Обучение детей дошкольного возраста мордовскому (мокшанскому) языку
методическая разработка по теме

Демкина Татьяна Николаевна

Мордовская детская художественная литература и устное народное творчество (сказки, рассказы, стихотворения), открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, дает прекрасные образцы литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: сказки раскрывают меткость, образность и выразительность языка, юмор и живость родной речи; в рассказах дети познают точность слова мордовского народа, в стихах - улавливают музыкальность, напевность, ритмичность мордовской речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-doklad.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Инсарский детский сад «Солнышко»

Обучение детей дошкольного возраста мордовскому (мокшанскому) языку

(ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ СЕМИНАРЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ)

Подготовила: воспитатель

МБДОУ «Инсарский

 детский сад «Солнышко»

Демкина Татьяна Николаевна

Инсар 2013

Кружок, который я веду называется «Быт и культура мордовского народа». В течение 2-х лет ведётся работа по обучению детей мордовскому языку, где главной целью является:

- обучение мордовскому языку;

-познание национальных традиций;

-изучение культуры мордовского народа.

Мною были поставлены следующие задачи: изучить мордовский этнос и обучить детей мордовскому языку, пробуждая у детей интерес и стремление к общению на мокшанском языке, создать настрой для его изучения.

Моё направление предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: знакомство с устно-поэтическим творчеством мордовского народа; народным декоративно-прикладным искусством, мордовскими народными играми; фольклором и произведениями писателей Мордовии; музыкой и музыкальным фольклором.

Важное средство воспитания детей дошкольного возраста- художественная литература и устное народное творчество,  которые являются неиссякаемым источником выразительности детской речи и несут в себе познавательный, нравственный и эстетический аспекты.

Мордовская детская художественная литература и устное народное творчество (сказки, рассказы, стихотворения), открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, дает прекрасные образцы литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: сказки раскрывают меткость, образность и выразительность языка, юмор и живость родной речи; в рассказах дети познают точность слова мордовского народа, в стихах - улавливают музыкальность, напевность, ритмичность мордовской речи.

Мордовская художественная литература и фольклор несут в себе черты национальных традиций, а также содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре народа, что в свою очередь побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя, тем самым, словарный запас ребенка.

Для осуществления и реализации поставленных задач я пользуюсь программой и методическими рекомендациями по обучению детей мордовским (мокша, эрзя) языкам в ДОУ под редакцией А.И. Исайкиной. В этой программе излагаются основные методы и приемы обучения мордовскому языку. Она направлена на воспитание и пробуждение интереса к мордовскому языку и стремления к общению на этом языке.

Для общения на мордовском языке я использую игровые ситуации, в которых дети получают информацию об игрушках, о себе, о товарищах по группе, о сказочных персонажах, о действиях в различных играх.

Таким образом, решаются образовательно-воспитательные задачи: дети знакомятся со сказками, праздниками, традициями, и обычаями мордовского народа, осознают собственную культурную принадлежность; воспитываются в духе уважения народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.

С большим интересом дети играют в различные игры, которые развивают физические качества (силу, ловкость, быстроту, меткость) и творческие способности. А ведь этому уделяли большое внимание ещё наши предки. В играх использую мячи, куклу, специальные палочки, камушки и т.д. среди детей старшего возраста весьма распространенные игры «В платочки», «В белочку» и др. Все они включают в себя бег, ходьбу, поэтому имеют важное значение в укреплении здоровья детей. Например, «В палочки». Играли мальчики и девочки в доме. Дети называли себя разными именами: «колокольчик», «цветок», «сундук» и др. Все участники сообщали водящему свои имена. Потом ему завязывали глаза платком так, чтобы он ничего не мог видеть. Тот начинал ловить игроков: когда поймает, должен узнать- назвать имя, выбранное игроком. После водил тот, чьё имя угадано.

Для осуществления  задач по усвоению словаря и развитию связной речи я приготовила дидактические игры: «Угадай, какое животное», «Цвет, где ты?», «Кто в домике живет?».

Например, играем в игру  «Найди вещь». Один из детей отворачивается или выходит из группы. Я прячу какую-нибудь вещь, и ребенок начинает искать ее. Остальные дети начинают подсказывать ему, где искать. Они говорят: «Под столом», я перевожу на мокшанский: «Шърать ала»; «На шкафу» - «Шкафть лангса», «В столе» - «Шърать потмоса» и т.д. После того,  как дети поиграли несколько раз, перевод повторяют сами.

На тематических занятиях: «Моя семья», «Новый год», «Зимние забавы» и т.д. дети рисуют яркие рисунки по данной теме. Изображенные предметы на рисунке дети называют на мордовском языке. Одновременно с обучением языку идёт работа по созданию уголка национального быта мордвы- мокша. Родители принимают активное участие в оформлении мини-музея. Они находят предметы быта и мордовской старины.

Проводя работу в данном направлении, я могу определенно сказать, что дети с большим удовольствием стремятся изучать свой родной язык, знать как можно больше о культуре и традициях своей малой Родины. Это залог будущей любви к своей Отчизне и своему народу.

Любой народ по-своему велик,

Бесценен вклад его в наследство вековое.

Так сбережем свою культуру и родной язык,

                                                                                     Как самое на свете дорогое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лепке для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью, находящихся на индивидуально – дифференцированном обучении.

Учить лепить предметы округлой формы.Закрепить представления о шаре и его свойствах.Учить соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира....

Игры с пальчиками (методическое пособие к программе «Развитие речи и подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе»)

Игры с пальчиками (методическое пособие к программе «Развитие речи и подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе»)...

Воспитание детей дошкольного возраста на основе мордовской национальной культуры.

В настоящее время очень остро встал вопрос о сохранении и возрождении культурного наследия, поэтому современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать...

Обучение детей дошкольного возраста прыжкам через скакалку

Обучение прыжкам со скакалкой с дошкольного  возраста. С чего начинать. Рекомендации. Комплекс упражнений....

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАОСНОВАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ...

Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста

Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста.     Дидактические игры имеют большое значение в  развитии ребенка младшего дошкольного  ...