Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников
статья по теме

Янчина Ирина Анатольевна

Основные направления. Роль семьи и школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dukhovno-nravstvennoe_razvitie_uchashchikhsya.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

В своих комментариях к новому закону «Об образовании» наш президент обрати внимание а то, что «общество испытывает явный дефицит духовных скреп  милосердия, сочувствия, сострадания друг к другу. Мы всецело должны подержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей. Мы должны действовать не путем запретов и ограничений, а укреплять прочную духовно-нравственную основу общества».  Одним из таких основополагающих институтов и является школа.

На сегодняшний день остро встает вопрос о роли и функциях семьи и школы в воспитании школьников. Проблемы особенностей в воспитании детей приобретает особую важность и обращает на себя внимание. Трудности в обучении, причины и неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребенка отводится не только школе, но и принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании. Иногда родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Отметим, что влияние семьи не только не снижается, но и возрастает.

Сухомлинский слайд

«Нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы ребенка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами» В.А. Сухомлинский

Обратим внимание на слова выдающегося педагога В.А. Сухомлинского. Он говорит о том, что семья берет на себя весомую долю заботы о всестороннем развитии ребенка. Родителям нужно хорошо понимать, какой вклад вносит семья в процесс влияния на младшего школьника, каковы требования учебного заведения к уровню образованности, воспитанности ребенка. Это важно для того, чтобы не возникли ситуации, когда в школе требуют одно, а в семье — другое. Если у родителей появляются сомнения в правильности требований учителя и методике обучения, следует поговорить об этом с педагогом, а не пытаться дома переучить ребенка.

Задача учителя состоит в том, чтобы, во-первых, привлечь всех родителей к совместной работе, разъяснить ее значение в тех семьях, которые недостаточно осознают, недооценивают ведущуюся в школе воспитательную работу с их детьми, и, во-вторых, используя заинтересованность родителей в обучении и правильном воспитании их детей, научить их методам регулярной помощи школе.

С 2011 года начальная школа работает по новым федеральным образовательным стандартам, которые предусматривают не только обновление учебного процесса, но и новые направления в воспитательном процессе. Основополагающим направлением воспитательной работе является духовно-нравственное развитие личности ребенка.

Слайд!!!

3. Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям.

• Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

• Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

• Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

• Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

• Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

• Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Большое значение в работе с родителями имеет заранее продуманная  и четко организованная система сотрудничества. Созданию ситуации эффективного взаимодействия школы и семьи способствует проведение совместных с детьми .родительских собраний. Именно на таких собраниях знакомятся с традициями школы и класса, с содержанием и методикой организации образовательного и воспитательного процесса, перспективами развития детского коллектива. Взаимодействие семьи и школы является наиболее плодотворным именно тогда, когда родители совместно с детьми принимают участие в разработке и планировании классных дел. Для этого в воспитательный процесс  учитель включает мероприятия, объединяющие учеников и родителей: клубы семейного чтения, круглые столы, совместные праздники, театрализованные представления, тематические, сезонные экскурсии, экскурсии по достопримечательностям нашего края в рамках внеурочной деятельности в начальной школе.  Наши родители принимают активное участие в школьных, городских, краевых и всероссийских конкурсах так же активно, как и дети.

Слайд грамоты!!!!!!

Родители школы активно поддерживают и с пониманием относятся к введению закона КЗ – 1539. Дети стали дисциплинированнее, а родители – ответственнее.

Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов.

       Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.

Слайд если ребенок воспитывается….!!!!!!

Дети, привыкшие к КРИТИКЕ – учатся осуждать.

Дети, ВРАЖДОЮ воспитанные – знают, как нападать.

Дети, в НАСМЕШКАХ выросшие – питывают робость.

Много и часто СТЫДИМЫЕ – с виною своей неразлучны.

Те, кто воспитан ТЕРПИМОСТЬЮ – постигают науку терпения.

Воспитанные ОБОДРЯЮЩИМ СЛОВОМ – умеют верить в себя.

Дети, взращенные ПОХВАЛОЮ – умеют видеть хорошее.

А воспитание СПРАВЕДЛИВОСТЬЮ -учит детей доверию.

Дети, воспитанные ОДОБРЕНИЕМ – живут с собою в ладу.

Одаренные ДРУЖБОЙ, ДУШЕВНЫМ ТЕПЛОМ – находят в мире любовь.

Сэлли Фельдман


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Духовно - нравственное развитие и воспитание  младших школьников - первостепенная задача современной образовательной системы в условиях реализации ФГОС....

Духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника через приобщение его к отечественной религиозно-культурной традиции

Выступление на I Епархиальных рождественских образовательных чтениях на тему "Нравственная ответственность церкви, государства и общества в деле просвещения"....

Духовно-нравственное формирование личности и воспитание младших школьников средствами образовательной программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа Этикета"

Содержание   Пояснительная записка ……………………………………………………. 3   Содержание программы «Школа Этикета» 1 класс ………………………8   Тематическое планирование. 1 класс ……………………………………. 1...

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека)

Теоретический материал. План-сетка работы классного руководителя по воспитанию гражданственности и патриотизма....

Презентация Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность

Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность. презентация ...