ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
статья на тему

Одна из важнейших особенностей современного общества — обеспечение возможности творческой самореализации. Между тем глубокие изменения в социально-экономической, политической и культурно-образовательной сферах в конце ХХ столетия отразились на морали, сознании, ценностных ориентациях, поведении, осложнили процесс воспитания подрастающего поколения. В сложившихся условиях для развития общества важное значение приобретает такая организация процесса воспитания учащихся, которая создает условия для стимулирования саморазвития учащихся, их личностного становления, рефлексии, оценочной деятельности. Образовательная структура, сочетающая в одном учреждении общеобразовательную школу с музыкально-театральным компонентом, театральной детской студией, представляет собой модель современного учебного заведения, где гармонично соединяются творческое, воспитательное и образовательное направления и возникает среда, способствующая творческой самореализации учащихся.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Одна из важнейших особенностей современного общества — обеспечение возможности творческой самореализации. Между тем глубокие изменения в социально-экономической, политической и культурно-образовательной сферах в конце ХХ столетия отразились на морали, сознании, ценностных ориентациях, поведении, осложнили процесс воспитания подрастающего поколения. В сложившихся условиях для развития общества важное значение приобретает такая организация процесса воспитания учащихся, которая создает условия для стимулирования саморазвития учащихся, их личностного становления, рефлексии, оценочной деятельности. Образовательная структура, сочетающая в одном учреждении общеобразовательную школу с музыкально-театральным компонентом, театральной детской студией, представляет собой модель современного учебного заведения, где гармонично соединяются творческое, воспитательное и образовательное направления и возникает среда, способствующая творческой самореализации учащихся.
Основными теоретическими предпосылками для изучения природы творческой самореализации учащихся в условиях непрерывного художественного воспитания, диагностики и особенностей ее развития являются положения о том, что творческая самореализация школьника осуществляется в творческом обучении (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.) и является сложным многоуровневым психическим образованием, включающим в себя различные аспекты личности учащегося (И.Ф.Исаев, А.В.Хуторской и др.).
Особую значимость в исследовании творческой самореализации приобретает опора на философские исследования русских мыслителей начала ХХ в. (В.С.Соловьёв, П.А. Флоренский, С.Л. Франк), труды современных теоретиков педагогики и философии образования (Б. С. Гершунский, В.А. Сластёнин, Е.А. Ямбург и др.), открытия в области педагогики искусства (Б. М. Неменский, Б. П. Юсов, Л. В. Школяр, Н. Н. Фомина и др.), системный анализ которых открывает возможность выявления преемственности идей представителей русского духовного ренессанса и современной психолого-педагогической науки.
Проблема творческой самореализации школьников нашла в исследованиях отечественных психологов (Б.Г.Ананьев, П.Я.Гальперин, В.Д. Шадриков и др.). Особое внимание проблемам выявления, обучения и воспитания одаренных к различным видам искусства детей уделено в современных исследованиях (Н.С. Лейтес, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская и др.). Изучению психологических условий формирования и развития потребности в самореализации и самоактуализации посвящен ряд работ выдающихся зарубежных ученых (А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй, К. Хорни, В. Франкл, Э. Фромм, К. Юнг и др.).
Творческая самореализация учащихся в процессе непрерывного художественного воспитания понимается как субъективно значимый, уровневый процесс раскрытия и эффективного использования личностью своего творческого потенциала в различных видах культуросозидательной деятельности. Этот процесс осуществляется на основе осознанного ценностного отношения к собственной личности и свободного выбора. Он предполагает позитивный результат личностного развития, сопровождающийся чувством удовлетворения и состоянием гармонии с собой и окружающим миром, появлением комплекса личностных новообразований (целеустремленность, волевые черты характера, инициатива, способность к саморегуляции, повышение самооценки и др.), а также личностно и социально значимыми достижениями (победы на исполнительских конкурсах, творческий рост, разносторонность творческих проявлений и др.).
Важно акцентировать внимание на том, что средой творческой самореализации является непрерывное художественное воспитание, основополагающим принципом которого является преемственность звеньев его системы. Непрерывное художественное воспитание выступает и как новый способ образовательной деятельности, целевой ориентацией которого является целостное развитие личности, поступательное обогащение её творческого потенциала, постоянный рост умственных сил и способностей, самореализация в профессиональной сфере.
Таким образом, непрерывное художественное воспитание влияет на создание особой системы поддержки непрерывного саморазвития человека, когда происходит развитие его ценностных ориентиров и утверждение профессионального и человеческого достоинства и самоуважения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Тьюторское сопровождение творческой самореализации учащихся с особыми образовательными потребностями»

Проблемой современной школы является и то, что в рамках современного урока недостаточно внимания уделяется учащимся с особыми образовательными потребностями, так как учитель, зачастую, работает ...

Отчёт о реализации проекта "Тьюторское сопровождение творческой самореализации учащихся с особыми образовательными потребностями"

 С целью разработки механизма тьюторского сопровождения учащихся на базе МБОУ СОШ №2 им.Адмирала Ушкова города Геленджика с 2011 по 2013 г.г. в рамках муниципальной инновационной площадки реализован п...

СЛАГАЕМЫЕ ПРОДУКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Л.В.ЗАНКОВА

ПРЕДЛАГАЕМЫЙ МАТЕРИАЛ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИГОДИТСЯ МОЛОДЫМ, НАЧИНАЮЩИМ ПЕДАГОГАМ...

Презентация к выступлению на семинаре по теме "Развитие творческих способностей учащихся в системе Занкова Л.В."

Презентация содержит задания, способствующие развитию творческих способностей учащихся....

Использование театральных технологий как средство творческой самореализации учащихся начальной школы

Выступление на педагогической августовской конференции по теме: "Использование театральных технологий как средство творческой самореализации учащихся начальной школы...