Педагогическая поддержка социально-значимых инициатив учащихся
статья по теме
Текст выступления на ШМО классных руководителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_shmo.doc | 17.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на ШМО классных руководителей
«Педагогическая поддержка социально-значимых инициатив учащихся»
классного руководителя 4 класса Малюкова Сергея Алексеевича
1. Теоретическая часть
В традиционной системе воспитания реакция педагогов на проблемы школьников имеет, в основном, стихийный, ситуативный характер. Учителя реагируют только на внешне проявляющиеся действия и поступки учеников и выступают, как правило, в роли «скорой помощи»: наказание драчунов, наставления по поводу внешнего вида, манер, вызов родителей и т.д.
Мотивы учителя, на первый взгляд, вполне благородны и обоснованы: забота о жизни и здоровье ребенка, желание научить его общаться, получать знания - сделать все, чтобы из учащегося получился Человек. Но форма помощи при этом не всегда адекватна намерениям, и часто выливается в назидание, приказ, угрозу, что может вызвать лишь ответную грубость, неподчинение или лень, апатию.
Помощь, проявляющаяся как вмешательство, исключает активное участие другого субъекта взаимодействия (ребенка) и потому непродуктивна. Внутренний конфликт, душевная рана, вызвавшие к жизни то или иное детское ЧП, как правило, игнорируются или не замечаются педагогом. В результате у ребенка возникает потребность защититься от учителя, приспособиться к ситуации.
Вот почему педагогическая система, ориентированная на ребенка, имеет дело не только с внешними проявлениями, но и с его внутренними мотивами, устремлениями, потребностями. И задача педагога состоит в нахождении средств и способов, позволяющих ребенку раскрыть личностный потенциал.
Понятия «инициатива», «инициативность» рассматриваются в работах отечественных авторов как качественные характеристики личности, необходимый элемент процесса самореализации - способности личности к инициативе, самостоятельным общественным начинаниям, активности, предприимчивости. А понятие «социальная инициатива» позволяет формировать такие ценности, как коллективизм и взаимную требовательность, взаимовыручку и милосердие, доброту и ответственность, доверие и активность. И в этом смысле - социально-значимая инициатива всегда будет связана с развитием гражданского сознания человека, патриотических чувств и понимания своего общественного долга.
Кто как ни подростки являются той социальной группой, которая имеет желание и способна активно включаться в реализацию социальных инициатив. Это объясняется тем, что подростковый возраст характеризуется активностью, системой мотивов, отношений, направленностью интересов, потребностями в становлении социальных ценностей.
Ведущая идея такого процесса состоит в том, что в центре нее находится личность воспитанника, готовая включиться и привнести свой индивидуальный вклад в развитие общества.
В данном контексте большое значение отводится профессиональным и личностным качествам педагогических работников, осуществляющих процесс воспитания в образовательном учреждении, так как именно они обеспечивают необходимые условия для духовно-нравственного становления личности воспитанников, его самореализации. Такими условиями могут быть наличие:
- атмосферы партнерских отношений между подростками и взрослыми в процессе социально-инициативной деятельности;
- «ситуации успеха» подростков в процессе реализации социальных инициатив;
- высокого уровня готовности подростковой группы к совместному осуществлению общественно значимых преобразований, проявляющейся в устойчивой потребности, высоким уровне организованности и сплоченности;
- активной жизненной позиции педагогов, осуществляющих вместе с детьми социально-инициативную деятельность.
Переходя к практической части своего выступления, я бы хотел начать с оценки готовности группы работать совместно.
2. Практическая часть
1. Анализ работы с коллективом учащихся 4 класса (на примере проектной задачи «Общешкольное родительское собрание»).
2. Использование педагогической поддержки при подготовке к общешкольным мероприятиям (описание опыта).
3. Обсуждение «Предпосылки и план создания органа ученического самоуправления».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт реализации социально значимых проектов и инициатив в начальной школе
В статье представлен опыт работы учителя с младшими школьниками при создании социальных проектов. ...
Организация социально – значимой деятельности в моей педагогической практике
Выступление на ШМО начальных классов...
Социально - значимый проект учащихся "Забота"
Учителем организован социально-значимый проект "Забота" на уровне сумона...
Социально - значимый проект "Забота" итоги на уровне кожууна с участием учащихся и членов клуба "Рукоделие"
С 2011 года реализуется под руководством учителя начальных классов Дазырбан Ч.В. социально-значимый проект "ЗАБОТА"...
«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел
Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...
Социально-значимый проект для учащихся 1 – 2 классов Посылка солдату
Направление развития личности: духовно-нравственное.Цель: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.Задачи:В области ф...
Выступление на педагогическом совете "Преемственность в обучении и воспитании, как фактор педагогической поддержки индивидуального развития учащихся"
В материале представлено выступление на педагогическом совете с практическими рекомендациями педагогам для эффективного осуществления индивидуального подхода к учащимся с ОВЗ (интеллектуальными наруше...