Педагогическая поддержка социально-значимых инициатив учащихся
статья по теме

Малюков Сергей Алексеевич

Текст выступления на ШМО классных руководителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_shmo.doc17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО классных руководителей

«Педагогическая поддержка социально-значимых инициатив учащихся»

классного руководителя 4 класса Малюкова Сергея Алексеевича

        1. Теоретическая часть        

        В традиционной системе воспитания реакция педагогов на проблемы школьников имеет, в основном, стихийный, ситуативный характер. Учителя реагируют только на внешне проявляющиеся действия и поступки учеников и выступают, как правило, в роли «скорой помощи»: наказание драчунов, наставления по поводу внешнего вида, манер, вызов родителей и т.д.

        Мотивы учителя, на первый взгляд, вполне благородны и обоснованы: забота о жизни и здоровье ребенка, желание научить его общаться, получать знания - сделать все, чтобы из учащегося получился Человек. Но форма помощи при этом не всегда адекватна намерениям, и часто выливается в назидание, приказ, угрозу, что может вызвать лишь ответную грубость, неподчинение или лень, апатию.

        Помощь, проявляющаяся как вмешательство, исключает активное участие другого субъекта взаимодействия (ребенка) и потому непродуктивна. Внутренний конфликт, душевная рана, вызвавшие к жизни то или иное детское ЧП, как правило, игнорируются или не замечаются педагогом. В результате у ребенка возникает потребность защититься от учителя, приспособиться к ситуации.

        Вот почему педагогическая система, ориентированная на ребенка, имеет дело не только с внешними проявлениями, но и с его внутренними мотивами, устремлениями, потребностями. И задача педагога состоит в нахождении средств и способов, позволяющих ребенку раскрыть личностный потенциал.

        Понятия «инициатива», «инициативность» рассматриваются в работах отечественных авторов как качественные характеристики личности, необходимый элемент процесса самореализации - способности личности к инициативе, самостоятельным общественным начинаниям, активности, предприимчивости. А понятие «социальная инициатива» позволяет формировать такие ценности, как коллективизм и взаимную требовательность, взаимовыручку и милосердие, доброту и ответственность, доверие и активность. И в этом смысле - социально-значимая инициатива всегда будет связана с развитием гражданского сознания человека, патриотических чувств и понимания своего общественного долга.

        Кто как ни подростки являются той социальной группой, которая имеет желание и способна активно включаться в реализацию социальных инициатив. Это объясняется тем, что подростковый возраст характеризуется активностью, системой мотивов, отношений, направленностью интересов, потребностями в становлении социальных ценностей.

        Ведущая идея такого процесса состоит в том, что в центре нее находится личность воспитанника, готовая включиться и привнести свой индивидуальный вклад в развитие общества.

        В данном контексте большое значение отводится профессиональным и личностным качествам педагогических работников, осуществляющих процесс воспитания в образовательном учреждении, так как именно они обеспечивают необходимые условия для духовно-нравственного становления личности воспитанников, его самореализации. Такими условиями могут быть наличие:

        - атмосферы партнерских отношений между подростками и взрослыми в процессе социально-инициативной деятельности;

        - «ситуации успеха» подростков в процессе реализации социальных инициатив;

        - высокого уровня готовности подростковой группы к совместному осуществлению общественно значимых преобразований, проявляющейся в устойчивой потребности, высоким уровне организованности и сплоченности;

        - активной жизненной позиции педагогов, осуществляющих вместе с детьми социально-инициативную деятельность.

        Переходя к практической части своего выступления, я бы хотел начать с оценки готовности группы работать совместно.

        2. Практическая часть

1. Анализ работы с коллективом учащихся 4 класса (на примере проектной задачи «Общешкольное родительское собрание»).

2. Использование педагогической поддержки при подготовке к общешкольным мероприятиям (описание опыта).

3. Обсуждение «Предпосылки и план создания органа ученического самоуправления».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт реализации социально значимых проектов и инициатив в начальной школе

В статье представлен опыт работы  учителя  с младшими  школьниками при создании социальных проектов. ...

Социально - значимый проект учащихся "Забота"

Учителем организован социально-значимый проект "Забота" на уровне сумона...

Социально - значимый проект "Забота" итоги на уровне кожууна с участием учащихся и членов клуба "Рукоделие"

С 2011 года реализуется под руководством учителя начальных классов Дазырбан Ч.В. социально-значимый проект "ЗАБОТА"...

«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...

Социально-значимый проект для учащихся 1 – 2 классов Посылка солдату

Направление развития личности: духовно-нравственное.Цель: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.Задачи:В области ф...

Выступление на педагогическом совете "Преемственность в обучении и воспитании, как фактор педагогической поддержки индивидуального развития учащихся"

В материале представлено выступление на педагогическом совете с практическими рекомендациями педагогам для эффективного осуществления индивидуального подхода к учащимся с ОВЗ (интеллектуальными наруше...