Здоровье учителя и возможности психосоматической саморегуляции
учебно-методический материал по теме
Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.
Конфуций
• Здоровье – представляет собой не только биологическую, но и социальную категорию. Критерии оценки здоровья - в способности индивида эффективно осуществлять свои биологические и социальные функции. По определению всемирной организации здравоохранения здоровье человека - это состояние физического, душевного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических недостатков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Здоровье учителя и возможности психосоматической саморегуляции
Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.
Конфуций
- Цель: формирование здорового образа жизни самого учителя.
- Проблема: низкая престижность здоровья, резко заниженное осознание учителями его ценности.
Необходимо повысить осведомленность учителей об истинном состоянии своего здоровья, возможных причинах его снижения, путях и средствах укрепления. Сейчас возникает не только новая, но и принципиально отличная от прежних времен ситуация. В системе рыночных отношений здоровье становится базовым свойством человека, его субъективной ценностью, экономическим фактором, поэтому важнейшая задача — сформировать социально-психологическую установку на возрастающую роль взаимной ответственности за здоровье
- Здоровье – представляет собой не только биологическую, но и социальную категорию. Критерии оценки здоровья - в способности индивида эффективно осуществлять свои биологические и социальные функции. По определению всемирной организации здравоохранения здоровье человека - это состояние физического, душевного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических недостатков.
Предлагается также следующее определение понятия профессиональное здоровье педагога - «совокупность физических, психических и личностных качеств, позволяющих оптимальным образом осуществлять профессиональную деятельность и сохранять профессиональное долголетие».
Состояние профессионального здоровья современного российского учителя вызывает тревогу. Оно не запрограммировано самим образом его школьной жизни:
1. Отсутствие правильного режима дня.
2. Отсутствие достаточной физической активности.
3. Психоэмоциональные перегрузки.
4. Перегрузки речевого аппарата.
5. Нагрузка на одни и те же центры коры головного мозга, с возникновением застойных очагов возбуждения и неравномерностью кровоснабжения мозга.
6. Использование авторитарного стиля руководства.
7. Отсутствие контролирующей здоровье учителей службы.
Добавьте к этому шум, запыленность, микробную обсемененность, недостаточную вентиляцию и освещенность, некомфортную температуру воздуха, питание на ходу, расписание уроков, разрушающее здоровье, отсутствие времени на осмысление только что состоявшегося с учеником разговора и т.д. Основную задачу многие учителя все еще видят в том, чтобы дать знания, развить умения, считают, что школа должна любыми путями научить математике, грамматике и др.
Высокий уровень риска заболеваемости (свыше 51 %) отмечен по следующим системам организма:
- сердечно-сосудистой системе,
- опорно-двигательному аппарату,
- нервной системе,
- эндокринной системе и др.
Статистические данные показывают, что ежегодно возрастают заболевания нервной системы, сердечно-сосудистые заболевания, заболевания костно-мышечной системы.
По показателям 54% педагогов имеют нарушения массы тела, 70% – нарушения опорно-двигательного аппарата. Нарушения в нервно-психическом здоровье имеют:
- после 10-ти лет работы более 35% педагогов;
- после 15-ти лет стажа – 40 %;
- после 20-ти лет – более 50 % педагогов.
Постоянное перенапряжение приводит к ряду соматических заболеваний (язва желудка, сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, гипертония).
К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся:
- миопия (близорукость);
- ларингит;
- синдром хронической усталости;
- гиподинамия;
- остеохондроз.
Современные учителя как профессиональная группа находятся на I- м месте по нервно- психическим расстройствам. Педагог находится под гнетом двойного стресса – социального и профессионального. Отсюда излишняя нервозность, озлобленность, отсутствие оптимизма, апатия и депрессия, ухудшение профессиональной позиции - формируется консерватизм, неприятие новой педагогики. Отсюда педагогические кризисы, истощение, сгорание.
Профессия учителя относится к разряду стрессогенных и эмоционально наиболее напряженных. Как свидетельствуют данные исследований, по степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем нагрузка руководителей промышленных предприятий. Учителю привычно находиться в состоянии хронического стресса, поэтому большинство учителей относятся к стресс-коронарному типу людей, у которых наивысший риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний. Попробуем проверить себя на выраженность черт стресс-коронарного типа, чтобы постараться корректировать их с целью профилактики сердечно-сосудистых нарушений.
*Характерно ли для Вас заниматься несколькими делами сразу (звонить, поддерживать разговор, делать пометки, смотреть телевизор и т. д.)?
*Испытываете ли Вы во время отдыха чувство вины от сознания, что не все дела еще завершены?
*Ощущаете ли Вы, что постоянно чего-то не успеваете?
*Вызывают ли у Вас раздражение без дела слоняющиеся люди?
*Характерно ли для Вас состояние физического напряжения?
Хочется отметить, что учителя по-прежнему завышают планку требований к себе, не позволяя себе расслабиться, почувствовать себя в чем-то не компетентным и тем более - открыто сказать об этом самому себе, ученикам или коллегам. Так возникает дополнительное напряжение, которое мы обозначаем как стресс.
Нами представляются актуальными исследования психологического здоровья учителя, так как уже доказано, что более 80 % соматических заболеваний являются следствием нарушения психоэмоционального состояния.
Психологическое здоровье можно определить как основной аспект здоровья, являющийся первопричиной здоровьетворения, который включает в себя осознание собственных потребностей, умение ставить цели и находить пути и средства их решения, жить в гармонии с самим собой и окружающим миром (людьми и природой) и субъективное ощущение психологического комфорта.
Высокие требования, предъявляемые к учителю как к специалисту, характер работы, связанный с постановкой в условия соответствия определенному эталону в поведении, в общении, высокому уровню компетентности, накладывают на учителя высокую степень ответственности, создают постоянное напряжение, которое сказывается на здоровье учителя и выражается физическим утомлением, разочарованиями, истощением и износом. Многие исследователи психоэмоционального здоровья педагогов говорят о синдроме профессионального (эмоционального) выгорания учителя, которое происходит в результате сильно завышенных требований к собственным силам и ресурсам, характерных для людей, занятых в профессиональных сферах «человек - человек»
Уровень психоэмоционального здоровья учителя исследовался по показателям синдрома эмоционального выгорания (СЭВ), которые характеризуются степенью сформированности фаз синдрома - напряжение, резистентность, истощение.
Мы выявили, что третья фаза СЭВ - истощение - сформирована у 50 % слушателей, что вызывает особую тревогу, так как в этот период начинаются глубокие психофизические изменения: эмоциональная и личностная отстраненность и психосоматические нарушения.
Страдают, конечно, дети, ибо попадают в невротизирующую среду обитания. Но страдает и сам педагог, расплачивающийся за все соматическими и нервно-психическими болезнями.
Здоровье педагога - это не только его личное здоровье. Здоровый учитель становится для своих учеников еще и учителем здорового образа жизни. Умение управлять собственным здоровьем и настроением для учителя очень важно, так как мы понимаем, что здоровье школьника зависит не столько от соблюдения санитарно-гигиенических норм и снижения учебной нагрузки, сколько от эффективности организации образовательного процесса и от характера взаимоотношений на уроке.
Важнейшими показателями профессионального здоровья и долголетия учителя являются такие интегральные характеристики как педагогическая направленность, педагогическая компетентность эмоциональная (поведенческая) гибкость и физическая адаптированность.
Таким образом, убедившись, что здоровье учителя - категория не столько медицинская, сколько психологическая, мы возьмем на себя смелость утверждать: сохранение и укрепление здоровья педагогов - в руках самих педагогов! Начинать, конечно, необходимо с себя, глубоко поверив в собственные силы и возможности регулировать свое психоэмоциональное состояние, укреплять свое здоровье! Освоить основные технологические приемы психосоматической саморегуляции можно самостоятельно.
Модель здорового педагога представляется таким образом:
А сами учителя:
- 86 % не занимаются физической зарядкой более трех раз в неделю;
- 87 % не ложатся спать в одно и то же время; 62% спят менее 7-8 часов в сутки;
- 78% принимают лекарства без медицинских показаний;
- лишь 13 % уделяют целенаправленное внимание своему здоровью;
- 45,7% стараются, но не получается;
- 32 % не уделяют внимания своему здоровью.
Разнообразные приемы психосоматической саморегуляции учитель знает благодаря научно-популярным изданиям и собственному опыту. Очень многое зависит не столько от знаний, умений, навыков, сколько от собственной жизненной позиции, философского осмысления, от личного настроя. Приведем несколько рекомендаций для людей стресс-коронарного типа .
Отношение к юмору. Старайтесь больше шутить, смеяться, особенно над собой, приостановиться, оглянуться, увидеть забавную сторону той или иной ситуации.
Учителя, которые улыбаются и которым улыбаются, живут в среднем на четыре года дольше и, главное, лучше!
Расширение горизонтов. Жизненно важно увеличить время, которое посвящается не работе, а другим интересам.
Лучшее понимание других людей. Важно осознать, что окружающие отличаются по темпераменту, способам восприятия мира, ценностям, устремлениям и так далее; научиться признавать право окружающих быть другими.
Более активная передача полномочий. Невозможно все сделать самостоятельно, надо передавать полномочия, больше доверять другим людям.
Быть, чувствовать, радоваться. Важно осознать необходимость просто быть, чувствовать, испытывать наслаждение вместо того, чтобы всегда что-то делать, стремиться к обладанию, приобретению.
Общее стратегическое направление по профилактике эмоционального выгорания учителя и укреплению факторов преодоления профессиональных кризисов учителя в системе повышения квалификации связывается с организацией здоровьесберегающего психолого-педагогического сопровождения курсовой подготовки и здоровьеформирующего содержания образования. О том, как создать здоровьесберегающие условия в образовательном процессе для учителей и школьников, укрепить мотивацию к здоровому образу жизни, освоить основные технологии сохранения и укрепления здоровья, развить основные здоровьесберегающие компетенции, -можно узнать в ходе курсовой подготовки на кафедре охраны здоровья и основ безопасности жизнедеятельности НИПКиПРО, выбрав по каталогу образовательных услуг института необходимые курсы.
Учитель, который стремиться к самопознанию, саморегуляции и самореализации, уже не сможет «отбывать» урок или функционировать на уроке. Он будет «проживать» каждый урок, создавая необходимый психологический комфорт и ситуацию успеха для учеников и самого себя, получая при этом колоссальную удовлетворенность. Преподавание в данном случае будет носить уже не характер трансляции информации, а характер стимуляции и активизации познавательной деятельности учащихся.
Для сохранения и поддержки здоровья педагога необходимо применять:
- лечебно-оздоровительные упражнения:
- упражнения для позвоночника
- упражнения для осанки
- упражнения для шейного отдела позвоночника
- следить за своим физическим здоровьем:
- полноценное питание
- достаточный сон
- соблюдение правил личной гигиены
- режим труда и отдыха
- занятия спортом
- соблюдать психоэмоциональное равновесие:
- позитивное мышление
- оптимизм
- управление эмоциями
- доброжелательное отношение к людям
- любовь к себе
Наши рекомендации:
- Начинайте каждый день с чувством радости.
- Поддерживайте это состояние в течение дня.
- Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти.
- Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы.
- Относитесь к людям так, как вы хотели бы чтобы люди относились к вам.
- Питайтесь регулярно и разнообразно.
- Исключайте жареную, жирную пищу, алкоголь.
- Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов.
- Не переедайте на ночь.
- Спите не менее 8-ми часов в сутки.
- Занимайтесь физическими упражнениями.
- Старайтесь больше бывать на свежем воздухе.
- Любите свою душу и тело.
- Старайтесь окружить их комфортом.
Известно, что образцы поведения, отношений, переживаний, способы действий, используемые учителем во взаимодействии с учеником усваиваются, присваиваются и проявляются в поведении ребенка. Здоровый учитель становится для своих учеников еще и учителем здорового образа жизни, всем своим поведением убеждает их в том, что именно в этом заключено благополучие каждого, семьи, коллектива и общества в целом.
Школа должна поставить перед собой цели, чтобы помочь нашим педагогам, которые заключаются в следующем:
- создать комплекс рекомендаций по проблеме сохранения здоровья педагога;
- формировать у педагогов потребность к здоровому образу жизни;
- помочь учителю организовать свою деятельность в рамках рабочего дня без нанесения ущерба его здоровью.
Не надейся на Бога |
Здоровья вам, дорогие коллеги, хорошего солнечного настроения, творческого полета!
Список литературы
- Безруких, М. М. Здоровьесберегающая школа [Текст] / М. М. Безруких. -- М. : Московский психолого-социальный институт, 2004. – 240 с.
- Казначеев, В. П. Проблемы «Сфинкса ХХI века». Выживание населения России [Текст] / В. П. Казначеев, Я. В. Поляков, А. И. Акулов, И. Ф. Мингазов. -- Новосибирск : Наука, 2000. -- 232 с.
- Митина, Л. М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога [Текст] / Л. М. Митина, Г. В. Митин, О. А. Анисимова ; под общ. ред. Л. М. Митиной. -- М. : Академия, 2005. -- 368 с.
- Орел. В. Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии : эмпирические исследования [Текст] / В. Е. Орел // Психологический журнал. -- 2001. -- № 1.
- Панина, Т. С. Развитие творчества учителя в системе повышения квалификации [Текст] : монография / Т. С. Панина. -- Кемерово, 1999. -- 250 с.
- Синенко, В. Я. Сохранение здоровья учащихся школ как многофакторная проблема [Текст] / В. Я. Синенко // Сибирский учитель. -- 2005. -- № 4.
- Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе [Текст] / Н. К. Смирнов. -- М. : АРКТИ, 2005. -- 320 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Здоровье учителя и возможности саморегуляции
конфликты производственные межличностные внутриличностные ведут к выгоранию
Признаки внутриличностных конфликтов: Физическое истощение Эмоциональное истощение Деперсонализация Редукция профессиональных достижений
Синдром профессионального выгорания – совокупность стойких симптомов, проявляющихся в негативных эмоциональных переживаниях и установках относительно своей профессии и субъектов делового общения (коллеги и дети)
Факторы, способствующие эмоциональному выгоранию: окружающая среда ритм работы взаимоотношения жизнь в мегаполисе вовлеченность в карьерную гонку экстремальные условия личные качества
Проблема: Низкая престижность здоровья учителя, резко заниженное осознание учителями его ценности
Профессиональное здоровье педагога – совокупность физических, психических и личностных качеств, позволяющих оптимальным образом осуществлять профессиональную деятельность и сохранять профессиональное долголетие
Основные заболевания учителей:
Образ школьной жизни учителя: Отсутствие правильного режима дня Отсутствие достаточной физической активности Психоэмоциональные перегрузки Перегрузки речевого аппарата Нагрузки на одни и те же центры коры головного мозга, неравномерность кровоснабжения мозга Использование авторитарного стиля руководства Отсутствие контролирующей здоровье учителей службы
Приемы саморегуляции: отношение к юмору расширение горизонтов лучшее понимание других людей более активная передача полномочий быть, чувствовать, радоваться
Средства профилактики профессионального выгорания : лечебно-оздоровительные упражнения физическое здоровье психоэмоциональное равновесие творчество, арт-терапия
Красный Синий Желтый Зеленый Фиолетовый Серый Коричневый Черный
Здоровье так же заразительно, как и болезнь Р. Роллан
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нормативно-правовые акты, гарантирующие право получения детям с ограниченными возможностями здоровья адекватного их возможностям образования
В презентации кратко представлены документы трёх уровней(международного, федерального и регионального), регламентирующие право получения образования детям с ОВЗ...
"Здоровый учитель - здоровый ученик"
Проблему сохранения здоровья, считаю первоочередной в образовании и воспитании подрастающего поколения....
Из опыта работы по использованию иннновационных технологий в начальных классах ддобиваться лучших результатов в работе с одаренными, и, конечно, подтянуться остальным.У учителей есть возможность выбрать технологии обучения, которые наиболее оптимальны
Применение в учебном процессе инновационных технологий позволяет добиваться лучших результаов с одаренными и подтянуться остальным, что позволяет более широкому развитию дифференцированного подхода....
Мастер – класс «Здоровый учитель – здоровый ученик. Элементы здоровьесберегающих технологий, применяемые на уроках в начальной школе»
Мастер- класс...
Формирование потребности здорового образа жизни: возможности образовательного процесса
Выступление на ШМО учителей физической культуры с темой "Формирование потребности здорового образа жизни: возможности образовательного процесса"....
Аналитическая справка о положительной динамике в коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья учителя начальных классов
В данной статье представлен анализ положительной динамики в коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья за 2015-2016, 2016-2017 уч.г. Образец данной аналитической справки мож...