Пояснительная записка к планированию по математике 1 класс УМК "Школа 2100" ФГОС
рабочая программа (1 класс) по теме

Сизенко Любовь Степановна

Пояснительная записка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_po_matematike.docx41.48 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

        Рабочая программа по математике составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  примерной программы начального  общего образования и авторской программы  Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.         

             

Содержание программы

Раздел

Количество часов

Содержание

Общие понятия.

Признаки предметов.

6 ч

Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.

Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с указанными свойствами.

Отношения.

4 ч

Сравнение групп предметов. Графы и их применение. Равно, не равно, столько же.

Числа и операции над ними.

Числа от 1 до 10

48ч

Числа от 1 до 9. Натуральное число как результат счета и мера величины. Реальные и идеальные модели понятия «однозначное число».

Арабские и римские цифры.

Состав чисел от 2 до 9. Сравнение чисел, запись отношений между числами. Числовые равенства, неравенства. Последовательность чисел. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете.

Ноль. Число 10. Состав числа 10.

Числа от 1 до 20.

19 +4 резервных часа

Устная и письменная нумерация чисел от 1 до 20. Десяток. Образование и название чисел от 1 до 20. Модели чисел.

Чтение и запись чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.

Сравнение чисел, их последовательность. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Сложение и вычитание в пределах десяти.

Объединение групп предметов в целое (сложение). Удаление группы предметов (части) из целого (вычитание). Связь между сложением и вычитанием на основе представлений о целом и частях. Соотношение целого и частей.

Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Компоненты сложения и вычитания. Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Взаимосвязь операций сложения и вычитания.

Переместительное свойство сложения. Приемы сложения и вычитания.

Табличные случаи сложения однозначных чисел. Соответствующие случаи вычитания.

Понятия «увеличить на...», «уменьшить на...», «больше на...», «меньше на...».

Сложение и вычитание чисел в пределах 20.

Алгоритмы сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через разряд. Табличные случаи сложения и вычитания чисел в пределах 20. (Состав чисел от 11 до 19).

Величины и их измерение.

13ч

Величины: длина, масса, объем и их измерение. Общие свойства величин.

Единицы измерения величин: сантиметр, дециметр, килограмм, литр.

Сравнение, сложение и вычитание именованных чисел. Аналогия десятичной системы мер длины (1 см, 1 дм) и десятичной системы записи двузначных чисел.

Текстовые задачи.

14ч.

Задача, ее структура. Простые и составные текстовые задачи:

а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания;

б) задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на ...», «уменьшить на...»;

в) задачи на разностное сравнение.

Элементы геометрии.

Ориентация в пространстве и на плоскости: «над», «под», «выше», «ниже», «между», «слева», «справа», «посередине» и др.

Точка. Линии: прямая, кривая незамкнутая, кривая замкнутая. Луч. Отрезок. Ломаная.

Углы: прямые и непрямые. Многоугольники как замкнутые ломаные: треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат. Круг, овал.

Модели простейших геометрических фигур. Различные виды классификаций геометрических фигур.

Вычисление длины ломаной как суммы длин ее звеньев.

Вычисление суммы длин сторон прямоугольника и квадрата без использования термина «периметр».

Элементы алгебры.

4ч.

Равенства, неравенства, знаки «=», «>»; «<». Числовые выражения.

Чтение, запись, нахождение значений выражений. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих два и более действий.

Сравнение значений выражений вида а + 5 и а + 6;

а – 5 и а – 6. Равенство и неравенство.

Уравнения вида а ± х = b; х а = b.

Элементы стохастики.

 Таблицы. Строки и столбцы. Начальные представления о графах.

Понятие о взаимно однозначном соответствии.

* Задачи на расположение и выбор (перестановку) предметов.

Занимательные и нестандартные задачи.

Числовые головоломки, арифметические ребусы. Логические задачи на поиск закономерности и классификацию.

* Арифметические лабиринты, математические фокусы. Задачи на разрезание, составление фигур. Задачи с палочками.

Итоговое повторение

18 + 2 резервных  часа

Резервные часы

6 ч: Числа от 10 до 20 -  4 часа

         Повторение –   2 часа

Учебно-тематическое планирование по курсу «Математика»

Количество часов в неделю – 4ч

Количество часов в год – 132ч

№ п/п

Разделы, темы

Iч.

IIч.

IIIч.

IVч.

Год

1.

Признаки предметов.

6

6

2.

Отношения.

4

4

3.

Числа  1-10

26

22

48

4.

Задача

6

8

14

5.

Уравнение

4

4

6.

Величины

13

13

7.

Числа  10-20

11

12

23

8.

Повторение

20

20

Всего:

36

28

36

32

132

                                       

                                              Виды и формы контроля.

  1. Текущий.
  •  Устный опрос
  • Мини тест
  • Самостоятельная работа
  • Математический диктант  
  •  Проверочная работа
  1. Итоговый
  • Комплексная контрольная  работа
  •  Стандартизированная контрольная работа.

Математический

диктант

Самостоятельная

работа

Проверочная

работа

Контрольная работа

1 четверть

4

-

-

2 четверть

3

1

-

3 четверть

3

2

1

4 четверть

2

1

-

2

Итого

12

4

1

2

Личностные, метапредметные и предметные результаты        освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

         

Планируемые результаты

 Обучающиеся  должны научиться  :

  • называть   последовательность чисел от 1 до 20; разрядный состав чисел от 11 до 20;
  • называть  и обозначать операции сложения и вычитания;
  • таблицу сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 10 (на уровне навыка).
  • сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;
  • находить значения выражений, содержащих одно действие (сложение или вычитание);
  • решать простые задачи:

а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания;

б) задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на ...», «уменьшить на...»;

в) задачи на разностное сравнение;

  • распознавать геометрические фигуры: точку, прямую, луч, кривую незамкнутую, кривую замкнутую, круг, овал, отрезок, ломаную, угол, многоугольник, прямоугольник, квадрат.

Обучающие получат возможность научиться:

  •  выделять признаки предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал;
  • выделять часть предметов из большей группы на основе общего признака (видовое отличие), объединять группы предметов в большую группу (целое) на основе общего признака (родовое отличие);
  • производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию;
  • находить значения выражений, содержащих два действия (сложение и/или вычитание) без скобок;
  • сравнивать, складывать и вычитать именованные числа;
  • решать уравнения вида а ± х = b; х а = b;
  • решать задачи в два действия на сложение и вычитание;
  • узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник;

выделять из множества четырехугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты, из множества углов – прямой угол;

  • определять длину данного отрезка;
  • читать информацию, записанную в таблицу, содержащую не более трех строк и трех столбцов;
  • заполнять таблицу, содержащую не более трех строк и трех столбцов;
  • решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий.
  • таблицу сложения и вычитания в пределах 20;
  • название компонент и результата действий сложения и вычитания, зависимость между ними;
  • переместительное свойство сложения;
  • единицы измерения длины, объема и массы (сантиметр, дециметр, литр, килограмм).

                                                   ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ

к умениям учащихся по математике

(программный минимум)

(1 й класс)

Линии развития учащихся средствами предмета «Математика»

– производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях

– читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики

– строить цепочки

логических рассуждений, используя

математические сведения

– узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними

• читать, записывать и сравнивать

числа в пределах 20;

• выполнять на уровне навыка сложение и вычитание чисел в пределах 20;

• находить значение

выражений в 2 действия;

• сравнивать, складывать и вычитать

именованные числа

• читать и записывать именованные числа (длина, масса, объем);

• читать и записывать информацию в

таблицу

• решать простые

задачи;

• решать уравнения

изученных видов;

• решать числовые

ребусы и головоломки

• выделять признаки

предметов;

• узнавать и называть плоские геом. фигуры;

• определять длину

отрезка

                        Учебно-методическая литература для учителя

Автор,  год издания

Название пособий

Вид пособия

1.

Демидова Т.Е., Козлова С.А.,  Тонких А.П "Моя математика"  Учебник  в 3-х ч. ,1 кл. – М.: Баласс, 2012 (Образовательная система «Школа 2100» )

«Моя математика»

Учебник для 1 класса

2.

 Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.Г. Рубин «Самостоятельные и контрольные работы» к учебнику "Математика",1 кл. – М.: Баласс, 2012.

Самостоятельные и контрольные работы

Пособие по математике

3.

Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких «Рабочая тетрадь» к учебнику "Математика", 1 кл. – М.: Баласс, 2012.

Рабочая тетрадь к учебнику «Моя математика»

Рабочая тетрадь по математике

8.

Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)

Пособие для учителя

                                          Учебная литература для учащихся

Автор, год издания

Название пособий

Вид пособия

1

Т.Е. Демидова, С.А. Козлова,   А.П. Тонких "Моя математика"  Учебник  в 3-х ч.

1 кл. – М.: Баласс, 2012.

«Моя математика»

Учебник для 1 класса

2

 Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.Г. Рубин «Самостоятельные и контрольные работы» к учебнику "Математика",1 кл. – М.: Баласс, 2012.

Самостоятельные и контрольные работы

Пособие по математике

3.

Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких «Рабочая тетрадь» к учебнику "Математика", 1 кл. – М.: Баласс, 2012.

Рабочая тетрадь к учебнику «Моя математика»

Рабочая тетрадь по математике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к планированию по обучению грамоте 1 класс(Школа России)

Пояснительная записка к алендарно- тематическому планированию по обучению грамоте  1 класса (ФГОС "Школа России)...

Пояснительная записка и планирование уроков русского языка 4 класс УМК "Школа России"

Пояснительная записка и планирование уроков русского языка 4 класс УМК "Школа России"...

Пояснительная записка и планирование уроков литературного чтения 4 класс УМК "Школа России"

Пояснительная записка и планирование уроков литературного чтения 4 класс УМК "Школа России"...

Пояснительная записка и планирование уроков математики 4 класс УМК "Школа России"

Пояснительная записка и планирование уроков математики 4 класс УМК "Школа России"...

Тематическое планирование и пояснительные записки по ФГОСам 2, 3 классы по программе Б.М. Неменского

Изучение курса изобразительного искусства рассчитана на 34 часа в год (при 1 ч. в неделю) В работе представлена структурированнная пояснительная записка с целями и задачами курса, распределением часов...

Пояснительная записка к планированию. Математика 3 класс Л.Г.Петерсон УМК "Перспектива".

Пояснительная записка к планированию. Математика 3 класс Л.Г.Петерсон УМК "Перспектива"....

Пояснительная записка + тематическое планирование (математика) 1 класс

Календарно-тематическое планирование (математика) 1 класс Учебник: «Математика» 1 класс (авторы Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П). ...