Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Материал может быть полезен учителям начальных классов. В докладе описывается опыт работы учителя с Портфолио, как инструментом оценки достижений ученика.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений
Ирина Николаевна Романова, учитель высшей квалификационной категории г.о. Саранск, МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №39»
Система оценки достижения планируемых результатов представляет собой один из инструментов реализации Требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает:
- вовлеченность в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся;
- комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Реализации поставленной цели способствует формирование высокого уровня положительной мотивации к обучению, творчеству и сознательному выбору жизненных приоритетов с помощью объективного фиксирования результатов индивидуальных достижений школьников в широком образовательном контексте. Таким средством является портфель достижений обучающегося. Цель портфолио – выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы.
В образовательном пространстве начальной школы портфолио используется как: накопительный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика, повод для “встречи” школьника, учителя и родителя.
Основными функциями портфолио являются:
- диагностическая – фиксирует изменения и рост за определённый период времени;
- целеполагания – поддерживает учебные цели;
- мотивационная – активизирует усилия всех субъектов образовательного процесса на его совершенствование в рамках формирования предметных, метапредметных и личностных результатов, позволяет акцентировать успехи каждого ученика;
- содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ;
- развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году, позволяет отслеживать продвижение ребенка в учебной и внеурочной деятельности; совершенствует рефлексивную культуру младшего школьника;
- рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений, анализ уровня учебно-познавательной деятельности.
- коррекционная - помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в собственной деятельности и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Кроме того, педагог, выстраивая процесс личностного самоопределения ребенка как цепочку последовательных достижений, включает его в познавательную, развивающую деятельность, осуществляемую в рамках школы, в деятельность по преодолению возможных негативных личностных проявлений, корректируя при этом семейное воспитание.
- информационная - сообщение о состоянии образовательных достижений конкретного ученика за определенный период обучения.
Работа с портфолио учащегося начальной школы ведется с помощью взрослых: педагогов и родителей.
Учитель:
- является консультантом и помощником, в основе деятельности которого - сотрудничество, обучение основам ведения портфолио; (на первом собрании учитель знакомит родителей с данной образовательной технологией, заручается их поддержкой)
- координирует деятельность в данном направлении: организует выставки, презентации портфолио, информирует обучающихся о конкурсах и форумах различного рода и уровня;
- способствует вовлечению обучающихся в различные виды деятельности;
- отслеживает индивидуальное развитие обучающегося;
- является ответственным за внедрение в образовательный процесс в рамках своих полномочий современного метода оценивания портфолио;
- подтверждает достоверность учебных достижений учащегося.
Родители:
- помогают в заполнении и оформлении портфолио;
- осуществляют контроль за исполнением портфолио.
Учителя нашей школы используют в своей практике технологию портфолио с 2002 года. Нами была разработана модель портфолио учащихся начальной школы (прописаны цели и задачи, определена структура, порядок комплектования и оценивания портфолио) и на педагогическом совете принято и утверждено Положение о накопительной системе оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений школьника в период его обучения в 1-4 классах. Такой комплект сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных достижений является обязательной составляющей рейтинга обучающегося. Кроме того, мы проводим конкурс портфолио среди учащихся 2-4 классов, целью которого является выявление и поддержка одаренности, творческого потенциала обучающихся в рамках самоопределения, индивидуального развития и совершенствования.
Структура портфолио
Первый блок – здесь помещается вводная информация о владельце портфолио (Могут быть разделы « Что я хочу рассказать о себе», «Мой портрет», «Моя родословная»).
Второй блок – учебная активность.
Третий блок – внеурочная деятельность.
Каждый из блоков включает в себя несколько разделов.
Обратимся к этапам работы, чтобы увидеть ступени формирования учебного портфолио.
Этапы программы:
Этапы | Время реализации |
I. Подготовительный | начало обучения в 1 классе |
II. Информационно-диагностический | начало и конец каждого года обучения |
III. Аналитический | в течение всего периода обучения в начальной школе |
IV. Обобщающий | 4 класс |
V. Заключительный (рефлексивный) | апрель – май, 4 класс |
Подготовительный этап включает в себя подготовку собственно рабочих папок; предполагает максимально полное информирование учащихся и их родителей о возможных вариантах оформления портфолио и его значимости в учебно-воспитательном процессе.
На информационно-диагностическом этапе проводятся стартовые и итоговые диагностические работы, позволяющие определить уровень остаточных и итоговых знаний учащихся за каникулярный период и учебный год соответственно, а также оценку сформированности универсальных учебных действий. Кроме того, учащиеся заполняют различные анкеты с неформальной информацией: рассказывают о себе, своих друзьях, любимых предметах, излагают свои представления о качествах, необходимых, по их мнению, для успешной деятельности, формулируют свои личные задачи в процессе саморазвития.
То есть, ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и интересов, ставит цели и анализирует достижения и проводит самоанализ итогов года.
На аналитическом этапе ведется работа по максимальному обеспечению «папки достижений» официальными и неофициальными работами и творческими материалами, которые будут подтверждать уровень достижений ребенка в различных видах деятельности, накопление портфолио. Ведется работа по поддержанию высокой учебной мотивации школьников; поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения.
На обобщающем этапе происходит обработка результатов накопленных на раннем этапе, оформление окончательного варианта учебного портфолио. Ведется отбор материала, который позволит повысить образовательный рейтинг и продемонстрировать личные достижения каждого учащегося. Оформление окончательного (оценочного) варианта учебного портфолио может включать в себя несколько обязательных элементов:
- сопроводительное письмо владельца портфолио с описанием цели, предназначения и краткого описания каждого элемента;
- содержание портфолио;
- самоанализ работы за все время обучения в начальной школе и взгляд в будущее. Рефлексивное сочинение на тему «Самоанализ и взгляд в будущее» является завершающей работой владельца портфолио.
- Плюс новый раздел «Работы, которыми я горжусь»
Заключительный этап – итоговая презентация «Портфолио» каждого ученика и ее оценка, и презентация достижений всего класса в форме выставки на совместном с родителями классном часе.
В состав портфеля достижений учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, включаются следующие материалы.
1. Выборки детских работ - формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися внеурочных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы школы.
Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам, результаты тематического тестирования, комплексных контрольных работ.
Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых универсальных учебных действий, творчества, рефлексии.
В этом блоке помещаются индивидуальные достижения учащегося по предметам (русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир):
- мои достижения (самооценка собственных учебных достижений учащегося «Чему я научился на уроках по всем предметам»),
- рефлексивные сочинения;
- удачно написанные контрольные и самостоятельные работы,
- интересные проекты и исследования,
- отзывы о прочитанных книгах,
- творческие работы,
- активность в программах внеурочной деятельности
- выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся.
2. Систематизированные материалы наблюдений за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя-предметника, и в роли классного руководителя), школьный психолог.
- оценочные листы,
- графики роста скорости чтения,
- материалы и листы наблюдений
- листы достижений – в них учитель заносит итоги текущего контроля по русскому языку, математике отражающих динамику (начиная с 1 класса), как минимум, следующих показателей: сформированности индивидуального прогресса в развитии навыков учения, социальных и коммуникативных навыков, навыков проектной деятельности. (Подробнее по слайдам).
Совокупность этих материалов дает достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление – как в целом, так и по отдельным аспектам, – об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в начальной школе.
3. Материалы, характеризующие достижения обучающихся в различных видах деятельности, например результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, поделки и др..
Анализ и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов, закреплённых в Стандарте.
По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы о:
1) сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;
2) сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной , волевой и саморегуляции.
Итоговый балл образовательного рейтинга учащегося начальной школы складывается из суммы баллов всех блоков, вносится в сводную итоговую ведомость портфолио, заверяется подписью классного руководителя и выдается выпускнику начальной школы.
Подводя итог, можно сказать, что составляя собственное портфолио, ученик стремиться к участию в различных мероприятиях, акциях, и в современном образовательном и воспитательном процессе ПОРТФОЛИО является актуальным и важным документом учащегося, характеризующим каждого ребенка с различных сторон его деятельности в школе и отражающим его успешность. Уверена, что применение портфолио в начальной школе открывает новые горизонты в нелёгком деле обучения и воспитания подрастающего поколения.
Приложение 1.
Положение
о портфолио достижений младшего школьника
1. Основные положения
1.1.Настояще положение о портфолио достижений младшего школьника (далее – портфолио) разработано с целью реализации требований ФГОС НОО к планируемым результатам освоения ООП НОО.
1.2.Данное положение составлено на основе следующих нормативных и методических документов:
-Закон об образовании ст.15 п.3.
-ФГОС НОО (приказ 3373 от6 октября 2009г.)
- Основная образовательная программа ФГОС НОО МОУ «СОШ №39» г.о.Саранск.
1.3.«Портфолио» - способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в период его обучения в 1-4 классах. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.
1.4. Портфолио – это комплект документов, предоставляющий совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая является составляющей рейтинга учащихся.
1.5. Портфолио утверждается приказом руководителя и является обязательным для всех учащихся.
1.6. Задачи портфолио:
- поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию школьников;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
- содействовать индивидуализации образования школьников;
- формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
- формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
- приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
- формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию;
- содействовать дальнейшей успешной социализации обучающихся;
-укреплять взаимодействие семьи и школы.
1.7 Функции:
- диагностическая – фиксирует изменения и рост за определённый период времени,
- целеполагания – поддерживает учебные цели,
- мотивационная - активизация усилий всех субъектов образовательного процесса на его совершенствование в рамках формирования предметных, метапредметных и личностных результатов, позволяет акцентировать успехи каждого ученика,
- содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ,
- развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году, позволяет отслеживать продвижение ребенка в учебной и внеурочной деятельности; совершенствует рефлексивную культуру младшего школьника;
- рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений, анализ уровня учебно-познавательной деятельности.
- коррекционная - помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в собственной деятельности и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса.
- информационная - информирует о состоянии образовательных достижений конкретного ученика за определенный период обучения.
1.8.Принципы
Работа с портфолио учащегося начальной школы ведется с помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей. Материал для оценивания собирают сами дети, обсуждая с учителями и родителями.
Учитель:
- является консультантом и помощником, в основе деятельности которого сотрудничество, определение направленного поиска, обучение основам ведения портфолио;
- координирует деятельность в данном направлении: организует выставки, презентации портфолио, информирует обучающихся о конкурсах и форумах различного рода и уровня;
- способствует вовлечению обучающихся в различные виды деятельности;
- отслеживает индивидуальное развитие обучающегося;
- является ответственным за внедрение в образовательный процесс в рамках своих полномочий современного метода оценивания портфолио;
- подтверждает достоверность учебных достижений учащегося (визирует итоговые аттестационные ведомости).
Родители:
- помогают в заполнении портфолио;
- осуществляют контроль за исполнением портфолио.
2. Структура портфолио
2.1. Первый блок.
В данном разделе помещается вводная информация об ученике. Могут быть разделы « Что я хочу рассказать о себе», «Мой портрет», «Моя родословная».
2.2. Второй блок. Учебная активность.
В этом блоке помещаются индивидуальные достижения учащегося по предметам (русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир): листы достижений (оформляет учитель), мои достижения (самооценка ученика), удачно написанные контрольные работы, интересные проекты, отзывы о прочитанных книгах, графики роста скорости чтения, творческие работы, самооценка собственных учебных достижений учащегося («Чему я научился на уроках по всем предметам») и т.д..
2.3. Третий блок. Внеурочная деятельность.
Данный блок представляет собой собрание различных творческих, исследовательских и проектных работ, описание основных форм и направлений социальной и творческой активности учащегося, спортивных и художественных достижений. В этом блоке также помещаются все имеющиеся у учащегося сертифицированные индивидуальные достижения в различных областях деятельности (грамоты, дипломы, сертификаты, удостоверения и т.д.). Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию.
2.4. Четвертый блок. Здоровье. В данном блоке оформляется паспорт здоровья учащегося.
3. Порядок оценивания портфолио
3.1.Анализ и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов, закреплённых в Стандарте.
По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы о:
1) сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;
2) сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности-мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
3.2. Критерии оценки.
- Итоговый балл образовательного рейтинга учащегося начальной школы, при обязательном оформлении 1, 4 и 5 блоков, складывается из суммы баллов 2 и 3 блоков, вносится в сводную итоговую ведомость портфолио, заверяется подписью директора школы, школьной печатью и выдается выпускнику начальной школы.
- Каждое дополнительное приложение второго блока (сочинение, сообщение по предмету и т.д.) оценивается 5 баллами при наличии обязательных самооценок и самоанализов по предметам.
- Каждый несертифицированный документ третьего блока (исследование, проект, творческая работа и т.д.) оценивается 5 баллами.
- Каждый сертифицированный документ третьего блока оценивается количеством баллов в соответствии со следующей шкалой оценки.
Результаты олимпиад
Этапы олимпиады | Рейтинговая оценка | |
Муниципальный | Победитель | 20 |
Призер | 15 | |
Участник | 10 | |
Школьный | Победитель | 5 |
Призер | 4 | |
Участник | 3 |
Результаты конкурсов (выставки, концерты, гастроли, соревнования, конкурсы творческих работ, технического творчества)
Уровень | Рейтинговая оценка | |
Международный, всероссийский | Победитель | 35 |
Призер | 30 | |
Участник | 25 | |
Республиканский | Победитель | 25 |
Призер | 20 | |
Участник | 15 | |
Муниципальный | Победитель | 15 |
Призер | 10 | |
Участник | 6 | |
Школьный | Победитель | 5 |
Призер | 4 | |
Участник | 3 |
Результаты исследовательской деятельности
Уровень | Рейтинговая оценка | |
Международный, всероссийский | Победитель | 35 |
Призер | 30 | |
Участник | 25 | |
Республиканский | Победитель | 25 |
Призер | 20 | |
Участник | 15 | |
Муниципальный | Победитель | 15 |
Призер | 10 | |
Участник | 6 | |
Школьный | Победитель | 5 |
Призер | 4 | |
Участник | 3 |
Изучение программ дополнительного образования (участие обучающихся в работе студий, кружков, секций и т.д.)
Изучает программу дополнительного образования | 5 балл |
Изучает программу дополнительного образования и выполнил проект, изготовил изделие, принял участие в конкурсах, выставках, соревнованиях и т.д. | 10 баллов |
4. Порядок комплектования портфолио.
4.1. Портфолио как средство оценивания образовательных достижений учащегося школы комплектуется в период обучения в 1 – 4 классах.
4.2. Портфолио в процессе его комплектования может быть представлен папкой, в которой сосредоточена документация, отражающая результаты индивидуальных достижений школьника.
4.3. Классный руководитель осуществляет контроль за наполняемостью и правильностью оформления портфолио.
4.4. После окончания 4 класса классный руководитель вместе с детьми и их родителями организует выставку портфолио.
4.5. Портфолио выдается учащемуся 4 класса.
4.6.Положение действительно до внесения следующих изменений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/19/picture-127575-1350673462.jpg)
Презентация "Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений"
Каждый учитель в своем классе ведет ПОРТФОЛИО. Я представляю, как должно выглядить портфолио при реализации ФГОС НОО....
Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений
Выступление на педагогическом совете. Из опыта работы по ФГОС НОО....
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/01/picture-646972-1435741394.jpg)
Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся
Прочитав данную статью Вы сможете проанализировать портфели достижений ваших обучающихся и может быть что-то подкорректируете. Хочу отметить, что структура портфеля достижений в каждой образовательной...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/17/picture-544434-1455730269.jpg)
Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений
Показатель динамики образовательных достижений – один из основных показателей в оценке образовательных достижений. На основе выявления характера динамики образовательных достижений обучающихся можно о...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/22/picture-598291-1424622832.jpg)
Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений»
Проект по теме самообразования....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/03/picture-332555-1383451613.jpg)
Тема: «Портфель достижений, как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений»
скачать презентацию...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/25/picture-162047-1361770929.jpg)
Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений.
Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений....