Формирование культуры ЗОЖ через работу с педагогами и родителями.
статья по теме
Актуальность проблемы состоит в том, что начальная школа – считается одним из первых внесемейных общественных институтов, одно из первых воспитательных учреждений, с которым вступают в контакт родители и где наступает их постоянное педагогическое просвещение. От сотрудничества родителей и преподавателей зависит последующее развитие ребёнка. И конкретно от качества работы учреждения, ну а в частности методистов и общественных воспитателей, находится в зависимости уровень педагогической культуры родителей, а, значит, и уровень домашнего воспитания детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование культуры ЗОЖ через работу с педагогами и родителями.
Оглавление
Глава 1.Теоретические основы изучаемой проблемы
1.1.Общая характеристика и анализ проблемы
1.2.Проблема формирования культуры ЗОЖ
2.3.Описание результатов проведённой работы
Актуальность проблемы состоит в том, что начальная школа – считается одним из первых внесемейных общественных институтов, одно из первых воспитательных учреждений, с которым вступают в контакт родители и где наступает их постоянное педагогическое просвещение. От сотрудничества родителей и преподавателей зависит последующее развитие ребёнка. И конкретно от качества работы учреждения, ну а в частности методистов и общественных воспитателей, находится в зависимости уровень педагогической культуры родителей, а, значит, и уровень домашнего воспитания детей. Для того чтобы быть истинным пропагандистом средств и способов изначального воспитания, школа в собственной работе обязана служить образцом этого воспитания. Исключительно при всем при этом условии родители с доверием отнесутся к советам преподавателей и общественных воспитателей, с радостью станут устанавливать с ними контакт. Учителя обязаны непрерывно увеличивать требования к себе, к собственным педагогическим познаниям и умениям, собственному отношению к детям и родителям.
Потому объектом этого исследования считается педагогическое просвещение родителей школьников, а предметом - содержание и формы педагогического просвещения. Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в образовательных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация сотрудников учреждения, нельзя добиться поставленной цели в отсутствии постоянной помощи и интенсивного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных действий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности сложно переоценить, так как семья как 1-ый институт социализации имеет решающее действие на развитие основных черт личности ребенка, на составление у него нравственно-положительного потенциала. Непосредственно в семье дети получают 1-ые уроки нравственности, складывается их характер; в семье закладываются начальные, жизненные позиции. Потому очень существенно, чтоб главной деталью работы образовательных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это нужно и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителями в семейном воспитании: почти все молодые родители недооценивают значение физического воспитания детей, некоторые затрудняются в психологическом подходе к детям, иные не уделяют должного внимания трудовому воспитанию. Нередко открытыми остаются проблемы, возникающие в малообеспеченных, многодетных, неполных, опекунских семьях.
Цель курсовой работы - выявление своевременных форм и методов работы с родителями в начальной школе, требуемых для увеличения активности родителей как участников воспитательного процесса.
Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок в семейном воспитании родителям нужно, для начала, овладеть полным объёмом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической работы.
Главными задачами работы были:
- показать актуальность проблемы;
- определить необходимость проведения работы с родителями школьников;
- выделить как традиционные, так и новые активные формы работы с родителями и с педагогами.
Глава 1.Теоретические основы изучаемой проблемы
1.1.Общая характеристика и анализ проблемы
В ситуации стремительных и сумасбродных новаций, которые сейчас происходят во всех сферах жизни, несовершенство системы преподавания неблагоприятно отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения. Мы стоим перед фактом не столько физического, но и эмоционального здоровья детей. Резерв сохранения здоровья жителя нашей планеты заложен в организации образа его жизни, который во многом находится в зависимости от культуры здоровья индивидуума. Последнее имеет в своем составе знание психологических возможностей собственного организма; познание методов поддержания здоровья; мастерство распространять знания о здоровье на своё окружение и в целом на окружающую среду. Здоровье находится в зависимости от жизненных позиций и усилий человека, его способности активно регулировать личное состояние с учётом индивидуальных отличительных черт собственного организма, реализовывать программы самосохранения, самоорганизации и саморазвития.
В 2008 году были введены Федеральные государственные общеобразовательные стандарты второго поколения. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который гарантирует построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических отличительных черт обучающихся.
Стандарт нацелен на развитие личных данных выпускника. «Портрет выпускника главной школы» изображает обучающегося осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного стиля жизни, безопасного для человека и окружающей его среды».
В настоящее время проблема здоровья приобретает глобальный характер и особенно проблема охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения, как одного из условий успешного социального и экономического развития нашей страны. В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. В Конвенции по правам ребёнка прописано его право на здоровый рост и развитие. Д.А.Медведев в своём Послании Федеральному собранию назвал укрепление здоровья школьников среди основных направлений национальной образовательной стратегии «Наша новая школа».
По достоверным сведениям Минздрава РФ лишь 10% выпускников школы считаются здоровыми. На сегодня каждый пятый подросток имеет хроническую патологию, у половины подростков отмечаются многофункциональные отклонения. Естественно, неправомерно винить лишь школу в смещении в худшую сторону здоровья, так как итоги медицинских осмотров ребят говорят про то, что здоровым можно считать только четвёртую часть первоклассников. К примеру, к нам в текущем квартале пришло в 1 класс только 50% ребят, имеющих первую группу здоровья, у остальных есть разные нарушения в состоянии здоровья. А ведь успешность обучения в школе напрямую находится в зависимости от состояния здоровья ребёнка.
1.2.Проблема формирования культуры ЗОЖ
Причины неблагополучия здоровья учеников:
1. Наследственность
2. Экология
3. Социально-экономическая среда (внешняя среда):
- уровень жизни – степень удовлетворения потребностей человека;
- качество жизни – степень комфорта в удовлетворении потребностей;
- стиль жизни - поведенческие особенности жизни человека. Проанализировав существующую до настоящего времени систему взаимодействия с родителями, мы пришли к выводу, что следует пересмотреть основы этого взаимодействия, а именно: должны быть изменены формы и методы сотрудничества, исходя из степени осведомленности родителей по проблемам здорового образа жизни, возрастных и индивидуальных особенностей контингента детей, требований Программы.
Многие родители нуждаются в конкретной помощи педагогов. Ведь семья была, остаётся и будет одним из главных субъектов воспитания, особенно в младшем школьном возрасте. Но большинство родителей обладают невысокой степенью готовности к воспитанию детей, так как:
- не уверены в себе как в воспитателях;
- не знают особенностей психического развития детей, особенностей их эмоционального самочувствия в семье;
- не умеют выбирать соответствующие особенностям детей способы влияния на ребёнка;
- не имеют достаточных знаний в области здорового образа жизни.
Рисунок 1 – Структура модели здоровьесбережения школьников
Правильно воспитывать здорового ребёнка возможно только в тех случаях, когда соблюдаются общие требования школы и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических упражнений и проч. Наш коллектив непрерывно пребывает в поиске успешных форм работы с родителями с целью вовлечения их в общую работу. В период информационных технологий, когда мы получаем любую информацию из разных источников, это делается все труднее. Информация для родителей обязана быть интересной и используемой в ежедневной жизни.
Наше взаимодействие с родителями возможно представить в виде трёхуровневой модели.
Положенные в основу модели уровни взаимодействия определяют степень сопричастности родителей в общую со школой работу по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Этот подход гарантирует концепцию общественного партнерства в образовании в отношении родителей.
1-й уровень – информационно-аналитический. Этот уровень характеризуется не столько просвещением родителей в сфере здоровьесбережения, информированием о жизнедеятельности образовательного учреждения, но и диагностической работой в отношении состава семей, обработкой и анализом имеющейся информации. Итог – информационная открытость общего школьного пространства.
2-й уровень – организационный. Этот уровень подразумевает участие родителей в организации и проведении разных событий в масштабах образовательного процесса (включая урочную и внеурочную деятельность), также, с другой стороны, участие образовательного учреждения, его отдельных педагогических работников (педагога-психолога, социального преподавателя, преподавателей, исполняющих функции классного руководителя и др.) в решении задач домашнего воспитания. Итог – сообщество возможностей и ресурсов школы и родительской общественности для решения обоюдно ощутимых задач.
3-й уровень – управленческий. Этот уровень представляет роль родителей обучающихся в ходе выработки и принятия стратегических для образовательного учреждения решений, в формировании уклада школьной жизни, также участие в распоряжении публичными объединениями, работу в качестве участников общественных советов по реализации общественных проектов и т.п. Итог – взаимное признание значимости мастерства соучастников образовательного процесса (родительской общественности и сотрудников образовательного учреждения) для процесса принятия решений в масштабах среднесрочной и (или же) долгосрочной перспектив, обоюдное исполнение экспертных функций.
Любой из представленных выше значений взаимодействия реализован в масштабах текущих и многообещающих планов реализации программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, отражающих ее конкретное содержание.
Успешность проводимой школой работы по формированию ЗОЖ школьников напрямую зависит от педагогов, поэтому администрацией и методическим объединением ОУ обязательно планируется и работа с педагогами. Эту работу мы строим на основе систематического анализа деятельности коллектива школы в области здоровьесбережения и формирования ЗОЖ.
На начальном этапе такой анализ провели по шести блокам:
1 блок – здоровьесберегающей инфраструктуры ОУ;
2 блок – рациональной организации учебного процесса;
3 блок – организация физкультурно-оздоровительной работы;
4 блок – просветительско-воспитательной работы с учащимися, направленной на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
5 блок – организации системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями, направленной на повышение квалификации работников ОУ и повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья;
6 блок – профилактики и динамического наблюдения за состоянием здоровья.
В результате проведённых коллективом исследований совместно были выделены проблемные вопросы, которые и нашли отражение в плане работы школы с педагогами. А именно:
- педагогические советы по вопросам здоровьесбережения,
- заседания МО учителей и классных руководителей,
- открытые уроки,
- взаимопосещение уроков /анализ и самоанализ уроков с позиций здоровьесбережения/,
- работа по самообразованию,
- круглые столы по обмену опытом,
- курсы повышения квалификации,
- анкетирование педагогов,
- консультации специалистов.
Всё вышесказанное приводит к необходимости объединения усилий школы и семьи по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, ведь те нарушения здоровья, которые возникают в детстве, с возрастом становятся всё более выраженными и ведут к ограничению возможностей ребёнка, снижению его работоспособности и в результате – к серьёзным заболеваниям.
В нашем образовательном учреждении ведется большая работа по пропаганде и формированию навыков здорового образа жизни. В эту работу включены не только все члены педагогического коллектива, но и родители, ДОО и социальные партнеры. В рамках сетевого взаимодействия используются возможности и резервы не только образовательных учреждений /детской спортивной школы, ЗДДТ, спортивного клуба «Снайпер»/, но и спортивных сооружений учреждений здравоохранения (бассейн санатория «Северная Ривьера»). Организуются и проводятся акции и праздники, направленные на привитие навыков ЗОЖ.
Работа с родителями:
№ п/п | Формы | Виды |
1. | Интерактивная | • анкетирование; • интервьюирование; • дискуссия; • круглые столы; • консультации специалистов. |
2. | Традиционная | • родительские собрания «День открытых дверей»; участие в неделе валеологии, • семейные спортивные соревнования; • акция «Здоровый образ жизни»; • консультации, • индивидуальные и коллективные беседы, лекции, • Дни здоровья, • совместные внеклассные мероприятия, праздники, походы в бассейн |
3. | Просветительская | • использование СМИ для освещения деятельности ОУ по формированию ЗОЖ у детей; • выпуск памяток, бюллетеней, информационных листков; • подбор литературы для родителей для проведения бесед с детьми о ЗОЖ; • стенды, выставки, классные уголки по ЗОЖ, • информирование родителей о достижениях учащихся, • выступления на родительских собраниях. |
4. | Общественная | • участие в работе школьного Совета по здоровью, • участие в создании здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения, • проведение мониторингов, • взаимодействие с социальными партнёрами |
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
Работа с родителями:
Работа с родителями ведется регулярно. Согласно плану по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на проведены:
- беседы с родителями на тему «Родителям о безопасности дорожного движения»,
- встречи с инспекторами ГИБДД - в течение года;
- вопросы соблюдения ПДД включены в общешкольное родительское собрание на тему «Личная безопасность обучающихся» и классные родительские собрания;
В результате проведённой работы:
- повысился интерес детей к изучению и соблюдению Правил дорожного движения: за последний период количество участников в проводимых массовых мероприятиях возросло;
- снизилось количество дорожно-транспортных происшествий по вине детей.
Организация питания школьников
Организация горячего питания школьников осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2009 № 655 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в части предоставления на льготной основе питания в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга». Питание на льготной основе получают 354 учащихся, что составляет 100 %, из них:
- школьники из малообеспеченных семей;
- школьники из многодетных семей;
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети-инвалиды;
- школьники, состоящие на учете в противотуберкулезном диспансере;
- школьники, страдающие хроническими заболеваниями, перечень которых установлен Правительством Санкт-Петербурга;
- учащиеся начальной школы, получающие завтраки;
Таким образом, в 2013-2014 учебном году горячим питанием было охвачено 100 % учащихся
Наша работа с родителями по формированию ЗОЖ у детей осуществлялась согласно с программой школы.
Работа началась с диагностики, которая содержала:
- исследование медицинских карт детей;
- анкетирование родителей;
Мы ознакомились с медицинскими картами 10 детей 2 класса, которые начали посещать среднее учебное заведение. Анкетирование родителей 1 класса, в котором участвовало 10 человек родителей, дети которых начали посещать среднее учебное заведение в 2013 г., т.е. раньше не приняли участие в программе школы. Анкетирование продемонстрировало, что состояние здоровья собственного ребенка как хорошее оценивают 60 % родителей, 20 % расценивают как нормальное; 20 % - как плохое.
Мы подключили к участию в программе по формированию здорового стиля жизни детей родителей, поучаствовавших в анкетировании.
В работе с родителями реализовывалось комплексное использование обычных и нестандартных форм непосредственного и дистанционного взаимодействия. Были приняты на вооружение способы работы с родителями с дополнительной целью - увеличения их собственной заинтересованности в формировании ЗОЖ детей.
Ведётся работа с опекунами и учениками: родительские собрания, личные и массовые консультации, тематические педсоветы и классные часы, радиопередачи. Темы проводимых мероприятий разнообразны:1-е классы - «1-ые проблемы изучения в школе. Знакомство с итогами диагностики»; 2-е классы - «Проблемы перехода в среднее звено. Знакомство с плодами обследований»; 3-е классы - «Трудности перехода в среднее звено»; 4-й класс - «Рекомендации по ПДД». Будущие первоклассники - «Психологическая готовность к школе», «Обучаемся отдыхать», «К здоровью воспитанника через здоровье учителя», « Медико-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса». Параллельно ведётся работа с родителями: личные консультирования, круглые столы, родительские собрания. Итоги работы демонстрируют эффективность работы психолого-педагогической службы школы, подтверждают потребность ее сохранения и последующего развития.
Со всеми ребятами ведётся работа по развитию лексико-грамматической стороны речи. К концу учебного года 95- 98% учеников 1-ых классов удачно адаптируются к обучению в школе. Эта работа нужна родителями, так как число этих детей растёт каждый год.
Так рождается совместная работа между учителями и родителями.
Сплочённая и квалифицированная работа педагогического коллектива и родителей дала возможность достичь существенных итогов.
Таблица 1
План работы по здоровьесбережению.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Создание системы информированности родителей о результатах анализа состояния здоровья и профилактической работы в школе по оздоровлению детей /через школьный сайт, СМИ, стенды, выставки, памятки, информационные листовки, классные уголки/ | ежегодно | Зам. директора по ВР, служба здоровья, классные руководители | Родительские собрания, совещание при директоре, школьный сайт |
Анкетирование родителей по тематике ЗОЖ | В теч.года | Служба здоровья, классные руководители | Родительские собрания, совещание при директоре, школьный сайт |
Организация и проведение лекций и родительских собраний по проблемам возрастных особенностей обучающихся Проведение общешкольных родительских собраний: - «Личная безопасность обучающихся» /обеспечение защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью: их нравственному, духовному и физическому развитию/; - «Взаимосвязь семьи и школы в формировании привычек здорового образа жизни – залог полноценного физического и психического здоровья ребёнка»; -«Взаимодействие семьи и школы по вопросам профилактики правонарушений и преступлений, экстремизма и ксенофобии, вредных привычек и наркозависимости, предупреждению насилия и жестокого обращения». Классные родительские собрания: «Ваш ребенок – первоклассник. Здоровьесберегающие технологии в ГПД. Культура семейная и культура физическая» «Как сберечь здоровье детей. Режим дня школьника. Маленькие секреты здоровья» «Профилактика вирусных заболеваний» «Режим дня в жизни школьника. Здоровое питание. Здесь мало услышать, слушать нужно. Телевизор, компьютер и режим дня» «Эмоциональное состояние взрослого и ребёнка. Что стоит за ними? Режим дня школьника. Подвижные и медлительные» «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка. Профилактика детского травматизма. С чего начинается личность. Надо ли ругать за плохую успеваемость? Быстрее, выше, сильнее. Здоровье детей закладывается в семье» | В теч.года | Зам. директора по ВР, классные руководители | Протоколы род.собраний |
Лекции для родителей будущих первоклассников «Как подготовить ребенка к школе» | 3 четверть | Зам. директора по УВР | Протокол род.собрания |
Дни открытых дверей | 2 полугодие | Пед.кол-в | Программы, отчёты, книга отзывов |
Привлечение родителей к совместным мероприятиям /Дням Здоровья, неделе валеологии, спортивным соревнованиям, праздникам, акциям и проч./ | Постоянно | Пед.кол-в | Совещание при директоре |
Взаимодействие с социальными партнёрами | Постоянно | Пед.кол-в | договора взаимодействия, отчёты |
Участие родителей в работе школьной Службы Здоровья | постоянно | Служба здоровья | протоколы |
Консультации специалистов | В теч.года | Все службы ОУ | Протоколы, журналы |
В процессе обучения успешно решается задача по формированию у школьников необходимых компетенций по здоровому образу жизни и по овладению теоретическими знаниями и практическими навыками.
2.3.Описание результатов проведённой работы
На сегодня каждый пятый подросток имеет хроническую патологию, у половины подростков отмечаются многофункциональные отклонения. Естественно, неправомерно обвинять исключительно школу в смещении в худшую сторону здоровья, так как последствия медицинских осмотров детей заявляют о том, что здоровым можно считать только четвёртую часть первоклассников. К примеру, к нам в текущем квартале пришло в 1 класс исключительно 50% детей, имеющих первую категорию здоровья, у оставшихся же имеются разные нарушения в состоянии здоровья. А так как успешность обучения в школе напрямую находится в зависимости от состояния здоровья ребёнка.
Здоровье ребёнка присутствует в связи с обучением и воспитанием, а оно в свою очередь с двигательной активностью, питанием, пребыванием на воздухе и сном.
Мы провели анкетирование ребят и изучили осуществление этих режимных моментов учащимися нашей школы. Приобретенные результаты имеют все шансы служить темами для проведения целого цикла родительских собраний.
Напомню нормативы режимных моментов начальной школы в учебные дни:
Таблица 2
Режим учеников начальной школы
Элементы режима | 1-4 класс |
Сон (включая дневной сон) | 11,5 – 12,5 ч |
Прогулка | 2,5 – 4 ч |
Школа (учебные занятия) | 4 – 4,5 ч |
Домашние задания (приготовление уроков) | 1 класс – 0 2 класс – 40 мин.-1 час 3 класс – 1-1,5 час 4 класс – 1,5-2 час |
Занятия по интересам | 0,5 – 1 час |
Таблица 3
Режим ночного сна
Будний день после 21.00 час | Выходной день после 21.00 час | ||
2011-12 | 2012-13 | 2011-12 | 2012-13 |
54 % | 66 % | 72 % | 91 % |
По итогам анализа видна тенденция сокращения ночного сна, что соответствует общей тенденции по стране.
Прогулка:
Гуляешь ли ты каждый день?
Таблица 4
Режим прогулки детей
Будний < 1 ч (не гуляют) | Выходной < 1ч (не гуляют) | Хотя бы иногда гуляют с родителями | |
27% | 20% | 74% | |
Таким образом, большая часть детей бывает на свежем воздухе, но сюда входят и дети, которые гуляют в группе продленного дня. Так же вызывает беспокойство, что существенная часть учащихся прогулку с родителями отождествляет с походом на рынок, в магазин, в гости, к бабушке, в поликлинику, голосовать и проч.; и только немногие ходят с родителями на каток, на горку, в парк, на озеро, на залив, отдыхать за город, на соревнования, в бассейн, в театр и на концерт.
Таблица 5
Время на выполнение домашнего задания
Тратят времени больше, чем положено |
24% |
Таблица 6
Время на занятия по интересам
Есть компьютер | Более 30 минут у компьютера | Более 1 часа у телевизора ( норма-20 мин в день, 3-4 ч в нед.) |
98% | 45% | 67% |
Таблица 7
Питание учеников начальной школы
Не завтракают (не всегда) | Питаются меньше 4 раз | Не моют руки (не всегда) | Чистят зубы менее 2 раз в день | Не знают, сколько раз нужно чистить зубы | |||||
2011-12 | 2012-13 | 2011-12 | 2012-13 | 2011-12 | 2012-13 | 2011-12 | 2012-13 | 2011-12 | 2012-13 |
28% | 25% | 28% | 18% | 20% | 16% | 24% | 20% | 20% | 8% |
Из этой таблицы видно, что есть ребята, которые не завтракают и плохо питаются – а это уже информация для классного руководителя и общественного воспитателя. Есть дети, нарушающие простые правила гигиены.
Следовательно, мы видим, что нормативы ключевых режимных моментов, имеющих отношение к внешним факторам, оказывающим большое влияние на здоровье ребёнка, не соблюдаются примерно 30-40% учеников (вернее их родителями). И эти трудности, я убеждена, во всех школах.
Одним из возможных путей для решения заявленных выше трудностей, мы находим взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся.
На самом деле, семья была и остается одним из основных субъектов воспитания, особенно в младшем школьном возрасте. Впрочем, анализ последствий ещё одной соответствующей диагностики продемонстрировал, что большая часть родителей обладают низкой степенью готовности к воспитанию детей, так как:
– не уверены в себе как в педагогах;
– не знают отличительных черт психического развития детей, отличительных черт их психологического здоровья в семье;
– не могут выбирать подходящие особенностям детей методы влияния на ребенка,
- не имеют необходимых познаний в сфере здорового образа жизни.
Между учениками и их родителями был, помимо прочего, проведен выборочный опрос с целью раскрытия их уровня информированности про то, что такое здоровый образ жизни. Родители отвечали на вопросы анкеты, а ребята отвечали и рисовали картинки. Получены были следующие данные:
РЕБЯТА:
отказ от вредных привычек – 58%
гигиена человека – 37%
спорт, зарядка – 37%
прогулки на природе, закаливание – 37%
здоровое питание – 23%
безопасное поведение – 23%
режим – 16%
отсутствие заболеваний – 16%
РОДИТЕЛИ:
• спорт, зарядка – 84%
• отказ от вредных привычек – 59%
• психологическое равновесие – 59%
• правильное питание – 43%
• режим – 26%
• гигиена человека – 18%
Из диаграммы видно, что главной составляющей, по мнению детей, считается отказ от вредных привычек, а учитывая мнение родителей – занятие спортом и зарядка. Ребята назвали больше причин. Некие понятия родители вообще не включили, в отличие от детей. Это говорит о проводимой в школе работе преподавателей с учениками.
Ведёте ли вы здоровый образ жизни?
• курят – 62% родителей
• спорт, зарядка (эпизодически) – 7% родителей
Мы видим, что, невзирая на информированность родителей, умения здорового образа жизни и у них не сформированы. Не многие родители ведут здоровый образ жизни, не зная, что этим наносят урон собственному ребёнку, его здоровью (пассивное курение, не соблюдение режима дня и др.) и этим сформировывают у детей негативный стереотип поведения.
Эту информацию для рассуждения мы также довели до родителей, так как всё начинается с семьи. Первое слово, первый шаг, нужные и вредные привычки малыш увидит первый раз в семье, между людей, которые обожают его не за что-нибудь, а за то, что он просто есть, такой привлекательный, сообразительный, с неплохим аппетитом, и вовсе не всегда с хорошим здоровьем. Навряд ли найдутся такие родители, которых не интересует самочувствие собственного ребенка.
Почти все родители, заботясь о ЗОЖ собственного ребёнка, приобретают и велосипед, и роликовые коньки, ласты и маску для подводного плавания, скутер и снегокат, коньки и скейтборд. У их возникает стремление видеть собственных ребят мудрыми, проворными, грациозными и стройными, хотя организовать регулярные игры и занятия с применением данного спортивного инструментария большему числу семей не получается. Этому также их надо обучать.
В идущем в ногу со временем мире почти все родители с точностью назовут болезнь (в случае если ребенок болеет), препараты, которыми лечат, название больницы, в какой ребенок проходил консультацию. Проводя разговор с детьми про «Что предпринять, чтобы не болеть?» почти все из их дали ответ: «Лечиться!».
Потому, одна из задач в работе по формированию здорового стиля жизни заключается в том, чтоб в сочетании с родителями сформировать у ребят привычки, которые хранят и усиливают здоровье с детства: соблюдение режима дня, здоровое питание, закаливание, формирование потребности в движении.
Вследствие проведённых коллективом исследований, были выделены проблемные вопросы, которые и нашли отражение в смысле работы школы с учителями. А непосредственно:
- педагогические рекомендации по вопросам здоровьесбережения,
- заседания МО преподавателей и классных руководителей,
- открытые уроки,
- взаимопосещение уроков /анализ и самоанализ уроков с позиций здоровьесбережения/,
работа по самообразованию,
- круглые столы по обмену опытом,
- курсы повышения квалификации,
- анкетирование преподавателей,
- консультации профессионалов,
Разговаривая о формировании ЗОЖ школьника невозможно не затронуть здоровья преподавателя, так как больной преподаватель не имеет возможности обеспечить ученику необходимый уровень внимания, индивидуальный подход. Он не имеет возможности заниматься и воспитанием культуры здоровья ребенка, так как в данной работе нужен индивидуальный пример. Неблагополучие эмоционального здоровья, деформация личности преподавателя, проявления синдрома выгорания наиболее непосредственно влияют на здоровье детей.
В связи с этим мы:
- организуем различные психологические тренинги, направленные на профилактику профессионального выгорания педагогов \совместно с ЦПМСС, КЦСОН\,
- посещение бассейна и спортивных секций,
- проводим совместные мероприятия,
- поддерживаем благоприятный климат в коллективе,
- проходим вакцинацию,
- проходим обследование в Центре здоровья.
Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании красная нить государственного плана «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных муниципальных образовательных стандартов. Формирование здорового стиля жизни должно происходить постоянно и целенаправленно. Особо актуальна данная проблема для начальной школы, что имеет какую либо связь с кардинальными переменами в обычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «учащийся». Высочайший процент первоклассников приходит в школу с врожденными, обретенными болезнями. Стандарт второго поколения гарантирует формирование познаний, установок, ориентиров и общепризнанных мерок поведения, обеспечивающих сбережение, закрепление здоровья, заинтересованного отношения к личному самочувствию, знание неблагоприятных факторов риска здоровья и т.п. Гигантский ряд отдельных событий: классные часы, беседы для учащихся, родительские собрания, тестирование на темы о самочувствие, Дни Здоровья, присутствие медицинского кабинета, неотъемлемые часы внеурочной работы по спортивно – оздоровительному направлению - ориентированы на формирование культуры здоровья, закрепление, сохранение здоровья детей в нашей гимназии. Одним из новшеств стандарта второго поколения, которое будет зафиксировано всеми участниками образовательного процесса, следует считать появление внеучебной деятельности в учебном проекте образовательных учреждений. Данные часы не имеют отношения к обязательной учебной нагрузке. Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования.
1. Федеральный Государственный Образовательный стандарт.
2. Федеральный закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ
- Алоева М. А. Родительские собрания в 1-2 классах. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2004. – 352
- Богданова О. С. Методика воспитательной работы в начальных классах. – М.: Просвещение, 1986. 192 с.
- Большешапова М. Л. Экологическое образование до школы, в школе, вне школы. Братск: МП “Издательский дом “Братск””, 2004. – 164 с.
- Воликова Т. В. Учитель и семья: Пособие для учителей. - М: “Просвещение”, 1980. – 111 с.
- Дзятковская Е. Н. Здоровьесберегающая работа образовательных учреждений. Мониторинги диагностика. - Иркутск, ГлавУОПО, 2003. – 65 с.
- Забота о здоровье детей: Из опыта работы школы продленного дня № 710 Москвы /под ред. Хрипковой А. Г. , Антроповой М. В. – М.: Педагогика, 1980. – 104 с.
- Калейдоскоп родительских собраний /под ред. Е. Н. Степанова. — М.: Сфера, 2003.
- Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: “ВАКО”, 2004. - 296 с.
- Куинджи Н. Н. Валеология. Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 139 с.
- Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002. – 208 с.
Урбанская О. Н. Работа с родителями младших школьников: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование культуры личности через проектную деятельность"
Материалы выступления на городском методическом обьединении учителей начальных классов...
Формирование культуры толерантных отношений среди младших школьников через внеклассную работу
Толерантность - интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. ...
Педсовет - деловая игра "Формирование культуры здоровья у обучающихся и педагогов"
Под культурой здоровья понимается совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма (не забываем и о взрослых!) в процессе образования и воспи...
Статья "Формирование культуры здоровья через систему внеурочной деятельности"
Статья в журнале "Создание экологизированной образовательной среды" (из опыта работы в рамках ОИП)Автор Иванова Л.И....
Статья "Формирование культуры читателя при работе с народными сказками о животных"
Сказки о животных пользуются наибольшей популярностью у маленьких читателей, которых привлекает стремительность в развёртывании сюжета, легко узнаваемые канонические характеры персонажей, юмор, диалог...
Формирование ключевых компетенций через работу по гражданско-патриотическому воспитанию.
Ключевые компетенции:- информационная;- коммуникативная;- образовательная;- профессиональная;- общекультурная;- социальная....
Формирование культуры профилактики суицидального поведения несовершеннолетних у их родителей (законных представителей)
Психологическое просвещение родителей (законных представителяй) подростков «базовой информации» для предупреждения риска формирования и развития суицидального поведения несовершеннол...