Рабочие программы 1класс УМК "Начальная школа XXI века"
рабочая программа (1 класс) по теме

Великанова Елена Александровна

В этом материале собраны рабочие программы  по основным предметам 1 класса УМК "Начальная школа XXI века" под ред. Н.Ф. Виноградовой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Луховский лицей»

Рассмотрено

на заседании кафедры начального обучения

Руководитель кафедры

________________________

Великанова Е.А. Протокол №_____

от «___» _______ 2013 г.

Согласовано.

Зам. директора по УР  

_____________________

Макшаева  Г.П                                            

«___» ________ 2013 г.

 

               Утверждаю.

 Директор МОУ «Луховский лицей»

______________________

Якунчев Е.И..  

«___» __________ 2013 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по окружающему миру

1 класс

УМК «Начальная школа XXI века»

под редакцией профессора Н.Ф.Виноградовой

Составитель: Великанова Е. А.

 учитель начальных классов

Саранск 2013

Пояснительная записка

Количество часов: всего-66 часов, в неделю-2 часа     

Рабочая программа составлена на основе:  Федерального государственного образовательного  стандарта Начального Общего Образования, примерной программы начального  общего образования по окружающему миру и авторской  программы  Н. Ф. Виноградова Окружающий мир Класс:1–М: Вентана-Граф, 2013,  

Учебники:

Н. Ф. Виноградова «Окружающий мир» 1 класс Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; в 2 ч М.: «Вентана – Граф», 2013).

Н. Ф. Виноградова, Окружающий мир: 1 класс: рабочая тетрадь; - М.: Вентана-Граф, 2013

Дополнительная литература:

Н. Ф. Виноградова «Окружающий мир». Методические комментарии - М.: Вентана-Граф, 2013

Электронный образовательный ресурс 1 класс Окружающий мир - М.: Вентана-Граф, 2012

Цели и задачи курса

Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».

В основе построения курса лежат следующие принципы:

  1. Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
  2. Педоцентрический принцип – определяет наиболее актуальные для ребенка этого возраста  знаний, необходимых для его индивидуального, психического и личностного развития, а также  последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
  3. Культурологический принцип – понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.
  4. Принцип экологизации – определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.
  5. Принцип поступательности – обеспечивает постепенность, последовательность и  перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
  6. Краеведческий принцип – обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музей и т.п.

Отбор конкретного естественнонаучного и обществоведческого содержания обучения подчинялся определенным требованиям.

1. Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.

2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитывалось следующее:

  • уровень представлений, накопленных ребенком на эмпирической уровне, в том числе в дошкольном детстве;
  • необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;
  • зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;
  • преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.

3. Конструирование содержания программы предполагало связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.

Особенности содержательных линий

  • Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.

Темы: «Ты — первоклассник», «Твое здоровье»; «Кто ты такой»; «Земля — наш общий дом», «Человек — биологическое существо (организм)»

  • Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.

Темы: «Ты — первоклассник»,, «Мы м вещи»; «Кто живет рядом с тобой»; «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)»; «Человек и общество»

  • Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу. Темы: «Родная природа», «Мы — жители Земли»; «Человек — биологическое существо (организм)»
  • Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что это значит «любить Родину», семья как ячейка общества. Темы: «Родная страна); «Твоя Родина — Россия» «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)), «Человек и общество, в котором он живет»
  • История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, техника, культура и искусство в нашей стране. Темы: «Путешествие в прошлое», «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи»), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)», «Человек и общество, в котором он живет». Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета Окружающий мир адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса — определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются, в основном, искусственные — (учебные) ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на все его стороны — природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:

1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);

2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

Исходя из этого, обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоеме, в учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения Окружающего мира на уроках в классе (обучение идет с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного

учебного диалога.

Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства. Особенно важны уроки обобщения в четвертом классе, именно здесь систематизируются знания, полученные за все четыре года обучения, и создается возможность четко представить обобщенное видение исторических эпох:

«Древняя Русь», «Московское государство», «Россия», «Советская Россия», «Современная Россия».

К учебнику разработаны рабочие тетради, в которых представлены поисковые, исследовательские и творческие задания.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.
  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
  • Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально – культурного многообразия России и мира.
  • Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно – нравственной консолидации российского общества.
  • ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно -  и социально – нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко– культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Место учебного предмета в учебном плане

 Согласно  учебному плану МОУ «Луховский лицей» на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется в 1 классе- 66ч (2 ч в неделю, 33 учебных недели).

Результаты изучения учебного предмета  

Таким образом, изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные цели представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли

России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • интеллектуальные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключалась в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивала формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

Содержание курса

1 класс

Ты — первоклассник

Универсальные учебные действия:

  • определять время по часам с точностью до часа;
  • анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения;
  • воспроизводить домашний адрес, правила ДД и пользования транспортом;
  • различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице;
  • описывать назначение различных школьных помещений;
  • конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке;
  • реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.

Ты и здоровье

Универсальные учебные действия:

  • демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.

Мы и вещи

Универсальные учебные действия:

  • классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т.д.);
  • ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта.

Родная природа

Универсальные учебные действия:

  • описывать сезонные изменения в природе;
  • определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности;
  • устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
  • описывать внешние признаки растения;
  • характеризовать условия роста растения;
  • выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей;
  • различать животных по классам (без термина);
  • сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных, различать животных по месту обитания.

Родная страна

Универсальные учебные действия:

  • составлять небольшой рассказ о своей семье;
  • взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос;
  • различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; кратко рассказывать на тему «Что делают в …»;
  • называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек;
  • различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы;
  • реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями.

Планируемые результаты обучения

1. К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:

  • воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
  • различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах;
  • ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
  • различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
  • различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
  • определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;
  • устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
  • описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
  • сравнивать домашних и диких животных.

К концу обучения в первом классе учащиеся могут научиться:

  • анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
  • различать основные нравственно-этические понятия;
  • рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
  • участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка

природы.

Учебно-тематический план

Содержатель

ная линия

Учебный материал

Кол-во часов

Прим.

Контрольные и пров. работы

Экскурсии

Универсальные учебные дейчтвия

1. Ты перво

классник

  Школьник,  ученик,  правило,  опасная  и  безопасная  дорога,  дорожный  знак,  

4 ч

2

  • выполнять правила поведения;
  • применять правила дорожного движения;

2.Твои друзья-взрослые и дети

    Правила общения,   дружеские  отношения

6 ч

1

  • использовать в процессе общения основные правила этикета;
  • строить диалог со взрослыми и сверстниками;

2. Твоё  здоровьё  

Здоровье, органы чувств,  время,  час,  день  недели,  гигиена, способы закаливания,  гимнастика.

7 ч

1

1

  • выполнять режим дня;
  • соблюдать правила гигиены;

3.Мы  и  вещи

Мир профессий, предметы труда, уважение  к  труду,  экономное  отношение

4 ч

1

1

  • выполнять несложные трудовые действия в рамках обслуживающего, общественно-полезного труда

4.Родная природа

Природа живая и неживая, виды животных (домашние и дикие, млекопитающие, земноводные и т.д) и растений ( хвойные, лиственные, смешанные леса, цветы и т.д.),  способы охраны природы, Красная книга

25 ч

2

3

  • различать живую и неживую природу;
  • различать сезонные изменения в природе;
  • ухаживать за комнатными растениями;
  • различать виды животных

5. Родная  страна

Россия, символика России, столица, основные права и обязанности граждан России, виды транспорта, народное творчество

20 ч

2

2

  • рассказывать о себе по плану: имя, фамилия, ласковое имя, любимое занятие;
  • знать название своего города, страны, столицы;
  • знать символику страны;

знать полное имя, домашний адрес;

Итого

66ч

6

10


Календарно-тематическое планирование по окружающему миру

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата урока

план

факт

1.

Природа вокруг нас

Нас окружает удивительный мир. Наш родной посёлок Луховка. ЭКСКУРСИЯ

1

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу).

Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

2.

Я – школьник

Давай познакомимся

1

Познакомиться с учителем и одноклассниками. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

3.

Я – школьник

Мы – школьники

1

Познакомиться с правилами поведения в школе. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе.

4.

Я – школьник

Правила поведения в школе. Наш лицей. ЭКСКУРСИЯ

1

Понимать сущность взаимоотношений с одноклассниками и учителем, дорожить ими и поддерживать их.

5.

Времена года

Сентябрь – первый месяц осени.

1

Пересказывать и понимать тексты о природе. Характеризовать признаки времен года

Группировать (классифицировать) овощи и фрукты по отличительным признакам.

6.

Природа неживая и живая

Что нам осень подарила. Наблюдения за изменениями в природе. ЭКСКУРСИЯ

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию 

Характеризовать признаки времён года.

Исследовать дары осени

7.

Природа неживая и живая

Грибная пора

1

Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей. Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности).

8.

Моя Родина

Семья. Взаимоотношения в семье.

1

Уметь различать основные нравственно-этические понятия (сочувствие – равнодушие, трудолюбие – леность).

Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.

9.

Родной край – частица Родины

О маме

1

Поддерживать семейные традиции.

Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных.

10

Родной край – частица Родины

Любимые занятия.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию 

Подготовить рассказ о своих любимых занятиях

11

Моя Родина

Воскресный день.

1

Приводить примеры о ведении общего хозяйства, обязанностях членов семьи; заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных.

Работать с текстом и иллюстрациями учебника.

12

Значение труда для человека и общества

Как из зерна получилась булка

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию 

Рассуждать о профессиях, связанных с сельским хозяйством.

Оценивать яркое проявление профессионального мастерства и результатов труда

13

Природа вокруг нас

Человек и домашние животные

1

Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние – дикие.

Характеризовать диких и домашних животных (на примере своей местности).

14

Времена года

Октябрь уж наступил

1

Описывать сезонные изменения в природе.

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

15

Природа неживая и живая

Явления природы. Проверь себя

1

Сравнивать и  различать деревья, кустарники и травы. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.

Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние.

16

Моя Родина

Где ты живешь. Памятные места города Саранска. ЭКСКУРСИЯ

1

Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях города.

Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения.

17

Правила безопасной жизнедеятельности

Правила поведения на дорогах. Беседа по
вопросам
 ЭКСКУРСИЯ

1

Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.

Анализировать ситуации во время экскурсии по городу (району): безопасное поведение на дороге.

Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения.

18

Значение труда для человека и общества

Ты и вещи

1

Уметь ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами; убирать учебное место после занятий.

19

Значение труда для человека и общества

Кто работает ночью

1

Моделировать правила пользования телефоном. Записывать телефоны экстренной помощи. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону.

20

Тело человека

Что такое здоровье

1

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья.

21

Тело человека

Твои помощники – органы чувств

1

Характеризовать основные функции органов чувств Анализировать основные правила здорового образа жизни.

22

Правила безопасной жизнедеятельности

Правила гигиены

1

Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.

23

Я – школьник

О режиме дня

1

Оценивать, в какой мере выполняется режим дня.

Работать в группах по составлению режима дня

Определять время по часам с точностью до часа. Оценивать, в какой мере выполняется режим дня.

24

Я – школьник

О времени и часах Проверь себя

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию 

Ориентироваться  по часам .

25

Правила безопасной жизнедеятельности

Урок в спортивном зале

1

Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.

Развивать ловкость, быстроту.

Моделировать и оценивать правила поведения в спортивном зале

26

Времена года

Ноябрь – зиме родной брат.

1

Характеризовать признаки времен года.

Описывать сезонные изменения в природе.

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

27

Времена года

Дикие животные

1

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

28

Природа вокруг нас

Звери – млекопитающие. Животные мордовских лесов

1

Описывать внешний вид, характерные особенности животных, способы питания, условия, необходимые для жизни животных.

Различать животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

29

Времена года

Что мы знаем о птицах Птицы Мордовии

1

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

30

Родной край – частица Родины

Родной край. Макаровский монастырь. ЭКСКУРСИЯ

1

Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Находить на карте России родной регион.

31

Моя Родина

Дом, в котором ты живешь

1

Уметь  называть основные учреждения культуры, быта, образования; выполнять задания на развитие смекалки, наблюдательности.

32

Значение труда для человека и общества

Зачем люди трудятся. Уважение к труду людей. Где работают наши родители. ЭКСКУРСИЯ в ГУП РМ «Тепличное» (Консервный цех)

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию 

Оценивать яркое проявление профессионального мастерства и результатов труда

Моделировать профессиональные ситуации

33

Времена года

В декабре, в декабре все деревья в серебре. Наблюдения за изменениями в природе. ЭКСКУРСИЯ

1

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года. Проводить групповые наблюдения.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

34

Природа неживая и живая

Какая бывает вода Проверь себя

1

Характеризовать свойства воды.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды.

Характеризовать свойства воды.

35

Человек – член общества

О дружбе. Как нужно относиться к друзьям.

1

Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста.

Оценивать реальные и игровые ситуации общения. Моделировать правила пользования телефоном

36

Человек – член общества

Идем в гости

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию 

Моделировать ситуацию похода в гости.

Различать формы поведения в гостях

37

Моя Родина

С Новым годом!

1

 Уметь активно работать самостоятельно, в команде, проявлять творчество и находчивость.

Собирать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России.

38

Времена года

Январь – году начало, зиме середина

1

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».

Пересказывать и понимать тексты о природе.

39

Природа вокруг нас

Хвойные деревья. Названия, внешний вид.

1

Характеризовать хвойные деревья по иллюстрациям (наблюдениям). Делать выводы.

40

Природа вокруг нас

Жизнь птиц. Проверь себя

1

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей птиц (на примере своей местности). Различать животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

41

Наша Родина – Россия, Российская Федерация

Наша страна – Россия. Наша Республика Мордовия.

1

Уважать, узнавать и описывать государственные символы.

Знать и применять правила прослушивания и исполнения гимна России.

Объяснять основные изображения Государственного герба России. Прослушивать гимн. Декламировать (петь) Гимн РФ.

42

Природа неживая и живая

Богата природа России. Чем богат Мордовский край

1

Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения.

43

Наша Родина – Россия, Российская Федерация

Мы – граждане России. Какие народы проживают в Мордовии

1

Уважать и описывать обычаи народов России.

Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов

44

Наша Родина – Россия, Российская Федерация

Народная сказка. Устное народное творчество мордовских народов

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию 

Анализировать литературные сказки, различать авторские от народных.

45

Времена года

Февраль – месяц метелей и вьюг

1

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».

Описывать сезонные изменения в природе.

46

Природа вокруг нас

Звери – млекопитающие

1

Описывать внешний вид, характерные особенности животных, способы питания, условия, необходимые для жизни животных.

47

Природа вокруг нас

Наш уголок природы

1

Анализировать влияние современного человека на природу,

Оценивать примеры зависимости благополучия жизни от состояния природы.

Моделировать ситуацию ухода за домашними животными.

48

Наша Родина – Россия, Российская Федерация

Мы – граждане России Проверь себя

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию

Отвечать на итоговый вопросы и оценивать свои достижения на уроке

49

Человек – член общества

О правилах поведения

1

Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста.

Оценивать реальные и игровые ситуации общения.

50

Моя Родина

8 Марта – праздник всех женщин

1

Уметь активно работать самостоятельно, в команде, проявлять творчество и находчивость.

Собирать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России.

51

Времена года

Март - капельник Наблюдения за изменениями в природе. ЭКСКУРСИЯ

1

Характеризовать признаки времен года. Проводить групповые наблюдения.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

52

Правила безопасной жизнедеятельности

Здоровая пища. Режим питания.

1

Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.

54

Я – школьник

Какое бывает настроение

1

Чувства и эмоции. Учимся владеть собой.

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах.

55

Времена года

Апрель – водолей.

1

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года. Пересказывать и понимать тексты о природе.

56

Природа неживая и живая

Весенние работы

1

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

Выращивание растения в группе (из семя, листа).

57

Значение труда для человека и общества

Кто работает на транспорте.

1

Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом.

Знать профессии людей, связанных с транспортом

58

Моя Родина

День космонавтики

1

Уметь активно работать самостоятельно, в команде, проявлять творчество и находчивость.

Собирать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России.

59

Времена года

Май весну завершает, лето начинает.

1

Характеризовать признаки времен года.

Описывать сезонные изменения в природе.

60

Природа вокруг нас

Жизнь земноводных весной

1

Характеризовать способы развития земноводных (на примере лягушек).

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (на реке и озере).

61

Человек – часть природы

Животное – живое существо

1

Анализировать влияние современного человека на природу.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

62

Времена года

Скоро лето

1

Характеризовать признаки времен года.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

63

Времена года

Скоро лето. Особенности лета в нашей местности

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию 

Анализировать  изменения в природе весной.

64

Правила безопасной жизнедеятельности

Ты – пешеход. Улицы нашего посёлка. Наблюдения за изменениями в природе. ЭКСКУРСИЯ

1

Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.

Анализировать ситуации во время экскурсии по городу (району): безопасное поведение на дороге.

Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения.

65

Правила безопасной жизнедеятельности

  Ты - пешеход                      

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию

Обсуждать коллективно необходимость соблюдения правил  дорожного движения

66

Я – школьник

Урок-экзамен Проверь себя

1

Самоконтроль и самооценка

Итого

66 ч

Материально-техническое обеспечение учебного

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

Примечание

Книгопечатная продукция

 1.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

 2. Примерные программы по учебным предметам

3. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». Под редакцией Н.Ф.Виноградовой (пособие для учителя)

4.Планируемые результаты начального общего образования

5. «Окружающий мир» 1 класс. Учебник. Автор Н.Ф. Виноградова. М. Вентана-Граф .  2013

6. Окружающий мир. Рабочие тетради №1,2,  2 класс. Автор Н.Ф.Виноградова М.Вентана-Граф .  2013

7. Окружающий мир. Методическое пособие. Автор Н.Ф.Виноградова., М.: Вентана-Граф .  2013

8. Окружающий мир. Комментарии к урокам. Пособие для учителя. Автор Н.Ф.Виноградова. М. Вентана-Граф .  2013

9. Задания для школьных олимпиад.  О.Пупышева. М.: ВАКО.2010

10. Интеллектуальный марафон. Т.Максимова, М.: ВАКО, 2010

11. Я иду на урок. Природоведение. М.: 1 сентября. 1999

12. . Электронные УМК. Энциклопедия Кирилла и Мефодия «Уроки окружающий мир 1-2 классы».

13 Деятельностный метод обучения.  И. Корбанова. Волгоград, Учитель, 2008

14. Проектная деятельность учащихся. М.Господникова. Волгоград,  Учитель, 2011

Д

Д
Д

Д

К

К

Д

Д,К

Д

Д

Д

К

Д

Д

Печатные пособия

Географические настенные карты: Физическая карта

Карта полушарий

Природные зоны России

Таблицы природоведческого содержания для 1-4 класса ( 40 шт)

Животные (набор иллюстраций)

Лесные обитатели (набор иллюстраций)

Домашние и дикие животные (набор иллюстраций)

Правила дорожного движения (набор иллюстраций)

Ягоды ( набор иллюстраций)

Цветы  (набор иллюстраций)

Таблицы по ОБЖ: Дорожные знаки и дорожная разметка

Безопасность в доме и квартире

Как уберечься от травм в быту

Что делать, если захватили в заложники

Первая медпомощь при ушибах и небольших порезах

Таблицы: Основы православной культуры (1-4 класс) 12 таб

Таблицы для 2 класса: Знакомство с окружающим миром 14 шт

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

В библиотеке

В библиотеке

В библиотеке

В библиотеке

В библиотеке

В библиотеке

В библиотеке

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронное приложение к учебнику 1 класс   (Диск CD-ROM)

К

Технические средства обучения

 Экспозиционный экран.

 Персональный компьютер

Мультимедийный проектор

Д

Д

Д

Экранно-звуковые пособия

Презентации  по предмету:

С кем дружит ель?

В гости к весне

Какие бывают животные?

Правила дорожного движения

Путешествие по компьютерному городу

Зима

Кто такие птицы?

Домашние животные

Мир вокруг нас

Ребятам о зверятах

Правила пожарной безопасности

Огонь друг или враг?

Дары леса

Чёрная книга

Санкт-Петербург

Мир вокруг нас

Грибы

Лес

Животные и растения весной

Красная книга

Пруд

Д

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Термометры для измерения температуры воздуха, воды.

Термометр медицинский.

Лупа.

Компас.

Микроскоп .

Лабораторное  оборудование  для   проведения опытов и демонстраций

Муляжи овощей, фруктов, грибов

Д

Д

Ф

Д

Д

Д

Д

Каб №205

Каб №203

Натуральные объекты

 Коллекция «Известняки»

Коллекция «Образцы металлов»

Коллекция «Гранит»

Коллекция «Хлопок»

Коллекция «Шерсть»

Коллекция «Лён»

Гербарии культурных и дикорастущих растений

Живые объекты (комнатные растения)

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

К

Оборудование класса

Ученические столы  двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для карт и т. п.

Ф

Д

Д

Д

Д

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

Литература

1. Закон об образовании

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М:  Просвещение, 2010

3.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа /сост.Е.С.Савинов/.-М.: Просвещение, 2010г

4.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2011г

5.Планируемые результаты начального общего образования /под ред.Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011г

6.Концепция эдуховно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А. 7.Данилюк, А.Кондаков., М.: Просвещение, 2011

7. Планируемые результаты начального общего образования

8.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе, под ред.Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011г

9.Проектные задачи в начальной школе, под ред. А. Воронцова. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010

10. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе, под ред. А Асмолова. – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011г

11.Сборник рабочих программ   «Школа России»; М.: Просвещение, 2011г.

12. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». Т.Н.Максимова, М.: ВАКО, 2012

13.«Я познаю мир» (энциклопедия)

14. Итоговые комплексные работы 2 класс. О.Логинова. М.; Просвещение, 2010

15. Задания для школьных олимпиад.  О. Пупышева. М.: ВАКО.2010

16. Интеллектуальный марафон. Т.Максимова, М.: ВАКО, 2010

17. . Я иду на урок. Природоведение. М.: 1 сентября. 1999

18. Деятельностный метод обучения.  И. Корбанова. Волгоград, Учитель, 2008

20.Проектная деятельность учащихся. М.Господникова. Волгоград,  Учитель, 2011

21. «Окружающий мир» 1 класс. Учебник. Автор Н.Ф. Виноградова. М. Вентана-Граф .  22.А. А. Плешаков. Рабочая тетрадь. 2 класс. М. Просвещение. 2011

22. Окружающий мир. Методическое пособие. Автор Н.Ф.Виноградова., М.: Вентана-Граф .  2013

23. Окружающий мир. Рабочие тетради №1,2,  2 класс. Автор Н.Ф.Виноградова М.Вентана-Граф .  

24. Окружающий мир. Комментарии к урокам. Пособие для учителя. Автор Н.Ф.Виноградова. М. Вентана-Граф .  2013

25. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». Под редакцией Н.Ф.Виноградовой (пособие для учителя)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа УМК "Начальная школа XXI века" с учетом изменения ФГОС второго поколения

Программа разработанна творческой группой учителей работающих по УМК "Начальная школа XXI века", руководителем которой я являюсь.PROGRAMMA.docx - Word 2007, 2010PROGRAMMA_Word_2003.doc - Word 200...

Рабочая программа УМК "Начальная школа XXI века" 2 класс

Программа разработана с учетом требований ФГОС второго поколения...

Рабочая программа 1 класс " Школа 21 века"

Рабочая программа 1 класс, " Школа 21 века"...

Рабочие программы 1 класс "Школа 21 века"

Рабочие  программы  1 класс под редакцией Виноградовой Н.Ф. составлены с учетом новых стандартов ФГОС. Подробно расписаны пояснительные записки, требования к уровню подготовки учащихся...

Рабочие программы 1 класс "Школа 21 века"

Рабочие  программы  1 класс под редакцией Виноградовой Н.Ф. составлены с учетом новых стандартов ФГОС. Подробно расписаны пояснительные записки, требования к уровню подготовки учащихся...

Рабочая программа 1класс "Начальная школа 21 века"

рабочая программа в соответсвии с ФГОС...