Воспитание как технология общественного развития.
статья на тему

Воспитание рассматривается как функция социума, обеспечивающая воспроизводство и развитие самого социума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_kak_tehnologiya.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание как технология общественного развития.

Согласно федеральному закону «О внесении изменений и дополнений в Закон о РФ «Об образовании» от 12июля 1995г  под образованием сегодня понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

В соответствии с этим законом воспитание является частью или стороной образования как общенациональной системы наряду с обучением и развитием. В обществе образование традиционно рассматривается:

как ведомственная система учреждений;

как стандартизированный уровень образования, обоснованный соответствующим сертификатом: свидетельством, аттестатом, дипломом и т.п.

Соответственно сложился стереотип, при котором под воспитанием понимается воспитательная работа в учреждениях образования или специальная функция семьи.

Воспитательная работа в системе образования имеет специфику, определяемую целями, задачами, средствами и формами этой работы, что вытекает не только из социального заказа и спроса на услуги, но и из назначения специалистов образовательного ведомства. Эта ведомственная специфика упрочивает стереотипное представление о том, что это только воспитательная работа, проводимая специалистами в системе учреждений образовательного ведомства. Отсутствие стандартов и программ в этой области приводит к необязательности, дополнительности процесса воспитания в образовательном деле. Следовательно, в настоящее время воспитание зачастую сводится к кустарной, полулюбительской деятельности педагогов, ведущих предметное обучение и произвольной и субъективной деятельности семьи.

Вместе с тем в обществе выражается тревога за состояние нравственного, психического и физического развития подрастающих поколений. Высказываются настойчивые требования принятия определенных системных мер, которые способны решить наиболее острые проблемы или хотя бы сдержать негативные тенденции в области воспитания и социализации детей и молодежи.

В этих целях общество должно различать образование как ведомственную систему учреждений и воспитание как макротехнологию, способную влиять на процессы социализации и социального развития, на достижение успешного будущего России.

Общая ситуация в области воспитания.

В начале 21в в области теории воспитания ведущей становится проблема разработки новой концепции воспитания, адекватной тенденциям общественного развития и российской ментальности с сильной социально-защитной направленностью. Многие теоретические положения о задачах и условиях воспитания подрастающего поколения сформулированы в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации»,  утвержденной постановлением  Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000г №751, и в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», одобренной распоряжением правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001года № 1756-р. В государственных документах прошедшего десятилетия был выдвинут комплекс идей, как отвечающий насущным потребностям сегодняшнего дня, так и определяющих тенденции государственной политики в области воспитания на ближайшую перспективу, среди них:

-федеральные целевые программы «Дети России», «Молодежь России;

-государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2003-2005гг.;

Эти документы относятся к типу  стратегических, поскольку они определяют политику в области воспитания в России на ближайшие годы. Наряду с ними в педагогической практике используются авторские концепции, которые углубляют и дополняют теоретические выкладки стратегических документов. Так, концепция Е.В. Бондаревской обосновывает положение о целесообразности воспитания подрастающего поколения в контексте культуры, формулирует теорию личностно ориентированного воспитания. Концепция Н.Е. Щурковой представленная в форме Программы воспитания школьников рассматривает организацию воспитания как фактор вхождения российского общества в контекст мировой культуры и т.д. Объединяет все эти концепции их ориентация на идею воспитания целостной личности, однако предметы воспитания целостности у авторов разные – отношения, духовность, направленность на успех, общечеловеческие ценности и др. Это говорит об отсутствии единой парадигмы воспитания в обществе и государстве, а знания, полученные в рамках разных парадигм, несопоставимы и имеют различный смысл. Названные концепции, при всей их важности, тем не менее не «работают» на задачи воспитания поколения, способного на стремительный бросок с достижением зримых и реальных успехов страны в области экономики, экологии, безопасности и т.п. К тому же эти и другие концепции лишены общетеоретического подхода к воспитанию как к технологии. Отсутствие технологического аспекта, раскрывающего как надо получить планируемый результат, превращает современные концепции воспитания в программе декларации о воспитании, лишенные практического смысла.

Методология воспитания. Воспитание как система, процесс, деятельность.

Воспитание рассматривается как функция социума, обеспечивающая воспроизводство и развитие самого социума и систем его деятельности. Внутри воспитательной деятельности выделяются как минимум три функции со свойственным им процессами:

А) воспитание в широком смысле, как функция закладывания базы и основ культуры с ориентацией на современное состояние культуры и деятельности;

Б) воспитание в узком смысле, воспитания как функция комплексирования и завязывания на социальных институтах требований развивающихся и воспроизводящихся воспитательных технологий разного целевого назначения;

В) самовоспитание как функция самостроительства личности при педагогической поддержке и стимулировании со стороны педагогической поддержки и стимулировании со стороны педагогов и семьи.

Такая сложная методологическая основа требует постановки вопроса о полифункциональной структуре воспитания и технологиях  и технологиях реализации функций. Воспитание как система.

Воспитание как система.

В зависимости от выбора системообразующего элемента система воспитания может быть представлена в различном виде, но т.к. мы избрали системно-структурный подход, то воспитание рассматривается нами как множество внутренних подсистем.

Воспитание как процесс.

Когда воспитание представляет собой упорядочную взаимосвязь и последовательную смену стадий, этапов, периодов изменения.

Воспитание как деятельность.

В этом понимании воспитание традиционно рассматривается в узком смысле слова как воспитательная работа.

Именно качественное состояние воспитания как деятельности позволяет обратиться к разработке  «технологической» теории воспитания, а аспекты развития воспитания как макротехнологии актуализируют проблему развивающихся ценностей как идейной основы стратегии развития.

Стратегический смысл и цель современного воспитания заключается в обеспечении позитивной социализации подрастающего поколения, его духовно-нравственного становления, воспитания детей гражданами российского демократического общества, способными реализовать свой личностный потенциал в интересах общественного и личного прогресса, осуществлять самостоятельный выбор в пользу гуманистических общечеловеческих и национальных ценностей.

Основным содержанием воспитания, таким образом, становится технологическое обеспечение процесса социализации и саморазвития на основе технологий и средств педагогической поддержки.

Идейная основа развития воспитания как общенациональной системы.

-социально-педагогическая солидарность предусматривает совпадение личных, общественных и государственных интересов;

-идея социального партнерства обеспечивает полноценную реализацию интересов личности, общества, государства в воспитании подрастающего поколения;

-идея межсекторного взаимодействия направлена на встраивание общенациональной системы воспитания  в либеральную рыночную модель общественного реформирования, в значительной степени, базирующейся на инициативе и самодеятельности;

-идея проектирования и построения педагогически целесообразных отношений в социуме при использовании в практике форм и технологий, основанных на фундаментальных педагогических закономерностях и принципах.

Три группы принципов современной теории воспитания.

-принцип природосообразности;

-принцип историзма и культуросообразности;

-принцип гуманистической направленности воспитания.

Основные принципы развития воспитания

Принцип равных возможностей и социальной справедливости в отношении детско-молодежной социально-демографической группы;

-принцип единства воспитательного пространства России;

-принцип консолидации усилий государственных учреждений и общественных объединений по созданию усилий для развития воспитания;

-принцип политической неангажированности системы воспитания и общественных структур, означающий идейно-политическую автономию воспитания;

-принцип оптимального управления процессом развития воспитания как общенациональной системы.

Новые принципы, которые выдвигаются на основе новых ценностей (ценности развития) – это принципы саморазвития и личной свободы, доступности и открытости.

Технологический аспект воспитания как общенациональной системы.

Отмечается низкая эффективность мер, принимаемых на государственном уровне. Все, что имеется в виде программ, доктрин, реформ в области воспитания технологически не проработано.

Ориентация современного российского общества на модернизацию, инновации во всех областях и сферах жизнеустройства требует выработки долгосрочных технологических проектов, направленных на объединение усилий всех социальных групп общества по обеспечению его культурного воспроизводства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание и обучение разносторонне развитой личности в условиях внедрения ФГОС»

Описание опыта работы методического объединения начальных классов МКОУ "Ючюгейской средней школы"...

Использование информационных технологий и возможностей мультимедиа в процессе обучения и воспитания обучающихся с целью развития познавательного интереса.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества,  внедрение ИКТ является одним из условий эффективной компетентностно-ориентированной модели начального общего...

"Применение новых педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Технологии творческого развития»

Гуманизация образовательной среды в школе как условиеличностно – ориентированного образования.§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.§2 Личностно – ориентированны...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)

В данной статье представлены современные педагогические подходы и технологии речевого развития детей с тяжелыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития в условиях школы и семьи.Рассм...

Методическая разработка по развитию психических процессов " Игровые технологии в развитии произвольного внимания."

Развить внимание, выполнив одно задание или игру, невозможно.  Для этого требуется систематическая работа с ребенком. При этом важно учитывать, что у детей младшего школьного возраста разви...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)

Всероссийская научно-практическая очная онлайн-конференция с международным участием «Инновации в образовании: сущность, проблемы, практический опыт, перспективы»...