Расширение пространства внеурочной деятельности
презентация к уроку по теме

Жученкова Елена Анатольевна

О развитие творческих и интеллектуальных способностей во внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasshirenie_prostranstva_vneurochnoy_deyatelnosti.rar2.77 МБ

Предварительный просмотр:

Расширение  пространства внеурочной деятельности, как важнейшего фактора развития интеллектуальных  и креативных способностей учащихся.

Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает особое значение. Внимание к этой проблеме диктуется условиями современной жизни.

Интеллектуальное  развитие  выступает как важнейший  компонент любой деятельности человека. Для того чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, труде человек должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать. Поэтому интеллектуальные способности человека развиваются в деятельности и сами представляют собой особые виды деятельности.

Наличие в современном мире безграничного информационного пространства  уже на начальном этапе обучения требует умения принимать информацию, уметь её анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения.

      Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая  увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства. Внеурочные занятия позволяют в большем объеме и более разнопланово донести до ребёнка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.  

      Появилась возможность  организовать работу с различного рода детской познавательной литературой, литературой энциклопедического характера.

Учитель, как участник совместного поиска, создает условия для расширения кругозора, развития познавательного интереса, творческой инициативы и самостоятельности в поиске способов решения нестандартных задач.

На мой взгляд, все это прекрасно реализуется через внеурочную деятельность. Вот почему:

Учебный процесс

Внеурочные занятия

- Обязательство

- Отметки

- Дисциплина

- Стандарт

- Ограничение во времени

- Интерес

-Безотметочное обучение (нет страха)

- Свобода общения

- В основе нестандартные задания

- Временные рамки расширены

- Расширение кругозора за рамки программы

- Получение опыта в общении с разными детьми в деятельности (команда)

- Развитие толерантности

- Разные формы занятий

- Опыт общения с другими педагогами

    Интеллектуальное развитие невозможно без грамотно организованной внеурочной деятельности. Одной из основных задач которой является – повышение интеллектуального развития учащихся.

          Каковы же цели внеурочной  деятельности? В первую очередь - создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.

      Второе -создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

    Условия для развития творческих и интеллектуальных способностей: задатки, раннее начало, упорный труд, интерес, активная жизненная позиция, высокая самооценка.

    Современное  общество предъявляет к человеку   высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает, уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе необходимо привносить в него новое своей деятельностью, то есть быть «независимым». А для этого, деятельность должна носить творческий характер

Во внеурочной  работе  используются различные формы работы:

- конкурсные игры

 - интеллектуальные игры

- экскурсии

Методы работы:

Теоретические  - беседы

                           - рассказ

                           - знакомство с научно-познавательной литературой

                           - экскурсии

Практические   - игры

                           - интеллектуальные задания (кроссворды, анаграммы, чайнворды и т.д.)

                         - речевые разминки

                         - упражнения на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления)

                         - соревнования между командами

                         - самостоятельные составления интеллектуальных заданий, игр.

Наблюдая за ребятами, видно, что при проведении регулярных занятий

  • Дети включаются в поисковую деятельность
  • Создаются условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся
  • Возрастает их познавательная возможность в самостоятельной деятельности
  • Повышается интерес
  • Появляются первые положительные результаты.

  «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребёнок».

 Сухомлинский В.А.

     Начальная школа это мир детства, надежд, где почва для творческой деятельности, наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения и на уроках и во внеурочной деятельности.        Я считаю, что  чем богаче творческий потенциал учителя, тем вероятнее, что он обучит творчеству детей, выявит,  и будет развивать у них творческие способности.

    Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Главное то, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.

   Приемы   творческой деятельности:

чувство  удивления, новизны, а также   готовность принять нестандартное решение, занятия в форме игр и сказочных путешествий, составление и разгадывание кроссвордов и ребусов; решение творческих задач в условиях ограничений.

    Первое условие развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Второе условие развитие способностей  ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей.

        У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Задачи педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; учить детей рассуждать, мыслить, а  не зубрить, самим делать выводы, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

Поэтому я считаю, что одной из форм развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников является внеурочная деятельность.

Таким образом, развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся обуславливает гармоническое развитие личности школьника, его индивидуальность и во многом обеспечивает подготовку к будущей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в образовательном процессе как основная характеристика развивающего пространства школьника.

      Умение учиться закладывается в начальной школе вместе с потребностью и желанием учиться. В УМК СРО Л.В.Занкова  выделена задача развития навыков самообразования,...

Внеурочная деятельность школьников как полноценное пространство воспитания и социализации личности.

Статья о начале работы по ФГОС в рамках региональной экспериментальной площадки...

Создание здоровьесозидающего пространства ОУ во внеурочной деятельности

Данный материал помогает определить содержание и организацию внеурочной деятельности в начальной школе....

Создание здоровьесозидающего пространства ОУ во внеурочной деятельности

Данный материал помогает определить содержание и организацию внеурочной деятельности в начальной школе....

Создание здоровьесозидающего пространства ОУ во внеурочной деятельности

Данный материал помогает определить содержание и организацию внеурочной деятельности в начальной школе....

Внеурочная деятельность: расширение возможностей для творческого развития обучающихся.

Третий год веду кружок «Оч.умелые ручки». Его направление -  художественная практическая деятельность (декоративно-прикладное искусство). Занятия позволяют не только решать задачи худ...

Расширение образовательного пространства в процессе реализации внеурочной деятельности.

В работе рассмотрена система внеурочных программ, направленных на формирование инженерно-математического мышления учащихся начальной школе. Доказана актуальность направления, автором охарактеризованы ...