« Использование методов и приёмов профориентационной работы в воспитании младших школьников»
методическая разработка по теме
Данная разработка выступления знакомит с методами и приёмами профориентационной работы в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_po_proforientacii.docx | 6.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление по профориентационной работе в начальной школе Городцовой Т.В.на городской конференции директоров образовательных учрежений города Обнинска, 2011 год
Тема: « Использование методов и приёмов профориентационной работы в воспитании младших школьников»
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я хочу познакомить вас с методами и приёмами профориентационной работы, которые я и мои коллеги используем в своей работе.
Мы работаем по программе «Школа России».
В содержании учебной программы по окружающему миру мы сталкиваемся с темами, которые имеют непосредственное отношение к знакомству обучающихся с профессиями. Но не смотря на это начиная с 1 класса проводим целый ряд внеурочных классных и лицейских мероприятий по профориентации. Структура каждого такого занятия разнообразна и не имеет практически никаких повторов и зависит от возрастных особенностей.
Для достижения поставленной темы в планировании урока необходимо основываться на познавательных интересах детей (что им действительно интересно! А им интересно: играть, слушать и обсуждать сказки, рисовать «свою жизнь», рассказывать о себе, фантазировать, решать кроссворды, ребусы, разыгрывать сценки, угадывать секреты, , им нравится получать от учителя личную – но конкретную – похвалу и многое другое). Так, в 1 классе, в профориентационные занятия мы включаем две-три игры, связанные с какими-то простыми операциями, касающимися темы занятия. Например, рассказывая о профессии ювелира, мы говорим о том, что изготовлению изделия предшествует рисунок, чертеж. Рассказ ведётся на доступном детям языке о наиболее простых закономерностях композиции – двух-трех – не более, – и школьники изображают рисунок будущего ювелирного изделия на листе бумаги (например, разукрашивают «яйцо Фаберже»).
Или, например, игра на развитие ощущений и восприятия «Волшебный мешочек». В какой-то мешочек складываются различные предметы, связанные с разными профессиями. Не заглядывая внутрь его, – только на ощупь – ученики должны угадать предметы и связать их с какими-то профессиями. Кроме этого можно провести игры: «Угадай профессию по жестам», «Вспомни как можно больше слов связанных с профессией», «Выбери из карточек, только те орудия труда, которые связаны с профессией».
В процессе профориентационного занятия мы учим детей выделять в профессии существенные, главные стороны. Сразу не все дети смогут понять, что бухгалтер – это не «тот, кто сидит за компьютером», а шофер не «тот, кто ездит на машине». В связи с этим необходимо проявлять настойчивость в том, чтобы дети формулировали представление о профессии на основе существенных признаков. Например, с помощью наводящих вопросов: «Но ведь и ты сидишь за компьютером, когда играешь. Ты ведь – не бухгалтер! А кто же такой – бухгалтер…» и т.д.
При планировании профориентационного занятия в начальной школе мы опираемся на общепринятую структуру описания любого учебного или воспитательного занятия: тема, цель, задачи, обоснование, краткий план, используемые материалы, ход занятия, анализ и используемые источники. Кстати, тема занятия, как вы понимаете, будет соответствовать той профессии, с которой вы будете знакомить учащихся: инженер, дизайнер, учитель или повар. Звучать это может примерно так: «Знакомьтесь! Профессия – повар!» или разгадав кроссворд, дети самостоятельно называют тему и профессию, с которой они будут знакомиться на этом занятии.
Методы и приёмы могут быть разнообразными и их немало –это….(перечислить со слайда)
Я в своей работе на протяжении нескольких лет использую это многообразие, каждое занятие неповторимо и интересно для ребят. Прежде всего я стараюсь пригласить на классные часы и уроки, посвящённые профориентационной работе, представителя профессии, как правило, это родители обучающихся. Такие встречи всегда приятны и интересны. Сложно только начинать и найти среди родителей «первопроходцев» и активистов, а уже после 1-2 встреч сами дети заставляют своих пап и мам придти и провести беседу, игру, классный час. С каждым разом встречи становятся всё интереснее, родители начинают предлагать новые идеи, приносят по возможности подарки для детей от своих организаций, предлагают экскурсии на предприятия… а кроме всего этого таким образом я реализую одну из поставленных задач как классного руководителя и учителя – вовлечение родителей в учебный процесс, а уж про гордость обучающихся за своих родителей и говорить не приходится…
Так как обучающимся начальной школы нравится рисовать, при проведении профориентационных занятий, я использую различные рисуночные методики. Например, прошу изобразить свою будущую профессию, прошу прокомментировать и объяснить причину своего выбора. Затем мы запечатываем рисунки в конверт, а распечатать их можно на выпускном в начальной школе или в более старших классах. Мы рисуем профессии своих родителей, близких родственников. Затем отгадываем, сравниваем с реальностью представлений, беседуем. На основе рисунков мы устраиваем конкурсы самых популярных профессий в нашем классе.
С 1 класса мы начинаем вести индивидуальное и классное портфолио, в котором есть разделы «Моя семья», «мой класс», « мои достижения», и т.д. в портфолио дети вкладывают интервью с родителями, которые проводят они сами, вырезки из газет, свои рисунки и письменные работы. К этому портфолио дети возвращаются, время от времени.
Развивая лидерские качества и коммуникативную культуру обучающихся в своей работе я использую элементы классного самоуправления. В 1 классе для каждого обозначается социальная роль, которую ребёнок воспринимает как обязанность которую надо выполнить . Во 2 классе каждый для себя определяет роль и отвечает за её выполнение. В 3 и 4 классе мы проводим предвыборную компанию на некоторые из должностей и голосование, по итогам которого ребёнку определяется его роль в классе, а остальные роли мы распределяем по желанию.
У детей начальных классов только начинает складываться интерес к профессиям. Общественно-полезный труд, в котором участвуют младшие школьники, оказывает определяющее влияние на формирование их интереса. Когда младшие школьники видят и чувствуют, что труд нужен людям, они от этого испытывают огромное удовольствие.
У меня, пожалуй, всё. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности»
Данный мастер-класс представляет собой практическое занятие с профессиональной аудиторией (учителя музыки) по теме «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки и...
Использование методов и приёмов профориентационной работы в воспитании младших школьников
презентация к разработке выступления на тему "Использование методов и приёмов профориентационной работы в воспитании младших школьников"...
Проект «Апробация методов, повышающих уровень экологического образования и воспитания младших школьников»
В последние годы необходимость пересмотра отношений к окружающей среде осознана на мировом уровне.Современная экономическая ситуация определяет настоятельную необходимость формирования нового эк...
«МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
Актуальность проблемы изучения и преодоления нарушения чтения младших школьников в общеобразовательной школе возрастает с каждым годом. Это объясняется увеличением количества детей с дислексией, широт...
"Методы и приёмы преодоления бездумного чтения у младших школьников"
Умение правильно произносить слова при чтении не означает хорошо понимать прочитанное....
Отчёт по самообразованию по теме: "Использование интерактивных методов и приёмов для развития орфографической зоркости младших школьников"
Отчёт по самообразованию по теме: "Использование интерактивных методов и приёмов для развития орфографической зоркости младших школьников"...
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...