовой и А. И. Савенковым, Полат Е.С.                                                                                 Обдумывая эти проблемы, я пришла к выводу, что необходимо дополнять урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применять все имеющиеся у них знания на практике. С этой целью я выбрала метод проектов. На мой взгляд, метод проектов – это самое рациональное сочетание теоретических знаний, их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности.

        Всё вышеупомянутое легло в основу моей педагогической концепции «Развитие  творческих способностей и исследовательских умений младших школьников на основе проектной деятельности».  

Педагогическая цель работы: формирование и развитие исследовательского поведения учащихся, расширение и интегрирование знаний учащихся, вовлечение их в активную проектно-исследовательскую деятельность через организацию творческих мастерских.         

Объектом деятельности выступает обучение младших школьников приёмам исследовательской деятельности.                        

Предметом деятельности являются условия развития творческих способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

Гипотеза: развитие личностных и  творческих способностей младших школьников средствами проектной и исследовательской деятельности будет эффективным, если:

  • внедрить в учебно-воспитательный процесс метод проектов;
  • включить учащихся в самостоятельную исследовательскую деятельность.

организовывать совместную деятельность взрослых и детей                

Основные понятия:

Проект - это итог, самостоятельное  развитие выбранных умений, приобретенных навыков, применение знаний, полученных на уроках, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне

Исследование- это моделирование в учебной ситуации естественного процесса открытия 

Сотрудничество- общая деятельность и согласованность действий детей и учителя, общение и взаимопонимание

Развитие личностных и  творческих способностей младших школьников средствами проектной и исследовательской деятельности будет эффективным, если включить учащихся в исследовательскую деятельность, организованную через сотрудничество взрослых и детей.

Задачи педагогической деятельности:

  1. Реализовать гуманно-личностный подход обучения через идею совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
  2. Внедрить в учебно-воспитательный процесс метод проектов;
  3. Включить учащихся в самостоятельную исследовательскую деятельность;
  4. Разработать систему консультаций для учащихся и родителей по организации проведения и написания исследовательской работы.        

        Чтобы найти пути и средства реализации поставленной цели, я продумала следующие вопросы, на которые требовалось дать ответы в первую очередь:

  1. На каком содержательном материале и через какие формы работы можно наиболее полно реализовать задачи? (помочь ученику сориентироваться в выборе, показать разные виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха)
  2. Какими учебными и вспомогательными материалами можно обеспечить работу? (фонд библиотеки, хрестоматии, сборники, дидактические материалы и т.п.)
  3. Какие виды деятельности возможны в работе? (Например, использование методов анализа; проведение эксперимента, наблюдения; работа в паре, группе, индивидуально; логическое рассуждение)
  4. Какова доля самостоятельности ученика в работе, в чем он может проявить инициативу?
  5. Какие критерии позволят учителю и ученику оценить успехи? (наблюдение активности на занятиях; беседы с учащимися, родителями; анализ работ учащихся; тестирование)
  6. Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса (анкетирование на первом и последнем занятии, собеседование в процессе работы).
  7. Чем может завершиться для ученика работа, какова форма отчетности? (тестирование; исследовательская работа; реферат)

При организации работы над проектом необходимо опираться на психолого-педагогические принципы:

  • интерес к теме должен выстраиваться с учётом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений;
  • возможности        младшего школьника имеют предел, не следует  планировать сложных, требующих больших временных затрат работ;
  • помнить, что проектная деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе;
  • сотрудничество: общая деятельность и согласованность действий детей и учителя, общение и взаимопонимание.                        

Еще одна важная особенность состоит в том, что в работе над проектом складывается иной тип взаимодействия педагога с ребенком. Здесь учитель не просто передаёт определенный объем новой информации, а формирует развивающую среду.

Организация такой формы познавательной деятельности даёт ученику возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя  в иных, не учебных сферах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребенка, а особенно для детей, неуверенных в себе, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.

В результате использования проектно–исследовательской деятельности в учебно-познавательном процессе повысился уровень самостоятельности, творческой активности и работоспособности детей.

Уровень самостоятельности                Уровень познавательной сферы 

Количество проектно-исследовательских работ  Учебная мотивация 

Данные свидетельствуют о том, что использование проектного метода в начальной школе эффективно. Исследовательская деятельность активизирует учащихся в образовательном процессе, развивает творческие способности. Благодаря работе выстроенной системы мы добились с ребятами высоких результатов деятельности. Успеваемость 100%, качество 68%.

Результативность участия обучающихся в проектах

Проекты

 Творческая группа:

Уровень участия

 «Возвращение Бабы Яги» (сборник стихов и рисунков)

6человек

3родителя

Школьный

«Возродим школьную форму»

Школьный

 «Образ Бабы Яги в русских народных сказках»

5 человек

5 родителей

муниципальный

Исследовательский проект "Загадочная плесень"

2 человека

2 родителя

Школьный

Проект «Что я знаю о пчеле»

Весь класс

Школьный

 «Времена года» (сборник рассказов)

Весь класс

Школьный

 «Русский медвежонок»

12 человек

Всероссийский

Всероссийский молодёжный чемпионат «Старт»

2 класс- 10 ч.

3 класс- 16ч.

Всероссийский

Всероссийский конкурс по русскому языку «Родное слово»

4 класс-14 ч.

Всероссийский

Проект «Здоровый класс» в лагере «Россонь»

Весь класс

Представление проекта на конкурсе «Красивая школа»

6 ч.

Региональный, школа - лауреат конкурса

Для осуществления более качественной исследовательской деятельности проведено анкетирование родителей. Оказалось, что 70% родителей разделяют мнение о развитии  творческих способностей учащихся через организацию проектной и исследовательской деятельности, 15 % придерживаются мнения «мне все равно, лишь бы не были перегружены дети».

            Вопрос: Что изменилось в лучшую сторону в вашем ребенке за период обучения в данном классе? Родители ответили так:

Заключение

Подводя итоги вышесказанному, следует отметить, что основным условием формирования творческих способностей я считаю создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, проектной,  научно-исследовательской.

Интенсивная самостоятельная деятельность, коллективный поиск включают детей в решение проблемных ситуаций на уроке, что помогает проявиться внутреннему миру ребенка.

Метод проектов дает возможность развития познавательного интереса и творческих способностей, учащихся в коллективной творческой деятельности. Совместная работа в рамках проекта учит учащихся творческому общению, взаимопониманию, сотрудничеству, предприимчивости.

Высокая активность участия в различных олимпиадах, конкурсах, выставках, проектах, среди ребят есть победители на муниципальном уровне. А самое главное то, что ребята не хотят останавливаться на достигнутом, им нравится и хочется проявлять себя, реализовывать свои творческие планы, которых немало. При таком обучении у них появляется возможность реализации и самоопределение собственного «Я» в настоящей и будущей жизни.

Литература

1. Организация проектной деятельности в школе / С. Г .Щербакова и др. – Волгоград: Учитель, 2009

2. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности /Н. Л. Головизинина  – Дополнительное образование – 2002 №8

3. Учебное исследование в начальной школе / А. И. Савенков – Начальная школа 2000 - №12

4. Игры, дающие старт исследовательской деятельности. / А. И. Савенков – Директор школы, 2004, №1

5. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учитилей и студентов вузов. / Н. Ю. Пахомова – М.:АРКТИ, 2005

6. Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под редакцией Е.С.Полат. – М.: Академия, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья учителя начальной школы Калугиной Т.Г. Охранительный педагогический режим учебного процесса в начальной школе.

Статья Калугиной Т.Г. содержит практические рекомендации по созданию сохраняющих здоровье условий воспитания и обучения детей. .В их основе - многолетний опыт работы учителя  с детьми с особыми о...

Мастер-класс для учителей начальной школы Невского района Санкт-Петербурга по теме "Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе"

Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....

Концепция учителя начальных классов на конкурс "Учитель года"

Концепция учителя начальных классов на конкурс "Учитель года"...

Педагогическая концепция учителя начальных классов

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к  будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь, и от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детски...

Презентация "Педагогическая концепция учителя начальных классов"

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь, и от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы...

Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...

Концепция учителя начальных классов МКОУ Сагуновской СОШ Бакаловой Надежды Борисовны. Информационные технологии на уроках в начальной школе

21 век – эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования &ndash...