Формирование УУД
статья по теме
Возможности новой системы оценивания для определения уровня сформированности УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Возможности новой системы оценивания для определения уровня сформированности УУД
Основные особенности стандартов второго поколения — подход к стандарту как к общественному договору, реализация деятельностной парадигмы образования, нацеленность стандартов и регулируемого ими учебного процесса на достижение результата — требуют внесения изменений во все компоненты учебного процесса: организацию и содержание совместной учебной деятельности учителя и школьников, отбор и организацию учебного материала, учебную среду. Соответственно изменяется и система оценивания.
Прежде всего меняется ее роль и функции в образовательном процессе. Система оценивания выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как:
- самостоятельный и самоценный элемент содержания;
- средство повышения эффективности преподавания и учения;
- фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования; регулятор программы обучения.
Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих принципов:
- Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. При этом итоговая отметка может быть выставлена как обобщенный результат накопленных за период обучения отметок.
- Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
- Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.
- Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
- В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.
В начальной школе оценивание призвано стимулировать учение посредством:
— оценки исходного знания ребенка, того опыта, который он
привнес в выполнение задания или в изучение темы;
- учета индивидуальных или групповых потребностей в учебном процессе;
- учета способов демонстрации понимания материала, изученного каждым ребенком;
- побуждения детей размышлять о своем учении, об оценке собственных работ и процесса их выполнения.
В системе оценивания в начальной школе используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом или школой. Внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами, осуществляется, как правило, в форме таких процедур, как (мониторинговых исследований, аттестации образовательных учреждений и т. п.), результаты которых не влияют на итоговую отметку детей, участвующих в этих процедурах.
В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.
Стартовая диагностика (на входе) в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. Эти показатели определяют стартовые условия обучения детей, которые необходимо учитывать в текущем оценивании.
В текущем оценивании используются субъективные, или экспертные, методы (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся.
Предметом оценки выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения, а также мера осознанности каждым обучающимся особенностей его собственного процесса обучения. При этом наряду с интегральной оценкой (за всю работу в целом, проводимой, например, в форме портфолио, презентаций, выставок и т. п.) используется дифференцированная оценка (вычленение в работе отдельных аспектов, например сформированности вычислительных умений, выразительности чтения, умения слушать товарища, формулировать и задавать вопрос, выдвигать предположение и т. д.), а также самоанализ и самооценка обучающихся.
Выбор формы текущего оценивания определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, конкретными учебными задачами, целью получения информации.
Итоговое оценивание происходит в конце обучения в начальной школе и может проводиться в форме накопительной оценки, получаемой как обобщенный результат выставленных ранее оценок, а также в ходе целенаправленного сбора данных (в том числе с помощью итоговых тестов) или практической демонстрации применения полученных знаний и освоенных способов деятельности. Возможна также любая комбинация этих форм.
В методиках обучения, отвечающих особенностям стандартов второго поколения, итоговое оценивание строится на следующих принципах:
— раздельной оценки достижения базового и повышенных уровней требований к подготовке учащихся. Базовый уровень характеризуется таким показателем достижения планируемых результатов, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно»,
а повышенные уровни — таким показателем достижения планируемых результатов, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно или с помощью взрослых или сверстников»;
- оценивания методом «сложения», при котором фиксируется достижение опорного (базового) уровня требований и его превышение (при этом за превышение опорного уровня добавляются дополнительные баллы);
- кумулятивной (накопительной) оценки;
- открытости и реалистичности норм и критериев;
- признания права учащегося на ошибку, реализуемого в итоговом оценивании через систему норм оценивания;
- признания права учащегося на досдачу имеющихся пробелов в части базовых требований и при желании на пересдачу итоговой работы с целью подтверждения выпускником начальной школы более высокого уровня учебных достижений.
Как уже отмечалось, наиболее целесообразно проводить итоговое оценивание в форме накопительной оценки. Такая оценка предполагает синтез всей накопленной за четыре года обучения информации об учебных достижениях школьника. К ним относятся не только достижения в освоении системы основных понятий и предметных учебных навыков (навыков письма и чтения, вычислений и рассуждений и т. д.), но и такие достижения ребенка, как умение сотрудничать, выполнять различные учебные роли, освоение первичных навыков организации учебной деятельности, навыков работы с информацией и т. п., а также данные, подтверждающие индивидуальный прогресс ученика в различных областях.
Источниками таких данных служат заполняемые учителем по ходу обучения листы наблюдений, дифференцированная оценка наиболее существенных итогов обучения, результаты выполнения проверочных работ и различные папки работ учащихся, составляющие портфолио.
Это слово на слуху, о детском портфолио много говорят, спорят, ему посвящено большое количество исследований и публикаций. Каждому родителю хочется, чтобы успехи его ребенка – такого любимого, необыкновенного, самого-самого лучшего, были известны не только ему, родителю, но и всем вокруг. И, конечно, каждый учитель рад поделиться достижениями своих учеников и воспитанников.
В современном обучении портфолио учащегося используется на разных этапах. Оно помогает фиксировать результаты обучения и предъявлять их в социум.
Портфолио – это форма учета индивидуальных достижений ребенка.
Как оценить успехи ученика наиболее объективно? Как правило, традиционная система оценивания учебных достижений в школе очень проста: это шкала «от двойки до пятерки». Но разве такой способ оценки может передать все многообразие достижений ученика? Портфолио позволяет оценивать успешность детей не только в учебной, но и во внеурочной деятельности.
Что можно рассказать о технологии портфолио вкратце?
Основная идея учебного портфолио – показать лучшее, на что способен учащийся.
Основная задача – проследить динамику учебного прогресса ребенка.
Преимущества можно перечислить следующие:
• Преподавание, учение и оценивание объединены в одной технологии. Разделы портфолио посвящены разным этапам учебной деятельности: например, в один раздел помещаются материалы, которые ребенок планирует использовать, работая над проблемой, в другой – промежуточные результаты учебной деятельности, в раздел достижений – конечный продукт. Таким образом, можно проследить динамику учебного процесса: от зарождения идеи изучить какую-то проблему до конечного «Ура! Я научился!»
• Портфолио позволяет проанализировать разнообразные продукты учебно-- познавательной деятельности ребенка и объединить количественную и качественную оценку.
То есть, в портфолио учитывается все: от количества грамот и дипломов до показателей качества выполненных работ.
Технология портфолио поощряет не только оценку, но и самооценку учащегося, то есть если в традиционной системе оценивания «пятерку» или «двойку» ставит только учитель, то в технологии портфолио ученик может оценить сам себя. Помимо этого, здесь предусмотрена взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль самого автора портфолио. Умение оценивать себя и принимать оценку сверстников невозможно переоценить, и портфолио помогает сформировать это важное социальное умение.
• Портфолио помогает сотрудничеству учителя и ученика. Как вместе с учителем оценить свои успехи, приложенные усилия и прогресс в обучении? Учитель превращается в сознании автора портфолио из «карающей инстанции» в помощника и старшего наставника.
• Портфолио – форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования. Что это значит? Портфолио делает наглядным весь процесс обучения по выбранной проблеме, а оценке подлежит не только конечный результат, но и все промежуточные достижения.
• Портфолио помогает участвовать и побеждать в конкурсах, олимпиадах, различных проектах и грантах. Чем раньше ребенка приучат фиксировать свои достижения, тем проще ему будет адаптироваться в конкурентном мире взрослых.
Так как мы только начинаем работать по новым стандартам, портфолио дети только завели и начинают собирать материал. Мы решили не закупать фабричные, у всего класса они одинаковые. Оформление взяли на себя родители. В них мы вкладываем не все работы, а только те, которые считают нужными вложить дети, конечно после обсуждения с учителем, родителями. Мы завели оценочные листы: один вид заполняет учитель, другие листы - дети. В них они оценивают себя сами. Так как, мы работаем по программе «Школа 2100» у нас есть дневники, в которых сразу с первого дня дети учатся самооценке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"
Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....
Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников
Почитав эту статью Вы узнаете: что такое УУД, какие виды бывают УУД, как сформировану УУД у детей младшего школьного возраста....
Проект инновационной площадки МБОУ ООШ № 3 г. Гуково Ростовской области по формированию ЗОЖ в условиях формирования ФГОС
Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться. Это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится...
работа над словарными словами (формирование образа правильного слова) - формирование навыков правильного и осознанного чтения
Комплексное индивидуальное логопедическое занятие по коррекции нарушения письма и чтения на фоне ФФНР. 2 класс ...
Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий
"заметки на полях"...
Формирование универсальных учебных действий. Деятельность учителя по формированию УУД.
Представлены виды универсальных учебных действий, способы по формированию УУД в начальных классах. Презентация к сообщению....