Сохранение здоровья школьников
статья на тему
Проблема сохранения здоровья школьников очень актуальна.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сохранение здоровья учащихся.
Выступление на МО учителей начальных классов.
Проблема сохранения здоровья детей постоянно волнует специалистов в области дошкольного и начального образования. В её решении принимают непосредственное участие воспитатели, логопеды, психологи, учителя начальных классов, специалисты других профилей. В современных условиях эта проблема чрезвычайно остра в связи с резким снижением процента практически здоровых детей и увеличением отстающих в развитии, имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого положения – гиподинамия, нарушения экологии, питания, общее состояние социальной среды.
Частую заболеваемость детей связывают с низким уровнем адаптивных реакций организма при поступлении в детский сад, при поступлении в школу, а также с негативным влиянием комплекса социальных условий воспитания и обучения.
Для физически ослабленных, часто болеющих детей поступление в школу вызывает необходимость изменение привычного поведения в связи с трансформацией режима дня, что является стрессовым фактором и может привести к срыву нервной деятельности. При этом возникают процессы дезатаптации. Такие дети нуждаются в условиях, предусматривающих увеличение двигательной активности, организацию профилактических и оздоровительных мероприятий, обеспечение индивидуального подхода к обучению и воспитанию, что в условиях массовых образовательных школ является трудноразрешимой задачей.
В последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей школьного возраста. За последние 5 лет заметно возросли показатели заболеваемости болезнями эндокринной системы и расстройствами питания, обмена веществ, болезнями органов пищеварения.
Школьники 7-9 лет имеют в среднем 2 диагноза. У детей наблюдается нарушение осанки и сколиозы, снижение зрения, патология со стороны ЛОР органов, неврологическая патология. Абсолютно здоровыми признаётся 5% обследованных.
В младшем школьном возрасте ребёнок особенно чувствителен к факторам окружающей среды. Школа является той самой средой, которая окружает ребёнка. И здесь важно всё: организация и условия учебно- воспитательного процесса, стиль деятельности (общения), знания учителем возрастных психологических особенностей этого возраста.
Задача учителей начальной школы сделать процесс перехода из детского сада в школу успешным для ребёнка, т.е. таким образом организовать условия этой деятельности, чтобы ребёнок сумел со всеми проблемами, используя свои знания и умения.
Физиологические особенности 7-10 летних детей таковы, что большую часть для них правильнее, а значит лучше для здоровья активно двигаться. В школе же они в основном сидят, склонившись над книгой или тетрадью. Поэтому важно обращать внимание на подбор мебели, на правильную посадку при выполнении работы на рабочем месте. А также использовать такой приём как смена динамических поз.
Мелкие мышцы кисти ещё недостаточно развиты. В сочетании с неполным окостенением костей запястья это создаёт трудности во время обучения детей письму. У детей быстро устают пальцы, появляется напряжение в мышцах кисти, предплечья, что отражается на почерке. Поэтому наряду с проведением на уроках пальчиковой гимнастики рекомендуется на уроках физкультуры использовать упражнения и игры с использованием спортивного инвентаря( мячей, лент, обручей). Их преимущество по сравнению с такими видами деятельности, как рисование, лепка, заключается в одновременной тренировке обоих рук.
У ребёнка 7 возраста недостаточно развиты глазодвигательные мышцы, участвующие в движениях глазным яблоком. Такие проблемы у младших школьников как перескакивание с одной строки на другую, через буквы, слоги, слова часто связаны с тем, что движения глазных яблок у этих детей отмечаются в 10 раз чаще, чем у старших.
Для профилактики зрительного утомления и близорукости рекомендуется правильное рассаживание детей в классе и проведение упражнений по Аветисову. Упражнения проводятся в середине урока в течение 2-3 минут.
И.п. – сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение.
И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза. Открыть глаза. Повторить 4 раза.
Для снятия статического напряжения необходимо проводить на уроке физминутки. При этом важно приучать ребёнка к самостоятельному установлению частоты ритма выполнения того или иного упражнения в зависимости от индивидуальных особенностей. Однако использование физкультурных пауз не снимает необходимости проведения тщательных и хорошо продуманных физкультминуток с соблюдением всех правил. Занимательные упражнения следует использовать не чаще чем за 2-3 раза за учебный день. Практика показывает, что оптимально на уроке использовать 2 физминутки и одну физкультурную паузу. Но на уроках, требующих значительной сосредоточенности внимания и деловой атмосферы, целесообразно отказаться от занимательных упражнений.
Хороши для профилактики умственного и физического напряжения, формирования правильной осанки, следующие упражнения: ходьба, потягивания. Потягивания помогают снять напряжение, усталость, гораздо быстрее приободриться. При этом они не требуют большой частоты повторений. Потягивания, как и все виды растяжек, благоприятно влияют на позвоночник в целом, стимулируют процессы роста.
Ходьба – прекрасный способ снять мышечное утомление ног, возникающее при длительном сидении, нормализовать кровообращение в нижних конечностях и малом тазу, улучшить кровообращение головного мозга, восстанавливая тем самым интеллектуальную работоспособность, отрегулировать деятельность кишечника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внутришкольная комплексная программа физкультурно-оздоровительного образования «Укрепление и сохранение здоровья школьников»
Проблема организации помощи ребенку в сохранении, укреплении и формировании здоровья весьма актуальна. Решить проблему здоровья в рамках учебно-воспитательного процесса может созданная система физкуль...
Школа полного дня для учащихся начальных классов как фактор повышения качества образования и сохранения здоровья школьников
Как показал современный педагогический опыт, организация работы школы полного дня позволяет объединить учебную и внеучебную сферы деятельности детей в условиях учебного сообщества, сформировать ...
педагогический совет на тему "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УКРЕПЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ"
Материал содержит системный анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни всех участников образовательного процесса. Педсовет сопровождается презентацией....
Сохранение здоровья школьников.
Проблема сохранения здоровья школьников сейчас, как никогда актуальна....
Преемственность как важный фактор успешности и сохранения здоровья школьника
Выступление на заседании психолого-педагогической службы...
Сохранение здоровья школьников с учетом требований стандартов второго поколения РФ
Аннотация «Одной из современных задач начального образования является сохр...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ОТДЫХА И СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД КАНИКУЛ.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ОТДЫХА И СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД КАНИКУЛ....