Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности
статья (1 класс) на тему

Андриенко Людмила Аркадьевна

Статья для родителей о семейном чтении. О самом коротком и доступном пути приобщения детей к жизненному опыту, как средство духовно-нравственного воспитания личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynoe_chtenie_kak_sredstvo_dukhovno.docx14.93 КБ

Предварительный просмотр:

     

     

                                                                                                                         Андриенко Людмила Аркадьевна

                                                                                                                          Учитель начальных классов

                                                                                                                           Высшей категории

                                                                                                                            МБОУ СОШ№1

                                                                                                                             г. Сургут                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

 Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности

 

 Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него  системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат, прежде всего, своим примером, уж потом наставлениями.

    Домашнее чтение - одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает  и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, совести ,добре и зле, но сближает всех членов семьи, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.

Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности, чтение сказок является средством внутрисемейного общения между  людьми разных

поколений:

- совместное времяпрепровождение за чтением поучительных сказок способствует не только пополнению жизненной копилки знаний и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание, а значит, оживляет  родовую, генетическую  память кровных родственников;

- совместное чтение побуждает ребёнка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит, вступать в диалог с взрослыми, формулировать  вопрос, стараться вникать в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству  ребёнка с народными обычаями, традициями, семейными историями;

- семейное  чтение даёт возможность почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи,  узнать о своих близких что-то важное интересное;

-чтение сказок, включая сказки на духовно- нравственную тематику, позволяет детям уяснить значение понятий, о которых, как правило, они не слушают ни в школе, ни в детском саду, ни во дворе, ни даже в обыденном семейном общении, например, добродетель, благочестие, бескорыстие , бескорыстная любовь, самопожертвование.

После чтения сказок у младших членов семьи появляется предмет для разговора, желание спросить у старших о значении старинного выражения ,слова, о событии или явлении, имевшем  место в содержании сказки. А у старших членов семьи возникает повод для пояснения, дополнения, заинтересованного разговора с ребёнком о прошлом.

 Если учитель намерен возродить утерянные в последние десятилетия традиции семейного чтения, он может познакомить своих родителей своих воспитанников с основными рекомендациями:

- при выборе взрослыми сказки для семейного чтения следует ориентироваться и на собственный интерес, и на проблему семьи и своего ребёнка ( например, болезнь члена семьи, появление второго ребёнка ,семейный разлад);

- сказку  следует читать не в паузах между занятиями, не мимоходом, а в специально для этого время;  читайте регулярно, и тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь; и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из нашей семьи перетечёт в семью ваших повзрослевших детей;

- читать сказку может сам ребёнок или кто-то из взрослых; кто сам именно это будет -определите сами, исходя из понимания смысла этого  ритуала: к кому из вас должен потом обращаться ребёнок за советом в случае появления житейских  затруднений;

- если у ребёнка появляются вопросы, не спешите сразу на них отвечать ,спросите, как он понимает слово или ситуацию;

-е если у ребёнка возникло непонимание, постарайтесь зафиксировать это, чтобы на досуге разобраться;

-если  в ритуале семейного чтения принимают участие старшие члены семьи, окажите им уважение и выслушайте их вместе с ребёнком, даже если их рассуждение будет расходиться с вашим, родительским мнением;

-если  ребёнок попросил вас на завтра повторить ту же сказку или главу из книги - это не случайно, выполните его просьбу и постарайтесь понять, что именно заставляет  вашего ребёнка ещё и ещё раз переживать события из сказки, что его так глубоко затронуло?

Моя роль, как педагога в организации работы заключается в следующем:

- фиксировании, того что рассказывают родители о своих детях.

 Семья  - важный элемент  системы  образования, где  системы образующей основой являются традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение - самый  доступный  и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а следовательно, средство духовно-нравственного воспитания личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проекта «Семейное чтение как средство духовно – нравственного становления личности»

Сегодня из многих народных бед и страданий особую роль и беспокойство вызывает духовное состояние наших детей и молодежи. Уже давно бьют тревогу учителя, библиотекари, а теперь и родители - дети не хо...

Урок литературного чтения как средство духовно- нравственного воспитания

Урок литературного чтения как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников в свете требований ФГОС НОО второго поколения....

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно рассматривается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общес...

Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности

Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Домашнее чтение –  одно из средств духовно-нравственного воспитания...

Доклад на тему: «Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания школьников»

Что такое семья — понятно всем. Семья — это дом. Семья — это мир, где царят любовь, преданность. Это одни на всех радости и печали....

Организация работы семейных клубов как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Данный материал будет полезен для организации воспитательной работы в начальной школе. Как организовать родительскую общественность класса? Какие новые интересные формы работы с родителями и детьми мо...