Модель психолого-педагогического сопровождения
методическая разработка по теме
Модель психолого0педагогического сопровождения младшего школьника в условиях перехода на ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_dlya_soprovozhdeniya_fgos.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель психолого-педагогического сопровождения ФГОС на начальной ступени обучения
Главной задачей психологической службы является создание такой системы психолого-педагогического сопровождения, при которых дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Существенно для новых стандартов то, что процесс обучения и воспитания учащихся рассматривается как система условий, обеспечивающих развитие детей. У них будут формироваться не только предметные, но и так называемые надпредметные и личностные компетенции. Наряду с высоким уровнем знаний не менее важной задачей обучения является проблема социализации школьников.
Перед психологами возникает новая задача: разработать такую систему оценки качества образования, которая отвечала бы новому стандарту. Психолог должен будет отслеживать формирование надпредметных компетенций учащихся, их личностное развитие и в итоге — уровень их социализации.
Совместно с педагогом и другими взрослыми именно психолог обеспечивает контроль за развитием учащихся, дает оценку комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей.
Но одним из самых важных моментов является то, что психолог из второстепенного участника должен занять основную позицию при построении УВП. Он будет отвечать за измерение результатов обучения, то есть, в частности, за определение уровня формирования компетенций учащихся.
Именно психолог отвечает за учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям. И особое внимание на современном этапе в связи с введением новых образовательных стандартов необходимо уделять построению индивидуальных образовательных траекторий для различных категорий обучающихся.
Психолого - педагогическими условиями развития потенциальных возможностей младшего школьника являются:
- психолого-педагогическое сопровождение индивидуального пути развития каждого ребенка;
- организация взаимодействия ученика со значимыми людьми (родителями, учителями);
- создание «ситуации успеха» в учебной и вне учебной деятельности обучающихся и повышение таким образом мотивации учащихся.
В работе по формированию индивидуальных образовательных траекторий необходимо ориентироваться на следующие наиболее важные новообразования младшего школьника:
• перестройка познавательных процессов (формирование произвольности, продуктивности и устойчивости; развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической);
• развитие мышления (переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому и рассуждающему мышлению на уровне конкретных понятий);
• усвоение общеучебных навыков, умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний;
• развитие саморегуляции поведения, воли;
• формирование адекватной самооценки;
• расширение сферы общения, появление в ученическом коллективе;
• развитие рефлексии (способности ребенка осознавать, что он делает, зачем и правильно ли делает).
Психологический портрет выпускника начальной школы
- сформированность основных компонентов его ведущей учебной деятельности:
• достаточно высокий уровень овладения учебными навыками и действиями;
• развитие познавательной сферы должно соответствовать уровню актуальному возрастным нормам;
• обладать достаточно развитым мышлением и нормальным уровнем интеллектуального развития;
• нормальный или высокий уровень учебной мотивации, сформированные учебно-познавательные мотивы;
• наличие сформированного контроля и самоконтроля;
• наличие положительной самооценки;
• хорошо развитую и в соответствии с возрастом стабильную эмоциональную сферу.
- сформированность его коммуникативной компетентности, так как при переходе в среднее звено ведущей деятельностью становится общение (важно, чтобы выпускник начальной школы имел опыт успешных коммуникативных действий и развитую способность к рефлексии).
- сформированность социально значимых качеств, прежде всего присущих гражданину:
- уважение к родной стране, своему народу, его истории;
- осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой.
Основные задачи психологической службы:
- Формирование психологической основы ученика.
- Направление его развития в соответствии с созданным психологическим портретом.
- Обеспечение мониторинга и экспертизы условий для личностного, интеллектуального и социального развития учащихся.
- Охрана психологического здоровья и создание условий психологической безопасности.
- Оказание психологической помощи всем участникам образовательного пространства.
Основная цель модели:
Ликвидация противоречий между имеющейся потребностью оказания действенной психолого-педагогической поддержки социализации личности учащихся и реальными возможностями её оказания в условиях общеобразовательного учреждения.
Задачи:
1. Содействие личностному, интеллектуальному, социальному развитию воспитанников за счет:
- организации эффективного психолого-педагогического сопровождения учащихся в образовательном пространстве;
- дополнительных современных методов обучения и воспитания, наиболее эффективными психолого-педагогическими технологиями;
- обеспечения здоровьесберегающего образовательного пространства.
2. Совершенствование системы личностно-ориентированного обучения с учетом интеллектуального и личностного развития учащихся на всех уровнях образовательных дисциплин.
Модель деятельности психологической службы школы в основе своей содержит концепцию психолого-педагогического сопровождения, включает в себя все основные традиционные направления:
1. Психодиагностика и психокоррекция интеллектуального и личностного развития учащихся на всех этапах обучения и воспитания.
2. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в переходные и кризисные периоды, в том числе, детей группы риска.
3. Реабилитация и восстановление адекватной картины мира учащихся начальной школы, имеющих раннюю педагогическую запущенность.
4. Психологическая профилактика.
6. Психологическое консультирование.
Принципы сопровождения
- рекомендательный характер советов сопровождающего;
- приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка»;
- непрерывность сопровождения;
- мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения;
- стремление к автономизации
1 уровень образовательное учреждение (ОУ)
Задачи:
- защита прав и интересов ребенка;
- массовая диагностика по проблемам развития;
- выявление групп детей, требующих внимания специалистов;
- консультирование по возможным путям решения всех участников образовательного процесса (ОП) учащихся, учителей, родителей;
- групповые занятия, семинары и тренинги с учителями и учениками по изменению стереотипов поведения, коммуникативным навыкам
2 уровень районные службы сопровождения
ППМС-центры, призванные оказывать психолого-педагогическую медико-социальную помощь всем участникам ОП в решении проблем развития ребенка. При этих центрах работают психолого-медико-педагогические комиссии
Сопровождение ребенка
в общеобразовательных учреждениях
Основные направления деятельности службы сопровождения
- формирование здорового образа жизни;
- личностные проблемы развития ребенка;
- выбор образовательного маршрута;
- преодоление затруднений в обучении
Основные этапы индивидуального сопровождения
- сбор информации о ребенке;
- анализ полученной информации;
- совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной помощи для каждого "проблемного" воспитанника.
Основные этапы индивидуального сопровождения
- консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка;
- решение проблем, то есть выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения;
- анализ выполненных рекомендаций всеми участниками;
- дальнейший анализ развития ребенка
Основные этапы системного сопровождения
- диагностический этап;
- поисковый этап;
- консультативно-проективный (или договорной) этап;
- деятельностный этап;
- рефлексивный этап
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса в МБОУ гимназии № 18 в рамках ФГОС
Введение новых ФГОС и связанных с ними изменения в системе школьного образования определяют ряд новых функций психологической службы образовательного учреждения. Сильная психологическая служба в ...
Принципы и модели психолого-педагогического сопровождения.
Принципы и модели психолого-педагогического сопровождения....
Модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на начальной ступени общего образования
Модель психолого-педагогического сопровождения включает в себя цель, задачи, принципы разработки, уровни и формы сопровождения, ожидаемый результат в условиях введения ФГОС НОО...
Психолого-педагогические аспекты сопровождения школы будущего первоклассника «АБВГДейка»
Презентация по организации работы с будущими первоклассниками....
Статья: «Формы, организация и психолого-педагогические условия сопровождения в образовательных организациях».
В статье представлеы формы работы и психолого-педагогические условия сопровождения в школах....
Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации « Первый раз - в первый класс».
Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации ...
Модель психолого-педагогического сопровождения начальной школы
Подробно об основных этапах сопровождения педагогом-психологом образовательного процесса младших школьников....