Методический материал по теме "Проектная деятельность в начальной школе"
методическая разработка по теме
Материал для учителей, работающих над проектной деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_material_po_teme.docx | 18.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический материал по теме: « Проектная деятельность в начальной школе».
Человек рожден для мысли и действия”,- говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой.
Приступая к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угаснет интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту.
Учебный проект – это совокупность задания учащимся, проблемы, которую надо решить, способов ее решения, форм организации взаимодействия учащихся с учителем и друг с другом, самой деятельности и, наконец, анализа результата и сопоставление его с предварительной гипотезой или намеченной целью.
Создание проекта – это творчество в первую очередь учеников, работающих над проектом. Следует учитывать, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность. Учитывая уровень развития самостоятельности у ребенка, помощь учителя может состоять
Начиная с первых уроков, провожу подготовку к осуществлению введения в проектную деятельность. Учащиеся овладевают элементарными знаниями и выполняют разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем и родителями.
Со 2-го класса, целенаправленно начинаю применять метод проектов. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления. Ученые определили, что одним из ведущих новообразований этого возраста является произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Ребенок хочет что-то создать, поднять свой имидж. Учителю необходимо только вовремя стимулировать эту деятельность.
Инструментом метода проектов является учебный проект, так как обучение происходит в процессе осуществления учебного проекта. В основе каждого проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Проблема проекта обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Анализируя работы учащихся, видны преимущества использования метода проектов в достижении качественно нового уровня обучения и воспитания, я пришла к выводу о продолжении его использования и в этом учебном году – такова не сила притяжения этого метода, а возможности, которые позволяют ученикам учиться, а учителям учить без принуждения, творчески.
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде .
Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Проект – это «пять П»:
· Проблема
· Проектирование (планирование)
· Поиск информации
· Продукт
· Презентация
Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы.
В методе проектов на первое место становится деятельность.
Проектная деятельность - один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.
Цель проектной деятельности - понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов
Задачи проектной деятельности:
- Обучение планированию;
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;
- Умение анализировать;
- Умение составлять письменный отчет;
- Формировать позитивное отношение к работе.
В процессе проектной деятельности наиболее эффективно формируются следующие учебные умения:
Основные виды учебных умений:
познавательные |
практические |
самоконтроля |
организационные |
оценочные |
|
Под проектной деятельностью понимается творческая работа, для выполнения которой требуется пройти следующие этапы. (см. Приложение)
Совместно с учителем ученики начальных классов это сделать могут. А вот сами? Поэтому первая моя задача – учить детей работать самостоятельно или с большой долей самостоятельности.
На этапе определения темы и постановки цели и задач проекта выяснить интересы детей мне помогает опрос-анкета.
Вопросы:
1. Что мне интересно больше всего?
2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или искусством, спортом, историей, музыкой или другим)
3. Чем чаще всего я занимаюсь в свободное время?
4. По каким предметам я получаю лучшие отметки? Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
5. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Теперь можно искать темы для проекта. Темы для исследований и проектов вокруг нас. Часто их подсказывает какая – то ситуация на уроке: купила новые магниты для доски, а они плохо или совсем не держат географическую карту. Возник вопрос «Почему? От чего это зависит?», который и перерос в проект «Свойства магнитов». Эта работа помогла экспериментально выяснить, какими свойствами обладают магниты, где и как они используются, были предложены свои направления использования магнитов, путём изготовления игрушек.
Не всегда дети могут увидеть проблему. Это самый сложный этап работы. Решению этой задачи помогают следующие упражнения: «Назовите как можно больше признаков предмета»; «Сколько значений у предмета»; «Посмотри на мир чужими глазами»; «Составь рассказ, используя данную концовку» и др.
Детям предлагается прослушать начало рассказа, например: «Утром небо покрылось тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги...». Дается задание придумать продолжение, но сделать это необходимо несколькими способами. Возможные варианты: «Представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, ворона, сидящая на дереве и т.д.»
На этапе решения проблемы предлагаю детям различные игры.
1. Представить проблему в виде какого-то предмета и решить её.
Проблема, похожая на снежинку, – имеет несколько вариантов решения, из которых нужно выбрать лучший.
Проблема, похожая на мозаику (паззл), – разделить на части и решать каждую часть отдельно.
Проблема, похожая на олимпийские кольца, – каждый в группе должен добиться успеха в своем деле и помочь это сделать всем остальным участникам.
2. Шесть «думательных» шляп. Загляни в шляпу и ответь на её вопросы:
-Белая шляпа – факты, цифры и информация. Какой информацией мы располагаем? Какая информация необходима?
-Красная шляпа – эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что я чувствую по поводу данной проблемы?
-Черная шляпа – осторожность, истина, здравый смысл и соответствие фактам. Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?
-Жёлтая шляпа – преимущества, выгода. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?
-Зеленая шляпа – исследования, предложения, новые идеи. Возможности альтернативы. Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?
-Синяя шляпа – размышление о мышлении. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага.
Я поощряю любые творческие находки детей – захотел сделать грандиозный кроссворд, вместе с родителями выпилить ложку из дерева, сплести колье из бисера, попробовать получить облако в банке? Пожалуйста! Я всегда рада помочь советом, направить в нужное русло.
Игровой момент помогает и при защите проекта. Защита первых проектов проходила в виде праздника, став постарше мы стали использовать презентации. Самое главное, чтобы дети рассказывали о том, что поняли сами. Я заранее просматриваю работы учеников, помогаю выбрать главное. Опираясь на прочитанный материал, подбираю форму представления, пишу сценарий, чтобы итог проектной деятельности был успешен.
Заключение.
Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: «Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе». (Работа по ФГОС НОО).
Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. И именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.Опыт исследовательской, тв...
Методическая разработка по теме "Проектная деятельность в начальной школе"
этапы работы над проектом в начальной школе...
методические рекомендации по составлению программы внеурочной деятельности в начальной школе
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта «основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через у...
Методические рекомендации "Организация проектной деятельности в начальной школе как средство реализации развивающих идей ФГОС "
Проектная деятельность в начальной школе в настоящее время является актуальной. В работе с младшими школьниками я считаю её альтернативой игровой деятельности. Вместо усвоения ...
Статья для методического сборника "Внеурочная деятельность в начальной школе-одна из составляющих формирования гармоничной личности школьника"
Внеурочная деятельность в начальной школе - одна из важных составляющих формирования гармоничной личности школьника....
Методическая разработка: «Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе». (Работа по ФГОС НОО).
1. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе...
Методический семинар «Организация проектной деятельности в начальной школе как условия формирования УУД»
В новом федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве главной цели обучения в начальной школе выделено развитие личностных качеств и способностей обуча...
Комментарии
Проектная деятельность в начальной школе
Очень интересный и познавательный материал. Очень поможет тем учителям, которые только начинают работать но новым ФГОС.