Межпредметные связи курсов «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики»
календарно-тематическое планирование по теме
Цель данной работы - внести изменения в тематическое планирование курса «Окружающий мир» в 1-3 классах в соответствие с темами курса «Основы религиозных культур и светской этики».
В соответствии с поставленной целью были намечены следующие задачи:
- проанализировать методические материалы курсов повышения квалификации по программе «Актуальные вопросы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»» и программу «Окружающий мир» Поглазовой О. Т. (система «Гармония»);
- сравнить тематическое планирование по курсам;
- сопоставить темы и внести изменения в тематическое планирование курса «Окружающий мир» в 1-3 классах в соответствие с ценностными ориентирами и принципами отбора содержания учебного предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Квасова В.В. Впускная работа на курсах по ОРКСЭ | 52.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт
развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Кафедра воспитательной работы, дополнительного образования и
технологии
Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения
квалификации по программе «Актуальные вопросы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»»
Тема: «Межпредметные связи курсов «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики»».
Выполнена: Квасовой Верой Владимировной,
учителем начальных классов
высшей квалификационной категории
МКОУ СОШ № 4 с. Московского
Изобильненского района
Ставропольского края
Руководитель:
Пикалова Ольга Николаевна, руководитель
кафедры воспитательной работы и
дополнительного образования, к.п.н.
г. Ставрополь, 2013
Введение
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России» сформулирована цель, на достижение которой направлен процесс образования и воспитания школьников - формирование
высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, патриота. Достижению этой цели способствует реализация в общеобразовательных учреждениях Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, которая активизирует воспитательный потенциал всех школьных предметов, начиная с 1 класса.
Содержание предметов «Окружающий мир», « Литературное чтение» и курса «Основы религиозных культур и светской этики» особенно учитывают принципы, изложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Причём по месту в учебном плане и по своему содержанию курс ОРКСЭ служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников: дополняет культуроведческие и обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы, и предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История».
Одним из важных условий эффективности работы учителя, перед которым и требованиями ФГОС НОО, и его собственной профессиональной педагогической позицией поставлена задача духовно-нравственного развития
личности младших школьников является реализация межпредметных связей двух курсов - «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики».
Актуальность темы определяется тем, что, во-первых, последнее время в школу приходят работать молодые специалисты, у которых вызывает затруднение составление рабочей программы по предметам. Совершенствование содержания образования невозможно без учета межпредметных связей - одного из важнейших критериев отбора и координации учебного материала в программах родственных дисциплин. Во-вторых, задачи современного воспитания нацеливают на усиление моральных акцентов в изучении гуманитарных предметов. Особое внимание уделяется развитию этических и эстетических понятий (добро, зло, долг, совесть, честь, достоинство, ответственность перед обществом, смысл жизни и счастья, прекрасное и безобразное), которые способствуют формированию нравственно-эстетических идеалов, эмоционально-волевой сферы личности.
Цель данной работы - внести изменения в тематическое планирование курса «Окружающий мир» в 1-3 классах в соответствие с темами курса «Основы религиозных культур и светской этики».
В соответствии с поставленной целью были намечены следующие
задачи:
- проанализировать методические материалы курсов повышения квалификации по программе «Актуальные вопросы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»» и программу «Окружающий мир» Поглазовой О. Т. (система «Гармония»);
- сравнить тематическое планирование по курсам;
- сопоставить темы и внести изменения в тематическое планирование курса «Окружающий мир» в 1-3 классах в соответствие с ценностными ориентирами и принципами отбора содержания учебного предмета.
Теоретическая значимость состоит в том, что проведённая работа позволит расширить и уточнить знания об особенностях преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Практическая значимость: работа может быть использована в практике начальной школы учителями в процессе формирования профессиональной компетенции.
Примерное тематическое планирование межпредметных связей курсов «Окружающий мир» (система «Гармония ») и «Основы религиозных культур и светской этики» в 1-3 классах.
Используемый в УМК «Окружающий мир» культурологический подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявлять отдельные значимые аспекты в системе ценностных ориентиров, которые представлены в целостном содержании курса. Постепенно, шаг за шагом, с учетом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержание курса «Окружающий мир».
При этом следует учитывать то обстоятельство, что при современном месте курса «ОРКСЭ» в системе дисциплин начальной школы (локализация в 4 классе) работа с его проблематикой носит, во-первых, пропедевтический
характер; во-вторых, глубина погружения в эту проблематику зависит от многих конкретных условий: от национально-региональных и этноконфессиональных особенностей региона, в котором расположена школа; от типа образовательного учреждения; от уровня включенности его в социокультурную инфраструктуру и степени развития его связей с социальными партнерами, в том числе - с представителями конфессий; и, конечно, от общекультурной и профессиональной компетентности педагога. Поэтому для некоторых тем по курсу «Окружающий мир» предлагаютсядля интеграции темы из курса «ОРКСЭ» из нескольких модулей.
Своеобразными «точками роста», определяющими начало и развитие
межпредметных связей, становятся учебники каждого класса и электронное
приложение к ним. В них выстроена логика и периодичность системного обращения к тому или иному ракурсу в духовно-нравственной проблематике,
к фактам, реалиям, формам воплощения духовно-культурных ценностей. От учителя и конкретных особенностей контингента учащихся зависит глубина раскрытия этой проблематики. Но в любом случае названные «точки роста» обеспечивают необходимый уровень формирования представлений о многообразии и богатстве духовно-нравственного потенциала, заложенного в культуре разных народов России.
Обратимся к конкретной тематике, на основе которой может быть
выстроена система межпредметных связей курсов «Окружающий мир» и «ОРКСЭ». Следует оговорить, что для каждого класса будет приведено не
всё тематическое планирование, а лишь те темы, которые предлагается интегрировать с темами «ОРКСЭ».
1 класс
№ | Тема курса «Окружающий мир» | Тема курса «ОРКСЭ» (модуль) | Решаемые проблемы |
1 | Уроки общения. | Культура и мораль. (Основы светской этики) | Какого человека называют культурным. Что нужно делать, чтобы стать культурным ребёнком. Что такое моральные нормы. |
2 | Уроки вежливости. | Этикет. (Основы светской этики) | Кого называют воспитанным человеком. Что такое этикет. Какой самый важный способ общения между людьми. Какие слова называют волшебными. Почему нужно просить прощения за свои проступки. На что могут обижаться взрослые. |
3 | Родной город (село, край), его памятные места. | Святыни православия, ислама, буддизма, иудаизма. (Основы буддийской культуры) | Какие достопримечательности можно посмотреть в родном краю. Почему в России нет одинаковых городов. Что такое святыни. Какие памятные, святые места есть в вашем городе, как за ними ухаживают. |
4 | Памятники культуры, бережное отношение к ним. | Искусство в религиозной культуре. (Основы мировых религиозных культур) | Какие творения людей становятся памятниками культуры. Какие памятники культуры есть у разных народов России. Важность бережного отношения к старинным памятникам. |
2 класс
№ | Тема курса «Окружающий мир» | Тема курса ОРКСЭ (модуль) | Решаемые проблемы |
1 | Как мы общаемся. Правила этикета. | Особенности морали. Этикет. (Основы светской этики) | Для чего люди общаются. Какими бывают формы общения. Какого человека называют культурным, как им стать. Какие правила этикета надо соблюдать в общественных местах. |
2 | Физическая и духовная красота человека. | Добродетели и пороки . (Основы светской этики) Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. (Основы иудейской культуры) Долг, свобода, ответственность, труд.(Основы мировых религиозных культур) | Какого человека можно назвать красивым, как им стать. Какого человека можно назвать нравственным. Какие поступки людей мы считаем порочными. Когда у человека бывает хорошее настроение, почему оно может испортиться. Влияет ли настроение на успехи в учёбе, на взаимоотношения с окружающими людьми. |
3 | Друзья, их значение в жизни людей. | Дружба и взаимопомощь. (Основы исламской культуры) Свобода и ответственность. (Основы светской этики) | Кого можно назвать другом. Как поступают настоящие друзья. Какого человека можно назвать ответственным. |
4 | Семья. Родственники. | Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества . (Основы светской этики) Родители и дети. Отношение к старшим. (Основы исламской культуры) | Что такое семья. Какими бывают семьи. Кого называют родственниками. Какие отношения между родственниками можно назвать нравственными. Как составить родословную семьи. |
5 | Семейные заботы. | Нравственный поступок. (Основы светской этики) Российские православные, исламские, буддийские, иудейские, светские семьи: общее и особенное. (Основы буддийской культуры) | Что такое поступок? Как управлять своими поступками. Какую семью можно назвать дружной. Какие есть обязанности у членов семьи. |
6 | Семейные традиции. | Семейные праздники. (Основы светской этики) Традиции гостеприимства. (Основы исламской культуры) | Что такое семейные традиции, какими они могут быть. |
7 | Родина. Родной край. Россия – многонациональное Государство. | Россия - наша Родина. (Основы светской этики) | Что такое Родина и малая родина. Чем отличается Россия от других стран мира. Почему Россия - многонациональное Государство. Кого называют гражданином России. |
8 | Разнообразие музеев. Экспонаты музеев. | Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфес-сионального народа России. (Основы иудейской культуры) | Что такое музей и для чего он нужен. Какими бывают музеи, какие экспонаты в них хранятся. О чём можно узнать в музеях. Чем важна профессия археолог. |
9 | Мир искусства. Художествен-ное творчество человека. | Искусство в буддийско культуре. (Основы буддийской культуры) | Что, кроме жилища, пищи, одежды, ещё необходимо человеку в жизни. Что такое искусство, какими его видами занимаются люди. |
3 класс
№ | Тема курса «Окружающий мир» | Тема курса ОРКСЭ (модуль) | Решаемые проблемы |
1 | Старинный календарь | Буддийский календарь. (Основы буддийской культуры) Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности. (Основы иудейской культуры) Праздники и календари (Основы мировых религиозных культур) | Зачем нужен календарь. Каким был старинный календарь. Чем отличается месяцеслов наших предков от современного календаря. Все ли календари одинаковые, чем они отличаются. |
2 | Осенняя пора в жизни людей. Осень в жизни наших предков | Отношение к природе. (Основы буддийской культуры) | Чем характерна осенняя пора в жизни людей. Чем осенние работы отличаются от летних работ. Какой была осень в жизни наших предков. Какие традиции и обычаи были у них во время уборки урожая и после её завершения. Как в старину дети помогали взрослым в страду, как помогают сегодня. |
3 | Почва - кормилица | Отношение к труду и природе в православии, исламе, буддизме, иудаизме, светской этике (Основы буддийской культуры) | Какое значение имеет почва для человека. Что может разрушить плодородие почвы, как его сохранять. Как обрабатывали почву и сохраняли её плодородие наши предки. |
4 | Как провожали зиму наши предки | Пасха (Основы православной культуры) | Когда наступает зима в нашей местности, какие весенние явления наблюдались на экскурсии. Какие явления происходят в жизни растений и животных весной. Как в старину провожали зиму, встречали весну. Почему празднуют Масленицу и Пасху. |
5 | Наука история, исторические источники. | Как христианство пришло на Русь. (Основы православной культуры) | Кого мы называем нашими предками. Что изучает наука история. Какие исторические источники помогают узнать о прошлом людей. Как христианство пришло на Русь. |
6 | Природа в жизни наших предков. | Отношение христиан к природе. (Основы православной культуры) | Какое значение имела природа в жизни наших предков. Чем занимались в старину наши предки. Чему поклонялись, во что веровали люди в далёкие времена. |
7 | Образ жизни наших предков. | Любовь и уважение к Отечеству. (Основы православной культуры) | Какой край называют родным. Какие народы живут в нашем крае. Почему разными были старинные жилища. Какие дома строили в давние времена в нашей местности. Какие старинные традиции сохранились в родном крае. |
8 | Жизнь на селе в давние времена. | Икона. (Основы православной культуры) | Какой была старинная сельская изба и утварь. Что такое красный угол в избе. Какими были порядки в семье в давние времена. Чем занимались крестьянские дети. Как помогали взрослым, во что играли. |
9 | Старинные города. | Храм. (Основы православной культуры) | Какими были старинные города. Чем отличаются храмы. Чем различались дома и утварь богатых горожан и простолюдинов. Почему важно сохранять памятники истории и культуры |
10 | Старинные ремёсла. | Христианин в труде. (Основы православной культуры) | Какими ремёслами занимались в давние времена. Что мастера делали из дерева. Какие ремёсла художественной росписи сохранились до наших дней. |
11 | Одежда наших предков. | Подвиг. (Основы православной культуры) | Какой была одежда жителей Руси в давние времена. Что можно было узнать о человеке по его одежде. Чем отличается одежда разных народов. Какой была одежда разных родов войск. Почему и как награждали героев. |
12 | Как учились дети в старину | Ценность образования и труда в православии, исламе, буддизме, иудаизме, светской этике (Основы исламской культуры) | Когда и какие появились на Руси школы. Какими были школьные принадлежности и одежда. Чем отличается современное образование от обучения детей в старину. |
Заключение
Итак, мы наглядно видим, что к 4 классу, когда наступит очередь курса «ОРКСЭ», будет подготовлена почва для восприятия его сложного духовного материала.
В 4 классе происходит выбор конкретного модуля курса «ОРКСЭ». И
педагог приступает к работе над освоением духовных ценностей одной из религиозных культур. Либо знакомит детей с 4 традициями мировых религиозных культур. Или представляет детям этические основы внерелигиозной культурной традиции, которая все же по мере своего развития впитала в себя лучшие этические достижения человечества, в том числе, и выработанные под воздействием определенных религиозных воззрений. А программа курса «Окружающий мир» в 4 «перекликается» с курсом «ОРКСЭ» следующими темами:
- Природные зоны и природные сообщества, в рамках которой рассматриваются условия жизни и занятия коренного населения всех уголков России.
- Важнейшие события в истории Отечества, где дети продолжают знакомство с историческими событиями, происходящими в России в 10-20 веках.
- Материки, океаны, страны и народы Земли, которая расширит представление детей об одежде, жилищах, занятиях, традициях коренных народы континентов.
Это помогает выстроить систему духовно-нравственных ориентиров младших школьников, объединив для повышения эффективности процесса воспитательный потенциал двух предметных областей так же, как и соответствующие возможности всех дисциплин первой ступени общего образования.
Литература:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 28.04.2009 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
3. Федеральный закон Российской федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден и введен в действие приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом от 05.032004 № 1089».
6. Данилюк, А.Я. Стандарты второго поколения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России./ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.: Просвещение, 2009.
7. Данилюк, А.Я. Основы религиозных культур и светской этики: программы общеобразоват. учреждений: 4-5 кл./ А.Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2010.
8. Метлик, И.В. Духовно-нравственное и гражданское воспитание в школе: особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе.//Воспитание школьников. № 2 - 2012.
9. Новицкая, М.Ю. Межпредметные связи курсов «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики»./ М.Ю. Новицкая.- Москва, ФГАУ «Федеральный институт развития образования Минобразования и науки РФ».
10. Основы буддийской культуры: 4-5 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений/ В.Л. Чимитдоржиев. - М.: Просвещение, 2010.
11. Основы исламской культуры: 4-5 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений/ Д.И. Латышина, М.Ф. Муртазин. - М.: Просвещение, 2010.
12. Основы иудейской культуры: 4-5 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений/ М.А. Членов, Г.А. Миндрина, А.В. Глоцер. - М.: Просвещение, 2010.
13. Основы мировых религиозных культур: 4-5 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / А.Л. Беглов и др.. - М.: Просвещение, 2010.
14. Основы православной культуры: 4-5 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений/ А.В. Кураев. - М.: Просвещение, 2010.
15. Основы религиозных культур и светской этики: кн. для учителя: 4-5 кл.: справ. материалы для обшеобразоват. учреждений./ под ред. В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. - М.: Просвещение, 2010.
16. Основы светской этики: 4-5 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений/ [А.Я.Данилюк]. - М.: Просвещение, 2010.
17. Покасов, В.Ф. Методические рекомендации по сопровождению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательные учреждения в Ставропольском крае./ В.Ф. Покасов - Ставрополь, ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2013.
18. Программы общеобразовательных учреждений. Окружающий мир: Программа. 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1-4 классы / О.Т. Поглазова. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013.
19. Сергеева, В.П. Духовно-нравственное воспитаниет - основа формирования личности. Методическое пособие./ В.П. Сергеева. - М.: УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"
Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...
Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль «Основы светской этики»)
Основы религиозных культур и светской этики Модуль: «Основы светской этики»Класс: 4.№ урока: 13.Тема: Альтруизм и эгоизм.Цель: формирование представлений об альтруизме и милосердии, к...
Порядок выбора родителями школьников модуля комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основам религиозных культур и светской этики»
Порядок выбора родителями школьников модуля комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основам религиозных культур и светской этики»...
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для 4 класса
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание ...
Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Связь культуры и религии»
Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Связь культуры и религии»...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...
Урок- конспект по курсу ОРК и СЭ (Основы религиозных культур и светской этике)
Знакомство учащихся с основными определениями понятий «добро» и «зло»....