Здоровьесберегающая среда как средство сохранения и укрепления здоровья.
статья по теме
Использование здоровьесберегающей среды направлено на разрешение противоречий между существующей организацией на уроке и необходимостью сохранения и укрепления здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchaya_sreda_kak_sredstvo_sokhraneniya_i_ukrepleniya_zdorovya.docx | 16.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающая среда на уроке как средство сохранения и укрепления здоровья.
Учитель МБОУ КСОШ №32
Колтунова Светлана Ивановна
Изучая динамику состояния здоровья детей в школе, ученые обратили внимание и на следующий обеспокоивший факт: из года в год среди поступающих детей в первый класс увеличивается количество детей, уже имеющих различные отклонения в здоровье – это заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной, костной, глазной, нервной систем. Хронические заболевания имеют до 23% учащихся. Некоторые учащиеся страдают одновременно 2-3 хроническими заболеваниями.
Проблемы сохранения здоровья становятся особенно актуальными в образовательной области. Ведь через школу проходит все население страны, в школе дети проводят больше времени в течение дня. Фундамент здоровья закладывается в детстве.
Использование здоровьесберегающей среды направлено на разрешение противоречий между существующей организацией обучения на уроке и необходимостью сохранения, укрепления и формирования здоровья.
Одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников – недостаток двигательной активности. Двигательный режим школьника является обязательной составной частью общего распорядка дня : как на уроке, так и на перемене. Моя задача – правильно организовать этот режим, сохраняя, укрепляя здоровье своих учеников.
При организации учебно-воспитательного процесса учитываю такие требования:
- однообразность видов деятельности способствуют утомлению школьников , поэтому чередую различные виды деятельности от 4 до 7 видов за урок: - опрос учащихся , письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение задач, классификация предметов.
- средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут;
- контроль за осанкой и смена поз учащихся на уроке ( этому способствуют нетрадиционные формы проведения уроков: урок-игра, урок-театрализация, урок путешествие, урок-концерт…)
- проведение физкультминуток ( гимнастика для глаз, для осанки, для рук, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, физические упражнения под музыку или стихотворение)
Требования к физминуткам:
- физкультминутки должны быть разнообразны (однообразие снижает интерес) я использую электронные ,музыкальные, стихотворные, игровые,
- проводятся на начальном этапе утомления.(2 физминутки на уроке)
Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность. Предпочтение отдаю и упражнениям для утомлённых групп мышц. В зависимости от особенностей урока, стараюсь подбирать нужные упражнения ( для кистей рук, для глаз, для стоп..)
- эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение, вызывая у детей положительные эмоции, интерес, радость.
- обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствуют норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, отсутствие монотонных раздражителей – зеленый цвет парт – улучшает настроение, успокаивает, создает хорошее настроение.
- Сменная обувь помогает отдыхать стопам ног.
Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры на свежем воздухе – хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. В ненастную погоду дети играют с игрушками, в настольные игры, свободно перемещаясь по кабинету и школьному коридору.
Здоровье ученика в норме, если:
- в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
- в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
- в нравственном плане – честен, самокритичен,
- в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
- в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут больше здоровы и развиты, не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
В данной работе изложены основные проблемы, связанные с состоянием здоровья современных школьников, проведено исследование теоретических характеристик здоровьесберегающего процесса в образовательном у...
Сохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий
Обобщение опыта по теме: Сохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий...
Актуальный педагогический опыт "Использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности начальной школы для сохранения и укрепления здоровья, повышения мотивации учения"
Возникновение опыта связано с включением нашей школы в работу по реализации программы «Здоровьесберегающая деятельность школы». Наша школа является адаптивным образовательным учреждением, г...
Доклад на тему: "«Сохранение и укрепление здоровья детей через внедрение здоровьесберегающих технологий.» "
«Сохранение и укрепление здоровья детей через внедрение здоровье сберегающих технологий.»...
«Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе как средство сохранения и укрепления здоровья учащихся»
физкультминутки и здоровьесберегающие технологии...
Занятия волейболом как средство сохранения и укрепление здоровья учащихся
В процессе познания игры в волейбол выносливость человека не уступает выносливости марафонца....
Пути и средства сохранения и укрепления здоровья обучающихся начальных классов
Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм школьника....