Организация контроля ЗУН на уроках русского языка и литературного чтения с использованием мультимедиа
статья (3 класс) по теме
Включение новых технологий в образовательный процесс стало социально обусловленной необходимостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 23.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа №31»
«Организация контроля ЗУН на уроках русского языка и литературного чтения с использованием мультимедиа»
(выступление на МО)
учитель начальных классов
Е.В. Смирнова
2013 ГОД
1.Введение
Основным результатом деятельности Начало XXI века в России отмечается осознанным интересом научно-педагогической общественности и органов управления образованием к повышению качества образования.
Одной из главных задач современного общего образования является формирование информационной компетентности: владение информационными технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон. Таким образом, включение новых технологий в образовательный процесс стало социально обусловленной необходимостью
Важное место в реализации этих требований отводится предметам «Литературное чтение» и «Русский язык».
Изучению этих предметов в начальной школе отводится одно из центральных мест, поскольку они открывают ученику способность к усвоению других дисциплин.
Для многих учащихся эти предметы являются одними из самых сложных. Поэтому возникла необходимость сформировать у детей заинтересованное отношение к чтению и процессу овладения орфографическими навыками и умениями, развивать у них познавательный интерес. Применение в процессе обучения мультимедийных технологий является одним из способов решения данной проблемы.
Внедрение ИКТ в работу учителя способствует улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве.
Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить эффективность, мотивировать учащихся, дифференцировать процесс обучения с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.
2.. ИКТ-компетенции учителя начальных классов на различных этапах традиционного урока. (таблица)
Обратите внимание на таблицу, где вы увидите, как можно использовать ИКТ(информационно-коммуникативных технологий) на различных этапах традиционного урока.
Этапы урока | Содержание педагогической деятельности | Цели педагогической деятельности | Условия достижения цепей (на основе использования компьютерной техники) |
Организационный | Демонстрация- презентация темы и целей урока | Подготовить учащихся к работе на уроке | · быстрое включение класса в деловой ритм за счет активизации познавательного интереса; · обеспечение полной готовности класса и оборудования к работе за счет высокой мотивации |
Проверка домашнего задания | Демонстрация правильного решения заданий, вызывающих затруднения, с помощью мульти-видеотехники, вопросы для проверки знаний, тестовый опрос | Быстро выявить уровень знаний учащихся по предыдущей теме | Выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса одновременно; . публичное устранение типичных ошибок; · |
Актуализация знаний | ; краткое обобщение- презентация по пройденному учебному материалу | Восполнить недостающие у уч-ся знания, вспомнить необходимые опорные знания и способы действий | · Формирование дидактической цели вместе с учащимися; · использование приемов организации деятельности учащихся по принятию цели |
Работа по теме урока | Предъявление ученикам через ИКТ основных понятий, и схем, таблиц, рисунков, анимации, видеофрагментов, иллюстрирующих особенности нового учебного материала | Предъявить новый учебный материал | Применение различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения систематизация новых знаний |
Здоровьесбережение | физкультминутки, зарядки, в том числе с использова-нием ИКТ (презентации, CD-диски, содержащие текст физкультминутки, фото, видеоматериалы с демонстрацией образца упражнения) | Создать условия для сохранения здоровья уч-ся и учителя | Оперативное привлечение всех учащихся к процессу выполнения здоровьесберегающих мероприятий на уроке |
Закрепление учебного материала | Предъявление ученикам через ИКТ вопросов и заданий, требующих мыслительной активности и творческого осмысления материала, демонстрация правильного решения при возникновении затруднений | Обучить способам мыслительной, учебно-познавательной деятельности по применению имеющихся знаний | ·Использование различных способов закрепления знаний в игровой форме на компьютере; · обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с просьбой дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны; · умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами |
Рефлексия | Предъявление ученикам через ИКТ заданий разного уровня сложности, использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний | Организация контроля и самоконтроля; воспитание способности к самооценке | ·использование различных способов контроля и самоконтроля знаний в игровой форме на компьютере; · рецензирование работ учащихся с последующим ознакомлением результатов рецензирования на компьютере |
В своей работе на уроках русского языка и я часто использую информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы, при закреплении темы в виде игры. Хотела бы вам показать в виде примера (Пример игра «Туристы в городе») И тем самым сделала вывод, что информационные технологии могут преобразить преподавание традиционных уроков ,
Оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное – вызвать интерес детей к учебе.
1)
2) Можно быстро научить детей самостоятельной работе с объёмными текстами,
Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых расторможенных. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный рассказ.
3)Ученику предлагается игра-упражнение «Накорми белочек». Сверху на экране возникает изображение двух белочек: белочка А (1) и белочка О (2). Ниже даны слова_орехи с пропущенными буквами: м_ряк, к_вер, тр_ва, скв_рец, похв_ла, к_рмушка, стр_на.
Первое слово – моряк. Ученик определяет, что нужно вставить букву о, значит, это слово для белочки О (2), он нажимает клавишу 2. Если ответ верный, около белочки О появляется слово «Спасибо»; если допущена ошибка, появляется надпись «Подбери проверочное слово. Попробуй еще раз». В конце игры в зависимости от результата появляется одна из надписей с изображением сказочных героев: «Молодец!», «Надо повторить правило», «У тебя все получится».
4) Главная проблема в усвоении учащимися лексического материала связана с бедностью словарного запаса, с возникающими трудностями правильного использования того потенциала, которым они обладают. Это выражается в неумении разнообразить свою речь подбором синонимов, придавать контрастность мысли употреблением антонимов, использовать слова в переносном значении и делать обобщение, т.е. понимать значение однородных предметов. Для закрепления и обобщения знаний по теме Синонимы и антонимы я использовала вот такую игру «Синонимы и Антонимы»
А вот прощальная игра...
Компьютер отключать пора;
Мы все надеемся, что с ним
Ты станешь умным и большим,
Итак — финал! Пришёл черёд
Сыграть в игру «НАОБОРОТ».
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь:
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь:
Скажу я слово «потолок»,
А ты ответишь:
Скажу я слово «потерял»,
Ответишь ты:
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты:
Теперь «начало» я скажу,
Ну, отвечай:
Выбери нужное слово из списка и напечатай его в нужной клетке: пол, конец, низко, нашёл, храбрец, близко.
Укажи правильное название этих слов: синонимы антонимы.
Необходимо напечатать выбранное слово в нужную клетку. В заключение учащиеся должны щелкнуть мышкой и выбрать необходимый термин.
4)Вывод
В результате работы мною были выделены следующие особенности и преимущества использования ИКТ на уроках литературного чтения и русского языка:
1) повышение эффективности учебного процесса за счёт внесения разнообразия на разных этапах урока;
2) возможность показать некоторые процессы в динамике (видеофрагменты, анимация);
3) усиление наглядности;
4) осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
5) расширение объёма предъявляемой учебной информации;
6) улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
7) повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;
8) включение учащихся в коллективную деятельность в парах;
9) повышение интереса ребенка к изучению предмета (и к учению в целом);
10) активизация творческого потенциала ученика.
Изучив методическую литературу, я пришла к выводу: применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературному чтению не должно заменять традиционных методов и приемов обучения. Использовать информационные технологии в учебном процессе необходимо постоянно, в системе, иначе они не повлияют на результаты обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русский язык и литературное чтение ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА с использованием текста сказки С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
Данный интегрированный урок дает возможность закрепить одну из самых «коварных» тем русского языка «Безударные гласные в корне слова». Научить младших школьников внимательно читать текст, видеть...
Уроки русского языка и литературного чтения с использованием игровой технологии и ИКТ.
Представлены уроки русского языка и литературного чтения по УМК "Школа Росси" 3 класс. К конспекту урока по русскому языку предлагается презентация....
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения с использованием ИКТ "Обобщение изученного материала "Части речи"
Обобщение изученного материала происходит с помощью художественно-изобразительных средств, яркого художественного чтения стихов, презентации "Весна"....
«Организация контроля ЗУН на уроках русского языка и литературного чтения с использованием мультимедиа"
Основным результатом деятельности Начало XXI века в России отмечается осознанным интересом научно-педагогической общественности и органов управления образованием к повышению качества образования....
Мастер-класс: "Организация исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках русского языка и литературного чтения"
В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками.Исследование как метод обучения может...
Использование приёмов смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе
Использование приёмов смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе...
Методы, формы организации деятельности учащихся и средстваиспользуемые в учебном процессе на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе
ВведениеСовременная начальная школа стремится к формированию у младших школьников не только прочных знаний, но и развитых навыков самостоятельной работы, критического мышления, умения анализировать ин...