Рабочие программы 1класс УМК "Начальная школа XXI века"
рабочая программа (1 класс) по теме
В этом материале собраны рабочие программы по основным предметам 1 класса УМК "Начальная школа XXI века" под ред. Н.Ф. Виноградовой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Луховский лицей»
Рассмотрено на заседании кафедры начального обучения Руководитель кафедры ________________________ Великанова Е.А. Протокол №_____ от «___» _______ 2013 г. | Согласовано. Зам. директора по УР _____________________ Макшаева Г.П «___» ________ 2013 г.
| Утверждаю. Директор МОУ «Луховский лицей» ______________________ Якунчев Е.И.. «___» __________ 2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
1 класс
УМК «Начальная школа XXI века»
под редакцией профессора Н.Ф.Виноградовой
Составитель: Великанова Е. А.
учитель начальных классов
Саранск 2013
Пояснительная записка
Количество часов: всего-66 часов, в неделю-2 часа
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования, примерной программы начального общего образования по окружающему миру и авторской программы Н. Ф. Виноградова Окружающий мир Класс:1–М: Вентана-Граф, 2013,
Учебники:
Н. Ф. Виноградова «Окружающий мир» 1 класс Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; в 2 ч М.: «Вентана – Граф», 2013).
Н. Ф. Виноградова, Окружающий мир: 1 класс: рабочая тетрадь; - М.: Вентана-Граф, 2013
Дополнительная литература:
Н. Ф. Виноградова «Окружающий мир». Методические комментарии - М.: Вентана-Граф, 2013
Электронный образовательный ресурс 1 класс Окружающий мир - М.: Вентана-Граф, 2012
Цели и задачи курса
Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».
В основе построения курса лежат следующие принципы:
- Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
- Педоцентрический принцип – определяет наиболее актуальные для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального, психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
- Культурологический принцип – понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.
- Принцип экологизации – определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.
- Принцип поступательности – обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
- Краеведческий принцип – обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музей и т.п.
Отбор конкретного естественнонаучного и обществоведческого содержания обучения подчинялся определенным требованиям.
1. Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.
2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитывалось следующее:
- уровень представлений, накопленных ребенком на эмпирической уровне, в том числе в дошкольном детстве;
- необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;
- зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;
- преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.
3. Конструирование содержания программы предполагало связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.
Особенности содержательных линий
- Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.
Темы: «Ты — первоклассник», «Твое здоровье»; «Кто ты такой»; «Земля — наш общий дом», «Человек — биологическое существо (организм)»
- Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.
Темы: «Ты — первоклассник»,, «Мы м вещи»; «Кто живет рядом с тобой»; «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)»; «Человек и общество»
- Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу. Темы: «Родная природа», «Мы — жители Земли»; «Человек — биологическое существо (организм)»
- Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что это значит «любить Родину», семья как ячейка общества. Темы: «Родная страна); «Твоя Родина — Россия» «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)), «Человек и общество, в котором он живет»
- История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, техника, культура и искусство в нашей стране. Темы: «Путешествие в прошлое», «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи»), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)», «Человек и общество, в котором он живет». Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета Окружающий мир адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса — определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются, в основном, искусственные — (учебные) ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на все его стороны — природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:
1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);
2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
Исходя из этого, обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоеме, в учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения Окружающего мира на уроках в классе (обучение идет с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного
учебного диалога.
Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства. Особенно важны уроки обобщения в четвертом классе, именно здесь систематизируются знания, полученные за все четыре года обучения, и создается возможность четко представить обобщенное видение исторических эпох:
«Древняя Русь», «Московское государство», «Россия», «Советская Россия», «Современная Россия».
К учебнику разработаны рабочие тетради, в которых представлены поисковые, исследовательские и творческие задания.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
- Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
- Человечество как многообразие народов, культур, религий.
- Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
- Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально – культурного многообразия России и мира.
- Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно – нравственной консолидации российского общества.
- ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально – нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко– культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МОУ «Луховский лицей» на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется в 1 классе- 66ч (2 ч в неделю, 33 учебных недели).
Результаты изучения учебного предмета
Таким образом, изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные цели представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли
России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:
- интеллектуальные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключалась в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивала формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
Содержание курса
1 класс
Ты — первоклассник
Универсальные учебные действия:
- определять время по часам с точностью до часа;
- анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения;
- воспроизводить домашний адрес, правила ДД и пользования транспортом;
- различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице;
- описывать назначение различных школьных помещений;
- конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке;
- реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.
Ты и здоровье
Универсальные учебные действия:
- демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.
Мы и вещи
Универсальные учебные действия:
- классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т.д.);
- ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта.
Родная природа
Универсальные учебные действия:
- описывать сезонные изменения в природе;
- определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности;
- устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
- описывать внешние признаки растения;
- характеризовать условия роста растения;
- выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей;
- различать животных по классам (без термина);
- сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных, различать животных по месту обитания.
Родная страна
Универсальные учебные действия:
- составлять небольшой рассказ о своей семье;
- взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос;
- различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; кратко рассказывать на тему «Что делают в …»;
- называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек;
- различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы;
- реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями.
Планируемые результаты обучения
1. К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:
- воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
- различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах;
- ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
- различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
- различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
- определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;
- устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
- описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
- сравнивать домашних и диких животных.
К концу обучения в первом классе учащиеся могут научиться:
- анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
- различать основные нравственно-этические понятия;
- рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
- участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка
природы.
Учебно-тематический план
№ Содержатель ная линия | Учебный материал | Кол-во часов | Прим. | |||
Контрольные и пров. работы | Экскурсии | Универсальные учебные дейчтвия | ||||
1. Ты перво классник | Школьник, ученик, правило, опасная и безопасная дорога, дорожный знак, | 4 ч | 2 |
| ||
2.Твои друзья-взрослые и дети | Правила общения, дружеские отношения | 6 ч | 1 |
| ||
2. Твоё здоровьё | Здоровье, органы чувств, время, час, день недели, гигиена, способы закаливания, гимнастика. | 7 ч | 1 | 1 |
| |
3.Мы и вещи | Мир профессий, предметы труда, уважение к труду, экономное отношение | 4 ч | 1 | 1 |
| |
4.Родная природа | Природа живая и неживая, виды животных (домашние и дикие, млекопитающие, земноводные и т.д) и растений ( хвойные, лиственные, смешанные леса, цветы и т.д.), способы охраны природы, Красная книга | 25 ч | 2 | 3 |
| |
5. Родная страна | Россия, символика России, столица, основные права и обязанности граждан России, виды транспорта, народное творчество | 20 ч | 2 | 2 |
знать полное имя, домашний адрес; | |
Итого | 66ч | 6 | 10 |
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата урока | |
план | факт | ||||
1. | Природа вокруг нас Нас окружает удивительный мир. Наш родной посёлок Луховка. ЭКСКУРСИЯ | 1 | Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу). Оценивать конкретные примеры поведения в природе. | ||
2. | Я – школьник Давай познакомимся | 1 | Познакомиться с учителем и одноклассниками. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. | ||
3. | Я – школьник Мы – школьники | 1 | Познакомиться с правилами поведения в школе. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе. | ||
4. | Я – школьник Правила поведения в школе. Наш лицей. ЭКСКУРСИЯ | 1 | Понимать сущность взаимоотношений с одноклассниками и учителем, дорожить ими и поддерживать их. | ||
5. | Времена года Сентябрь – первый месяц осени. | 1 | Пересказывать и понимать тексты о природе. Характеризовать признаки времен года Группировать (классифицировать) овощи и фрукты по отличительным признакам. | ||
6. | Природа неживая и живая Что нам осень подарила. Наблюдения за изменениями в природе. ЭКСКУРСИЯ | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию Характеризовать признаки времён года. Исследовать дары осени | ||
7. | Природа неживая и живая Грибная пора | 1 | Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей. Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности). | ||
8. | Моя Родина Семья. Взаимоотношения в семье. | 1 | Уметь различать основные нравственно-этические понятия (сочувствие – равнодушие, трудолюбие – леность). Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями. | ||
9. | Родной край – частица Родины О маме | 1 | Поддерживать семейные традиции. Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных. | ||
10 | Родной край – частица Родины Любимые занятия. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию Подготовить рассказ о своих любимых занятиях | ||
11 | Моя Родина Воскресный день. | 1 | Приводить примеры о ведении общего хозяйства, обязанностях членов семьи; заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных. Работать с текстом и иллюстрациями учебника. | ||
12 | Значение труда для человека и общества Как из зерна получилась булка | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию Рассуждать о профессиях, связанных с сельским хозяйством. Оценивать яркое проявление профессионального мастерства и результатов труда | ||
13 | Природа вокруг нас Человек и домашние животные | 1 | Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние – дикие. Характеризовать диких и домашних животных (на примере своей местности). | ||
14 | Времена года Октябрь уж наступил | 1 | Описывать сезонные изменения в природе. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Пересказывать и понимать тексты о природе. | ||
15 | Природа неживая и живая Явления природы. Проверь себя | 1 | Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние. | ||
16 | Моя Родина Где ты живешь. Памятные места города Саранска. ЭКСКУРСИЯ | 1 | Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях города. Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения. | ||
17 | Правила безопасной жизнедеятельности Правила поведения на дорогах. Беседа по | 1 | Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Анализировать ситуации во время экскурсии по городу (району): безопасное поведение на дороге. Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения. | ||
18 | Значение труда для человека и общества Ты и вещи | 1 | Уметь ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами; убирать учебное место после занятий. | ||
19 | Значение труда для человека и общества Кто работает ночью | 1 | Моделировать правила пользования телефоном. Записывать телефоны экстренной помощи. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону. | ||
20 | Тело человека Что такое здоровье | 1 | Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. | ||
21 | Тело человека Твои помощники – органы чувств | 1 | Характеризовать основные функции органов чувств Анализировать основные правила здорового образа жизни. | ||
22 | Правила безопасной жизнедеятельности Правила гигиены | 1 | Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. | ||
23 | Я – школьник О режиме дня | 1 | Оценивать, в какой мере выполняется режим дня. Работать в группах по составлению режима дня Определять время по часам с точностью до часа. Оценивать, в какой мере выполняется режим дня. | ||
24 | Я – школьник О времени и часах Проверь себя | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию Ориентироваться по часам . | |||
25 | Правила безопасной жизнедеятельности Урок в спортивном зале | 1 | Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. Развивать ловкость, быстроту. Моделировать и оценивать правила поведения в спортивном зале | ||
26 | Времена года Ноябрь – зиме родной брат. | 1 | Характеризовать признаки времен года. Описывать сезонные изменения в природе. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии. Пересказывать и понимать тексты о природе. | ||
27 | Времена года Дикие животные | 1 | Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года. Пересказывать и понимать тексты о природе. | ||
28 | Природа вокруг нас Звери – млекопитающие. Животные мордовских лесов | 1 | Описывать внешний вид, характерные особенности животных, способы питания, условия, необходимые для жизни животных. Различать животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. | ||
29 | Времена года Что мы знаем о птицах Птицы Мордовии | 1 | Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года. Пересказывать и понимать тексты о природе. | ||
30 | Родной край – частица Родины Родной край. Макаровский монастырь. ЭКСКУРСИЯ | 1 | Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Находить на карте России родной регион. | ||
31 | Моя Родина Дом, в котором ты живешь | 1 | Уметь называть основные учреждения культуры, быта, образования; выполнять задания на развитие смекалки, наблюдательности. | ||
32 | Значение труда для человека и общества Зачем люди трудятся. Уважение к труду людей. Где работают наши родители. ЭКСКУРСИЯ в ГУП РМ «Тепличное» (Консервный цех) | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию Оценивать яркое проявление профессионального мастерства и результатов труда Моделировать профессиональные ситуации | ||
33 | Времена года В декабре, в декабре все деревья в серебре. Наблюдения за изменениями в природе. ЭКСКУРСИЯ | 1 | Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года. Проводить групповые наблюдения. Пересказывать и понимать тексты о природе. | ||
34 | Природа неживая и живая Какая бывает вода Проверь себя | 1 | Характеризовать свойства воды. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Характеризовать свойства воды. | ||
35 | Человек – член общества О дружбе. Как нужно относиться к друзьям. | 1 | Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста. Оценивать реальные и игровые ситуации общения. Моделировать правила пользования телефоном | ||
36 | Человек – член общества Идем в гости | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию Моделировать ситуацию похода в гости. Различать формы поведения в гостях | ||
37 | Моя Родина С Новым годом! | 1 | Уметь активно работать самостоятельно, в команде, проявлять творчество и находчивость. Собирать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России. | ||
38 | Времена года Январь – году начало, зиме середина | 1 | Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». Пересказывать и понимать тексты о природе. | ||
39 | Природа вокруг нас Хвойные деревья. Названия, внешний вид. | 1 | Характеризовать хвойные деревья по иллюстрациям (наблюдениям). Делать выводы. | ||
40 | Природа вокруг нас Жизнь птиц. Проверь себя | 1 | Описывать внешний вид, характерные особенности представителей птиц (на примере своей местности). Различать животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. | ||
41 | Наша Родина – Россия, Российская Федерация Наша страна – Россия. Наша Республика Мордовия. | 1 | Уважать, узнавать и описывать государственные символы. Знать и применять правила прослушивания и исполнения гимна России. Объяснять основные изображения Государственного герба России. Прослушивать гимн. Декламировать (петь) Гимн РФ. | ||
42 | Природа неживая и живая Богата природа России. Чем богат Мордовский край | 1 | Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения. | ||
43 | Наша Родина – Россия, Российская Федерация Мы – граждане России. Какие народы проживают в Мордовии | 1 | Уважать и описывать обычаи народов России. Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов | ||
44 | Наша Родина – Россия, Российская Федерация Народная сказка. Устное народное творчество мордовских народов | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию Анализировать литературные сказки, различать авторские от народных. | ||
45 | Времена года Февраль – месяц метелей и вьюг | 1 | Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». Описывать сезонные изменения в природе. | ||
46 | Природа вокруг нас Звери – млекопитающие | 1 | Описывать внешний вид, характерные особенности животных, способы питания, условия, необходимые для жизни животных. | ||
47 | Природа вокруг нас Наш уголок природы | 1 | Анализировать влияние современного человека на природу, Оценивать примеры зависимости благополучия жизни от состояния природы. Моделировать ситуацию ухода за домашними животными. | ||
48 | Наша Родина – Россия, Российская Федерация Мы – граждане России Проверь себя | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию Отвечать на итоговый вопросы и оценивать свои достижения на уроке | ||
49 | Человек – член общества О правилах поведения | 1 | Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста. Оценивать реальные и игровые ситуации общения. | ||
50 | Моя Родина 8 Марта – праздник всех женщин | 1 | Уметь активно работать самостоятельно, в команде, проявлять творчество и находчивость. Собирать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России. | ||
51 | Времена года Март - капельник Наблюдения за изменениями в природе. ЭКСКУРСИЯ | 1 | Характеризовать признаки времен года. Проводить групповые наблюдения. Пересказывать и понимать тексты о природе. | ||
52 | Правила безопасной жизнедеятельности Здоровая пища. Режим питания. | 1 | Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. | ||
54 | Я – школьник Какое бывает настроение | 1 | Чувства и эмоции. Учимся владеть собой. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. | ||
55 | Времена года Апрель – водолей. | 1 | Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года. Пересказывать и понимать тексты о природе. | ||
56 | Природа неживая и живая Весенние работы | 1 | Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Выращивание растения в группе (из семя, листа). | ||
57 | Значение труда для человека и общества Кто работает на транспорте. | 1 | Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом. Знать профессии людей, связанных с транспортом | ||
58 | Моя Родина День космонавтики | 1 | Уметь активно работать самостоятельно, в команде, проявлять творчество и находчивость. Собирать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России. | ||
59 | Времена года Май весну завершает, лето начинает. | 1 | Характеризовать признаки времен года. Описывать сезонные изменения в природе. | ||
60 | Природа вокруг нас Жизнь земноводных весной | 1 | Характеризовать способы развития земноводных (на примере лягушек). Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (на реке и озере). | ||
61 | Человек – часть природы Животное – живое существо | 1 | Анализировать влияние современного человека на природу. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. | ||
62 | Времена года Скоро лето | 1 | Характеризовать признаки времен года. Пересказывать и понимать тексты о природе. | ||
63 | Времена года Скоро лето. Особенности лета в нашей местности | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию Анализировать изменения в природе весной. | ||
64 | Правила безопасной жизнедеятельности Ты – пешеход. Улицы нашего посёлка. Наблюдения за изменениями в природе. ЭКСКУРСИЯ | 1 | Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Анализировать ситуации во время экскурсии по городу (району): безопасное поведение на дороге. Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения. | ||
65 | Правила безопасной жизнедеятельности Ты - пешеход | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию Обсуждать коллективно необходимость соблюдения правил дорожного движения | ||
66 | Я – школьник Урок-экзамен Проверь себя | 1 | Самоконтроль и самооценка | ||
Итого | 66 ч |
Материально-техническое обеспечение учебного
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во | Примечание |
Книгопечатная продукция | ||
1.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 2. Примерные программы по учебным предметам 3. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». Под редакцией Н.Ф.Виноградовой (пособие для учителя) 4.Планируемые результаты начального общего образования 5. «Окружающий мир» 1 класс. Учебник. Автор Н.Ф. Виноградова. М. Вентана-Граф . 2013 6. Окружающий мир. Рабочие тетради №1,2, 2 класс. Автор Н.Ф.Виноградова М.Вентана-Граф . 2013 7. Окружающий мир. Методическое пособие. Автор Н.Ф.Виноградова., М.: Вентана-Граф . 2013 8. Окружающий мир. Комментарии к урокам. Пособие для учителя. Автор Н.Ф.Виноградова. М. Вентана-Граф . 2013 9. Задания для школьных олимпиад. О.Пупышева. М.: ВАКО.2010 10. Интеллектуальный марафон. Т.Максимова, М.: ВАКО, 2010 11. Я иду на урок. Природоведение. М.: 1 сентября. 1999 12. . Электронные УМК. Энциклопедия Кирилла и Мефодия «Уроки окружающий мир 1-2 классы». 13 Деятельностный метод обучения. И. Корбанова. Волгоград, Учитель, 2008 14. Проектная деятельность учащихся. М.Господникова. Волгоград, Учитель, 2011 | Д Д Д К К Д Д,К Д Д Д К Д Д | |
Печатные пособия | ||
Географические настенные карты: Физическая карта Карта полушарий Природные зоны России Таблицы природоведческого содержания для 1-4 класса ( 40 шт) Животные (набор иллюстраций) Лесные обитатели (набор иллюстраций) Домашние и дикие животные (набор иллюстраций) Правила дорожного движения (набор иллюстраций) Ягоды ( набор иллюстраций) Цветы (набор иллюстраций) Таблицы по ОБЖ: Дорожные знаки и дорожная разметка Безопасность в доме и квартире Как уберечься от травм в быту Что делать, если захватили в заложники Первая медпомощь при ушибах и небольших порезах Таблицы: Основы православной культуры (1-4 класс) 12 таб Таблицы для 2 класса: Знакомство с окружающим миром 14 шт | Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д | В библиотеке В библиотеке В библиотеке В библиотеке В библиотеке В библиотеке В библиотеке |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | ||
Электронное приложение к учебнику 1 класс (Диск CD-ROM) | К | |
Технические средства обучения | ||
Экспозиционный экран. Персональный компьютер Мультимедийный проектор | Д Д Д |
Экранно-звуковые пособия | ||
Презентации по предмету: С кем дружит ель? В гости к весне Какие бывают животные? Правила дорожного движения Путешествие по компьютерному городу Зима Кто такие птицы? Домашние животные Мир вокруг нас Ребятам о зверятах Правила пожарной безопасности Огонь друг или враг? Дары леса Чёрная книга Санкт-Петербург Мир вокруг нас Грибы Лес Животные и растения весной Красная книга Пруд | Д | |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | ||
Термометры для измерения температуры воздуха, воды. Термометр медицинский. Лупа. Компас. Микроскоп . Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций Муляжи овощей, фруктов, грибов | Д Д Ф Д Д Д Д | Каб №205 Каб №203 |
Натуральные объекты | ||
Коллекция «Известняки» Коллекция «Образцы металлов» Коллекция «Гранит» Коллекция «Хлопок» Коллекция «Шерсть» Коллекция «Лён» Гербарии культурных и дикорастущих растений Живые объекты (комнатные растения) Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования | Д Д Д Д Д Д Д Д К |
Оборудование класса | ||
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Подставки для книг, держатели для карт и т. п. | Ф Д Д Д Д | В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами |
Литература
1. Закон об образовании
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М: Просвещение, 2010
3.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа /сост.Е.С.Савинов/.-М.: Просвещение, 2010г
4.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2011г
5.Планируемые результаты начального общего образования /под ред.Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011г
6.Концепция эдуховно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А. 7.Данилюк, А.Кондаков., М.: Просвещение, 2011
7. Планируемые результаты начального общего образования
8.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе, под ред.Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011г
9.Проектные задачи в начальной школе, под ред. А. Воронцова. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010
10. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе, под ред. А Асмолова. – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011г
11.Сборник рабочих программ «Школа России»; М.: Просвещение, 2011г.
12. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». Т.Н.Максимова, М.: ВАКО, 2012
13.«Я познаю мир» (энциклопедия)
14. Итоговые комплексные работы 2 класс. О.Логинова. М.; Просвещение, 2010
15. Задания для школьных олимпиад. О. Пупышева. М.: ВАКО.2010
16. Интеллектуальный марафон. Т.Максимова, М.: ВАКО, 2010
17. . Я иду на урок. Природоведение. М.: 1 сентября. 1999
18. Деятельностный метод обучения. И. Корбанова. Волгоград, Учитель, 2008
20.Проектная деятельность учащихся. М.Господникова. Волгоград, Учитель, 2011
21. «Окружающий мир» 1 класс. Учебник. Автор Н.Ф. Виноградова. М. Вентана-Граф . 22.А. А. Плешаков. Рабочая тетрадь. 2 класс. М. Просвещение. 2011
22. Окружающий мир. Методическое пособие. Автор Н.Ф.Виноградова., М.: Вентана-Граф . 2013
23. Окружающий мир. Рабочие тетради №1,2, 2 класс. Автор Н.Ф.Виноградова М.Вентана-Граф .
24. Окружающий мир. Комментарии к урокам. Пособие для учителя. Автор Н.Ф.Виноградова. М. Вентана-Граф . 2013
25. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». Под редакцией Н.Ф.Виноградовой (пособие для учителя)
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа УМК "Начальная школа XXI века" с учетом изменения ФГОС второго поколения
Программа разработанна творческой группой учителей работающих по УМК "Начальная школа XXI века", руководителем которой я являюсь.PROGRAMMA.docx - Word 2007, 2010PROGRAMMA_Word_2003.doc - Word 200...
Рабочая программа УМК "Начальная школа XXI века" 2 класс
Программа разработана с учетом требований ФГОС второго поколения...
Рабочая программа 1 класс " Школа 21 века"
Рабочая программа 1 класс, " Школа 21 века"...
Рабочие программы 1 класс "Школа 21 века"
Рабочие программы 1 класс под редакцией Виноградовой Н.Ф. составлены с учетом новых стандартов ФГОС. Подробно расписаны пояснительные записки, требования к уровню подготовки учащихся...
Рабочие программы 1 класс "Школа 21 века"
Рабочие программы 1 класс под редакцией Виноградовой Н.Ф. составлены с учетом новых стандартов ФГОС. Подробно расписаны пояснительные записки, требования к уровню подготовки учащихся...
Рабочая программа 1класс "Начальная школа 21 века"
рабочая программа в соответсвии с ФГОС...
Рабочая программа 1класс УМК "Школа России"
Рабочая программа 1класс...