Сохранение здоровья школьников
статья на тему
Проблема сохранения здоровья школьников очень актуальна.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сохранение здоровья учащихся.
Выступление на МО учителей начальных классов.
Проблема сохранения здоровья детей постоянно волнует специалистов в области дошкольного и начального образования. В её решении принимают непосредственное участие воспитатели, логопеды, психологи, учителя начальных классов, специалисты других профилей. В современных условиях эта проблема чрезвычайно остра в связи с резким снижением процента практически здоровых детей и увеличением отстающих в развитии, имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого положения – гиподинамия, нарушения экологии, питания, общее состояние социальной среды.
Частую заболеваемость детей связывают с низким уровнем адаптивных реакций организма при поступлении в детский сад, при поступлении в школу, а также с негативным влиянием комплекса социальных условий воспитания и обучения.
Для физически ослабленных, часто болеющих детей поступление в школу вызывает необходимость изменение привычного поведения в связи с трансформацией режима дня, что является стрессовым фактором и может привести к срыву нервной деятельности. При этом возникают процессы дезатаптации. Такие дети нуждаются в условиях, предусматривающих увеличение двигательной активности, организацию профилактических и оздоровительных мероприятий, обеспечение индивидуального подхода к обучению и воспитанию, что в условиях массовых образовательных школ является трудноразрешимой задачей.
В последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей школьного возраста. За последние 5 лет заметно возросли показатели заболеваемости болезнями эндокринной системы и расстройствами питания, обмена веществ, болезнями органов пищеварения.
Школьники 7-9 лет имеют в среднем 2 диагноза. У детей наблюдается нарушение осанки и сколиозы, снижение зрения, патология со стороны ЛОР органов, неврологическая патология. Абсолютно здоровыми признаётся 5% обследованных.
В младшем школьном возрасте ребёнок особенно чувствителен к факторам окружающей среды. Школа является той самой средой, которая окружает ребёнка. И здесь важно всё: организация и условия учебно- воспитательного процесса, стиль деятельности (общения), знания учителем возрастных психологических особенностей этого возраста.
Задача учителей начальной школы сделать процесс перехода из детского сада в школу успешным для ребёнка, т.е. таким образом организовать условия этой деятельности, чтобы ребёнок сумел со всеми проблемами, используя свои знания и умения.
Физиологические особенности 7-10 летних детей таковы, что большую часть для них правильнее, а значит лучше для здоровья активно двигаться. В школе же они в основном сидят, склонившись над книгой или тетрадью. Поэтому важно обращать внимание на подбор мебели, на правильную посадку при выполнении работы на рабочем месте. А также использовать такой приём как смена динамических поз.
Мелкие мышцы кисти ещё недостаточно развиты. В сочетании с неполным окостенением костей запястья это создаёт трудности во время обучения детей письму. У детей быстро устают пальцы, появляется напряжение в мышцах кисти, предплечья, что отражается на почерке. Поэтому наряду с проведением на уроках пальчиковой гимнастики рекомендуется на уроках физкультуры использовать упражнения и игры с использованием спортивного инвентаря( мячей, лент, обручей). Их преимущество по сравнению с такими видами деятельности, как рисование, лепка, заключается в одновременной тренировке обоих рук.
У ребёнка 7 возраста недостаточно развиты глазодвигательные мышцы, участвующие в движениях глазным яблоком. Такие проблемы у младших школьников как перескакивание с одной строки на другую, через буквы, слоги, слова часто связаны с тем, что движения глазных яблок у этих детей отмечаются в 10 раз чаще, чем у старших.
Для профилактики зрительного утомления и близорукости рекомендуется правильное рассаживание детей в классе и проведение упражнений по Аветисову. Упражнения проводятся в середине урока в течение 2-3 минут.
И.п. – сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение.
И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза. Открыть глаза. Повторить 4 раза.
Для снятия статического напряжения необходимо проводить на уроке физминутки. При этом важно приучать ребёнка к самостоятельному установлению частоты ритма выполнения того или иного упражнения в зависимости от индивидуальных особенностей. Однако использование физкультурных пауз не снимает необходимости проведения тщательных и хорошо продуманных физкультминуток с соблюдением всех правил. Занимательные упражнения следует использовать не чаще чем за 2-3 раза за учебный день. Практика показывает, что оптимально на уроке использовать 2 физминутки и одну физкультурную паузу. Но на уроках, требующих значительной сосредоточенности внимания и деловой атмосферы, целесообразно отказаться от занимательных упражнений.
Хороши для профилактики умственного и физического напряжения, формирования правильной осанки, следующие упражнения: ходьба, потягивания. Потягивания помогают снять напряжение, усталость, гораздо быстрее приободриться. При этом они не требуют большой частоты повторений. Потягивания, как и все виды растяжек, благоприятно влияют на позвоночник в целом, стимулируют процессы роста.
Ходьба – прекрасный способ снять мышечное утомление ног, возникающее при длительном сидении, нормализовать кровообращение в нижних конечностях и малом тазу, улучшить кровообращение головного мозга, восстанавливая тем самым интеллектуальную работоспособность, отрегулировать деятельность кишечника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/08/02/picture-681.jpg)
Внутришкольная комплексная программа физкультурно-оздоровительного образования «Укрепление и сохранение здоровья школьников»
Проблема организации помощи ребенку в сохранении, укреплении и формировании здоровья весьма актуальна. Решить проблему здоровья в рамках учебно-воспитательного процесса может созданная система физкуль...
Школа полного дня для учащихся начальных классов как фактор повышения качества образования и сохранения здоровья школьников
Как показал современный педагогический опыт, организация работы школы полного дня позволяет объединить учебную и внеучебную сферы деятельности детей в условиях учебного сообщества, сформировать ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/11/picture-109394-1670764372.jpg)
педагогический совет на тему "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УКРЕПЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ"
Материал содержит системный анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни всех участников образовательного процесса. Педсовет сопровождается презентацией....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/17/picture-317917-1382016131.jpg)
Сохранение здоровья школьников.
Проблема сохранения здоровья школьников сейчас, как никогда актуальна....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/23/picture-324295-1382554329.jpg)
Преемственность как важный фактор успешности и сохранения здоровья школьника
Выступление на заседании психолого-педагогической службы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/29/picture-557177-1419877034.jpg)
Сохранение здоровья школьников с учетом требований стандартов второго поколения РФ
Аннотация «Одной из современных задач начального образования является сохр...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ОТДЫХА И СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД КАНИКУЛ.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ОТДЫХА И СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД КАНИКУЛ....