Родительское собрание по теме: «Введение курса ОРКСЭ в начальной школе»
консультация (3 класс) на тему
Родительское собрание для 3 класса о введении курса ОРКСЭ в начальной школе. На собрании родители (законные представители) учащихся знакомятся с новым кусом и модулями, которые входят в курс. Также родители делают выбор модуля по которому будет обучаться их дети.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie._.docx | 30.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
Тема: « Введение курса ОРКСЭ в начальной школе»
Цель: Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, любви к своему народу, к своему отечеству, к духовно-нравственным достижениям.
План собрания:
- Знакомство с нормативно-правовая основа курсе ОРКСЭ
- Ознакомить родителей с целями и задачами курса «Основы религиозных культур и светской этики».
- Заявление родителей о выборе курса ОРКСЭ.
Ход собрания
I. Здравствуйте, уважаемые родители! Главный вопрос нашего родительского собрания - это введение курса ОРКСЭ в начальной школе.
Вы наверняка не раз обращали внимание и удивлялись, как легко дети обращаются с компьютером — они действуют и мыслят как бы внутри его, так быстро, естественно и свободно, что даже уследить за их действиями взрослому бывает трудно. И мы учимся у них.
Наши дети раньше взрослеют, больше знают, лучше разбираются в последних достижениях техники, говорят на другом языке, иначе одеваются и развлекаются, по-другому чувствуют и мыслят. Они приняли мир таким, какой он есть, и учатся выживать в нём, жить в новом мире по-новому.
Особенность современной эпохи в том, что мы, взрослые, осваиваем новые условия современной, динамично меняющейся жизни вместе с детьми, мы учимся вместе с ними. Для этого есть только один верный путь — диалог отцов и детей, взаимное и искреннее уважение родителей и детей, их желание слышать и понимать друг друга.
Преподавание ОРКСЭ в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации:
- Конституцией Российской Федерации;
- Закона «Об образовании» (ст.14 «содержание образования должно обеспечивать формирование духовно-нравственной личности»);
- ФГОС начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373");
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях».
Именно воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, любви к своему народу, к своему отечеству, к тем духовно-нравственным достижениям, которые в течение целого тысячелетия создавал наш народ. То есть, ни о каком преподавания «Закона Божия» речь не идет. Речь идет о предмете культурологическом. К каким-либо церковным службам и обрядам никто никого принуждать не будет! Нравственное воспитание ребенка – одна из самых главных и самых трудных задач родителей, а в рамках этого курса школа предлагает вам свою профессиональную помощь.
Новый предмет вводится в школьную программу с четвёртого класса. Курс «ОРКСЭ» является обязательным учебным предметом.
Вас наверно тревожит вопрос: Почему приходится выбирать родителям, что же изучать их ребенку в данном курсе? Сейчас и попробуем разобраться.
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
В основные задачи курса входит:
- формирование у школьников представления о религии (знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;) как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа) для 4-5 классов основной школы включает в себя 6 модулей, один из которых изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей):
- Основы православной культуры;
- Основы исламской культуры;
- Основы буддийской культуры;
- Основы иудейской культуры;
- Основы мировых религиозных культур;
- Основы светской этики.
Чему и как будут учиться дети? Итак, путем включения в каждый модуль материалов по истории России и мира, литературе, музыки, живописи и изобразительному искусству, фрагменты биографий известных людей многонационального народа России.
Вы можете выбрать тот модуль, который согласуется с семейными традициями, их мировоззрением, нравственными установками. Позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской культуры, предоставит возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики, с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес. Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: Отечество, семья и культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса.
Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.
Каждый из модулей курса расскажет школьникам о системе вечных ценностей, богатейшем и разнообразном опыте нравственной жизни, примерах человеческого подвига во имя высших идеалов.
Предмет безотметочный, вводится качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов, для оперативного контроля знаний и умений по курсу можно использовать систематизированные упражнения, тестовые задания разных типов.
В целом по учебному курсу не предусмотрены большие домашние задания, требующие поиска дополнительной информации в книгах или Интернете. Гораздо важнее с воспитательной точки зрения организовать живое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми и взрослыми тех или иных жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем как в школе на уроках, так и дома, в кругу семьи. Ведь именно семья основана на любви, взаимной поддержке, взаимопонимании.
А у родителей, бабушек и дедушек, других взрослых есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, понимание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание должно быть задействовано в учебно-воспитательном процессе. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей, других взрослых позволит, с одной стороны, существенно расширить содержание нового курса, придать ему личностные (родительские) смыслы. С другой стороны, это сделает общение детей с родителями, другими взрослыми на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и, в конечном счете, продуктивным.
Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Новый учебный курс рассчитан именно на такое педагогическое партнёрство учителей и родителей.
Давайте мы с вами коротко познакомимся с тем, изучается в рамках каждого из 6 модулей курса ОРКСЭ.
Содержание каждого из шести модулей организовано в рамках тематических разделов. Первый и последний из них являются общими для всех модулей. Содержательные акценты первого раздела - духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества; последнего раздела - духовные традиции многонационального народа России.
«Основы православной культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
«Основы исламской культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
«Основы буддийской культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
«Основы иудейской культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
«Основы мировых религиозных культур»
Россия — наша Родина.
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
«Основы светской этики»
Россия — наша Родина.
Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Позвольте дать несколько практических советов Вам о том, как Вы сможете помочь своему ребёнку при изучении предмета «Основы религиозных культур и светской этики»:
- Настойтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего ребёнка; Вы и есть главный для ребёнка воспитатель.
- Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках.
- Хорошее средство воспитания ребёнка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.
- Внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребёнка; воспитывайте у него благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.
- Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитывает Вашего ребёнка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», - понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребёнке.
III. А теперь, уважаемые родители! Вам необходимо сделать выбор один из 6 модулей курса ОРКСЭ для своего ребёнка и оформить заявление.
Приложение 1.
Уважаемые родители!
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373, в общеобразовательных организациях Российской Федерации ведётся преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
В связи с этим выбор модуля курса ОРКСЭ для изучения школьником согласно законодательству Российской Федерации осуществляется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося, несущими ответственность за его воспитание.
Директору ФГБОУ СОШ «Горки»
Соловьёвой М.А.
от _____________________________
(ФИО родителей или законных представителей)
проживающего по адресу_________________
___________________________________
___________________________________
Заявление
Я, ______________________________________________, родитель (законный представитель) ________________________________________________________ ,
(ФИ ребёнка)
обучающегося ___ «____» класса из прилагаемых на выбор модулей комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»:
- «Основы православной культуры»
- «Основы исламской культуры»
- «Основы буддийской культуры»
- «Основы иудейской культуры»
- «Основы мировых религиозных культур»
- «Основы светской этики»
выбираю для своего ребенка изучение:
___________________________________________________________________
(название модуля)
«____»________________ 20____г.
_______________________ (__________________________________ )
(подпись) ФИО родителя (законного представителя)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для родительского собрания по выбору модуля курса ОРКСЭ
В материалах представлены различные анкеты для родителей, нормативная база введения курса "Основы религиозных культур и светской этики", особенности каждого модуля....
Родительское собрание "Родителям о новом курсе ОРКСЭ"
Почему приходится выбирать родителям, что же изучать их ребенку в данном курсе?Потому, что учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя 6 модулей, один из которых изучают...
Родительское собрание по теме "Выбор модуля ОРКСЭ"
Родительское собраниеВыбор модуля комплексного курса«Основы религиозных культур и светской этики»...
Родительское собрание о выборе модуля курса ОРКСЭ
Методическая разработка родительского собрания о выборе одного из шести модулей курса ОРКСЭ....
Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ в начальной школе на тему: "Рождество Пресвятой Богородицы".
Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ в начальной школе на тему: "Рождество Пресвятой Богородицы"...
Работа с родителями при введении курса ОРКСЭ в начальной школе.
Корректное введение предмета ОРКСЭ в систему начального образования младших школьников. Описание методов работы с родителями с целью заинтересовать изучаемым материалом, увлечь, повести за собой. Пред...
Работа с родителями при введении курса ОРКСЭ в начальной школе.
Корректное введение учебного материала в программу начальной школы. Знакомство с предметом "Основы религиозной культуры и светской этики. Описание методов работы с родителями и учениками....