Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных учреждений.
материал по теме
Моя работа о том какое место в начальной школе должно занимать портфолио.Которое выступает как средство самообразования, самопознания и самоактуализации личности.Портфолио формирует у учащихся культуру мышления,логику, умение анализировать, обобщать систематизировать, классифицировать.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений.
Самооценка — важная часть образования. Самооценка регулирует поведение и деятельность человека, определяет его успешность в будущем. Переход от оценки учителя к самооценке важен для превращения ученика в активного субьекта обучения. Одна из основных функций учителя в обучении это управление познавательной деятельностью учащихся. На разных этапах обучения ученик должен выступать в роли учителя. В нашем случае это означает, что он должен сам, исходя из определённых критериев, оценивать свою познавательную деятельность. И чем чаще ученик занимается самооценкой, тем увереннее он становится субъектом обучения.
Согласно энциклопедическому словарю, «самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей; один из важнейших регуляторов поведения личности». [5] Средством формирования адекватной самооценки являются технологии самооценивания. И одной из таких технологий является портфолио, а в частности портфолио ученика начальной школы.
Портфолио (от французского портэ-излагать, формулировать, нести и фолио-лист, страница) — досье, собрание достижений.
Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов в Соединённых Штатах Америки. В конце прошлого века идея применения портфолио в школе становится популярной во всем мире, в том числе и в России. Портфолио — одна из аутентичных, то есть наиболее приближенных к реальному состоянию, форм оценивания, которая ориентирована на процесс самооценивания.
В соответствии с концепцией модернизации российского образования школа должна создавать условия, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности. Одним из таких средств может стать портфолио. Использование накопительной системы оценивания ( портфолио), характеризует динамику индивидуальных образовательных достижений. Оценкой личностных результатов учащихся используемой в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ – по русскому языку, родному языку, математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.
Рабочего Портфолио представляет собой комплект печатных материалов формата А4, в который входят: листы-разделители с названиями разделов (Портрет, Рабочие материалы, Коллектор, Достижения); тексты заданий и инструкций; шаблоны для выполнения заданий; основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.
Рабочий Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как: способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для «встречи» школьника, учителя и родителя.
Преимущества рабочего Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:
- сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);
- содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего новые образовательные стандарты начальной школы;
- разделы Портфолио (Портрет, Рабочие материалы, Коллектор, Достижения) являются общепринятой моделью в мировой педагогической практике;
- учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;
Следовательно, портфолио является не только совместной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
1.Поддерживать высокую учебную мотивацию.
2.Поощрять активность и самостоятельность.
3.Расширять возможности обучения и самообучения.
4.Формировать адекватную самооценку.
5.Развивать навык рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся.
6.Формировать умения учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
В результате работы младших школьников с портфолио происходит смещение акцента с того, что ученик не знает и не умеет на то, что он знает и умеет.
Как же выглядит портфолио ученика начальной школы? Возможный вариант составления портфолио:
В качестве примера предлагаем вашему вниманию содержание Портфолио по оценке развития универсальных учебных действий, разработанный для 1 класса. Обращаем внимание, что задания, предлагаемые в Портфолио находятся в рабочих тетрадях и учебниках УМК. Можно воспользоваться этим вариантом и внедрить его в практику работы школы, но возможно и предложение своего варианта. |
Разделы рабочего Портфолио
Страницы раздела «Портрет»
- Мой портрет (знакомьтесь: это - я)
- Место для фото (или автопортрета)
- Напиши о себе (как умеешь):
Меня зовут___________________
Я родился ____________________ (число/месяц/год)
Я живу в ______________________
Мой адрес
Моя семья
- Нарисуй портрет своей семьи
- Родословное дерево
- Чем я люблю заниматься
- Я ученик
Выкладывается лист диагностики проведенной учителем на первых уроках в школе («напиши буквы, какие ты знаешь, цифры, нарисуй и т.д.») |
- Я могу делать
- Я хочу научиться в этом году…
- Я научусь в этом году
Составляется вместе с учителем на уроке
|
- Я читаю.
- Мой класс, мои друзья, мой первый учитель
- Мой распорядок дня
Время | Дела | Рисунок | |
Утро | |||
День | |||
Вечер |
- Я и мои друзья
Вопрос | Напиши | Нарисуй |
Чем я люблю заниматься? | ||
Какая игрушка у меня самая любимая? | ||
Сколько у меня друзей и как их зовут? | ||
Какой у меня самый любимый цвет? | ||
Какие поделки я очень хочу научиться мастерить? |
Страницы раздела «Коллектор»
- Правила поведения в школе
- Законы жизни класса
- Примерный список литературы для самостоятельного и семейного чтения.
- План – памятка Решения задачи
- Памятка «КАК УЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ»
- Памятка «РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ»
- Памятка, как поступать в стрессовых ситуациях (пожар, опасность и пр.)
- Памятка: Правила общения
Раздел «Рабочие материалы»
На каждый предмет имеется свой «файл», в него вкладываются диагностические работы.
Страницы раздела «Мои достижения»
- Моя лучшая работа
- Задание, которое мне больше всего понравилось
- Я прочитал ……. книг.
- Что я теперь знаю, чего не знал раньше?
- Что я теперь умею, чего не умел раньше?
- Мои цели и планы на следующий учебный год:
- Чему я еще хочу научиться?
- Какие книги прочитать?
- Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях
- Мои проекты
- Продукты совместного творчества (с родителями, одноклассниками)
Применение Рабочего Портфолио в учебном процессе начальной школы предполагает: - наличие квалифицированных педагогических кадров, имеющих представление об основных принципах нового образовательного стандарта начальной школы и готовых к инновационной деятельности; - необходимое количество комплектов Портфолио соответствующее количеству учеников в классе; - папки-органайзеры с прозрачными файлами для хранения материалов. |
Ещё один вариант составления портфолио:
1.Титульный лист.
Содержит основную информацию ( фамилия, имя, отчество, учебное заведение,
класс) контактную информацию и фото ученика. Важно дать ребёнку выбрать самому фотографию для титульного листа, т.е. Показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.
2.Разрешите представиться.
- Мой автопортрет (в лучах солнца)
- Резюме
- Эссе
3.Мой мир.
Здесь можно представить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:
-Моё имя.
Информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
-Моя семья
-Мой город
-Мои друзья
-Мои увлечения
-Моя школа
-Мои любимые школьные предметы.
-Мои задачи на новый год.
4.Моё творчество
В этот раздел ребёнок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи, фотографии удачных поделок.
5.Мои исследования и открытия.
Здесь представлены научные, опытнические и исследовательские работы ребенка.
6.Моя учеба.
Представлены удачные контрольные работы, диктанты, олимпиады, график роста скорости чтения, проекты, отзывы о прочитанных книгах.
7.Мои поручения или моя общественная работа.
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности, можно
отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль
в школьном спектакле, читал стихи на линейке, участвовал в спортивном мероприятии....Вариантов очень много. Оформить этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.
7.Мои впечатления.
В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершении экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления.
8.Мои достижения
Здесь размещаются грамоты, дипломы, сертификаты, благодарственные письма.
Причем в начальной школе не стоит разделять по важности успеха, а лучше расположить всё в хронологическом порядке.
9.Заключительный раздел «Отзывы и пожелания»
В портфолио ученика начальной школы этот раздел включают не часто. А жаль! Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом и родителями его стараний. Возможно разместить здесь лист отзывов
а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например по итогам учебного года. Также сюда можно включить самоанализ. В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс, содержимое некоторых разделов можно полностью обновить, а некоторые только дополнять.
В заключении приведем слова В.А. Сухомлинского «Поставь перед собой 100 учителей, они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя, сам требовать». [6] А портфолио является мощным стимулом развития как самостоятельной оценочной деятельности, так и развития положительных личностных качеств в целом. Так давайте-же вместе будем поддерживать дух творчества и самостоятельности в наших детях!
Учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 37»имени Новикова
Гаврила Гавриловича
Ильина Инга Алексеевна.
Литература
1. Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка [Текст] / Ш. А. Амоношвили. - М.: Знание, 1980. - 280с.
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности [Текст] / В. Г. Асеев. – М., 2000. - 250 с.
3. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию [Текст] / Г. С. Абрамова – Екатеринбург, 1995. - 180 с.
4.Большой иллюстрированный словарь иностранных слов [Текст] : 17000 сл.- М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Русские словари», 2002.- 960 с.
5.Популярный энциклопедический словарь русского языка [Текст] : 55000 сл. - М., 2006. – 580 с.
6. Сухомлинский В. А. Избранное [Текст] / В. А. Сухомлинский. - М., 1998. - 380 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений"
Каждый учитель в своем классе ведет ПОРТФОЛИО. Я представляю, как должно выглядить портфолио при реализации ФГОС НОО....
Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений
Выступление на педагогическом совете. Из опыта работы по ФГОС НОО....
Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся
Прочитав данную статью Вы сможете проанализировать портфели достижений ваших обучающихся и может быть что-то подкорректируете. Хочу отметить, что структура портфеля достижений в каждой образовательной...
Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений
Показатель динамики образовательных достижений – один из основных показателей в оценке образовательных достижений. На основе выявления характера динамики образовательных достижений обучающихся можно о...
Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений»
Проект по теме самообразования....
Тема: «Портфель достижений, как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений»
скачать презентацию...
Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений
Материал может быть полезен учителям начальных классов. В докладе описывается опыт работы учителя с Портфолио, как инструментом оценки достижений ученика....