выступление на шмо
материал на тему
Предварительный просмотр:
Выступление на ШМО
Тема: «Виды творческих работ на уроках русского
языка»
Учитель : Харитонова Л.Е.
Современное информационное общество движется по пути развития творческого мышления человека. Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей, саморазвитию. Поэтому воспитание творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую актуальность и является одной из главных целей системы образования.
На уроках русского языка используются различные виды творческих заданий.
Пословицы и поговорки обязательно используются в работе учителями начальных классов. Предлагаю следующие обобщённые типы учебных задач при работе с пословицами:
- Прочитай пословицу, подумай что она означает.
- Объясни значение пословицы.
- В каких случаях её уместно применить? Когда и кому можно так сказать?
- Вставь пропущенные буквы и подбери проверочные слова.
- Устно составь предложения, употребив эту пословицу.
- Составь мини- рассказ по пословице.
- Составь из слов пословицу, объясните её смысл, определите тему.
- Найдите ошибки, исправьте их, объясните смысл пословицы.
- Вспомните начало пословиц, определите их тему.
10.Соедините начало и продолжение пословиц.
Таким образом, можно говорить об универсальности характера занимательности пословиц как материала, который должен быть в полной мере востребован на уроках русского языка в начальных классах.
Для развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка широко используются восстановительные и свободные диктанты.
Восстановительные диктанты -ученики выписывают из продиктованного текста определённые грамматические категории(глаголы, существительные и т.д.), а затем заново конструируют текст по выписанным из диктанта словам. Этот вид диктанта увеличивает степень самостоятельности и активности детей, так как выписанные опорные слова и помогают запомнить прослушанное, но не дают возможности запомнить текст дословно и учащимся приходится самостоятельно создавать текст.
Свободные диктанты являются подготовительным этапом к написанию изложения. Текст диктанта учитель читает целиком. Затем учащиеся определяют его тему и главную мысль, выясняют его содержание по вопросам, обращают внимание на изобразительно – выразительные средства, использованные автором. Далее текст читается по логически законченным частям , после повторного чтения ученики записывают каждую часть так, как запомнили.
Контрольное списывание можно также использовать для развития творческих способностей учащихся, если предложить им придумать концовку текста.
Одним из более распространённых видов творческих заданий является работа над текстом:
вставить подходящие по смыслу слова (имена прилагательные, глаголы и др.)
Редактирование текста – расположить предложения так, чтобы получился текст.
Составить предложения на заданную тему.
Составить текст по вопросам.
Составить текст по аналогии. Конструируя текст по аналогии, ученик под руководством учителя зрительно воспринимает текст, определяет тему и идею текста, обращает внимание на лексические средства языка и составляет связный текст, сходный с данным по композиции и грамматической структуре. При создании текста по аналогии возможно использование картины или иллюстрации, что поможет младшему школьнику сочинить свой текст. Перечисленные виды упражнений подготавливают детей к работе над сочинениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....
Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.
Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...
Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.
Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....
Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».
Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности, дает более качественные результаты, если неотрывно связан...
Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.
Выступление на городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...
Выступление на педагогическом совете: "Проблемы преемственности обучения между начальным и основным общим уровнями образования", тема выступления: « Причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в период адаптации»
В своём выступлении я остановилась на том, как предотвратить причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в адаптационный период....
Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)
Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....