Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся
статья на тему
Прочитав данную статью Вы сможете проанализировать портфели достижений ваших обучающихся и может быть что-то подкорректируете. Хочу отметить, что структура портфеля достижений в каждой образовательной организации прописывается в локальном акте "Система оценки....." или "Портфель достижений"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся
С введением федерального государственного образовательного стандарта появился еще один обязательный сопроводительный документ: портфель достижений обучающегося (прописан в пункте 19.9 подпункт 3 и 4 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерной основной образовательной программе начального общего образования, 4-е издание переработанное).
Портфель достижений – это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач позволяющих:
- поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценка) деятельности обучающихся;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучающихся.
Поэтому, когда в школу приходит новый обучающийся, при себе он должен иметь не только медицинскую карту и личное дело, но и портфель достижений. Исходя из этого, педагогу и обучающемуся необходимо своевременно пополнять содержание портфелей достижений. Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Ведь работа над портфелем достижений - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфель достижений обучающегося начальной школы не стал накопителем всевозможных грамот и сертификатов. Согласно пункту 8.3 примерной основной образовательной программы начального общего образования была предложена следующая структура портфеля достижений:
- Слайд 3 Общая информация об обучающемся (не обязательной раздел - заполняется при добровольном согласии самого обучающегося). Во всех образовательных учреждениях ведется этот раздел и ему отведено от 3 до 5 страниц. Классные руководители размещают следующую информацию: фотографию, дату рождения, адрес проживания, информацию о родителях и др. Рекомендуем уменьшить до 1-2 страниц этот раздел.
- Слайд 4 Выборка детских работ по всем предметам - формальный и творческий:
- Материалы стартовой диагностики (только на начале ступени 1кл., 5кл, 10 кл.);
Стартовая диагностика готовности к школьному обучению заключается в проверке сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой. При этом не проверяются умения читать, писать, считать, т.е. те предметные знания и умения, обучение которым предусмотрено в 1 классе. В ходе педагогической диагностики проверяются состояние пространственного и зрительного восприятия; состояние моторики и зрительно-моторных координаций; умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена; наличие интуитивных дочисловых представлений.
На стандартизированной работе необходимо указать, что это именно стартовая диагностика, указать класс, когда выполнялась эта работа, а также скрепить все листы степлером и показать, что это одна работа. Все это необходимо для того, чтобы при переходе обучающегося из одного образовательного учреждения в другое, у классных руководителей не возникало вопросов: Что это за работы? На дисках, которые я вам подготовила, есть два варианта проведения стартовой диагностики для первого класса.
- Промежуточные и итоговые стандартизированные работы по отдельным предметам:
- по русскому языку, литературному чтению, иностранному языку (диктанты, изложения, сочинения на одну и туже заданную тематику на начало ученого года и на конец учебного года, для демонстрации нарастающей успешности, объема и глубины знаний обучающихся.)
- по математике (математические диктанты, записи решения учебно – позновательных и учебно – практических задач).
- по окружающему миру (дневники наблюдений, творческие работы, мини – исследования)
- по технологии (продукты собственного труда, фотоизображение продуктов творческой деятельности)
- по физической культуре (самостоятельно составленные расписания и режимы дня, комплексы физических упражнений)
- по предметам эстетического цикла (иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему).
Проведение стандартизированных работ должно отражать динамику развития обучающихся. Приведем классический пример – оценки по русскому языку. И за 30 ошибок – оценка «2» и за 10 – «2»! Но если это две работы, сделаны одним и тем же учеником в определенном интервале времени и на схожем материале, то это, безусловно, прогресс и динамика. В этом случае портфель достижения таких работ, демонстрирующих прогресс, становится полезным и, главное основанием для оценки качества образовательных успехов обучающегося и качества работы учителя. В образовательных учреждениях результаты промежуточной аттестации обучающихся по основным предметам есть в наличии, но частично хранятся у классных руководителей, хотя они должны быть портфелях достижений обучающихся.
Обращаю ваше внимание на то, что в 2014-2015 учебном году учителям преподающим предметы в 4-ом классе придется проводить итоговую аттестацию обучающихся и чтобы объективно оценить результаты итоговых достижения обучающимися планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования, необходимы результаты промежуточной аттестации обучающихся за все классы. Поэтому всем необходимо уже с 1 сентября изучать стандартизированные работы по предметам и предлагать обучающихся выполнять аналогичные задания по пройденным темам.
В этот раздел включены также проектные задачи. Они ориентированы на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема, макет прибора, результаты анализа представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков) созданный детьми. В образовательных учреждениях есть в наличии продукты проектных задач, но они не оформлены до конца (нет листа оценивания УУД обучающихся во время выполнения проектной задачи (слайд5-6).Данная таблица была взята из журнала «Управление начальной школой»№3 (март) 2014 года. А также самооценки выполненной проектной задачи самими обучающимися начиная со 2- го класса (слайд 7). У некоторых классных руководителей продукты проектных задач хранятся в отдельных папках, на компьютерах, а не в портфеле достижений обучающихся. Кроме этого надо отметить, что для выявления динамики формирования УУД при решении проектных задач необходимо в год каждому обучающемуся реализовывать 2 проектные задачи.
- Слайд8-10 Систематизированные материалы наблюдений:
- оценочные листы, материалы и листы наблюдений за процессом овладения универсальными учебными действиями (УУД) (личностными, метапредметными, предметными результатами). Такое наблюдение необходимо вести 2 раза в год, чтобы видеть динамику развития обучающихся.
4. Материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности:
- результаты участия в: олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях.
Данному разделу образовательные учреждения уделяют должное внимание, классные руководители ведут таблицы участия обучающихся по каждому направлению (слайд11-14 с таблицей) или наполняются «Кувшины достижений обучающихся», (слайд 15) собирают грамоты, подтверждающие их участие, здесь хочу отметить, что в школах частично грамоты хранятся в оригиналах. Но ни в одном образовательном учреждении грамоты не оформлены должным образом, не указано какие универсальные учебные действия развивал обучающийся участвуя в мероприятиях, конкурсах (должен быть прикреплен листочек, с указанием тех универсальных учебных действий, которые обучающийся использовал (освоил) участвуя в конкурсе, викторине и т.д.). Например: Я находила, анализировала и представляла информацию – это познавательные универсальные учебные действия. Или я училась излагать свое мнение, аргументировать его- коммуникативные универсальные учебные действия. Этому нужно учить уже с 1 класса. Потратьте один классный часа на то, чтобы обучающимся объяснить, что участвуя в конкурсах, мероприятиях они не только должны стремиться к получению грамот, но и выполняя любую работу обучающиеся развивают в себе новые способности и качества личности. Грамоты можно оформлять должным образом в любое время, поэтому не откладывая в долгий ящик организуйте работу с обучающимися не зависимо от времени получения ими грамот.
Безусловная ценность портфеля достижений заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфеля достижений - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе. Для того, чтобы администрация школы могла контролировать своевременное пополнение портфелей достижений, учителю необходимо вести планирование наполнения портфелей достижений. Предлагаем следующий вариант (слайд16-17), учителю необходимо перед началом учебного года отметить в какие месяцы он планирует пополнять каждый раздел и в случае проверки, будут сравнивать наличие только тех документов, которые по вашему графику должны находиться в портфеле достижений на данный момент. Рекомендуют на педагогическом совете в конце учебного года ежегодно классным руководителям осуществлять оценку портфеля достижений обучающихся.
По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы:
1) о сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в следующем классе;
2) о сформированности основ умения учиться, понимаемой как способность к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
3) об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/19/picture-127575-1350673462.jpg)
Презентация "Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений"
Каждый учитель в своем классе ведет ПОРТФОЛИО. Я представляю, как должно выглядить портфолио при реализации ФГОС НОО....
Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений
Выступление на педагогическом совете. Из опыта работы по ФГОС НОО....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/17/picture-544434-1455730269.jpg)
Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений
Показатель динамики образовательных достижений – один из основных показателей в оценке образовательных достижений. На основе выявления характера динамики образовательных достижений обучающихся можно о...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/22/picture-598291-1424622832.jpg)
Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений»
Проект по теме самообразования....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/03/picture-332555-1383451613.jpg)
Тема: «Портфель достижений, как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений»
скачать презентацию...
Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений
Материал может быть полезен учителям начальных классов. В докладе описывается опыт работы учителя с Портфолио, как инструментом оценки достижений ученика....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/25/picture-162047-1361770929.jpg)
Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений.
Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений....