Положение о введении курса ОРКСЭ
материал по теме
Положение разработано в связи с введением нового предмета ОРКСЭ в 4 классе . Содержит подробное описание целей, задач, нормативно-правовой и научно-методической базы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на Утверждено Приказом педагогическом совете МБОУ «Хиславичская СОШ»
Протокол №____ № _____от «___»_______20___г. от «___» ________20_____г Директор школы________/
Положение
о введении комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
в МБОУ «Хиславичская СОШ»
- 1. Нормативно-правовые основы преподавания курса
- «Основы религиозных культур и светской этики»
- Преподавание ОРКСЭ осуществляется в соответствии с нормами законодательства:
- Международные документы
- Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)
- Международная конвенция о правах ребенка (1989 г.).
- Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 1952 г.
- Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 1960 г.
- Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 1966 г.
- Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 1981 г. и др.
- Законодательство Российской Федерации
- Конституция Российской Федерации (ст.13, 14, 17, 19)
- «Об образовании»
- «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
- Федеральный закон «о свободе совести и религиозных объединениях» (ст.5)
- Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
- Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса ОРКСЭ являются
- Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года N Пр-2009 в части введения с 2012 года комплексного учебного курса ОРКСЭ.
- Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. (№ 84-р).
- Приказ Минобрнауки России № 69 от 31.01.2012 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089» в соответствии с пунктом 1 плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. N 84-р.
- Приказ Минобрнауки России № 74 от 01.02.2012 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «в соответствии с пунктом 1 плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. N 84-р;
- Базисный учебный план, региональный учебный план и учебный план общеобразовательного учреждения.
- Локальный акт об организации изучения курса ОРКСЭ.
- 2.Общие положения
- Курс «Основы религиозных культур и светской этики» на базовом уровне входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени начального общего образования. Для обязательного изучения основ религиозных культур и светской этики на базовом уровне в 4 классе отводится 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.
- Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
Основы православной культуры;
- Основы исламской культуры;
- Основы буддийской культуры;
- Основы иудейской культуры;
- Основы мировых религиозных культур;
- Основы светской этики.
Один из модулей изучается обучающимися с их согласия и по выбору родителей (законных представителей) на основе письменного заявления одного из родителей (законных представителей).
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
- 3. Особенности преподавания курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
- познакомить обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развить представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщить знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развить способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Основными принципами организации преподавания ОРКСЭ являются:
1.Формирование ценностного отношения детей к миру, другим людям, самому себе в рамках ценностного подхода.
2.Основной методологический принцип реализации курса – культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о светской и религиозной культуре. В контексте данного учебно-методического комплекта культура понимается как духовное и материальное богатство народов мира, нашей страны, как образ жизни людей разных сообществ, их обычаи, традиции и верования.
3.Воспитание толерантного, уважительного отношения к «другим» через умение и стремление узнать и понять их, учиться жить в мире и согласии, учить лучше понимать не только окружающих людей, но и через них - самого себя.
4. Решение задач социализации, усиления социальной функции образования – постепенное формирование умения жить в многообразном мире, успешно адаптироваться в нем, ориентироваться в ситуациях.
Уроки по курсу «ОРКСЭ» ведут учителя начальных классов, прошедшие специальную курсовую подготовку по основам преподавания предмета.
Занятия проводятся в классных комнатах, библиотеках и других местах согласно содержанию изучаемого материала.
- 4. Место комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в программе обучения.
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, в соответствии с БУП и планом учебного заведения учебным планом изучается с 4 класса начальной школы и служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
При изучении отдельных тем курса и в соответствии с рабочей программой по предмету могут быть организованы экскурсии в храмы, церкви, молильные дома, библиотеки и т. п. Участие или неучастие обучающихся в экскурсиях определяется по письменному согласию родителей (или лиц их заменяющих).
- 5. Структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Курс ОРКСЭ изучается в 4 классе (34 часа) в течение учебного года.
Блок 1 (общий для всех модулей).
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).
Блок 2.
Основы традиционных религий и светской этики (16 часов)ю
Блок 3.
Традиционные религии и этика в России (12 часов).
Блок 4 (общий для всех модулей).
Духовные традиции многонационального народа России (5 часов).
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала.
- 6. Основные подходы к организации оценивания уровня подготовки обучающихся по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса ОРКСЭ - не предусматриваются. Уроки по курсу ОРКСЭ - уроки безотметочные, объектом оценивания является универсальная способность человека понимать значениие нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию.
При оценивании текущих достижений обучающихся при изучении курса ОРКСЭ используются:
- качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов;
- вербальное поощрение, похвала;
- одобрение;
- интерес одноклассников и членов семьи к результатам собственной деятельности;
- использование технологии портфолио по желанию учащихся и их родителей (составление портфеля творческих работ и достижений ученика позволит учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ, самопроверку своих действий по овладению учебным материалом.
Для диагностики личностных изменений учащихся реализуется мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, ведётся Портфолио ученика.
Портфолио ученика представляет собой подборку личных работ ученика, в которые
могут входить творческие работы, отражающие его интерес по той или иной теме, лучшие работы, отражающие динамику ученика, самостоятельно найденные информационно- справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, проектные работы и пр.
Динамика результативности усвоения курса учащимися фиксируется учителем.
Ведение документации.
По комплексному курсу составляется Рабочая программа с календарно-тематическим планированием на год, которое является основой планирования педагогической деятельности учителя.
Классный журнал является главным документом учителя и заполняется соответственно
программе. Отметки не выставляются.
Результаты обучения фиксируются в специально разработанных технологических
картах (/ Мониторинг уровня нравственной воспитанности /Портфолио), составленных согласно программам по каждому предмету.
При работе в парах или группах важна качественная взаимооценка учениками деятельности друг друга, например, в виде создания и презентации собственных проектов. Ученики должны быть ориентированы в большей степени на самооценку, оценка учителем осуществляется в диалоге с учеником, она может быть изменена, уточнена. Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на вопросы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на теоретическом материале. Учащиеся должны уметь: осмысливать задачу, находить информацию, несколько вариантов решения проблемы, работать в коллективе, инициировать учебное взаимодействие со взрослыми, связно излагать материал, уверенно держать себя во время выступления, отвечать на вопросы, анализировать собственные достижения.
Оценка усвоения комплексного учебного курса ОРКСЭ включает предметные,
метапредметные результаты и результаты развития личностных качеств.
Критерии результатов усвоения курса. Инструментарий.
Предметные результаты
- знание и принятие ценностей;
- понимание светской и религиозной морали для выстраивания конструктивных
отношений;
- осознание и принятие нравственности и духовности в жизни,
- тесты,
- составление словарей терминов и понятий,
- контрольно - измерительные материалы,
- защита проектов.
Метапредметные результаты
- творческие работы,
- участие в конференциях,
- ролевые игры,
- тесты,
- тренинги.
Личностные качества
- карта наблюдений,
- диагностика воспитанности качеств личности,
- портфолио.
Результаты индивидуальной и групповой проектной деятельности (обязательно для всех обучающихся) представляются в форме портфолио, презентации или творческой работы любого вида.
Содержательный контроль и оценка знаний четвероклассников предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения курса ОРКСЭ учеником и не допускает сравнения его с другими детьми.
Прохождение материала по предмету фиксируется в журнале успеваемости обучающихся. Оценивание результатов обучения школьников в течение года осуществляется без фиксации их достижений в классных журналах в виде отметок по пятибалльной шкале. По итогам года обучающийся аттестуется или не аттестуется (запись в журнале и личном деле – «зачет»/ «незачет»).
- 7. Учебные пособия для комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа)
Согласно ФЗ «Об образовании» ст. 90 программы, учебники и методические пособия комплексного курса ОРКСЭ по основам православной, исламской, буддийской, иудейской культуры, основам мировых религиозных культур и светской этики - должны пройти экспертизу, быть согласованы с соответствующими религиозными организациями. Это требование учитывается при выборе учебно-методических систем ОРКСЭ. В МБОУ «Хиславичская СОШ» используются программы, учебники, учебные пособия и методические материалы к учебникам по ОРКСЭ, которые включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки к использованию в образовательном процессе.
Учебники и учебные пособия по модулям «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» подготовлены для каждого блока курса «Основы религиозной культуры и светской этики».
В школе используются учебники издательства «Просвещение».
Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше, в соответствии с выбранным модулем изучения курса.
С Положением ознакомлены
Ф. И. О. | Должность | Роспись |
Галынская И.А. | Руководитель МО, учитель начальных классов | |
Орехова Л.Д. | Учитель начальных классов | |
Щербич Г.В. | Учитель начальных классов | |
Якименкова Л.В | Учитель начальных классов | |
Ущеко В.М. | Учитель начальных классов | |
Печковская С.В. | Учитель начальных классов | |
Прокопенкова Е.Л. | Учитель начальных классов | |
Винокурова Н.Б. | Учитель начальных классов | |
Никитенкова С.Д. | Учитель начальных классов | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
положение о введении курса ОРКСЭ
Положение о введении ОРКСЭ...
Родительское собрание "Введение курса ОРКСЭ"
Презентация и конспект собрания...
Введение курса ОРКСЭ
Выступление на родительской конференции...
Родительское собрание в 3 классе "Введение курса ОРКСЭ"
Цель родительского собрания:• Познакомить родительскую общественность: -с курсом «Основы религиозных культур и светской этики» - его структурой -задачами и це...
Родительское собрание по теме: «Введение курса ОРКСЭ в начальной школе»
Родительское собрание для 3 класса о введении курса ОРКСЭ в начальной школе. На собрании родители (законные представители) учащихся знакомятся с новым кусом и модулями, которые входят в курс. Также ро...
Работа с родителями при введении курса ОРКСЭ в начальной школе.
Корректное введение предмета ОРКСЭ в систему начального образования младших школьников. Описание методов работы с родителями с целью заинтересовать изучаемым материалом, увлечь, повести за собой. Пред...
Работа с родителями при введении курса ОРКСЭ в начальной школе.
Корректное введение учебного материала в программу начальной школы. Знакомство с предметом "Основы религиозной культуры и светской этики. Описание методов работы с родителями и учениками....