Проект «Апробация методов, повышающих уровень экологического образования и воспитания младших школьников»
проект по окружающему миру (3 класс) по теме
В последние годы необходимость пересмотра отношений к окружающей среде осознана на мировом уровне.
Современная экономическая ситуация определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления, «Экологизацию» всех наук и сфер человеческой деятельности, поэтому так актуальна проблема всеобщего экологического образования и воспитания. В связи с этим экологическое образование «как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально – природной среде и здоровью, становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики». ( Из Концепции общего и среднего экологического образования)
Развитие экологического образования актуализировало проблему разработки содержания, форм и методов, способствующих внедрению идей современной экологии во все этапы и звенья школьной программы. В этой системе особое место принадлежит начальной школе – важнейшему этапу становления личности, формирования экологической культуры, познавательных, эмоциональных и практических отношений к природному и социальному окружению, интенсивного накопления знаний об окружающей среде.
Анализируя содержание, цели и задачи экологического воспитания, учащихся 3 класса МОУ СОШ №7 я пришла к выводу, что развитию экологического образования отводится недостаточно учебного времени в изучении предметов, отсутствует предмет «Экология», формы, и методы работы носят эпизодический характер, не разнообразны. Учащиеся испытывают трудности в решении олимпиадных заданий, во время проведения контрольных работ и тестов. Учащиеся находятся на первой ступени роста экологической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_aprobatsiya_metodov_zkologicheskogo_vospitaniya.doc | 368.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД МАНТУРОВО
КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Проект
«Апробация методов, повышающих уровень экологического образования
и воспитания младших школьников»
Выполнила: Яблочкова Ольга Ивановна
учительница начальных классов
г. Мантурово
2010 г.
Оглавление
Основные этапы создания проекта
1 этап работы. Определение уровня значимости экологического образования и воспитания, учащихся 3а класса и их родителей.
2 этап работы. Изучение Программ экологического образования и воспитания младших школьников.
3. Этап. Изучение литературы по экологическому воспитанию младших школьников.
4 этап. Анализ программы «Экологическое образование младших школьников – одно из направлений создания развивающей образовательной среды МОУ СОШ №7 г. Мантурова» (Яблочковой О.И.) Определение этапа развития экологической культуры учащихся 3 класса. Разработка модели ученика, находящегося на 2 ступени роста экологической культуры.
5 этап Анализ плана работы Центра внешкольной работы г. Мантурово. Выбор оптимальных видов деятельности и эффективных форм работы по экологическому воспитанию младших школьников.
6 этап Разработка Программы факультативного курса «Экология для младших школьников» 3 класс
7 этап Апробация факультативного курса «Экология для младших школьников» 3 класс
8 этап Анализ результатов проектов, выводы.
IV.Рекомендации и перспективы.
VI. Список использованной литературы.
Тема: «Апробация методов, повышающих уровень экологического
образования и воспитания младших школьников»
Гипотеза: если в работе учителя начальных классов использовать методы, повышающие экологическое образование и воспитание школьников, то можно сформировать у учащихся высокий уровень экологической культуры
Цель проекта: создать модель ученика, находящегося на второй ступени роста экологической культуры.
Задачи проекта:
- Апробировать методы повышения экологической культуры младших школьников и выявить их эффективность.
- Определить показатели сформированности экологической культуры ученика начальной школы.
- Создать условия для перехода учащихся 3 класса на 2 ступень экологического развития.
Руководитель: учительница начальных классов Яблочкова О.И.
Консультанты: учительница биологии МОУ СОШ №7 Коновалова Н.С.
Проект: исследовательский, межпредметный, годичный (2007 – 2008 г).
Учебные предметы: «Окружающий мир», «Истоки», «Литературное чтение»
Возраст учащихся: 9 – 10 лет
Заказчик проекта: ученики 3а класса МОУ СОШ №7 г. Мантурова и их родители.
Предполагаемые продукты проекта: модель ученика второй ступени роста экологического образования.
Методическое обеспечение проекта: Программы по экологическому образованию и воспитанию школьников, методические пособия, статьи в журнале «Начальная школа», интернет – ресурсы, ресурсы Центра внешкольной работы.
Презентация проекта: выступление на методическом объединении учителей начальных классов МОУ СОШ №7 по теме «Повышение экологического образования и культуры младших школьников»
1. Актуальность темы.
В последние годы необходимость пересмотра отношений к окружающей среде осознана на мировом уровне.
Современная экономическая ситуация определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления, «Экологизацию» всех наук и сфер человеческой деятельности, поэтому так актуальна проблема всеобщего экологического образования и воспитания. В связи с этим экологическое образование «как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально – природной среде и здоровью, становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики». ( Из Концепции общего и среднего экологического образования)
Развитие экологического образования актуализировало проблему разработки содержания, форм и методов, способствующих внедрению идей современной экологии во все этапы и звенья школьной программы. В этой системе особое место принадлежит начальной школе – важнейшему этапу становления личности, формирования экологической культуры, познавательных, эмоциональных и практических отношений к природному и социальному окружению, интенсивного накопления знаний об окружающей среде.
Анализируя содержание, цели и задачи экологического воспитания, учащихся 3 класса МОУ СОШ №7 я пришла к выводу, что развитию экологического образования отводится недостаточно учебного времени в изучении предметов, отсутствует предмет «Экология», формы, и методы работы носят эпизодический характер, не разнообразны. Учащиеся испытывают трудности в решении олимпиадных заданий, во время проведения контрольных работ и тестов. Учащиеся находятся на первой ступени роста экологической культуры. Центры дополнительного образования не оказывают помощь в экологическом воспитании учащихся. В школе не ведется факультативный курс по экологии.
2. Таким образом, встал вопрос о необходимости повышения уровня экологического образования учащихся 3 класса и воспитания модели ученика второй ступени роста экологической культуры.
2. Цель проекта:
создать модель ученика, находящегося на второй ступени роста экологической культуры.
1.Апробировать методы повышения экологической культуры младших школьников и выявить их эффективность.
2. Определить показатели сформированности экологической культуры ученика начальной школы.
3. Создать условия для перехода учащихся 3 класса на 2 ступень экологического развития.
4. Методы исследования
а). Анкетирование учащихся и их родителей.
б). Изучение Программ экологического образования и воспитания учащихся.
в). Изучение литературы по экологическому воспитанию младших школьников.
г). Работа по авторской Программе «Экологическое образование младших школьников – одно из направлений создания развивающей образовательной среды МОУ СОШ №7 г. Мантурова»
д). Анализ плана работы ЦВР, выбор направлений и форм работы с учащимися 3 класса.
е). Разработка Программы факультативного курса «Экология для младших школьников» 3 класс.
ж). Апробация Программы факультативного курса «Экология для младших школьников» 3 класс.
з). Анализ результатов использования методов по повышению экологической культуры и образования младших школьников.
- Гипотеза:
если в работе учителя начальных классов использовать методы, повышающие экологическое образование и воспитание школьников, то можно сформировать у учащихся высокий уровень экологической культуры.
Основные этапы создания проекта
1 этап работы.
Определение уровня значимости экологического образования и воспитания, учащихся 3а класса и их родителей.
Для осуществления данной цели проведено анкетирование учащихся и их родителей. На классном часе и родительском собрании было предложено заполнить анкеты с вопросами:
- Распределите учебные предметы по их значимости: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, информатика, экология, иностранный язык?
- Хотели ли бы вы расширить объём знаний по данному предмету?
- В какой из форм хотели бы расширить знания?
Результаты анкетирования:
Количество учащихся в классе – 20 человек.
Опрошено – 20 человек
Количество опрошенных родителей – 20 человек.
В ходе анкетирования выяснилось, что предмет Экология хотели бы изучать 18 учащихся 3 класса (90 %), их поддержали 17 родителей (85%). Таким образом, предмет экология находится на втором месте у учащихся по значимости изучаемых в школе предметов, а у их родителей на 3 месте. (См. приложение №1)
На второй вопрос о расширении объёма знаний по экологии и окружающему миру положительный ответ «да» дали 19 учеников (95%) и 20 родителей (100%).
3 вопрос. Расширение знаний учащихся по экологии предполагается путем факультативных занятий. Эту форму выбрали 18 учеников (90%) и 19 родителей (95%).
2 этап работы.
Изучение Программ экологического образования и воспитания младших школьников.
МОУ СОШ №7 (начальная школа) работает по Программе «Школа России». Программа «Зеленый дом» (автор А.А.Плешаков) представляет собой систему учебных курсов с экологической направленностью, разработанную для всех классов начальной школы.
Учащиеся знакомятся с окружающим миром, включая природу, общество и человека. Программа построена с учетом присущих младшим школьникам эмоциональной отзывчивости, любознательности и вместе с тем способности овладевать определенными теоретическими знаниями. Основные курсы дополнены факультативами: «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», что позволяет полнее учитывать интересы и способности детей. Сделав анализ факультативного курса «Экология для младших школьников» я пришла к выводу, что его содержание недостаточно соответствует темам занятий, нет разнообразия форм и методов работы, мала практическая деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды. Следовательно, передо мной встала задача разработать более полный и содержательный факультативный курс «Экология для младших школьников».
Изучая программы: «Литературное чтение», «Истоки», «Русский язык», «Технология» и другие, пришла к выводу, что вопросам экологического воспитания учащихся уделяется минимальное количество времени на занятиях. Предполагаю, что в связи с этими проблемами низок уровень экологического образования детей и учащиеся 3 класса находятся на 1 ступени роста экологической культуры.
В ходе работы на данном этапе я познакомилась с программами экологического воспитания:
- Программа экологического воспитания «Зеленый мир « на 2006 – 2008 г.г. МОУ СОШ №2 г. Спас – Деменска.
- Программа экологического воспитания учащихся МОУ СОШ №3 Ставропольского края (2006 – 2010 г.г.) (См. приложение 2)
- «Маленький принц» автор И.В.Цветкова (См. приложение 3)
Изучила цели, задачи данных программ, направления работы. Определила формы работы, которые буду использовать в ходе реализации проекта.
В ходе работы на этом этапе я изучила Программы по экологическому воспитанию младших школьников, статьи в журнале «Начальная школа», методическую литературу, справочную литературу. (См. приложение №4).
В процессе изучения данной литературы я выделила образовательные и воспитательные задачи по экологии:
- Формирование экологических представлений и знаний взаимосвязи и явлений в природе.
- Освоение норм и навыков экологического поведения, эстетического взаимодействия с окружающей средой.
- Развитие эмоционально-чувствительной сферы личности.
- Формирование нравственно-ценного отношения к природе.
- Обогащение опыта младшего школьника опытом позитивного экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.
- Развитие потребности в самовоспитании экологической культуры и формирование активной позиции в решении экологических проблем.
Выделила понятие «Экологическая культура ученика младшего школьного возраста».
Экологическая культура – это часть общей культуры личности, её качественное новообразование, выражающееся в формировании у ребёнка осознанного отношения к окружающему миру и проявляющееся в его взаимоотношении с окружающей средой (природой, социальной средой, людьми, самим собой).
Следовательно, показатели её сформированности необходимо исследовать на двух уровнях: внутреннем и внешнем. Качественные изменения в структуре личности и их проявление во взаимосвязи человека с окружающей средой.
На первом (внутреннем) уровне мы оперируем такими категориями, как потребности, способности, интересы, ценности, мотивы, привычки, чувства, эмоции, умения, навыки, субъективная позиция и т.д.
На втором (внешнем) уровне пользуемся такими категориями, как отношения, поведение, поступок, деятельность, взаимодействие и д.р.
На каждом этапе личностного развития общие категории имеют свое конкретное содержание и формы выражения, обусловленные психологическими особенностями, спецификой возраста.
Младший школьный возраст самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этот период происходит качественный скачек в значительной степени определяющий процесс развития экологической культуры личности, в дальнейшем выражающийся в формировании у ребенка осознанного отношения к окружающему миру в том, что он начинает выделять себя из окружающей среды, преодолевает в своем мироощущении расстояния от «Я – природа» до «Я и природа», развивается эмоционально – ценное отношение к окружающему; интенсивность накопления личного опыта по взаимодействию с окружающим миром приводит к формированию прочной наглядно – образной картины окружающего мира, определяющий процесс развития экологической культуры личности в процессе формирования основ нравственно – экологической позиции личности до характерных проявлений её во взаимодействии с окружающим (природой и социальной средой, людьми, самим собой).
4 этап.
Анализ программы «Экологическое образование младших школьников – одно из направлений создания развивающей образовательной среды
МОУ СОШ №7 г. Мантурова» (Яблочковой О.И.)
Определение этапа развития экологической культуры учащихся 3 класса. Разработка модели ученика, находящегося на 2 ступени роста экологической культуры.
Сделала анализ авторской программы «Экологическое образование младших школьников – одно из условий создания развивающей образовательной среды МОУ СОШ №7 городского округа г. Мантурово» и использовала её для создания проекта. (См. приложение №5).
В ходе анализа авторской Программы я определила основные этапы развития экологической культуры младших школьников и критерии их роста, а так же показатели сформированности экологической культуры детей младшего школьного возраста.
В процессе развития экологической культуры младшего школьника можно условно выделить 3 этапа (См. приложение № 6):
- 1 этап – 1-2 класс
- 2 этап – 3 класс
- 3 этап – 4 класс
Анализируя приобретенные детьми знания и умения, опыт, их позицию к природному и социальному окружению, я пришла к выводу, что учащиеся 3 класса находятся на первом этапе развития экологической культуры.
Показатели:
- проявляют интерес к объектам окружающего мира, пытаются оценить их состояние с позиции хорошо – плохо.
- с желанием участвуют в экологически - ориентированной деятельности
- эмоционально реагируют при встрече с прекрасным и пытаются передать свои чувства в доступных видах творчеств
- стараются выполнять правила поведения в обществе и природе
- проявляют готовность помочь нуждающимся людям, животным, растениям.
- пытаются контролировать свое поведение и поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Целью проекта является создание модели ученика, находящегося на второй ступени роста экологической культуры. Поэтому на этом этапе я разработала модель ученика 2 ступени роста экологической культуры.
Модель ученика, находящегося
на второй ступени роста экологической культуры
Когнитивная сфера –
формирование навыков исследовательской деятельности
- Наблюдение и анализ фактов и явлений окружающей среды
- Собственные открытия – поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды / (дневник природы)
- Участие в проектной деятельности по экологии в рамках факультативного курса
Ценностная сфера | Поведенческая сфера деятельность, навыки, привычки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Переход на следующий 2 этап развития экологической культуры школьника будет зависеть от эффективности работы по экологическому воспитанию учащихся, и связан с приобретением ребенком экологически – ориентированного опыта и дальнейшего развития эмоционально – чувственной деятельности сферы личности.
5 этап
Анализ плана работы Центра внешкольной работы г. Мантурово.
Выбор оптимальных видов деятельности и эффективных форм работы по экологическому воспитанию младших школьников.
Анализируя план работы ЦВР г. Мантурово я пришла к выводу, что Центр проводит большую работу по экологическому воспитанию учащихся школ города ( в основном 5 – 11 классов), а школьникам младших классов помощь в повышении их уровня развития не была оказана.
Поэтому возникла необходимость привлечь ресурсы ЦВР для выполнения данной цели.
Работая над этой темой я:
1. Определила уровень информационной базы и ресурсов ЦВР по экологическому воспитанию учащихся, как высокий.
2. Выделила основные виды деятельности
- игровая
- познавательная
- практическая
- творческая
Выбрала эффективные формы, повышающие уровень экологического образования и воспитания младших школьников. Использовала данные формы работы на следующем этапе проекта (См. приложение №7 и №8).
6 этап
Разработка Программы факультативного курса
«Экология для младших школьников» 3 класс
Факультативный курс «Экология для младших школьников» (3 кл.) разработан как дополнение к курсу «Природоведение в начальной школе» (авт.А.А.Плешаков). Утвержден и рекомендован Министерством образования РФ. Данный курс дополнен экологическими проектами, видеофильмами по экологии, экскурсиями, ролевыми играми, экологическим праздником. Данные дополнения в курсе утверждены методическим объединением учителей начальных классов в МОУ СОШ №7, директором школы. Курс рассчитан на 34 занятия (1 час в неделю). Предусмотрено 14 учебных тем, названия которых даны в виде формулировок, определенных познавательных задач. Помощь в подборе содержания, форм и методов работ была оказана ЦВР. См. приложение №9
7 этап
Апробация факультативного курса
«Экология для младших школьников» 3 класс
Цель курса: развивать и поддерживать интерес к экологии, добиваться перехода школьников на 2 этап развития экологической культуры. Срок апробации факультативного курса (2 неделя октября – конец года). Количество учащихся изучающих курс – 20 человек (100%).
В результате изучения факультативного курса повысился уровень образования и воспитания школьников. Учащиеся с интересом изучали способы охраны природы, выясняли роль неживой природы в жизни живого, знакомились с «Красной книгой», участвовали в экопроектах, совершали заочные путешествия по заповедникам нашей страны и Костромской области, участвовали в экологических играх, экскурсиях, в практической деятельности, а так же учились передавать свои знания другим.
8 этап
Анализ результатов проектов, выводы.
- Анализируя результаты проекта, я пришла к выводу, что те методы которые были использованы мной для повышения уровня экологического образования и воспитания младших школьников , способствовали достижению главной цели проекта – создать модель ученика, находящегося на второй ступени роста экологической культуры. Благодаря данным методам учащиеся 3 класса осуществили переход на 2 этап развития экологического образования. Учащиеся:
- приобщились к научно – художественной, справочной литературе;
- принимают активное участие в практических делах (проектах), проявляя самостоятельность и творчество;
- соблюдают правила поведения в окружающей среде;
- контролируют свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой;
- выражают потребность в заботе о представителях животного мира;
- готовы оказать помощь нуждающимся (людям, природе)
- 100% посещают факультативный курс «Экология для младших школьников»
- Учащиеся успешнее справляются с контрольными работами и тестами.
Повысилось качество знаний, умений и навыков.
Год | Класс | Кол-во уч-ся | Успевают на «4» и «5» | Качество |
2006 – 2007 | 2а | 22 | 15 | 68% |
2007 – 2008 | 3а | 21 | 18 | 86% |
- Учащиеся стали занимать призовые места в школьной олимпиаде по «Окружающему миру».
2007 – 2008 учебный год (3а класс)
Кузнецова Екатерина – 1 место
Чубыкин Валерий – 2 место
Пестряков Денис – 3 место
- Школьники принимают активное участие в практической и творческой видах деятельности: смотрах, конкурсах, экологических играх и т.д.
Ученица 3а класса Тейш Наталья заняла 1 место в региональном смотре – конкурсе «Новогодний Рождественский букет»
(Постановление 38 от 12.12.2007 г.) и награждена Почетной грамотой, а так же 1 место в Муниципальном смотре конкурсе «Дары осени» (2007 г.) в номинации «Поделка».
Ученица 3а класса Писцова Валерия заняла 3 место в Муниципальном конкурсе «Дары осени»
- Родители учащихся подтверждают возросший интерес детей к изучению экологии и окружающего мира. Об этом свидетельствуют их отзывы.
III. Заключение.
Таким образом, выдвинутая гипотеза о том что, если в работе учителя использовать методы, повышающие уровень экологического воспитания, то можно сформировать у учащихся высокий уровень экологической культуры, нашла свое подтверждение. Благодаря апробации данных методов, повысился уровень экологического воспитания младших школьников. Была создана модель ученика 2 ступени роста экологической культуры.
IV.Рекомендации и перспективы.
Рекомендации.
Рекомендовать использование данных методов для повышения уровня экологического воспитания учащихся и перехода их на более высокую «ступень роста» экологической культуры.
Рекомендовать использование Программы факультативного курса «Экология для младших школьников» учителями начальных классов в своей работе.
Перспективы.
Переход учащихся 3 класса на 3 этап развития экологической культуры младших школьников в 2008 -2009 учебном году.
V. Презентация проекта.
Презентация проекта была представлена на методическом объединении учителей начальных классов МОУ СОШ №7 г. Мантурова.
VI. Список использованной литературы.
- Маркин Б.М. Концепция экологического образования. М. Просвещение, 1999 – 50 с.
- Цветкова И.В. «Экология для начальной школы» - Ярославль, Академия развития 1997 с.174 - 189
- БрыкинаН.Т., Жиренко О.Е. «нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир» ООО «Вако»2004 с.211 – 215, с286 – 300
- Молодова Л.П. «Экологические праздники для детей» - ЦГЛ Москва 2003 г. с. 109 – 120
- Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. «И учеба, и игра», Природоведение. Ярославль 1998 с.91 – 98
- Сухаревская Е.Ю. «Занимательное естествознание» - Учитель2003
- Соколова Э.С. «Воспитание в эпоху глобальных проблем» размышления о новой парадигме. Приоритеты современной педагогики. Мир – Экология – Сотрудничество. Сб.статей 1993
- Возжаев С.Н., Возжаева Е.И. «Слагательные успеха лагерной смены» М. 2002 с.135 – 148.
- Колобовский Е.Ю. «Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке» Ярославль. Академия развития 2003.
- Аквилева Г.Н. «Наблюдения и опыты на уроках природоведения» М. Просвещение. 1998 с.19; 33; 57 – 67
- Бекетова Т.И. «Экологическое образование учащихся на уроках и факультативных занятиях». Начальная школа 2004 №8 с.73 – 75
- Торохова Е.Р. «Пути повышения эффективности экологического образования учащихся». Начальная школа 2004 №12 с.104 – 106
- Зайцева С.К. «Экология для младших школьников». Начальная школа 2005 №; с.60 – 64
- Землянская Е.Н. «учебные проекты младших школьников». Начальная школа 2005 №9 с.55 – 59.
№ приложения | Название |
Приложение №1 | Анкеты. «Определение уровня значимости экологического образования и воспитания учащихся 3а класса и их родителей» |
Приложение №2 | Программа «Зеленый мир» |
Приложение №3 | Программа «Маленький принц» И.В.Цветкова |
Приложение №4 | Список изученной литературы |
Приложение №5 | Программа «Экологическое образование младших школьников – одно из условий создания развивающей образовательной среды» |
Приложение №6 | Основные этапы развития экологической культуры младших школьников. |
Приложение №7 | План работы ЦВР |
Приложение №8 | Тематика экопроектов |
Приложение №9 | Факультативный курс «Экология для младших школьников» 3 класс |
Приложение №10 | Отзывы родителей |
Приложение №11 | Список использованной литературы. |
Приложение №1
Анкета 1.
Вопрос 1.
Распределите учебные предметы по их значимости.
Количество опрошенных учеников – 20
Количество опрошенных родителей – 20
№п/п | Предмет | Кол-во уч-ся | Кол-во родителей |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Математика Русский язык Литературное чтение Окружающий мир Информатика Экология Иностранный язык | 15 20 13 16 12 18 14 | 18 19 15 16 13 17 14 |
Ученики:
1 место – Русский язык 2 место – Экология 3 место – Окружающий мир
Родители:
1 место – Русский язык 2 место – Математика 3 место – Экология
Анкета 2.
Вопрос 2.
Хотели ли бы вы расширить объем знаний по данному предмету?
Количество опрошенных родителей – 20
Количество опрошенных учеников – 20
№ п/п | предмет | ученики | родители | ||
да | нет | да | нет | ||
1. | Экология | 19 | 1 | 20 | - |
2. | Окружающий мир | 20 | - | 20 | - |
Анкета 3.
Вопрос 3.
В какой форме вы бы хотели расширить знания учащихся по экологии?
№ п/п | Предмет | Форма | Ученики | Родители |
1. 2. | Экология Окружающий мир | - классно – урочные формы - внеклассные занятия - факультативные занятия по экологии - внешкольная работа | 4 8 18 3 | 3 10 19 2 |
Приложение №2
«Утверждаю»
Директор МОУ «Средняя общеобразова-
тельная школа №2» г. Спас-Деменска
__________________ А.А.Данилова
«____» _______________ 2006 года
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»
города Спас-Деменска Калужской области
ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ «ЗЕЛЁНЫЙ МИР»
на 2006 - 2008 годы
Принята на педагогическом совете
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа №2» г.Спас-Деменска
Протокол №1 от 30 августа 2006 года
г. Спас-Деменск, 2006 г.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
В сложившихся условиях громадное значение приобретает экологическое воспитание.
ЦЕЛЬ:
создание условий для социального становления и развития личности через организацию совместной познавательной, природоохранной деятельности детей и взрослых, осуществление действенной заботы о себе через заботу об окружающей среде.
ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ:
- понимание ценности природы как источника развития общества;
- усвоение основных экологических понятий;
- овладение знаниями, умениями и навыками рационального природопользования,
- развитие способности оценки экологического состояния окружающей среды;
- формирование потребности в активной деятельности по улучшению и сохранения природной среды.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Программа экологического воспитания школьников «Зеленый мир» расчитана на два учебных года –
2006/2007 учебный год,
2007/2008 учебный год.
Для реализации программы будет создан экологический штаб.
В мае 2008 года будут подведены итоги реализации программы.
В ОСНОВЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛЕЖАТ ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ:
- целенаправленность,
- связь с жизнью,
- воспитание в труде,
- единство педагогических требований школы;
- взаимосвязь глобального, регионального и краеведческого подходов,
- единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению,
- систематичность,
- непрерывность и междисциплинарность в содержании и организации экологического образования и воспитания.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
- внеклассная работа по предметам,
- практические работы в классе и на местности,
- экскурсии,
- труд на пришкольном участке,
- экологические походы,
- экскурсии в естественнонаучные музеи и т.п.;
- просмотр видеофильмов,
- лабораторные практикумы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа построена на теоретическом изучении природы и экологии как науки и практической деятельности по сохранению окружающей среды.
В ходе реализации программы учащиеся овладеют определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогут им узнать проблемы экологии нашего района, области и страны в целом, познакомиться с разнообразием животного и растительного мира планеты, причинами нарушения экологического равновесия.
В практической части программы дети знакомятся с теми видами деятельности человека, которые не приносят вреда природе, а также вносят посильный вклад в сохранение природы.
В рамках данной программы дети приобщаются к здоровому образу жизни через активные виды отдыха: экологические игры на местности, туристические походы.
Непрерывность экологического воспитания осуществляется по звеньям:
начальная ступень (1 - 4 классы);
средняя (5 - 8 классы);
старшая (9 - 11 классы).
Экологическое воспитание учащихся начальной ступени осуществляется по проблеме формирования навыков экологически целесообразного поведения в природе и бережного отношения к окружающей природе .
Направления работы | Мероприятия |
познавательная |
|
художественно-эстетическая |
|
деятельностная (коллективно творческие дела - КТД) |
|
Проблемой экологического воспитания школьников средней ступени является формирование у школьников осознанной деятельности по отношению к окружающей среде, уверенности в преодолении экологической опасности, убеждения во всесторонней ценности природы для человека и общества .
Направления работы | Мероприятия |
познавательная |
«Экология и охрана природы», «Экология и человек», «Экология и мы»;
беседа «Что мы делаем для защиты окружающей среды»; праздник «На балу у королевы леса» и др. |
художественно-эстетическая |
«Они должны ЖИТЬ!», «Осенние пейзажи родного края», «Посмотри вокруг - мир прекрасен» и др. |
физкультурно-спортивная |
|
трудовая |
|
Старшая ступень предполагает воспитание человека, ответственного за принимаемые экологические решения в дальнейшей жизни .
Направления работы | Мероприятия |
научно-исследовательская |
|
природоохранная |
- «Весенняя уборка территории школы», - «Память» (по уборке закрепленных памятников);
|
познавательная |
|
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Изучение богатства природного наследия.
- Обогащение знаниями и опытом общения с природой.
- Овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями, расширение кругозора.
- Получение хорошей базы для самоопределения и профориентации.
- Формирование ценностного отношения к своей малой и большой Родине.
- Воспитание экологической культуры.
Утверждаю:
Директор МОУ СОШ №3
__________Т.В.Толмачева
П Р О Г Р А М М А
экологического воспитания учащихся
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №3»
на 2006-2010 годы
Составитель:
заместитель директора школы
по воспитательной работе
Узденова
I Введение.
Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Научная организация процесса экологического воспитания требует четкого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей.
Программа экологического воспитания в МОУ СОШ №3 разработана на основании Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (статьи 6, 71-74), краевой программы экологического образования в Ставропольском крае на 2002-2005 гг.
II Основные положения экологического воспитания.
ЦЕЛЬ: формирование экологической культуры школьников.
ЗАДАЧИ:
- усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека;
- понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества;
- овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
- выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе;
- формирование понятия о взаимосвязях в природе;
- развитие духовной потребности в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера;
- формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе.
При этом под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:
- интерес к природе;
- знания о природе, взаимосвязях в природе, воздействии человека на природу;
- чувства эстетические и нравственные;
- позитивная деятельность и поведение в природе;
- мотивы деятельности в природе /гуманистические, познавательные, эстетические, санитарно-гигиенические, утилитарные и др./.
III Принципы организации экологического воспитания.
1. Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением.
2. Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.
3. В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению.
4. Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности, и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования.
IV Формы, методы и средства организации экологического воспитания различают как:
а) традиционные;
б) активные, инновационные.
Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников. Виды ее многообразны:
- по защите природной среды (подкормка животных; спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений);
- по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в "зеленом" и "голубом" патрулях, рейдах в природу);
- по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение склонов, расчистка леса от сушняка);
- по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет, подготовка радиопередач);
- по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).
Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения.
Программа предназначается всем организаторам внеурочной работы по экологическому воспитанию школьников. Она содержит перечень возможных форм работы с детьми в указанном направлении.
V Мероприятия по реализации программы.
Программа экологического воспитания младших школьников
1. БЛОК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
Экологические беседы /возможная тематика/:
1. Мы - друзья природы.
2. Жалеть надо уметь.
3. Удивительное рядом.
4. Наш друг - лес.
5. Тайны бионики.
6. Звери и птицы зимой.
7. Зеленая аптека.
8. Где живут наши меньшие братья?
9. Как мы помогаем природе?!
10. Растения под нашей защитой.
11. О тех, кого мы не любим.
12. О культуре поведения в природе.
13. Природа - наш дом.
14. Учитесь доброте.
15. Птицы - наши друзья.
16. Природа и искусство.
Турнир-викторина "Охраняемые растения Предгорного района".
Конкурс загадок о природе. КТД "Мой маленький друг" /о животных, содержащихся дома и в живых уголках/. Круглый стол "Наш помощник - книга" /знакомство детей с книгами о природе и биологическими журналами/. Проигрывание экологических ситуаций. Музей природы на столе. "Зоопарк" на столе. Экологические игры: "Тайны лесной тропинки", "Робинзоны", "Птичья столовая", "Сбор грибов", "По тропе Берендея". Комплексное мероприятие "Человек - природа - искусство". Фестиваль рисованных фильмов "Экомульт". Экологический КВН. Экскурсии: "Музей природы", "Тропинки, тайны, голоса". Эстафета любимых занятий /уход за растениями, животными, выращиваниерастений, фотоохота, рыбалка, изготовление поделок из природного материала, сбор марок и открыток о природе и т.п./. Устный журнал "В мире природы". Фенологические наблюдения. Составление и отгадывание ребусов о природе. Игра-путешествие "По заповедным уголкам мира". Кружки: "Юные друзья природы", "Флорист", "Юный зоолог", "Орнитолог", "Юные мичуринцы".
2. БЛОК ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Участие в выставках "Природа и фантазия". Конкурсы экологического рисунка и плаката. Стихи и сочинения о природе. Выставка "Зимний букет".Участие в районных мероприятиях по экологии, организованных СЮН.
3. БЛОК ПРАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ.
КТД "Мастерская Самоделкина" /изготовление кормушек, домиков для птиц/. Операция "Первоцвет". Очистка парка или участка леса от сушняка. Заготовка кормов для птиц. Зимняя подкормка для животных. Операция "Муравейник". Операция "Мой двор - моя забота". Озеленение класса, школы, улицы, двора. Участие в охране памятников природы /изготовление и установка плакатов, табличек, призывов/.
4. БЛОК РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
Конкурсы чтецов, певцов, музыкантов /по произведениям о природе/. Праздники Весны, Лета, Осени, Зимы. Кольцовка песен о природе. Праздник Цветов. Праздник птиц. Кукольный экологический театр. Экологический "Театр на столе". Вечер экологической сказки. Утренник "Природа и искусство". Лесной карнавал.
Программа экологического воспитания школьников-подростков
1. БЛОК ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
Экологический сбор - "огонек". Разведка экологических бед.
Организация экоцентра. Организация экологического общества.
2. БЛОК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
Игра-путешествие "Эколог". Заочное путешествие по заповедным уголкам мира. Экологические игры типа КВН, "Счастливый случай", "Что? Где? Когда?". "Живая газета" - "Экологический вестник". Встречи со специалистами: охотниками, лесниками, егерями, инспекторами СЭС. Экологическая викторина /темы или разделы: "Охраняемые растения Ставропольского края, Предгорного района", "Заповедные территории", "Редкие и исчезающие животные края", "Предприятия - загрязнители Ставропольского края". Турнир знатоков житейских премудростей /народных примет, лекарственных растений и др./. "Музей природы" на столе. Экспедиция в мир разгаданных и неразгаданных тайн природы. Конкурс неоконченного рассказа по экологической тематике / в жанре детектива, приключения, сказки, романа/. Игры: "Робинзоны", "Леснаяаптека", "Путешествие на машине Времени в прошлое, настоящее и будущее Земли", Пресс-бой на темы: "охрана природы в нашей и зарубежных странах", "Острые экологические проблемы в мире","Экология и АЭС", "Искусство и природа","Молодежь и борьба за чистую Землю". Деловые, ролевые игры. Компьютерные игры. Аукцион экологических знаний. Тематические беседы. Экологические экскурсии. Экологическая тропа /оборудование и проведение экскурсий/. Устный экологический журнал. ЭКТД "Экоград" / после посещения: ботанического сада, заповедника, зоопарка, картинной галереи, музей природы/. Конкурсы фанпроекта:"Город будущего", "Транспорт будущего", "Человек в подводном мире".
Экскурсии в музеи, в природу, на предприятия. Дискуссии:"Можно ли собирать в букеты красивоцветущие растения?", "Нужны ли заповедники?", "Есть ли в природе вредные животные?".
3. БЛОК ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ.
Выпуск бюллетеней, листовок, информационных листков, фотостендов. Экологическая агитбригада. Конкурс ораторов в защиту природы. Детские экологические митинги. Выставки филокартические, филателистические, "Природа и фантазия". Конкурсы и выставки рисунков, плакатов. КТД "Полиграфический комбинат" /изготовление для дошкольников книжек-игрушек экологического содержания/. Выставки "Зимний букет", "Новогодний букет".
4. БЛОК ПРАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ.
Изготовление гнездовий, домиков, кормушек для птиц. Оборудование экологической тропы. Подкормка птиц и зверей. Рейды "голубых" и "зеленых" патрулей.
Экопосты. Разбивка клумб. Фенологические наблюдения. Озеленение классов и улиц. Учет и закрепление оврагов.
Составление карты муравейников леса или парка, их охрана. Выявление и нанесение на карту участков земли, подверженных эрозии.
Выявление природных объектов, подлежащих охране. Выявление, охрана и разведение лекарственных растений. Школьный мониторинг /слежение за состоянием воды, воздуха, почвы, растений, животных, почвы/. Составление экологической карты района, школы. Участие в экологических операциях: "Подснежник","Первоцвет", "Новый год", "Малые реки", "Муравейник", "Родничок", "Птицеград", "Красная тетрадка", "Тропинка", "Зеленый наряд Земли", "Зеленая аптека", "Мой двор - моя забота", "Живое серебро".
5. БЛОК РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
Конкурсы чтецов, певцов, музыкантов. Экологический вечер,
Кольцовка песен о природе. Вечер "Человек и природа". Лесной
карнавал. Конкурс "Природа и фантазия". Кукольный театр. Конкурсы
стихов о природе
VI Механизм реализации программы.
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет Детское объединение «Зеленый мир». В состав ДО входят участники образовательного процесса, заинтересованные в организации и совершенствовании деятельности по экологическому воспитанию. Детское объединение «Зеленый мир» определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе. Основными исполнителями мероприятий Программы являются учащиеся, педагоги.
VII Оценка эффективности реализации Программы.
Оценка эффективности Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.
Работая над программой, следует помнить о том, что деление на блоки условно, что каждое мероприятие экологического содержания решает задачи обучения, воспитания и развития школьников и направлено на формирование экологического сознания, воспитание необходимых чувств, организацию позитивной деятельности школьников в природе.
Главное, чтобы работа по формированию экологической культуры школьников конечным результатом имела сохранение и приумножение Природы Земли.
Приложение №3
Программа экологического воспитания младших школьников
«Маленький принц» (1 – 4 кл.)
В начальной школе апробирован проект «Маленький принц» (авт. Проекта кандидат педагогических наук И,В,Цветкова г.Одинцово Московской области). Данный проект представляет собой длительную сюжетно – ролевую игру – программу экологического воспитания младших школьников. Апробация проекта прошла в 2006 – 2008 г.г.
Цель программы: формирование экологической культуры личности младшего школьника.
Детская цель проекта: открыть свою планету и стать ее заботливыми хозяевами, как маленький принц из сказки А.Экзюпери.
Задачи проекта:
- Развитие эмоционально – чувствительной сферы личности, как одного из компонентов экологической культуры.
- Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром умений и навыков практической экологически- ориентированной деятельности.
- Формирование активной нравственно-экологической позиции личности по отношению к окружающему (природной и социальной среде; людям, самим себе)
Проект реализуется как коллективный. В ходе проекта дети ведут дневник Маленького принца. Возможен выбор песни, девиза.
Девиз: «Счастье-это быть с природой, видеть её, говорить с ней.»
Песня: «Звездная страна»
Основной отличительный элемент одежды участников программы шелковый шарф нежно-зеленого цвета (такой шарф носил Маленький принц)
Основой ритуала – ритуал общения с Маленьким принцем.
Стимулирование деятельности участников программы:
- Значок «Друг планеты»
- Талисман Маленького принца.
Содержание проекта:
1.Подготовительный этап (сентябрь, октябрь)
2.Чтение (прослушивание сказки А.Экзюпери «Маленький принц» Беседа
3.Выбор планеты.
4.Разветка «Баобабы моей планеты» (выявление экологически неблагоприятных факторов)
5. Составление современного портрета Маленького принца.
6.Выставка рисунков «Цвети, Земля» (Какой я представляю свою планету)
7. Конкурс чтецов «Родная Земля»
Основной этап – цикл практических дел на планете.
1.Планета людей (ноябрь)
2. Живая душа природы (декабрь)
3. Красота спасет мир (январь – февраль)
4.Знания во – спасение (март)
5. Взаимодействие плюс (апрель)
Содержание основного этапа может меняться, но постоянными его составными остаются: выполнение правил Маленького принца: «Встанешь утром – приведи в порядок свою планету, расстановка знаков экодвижения, высадка цветов, деревьев, экскурсии для родителей на свою планету.
Подведение итогов.
Проводится праздник – День рождения планеты, на кот ором участников проекта посвящают в Маленьких принцев. На празднике присутствуют родители. Демонстрируются все выполненные в ходе проекта творческие работы, сообщается о практических делах. Подводятся итоги.
Приложение №4
Изученная литература
- Маркин Б.М. Концепция экологического образования. М. Просвещение, 1999 – 50 с.
- Цветкова И.В. «Экология для начальной школы» - Ярославль, Академия развития 1997 с.174 - 189
- БрыкинаН.Т., Жиренко О.Е. «нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир» ООО «Вако»2004 с.211 – 215, с286 – 300
- Молодова Л.П. «Экологические праздники для детей» - ЦГЛ Москва 2003 г. с. 109 – 120
- Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. «И учеба, и игра», Природоведение. Ярославль 1998 с.91 – 98
- Сухаревская Е.Ю. «Занимательное естествознание» - Учитель2003
- Соколова Э.С. «Воспитание в эпоху глобальных проблем» размышления о новой парадигме. Приоритеты современной педагогики. Мир – Экология – Сотрудничество. Сб.статей 1993
- Возжаев С.Н., Возжаева Е.И. «Слагательные успеха лагерной смены» М. 2002 с.135 – 148.
- Колобовский Е.Ю. «Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке» Ярославль. Академия развития 2003.
Приложение №5
МОУ средняя общеобразовательная школа №7
Программа «Экологическое образование младших школьников – одно из направлений создания развивающей образовательной среды МОУ СОШ №7 г. Мантурово»
- Введение
- Программа экологического образования младших школьников.
1.экологическое воспитание
2.экологическая культура
3.цели задачи экологического образования
4.направления работы:
а. Учебный процесс
- классно – урочные формы
- наблюдения и экскурсии
- классные часы
- этические беседы по экологии
- опыты и практические работы
- классные родительские собрания
- программа внеклассной воспитательной работы
- методики, диагностирующие и развивающие экологическую культуру младших школьников
- экологические рейды, походы, Дни здоровья
- экологические праздники
б. Факультативные занятия по экологии
в. Внешкольная работа
- Центр внешкольной работы
- Детская городская библиотека
- Краеведческий музей
- Детский центр эстетического воспитания
- Молодежный цент «Юность»
- Летний оздоровительный лагерь
г. Вывод
III. Заключение.
IV. Используемая литература
V. Приложения.
Выполнила: Яблочкова О.И.
Учительница начальных классов
г. Мантурово 2006 г
Цель: повысить уровень экологического воспитания и экологической культуры школьников.
Образовательные и воспитательные задачи.
- Формирование экологических представлений знаний взаимосвязи явлений природы.
- Освоение норм и навыков экологического поведения, эстетического взаимодействия с окружающей средой.
- Развитие эмоционально – чувственной сферы личности.
- Формирование нравственно – ценностного отношения к природе.
- Обогащение личного опыта младшего школьника опытом позитивного экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.
- Развитие потребности в самовоспитании экологической культуры и формирования активной позиции в решении экологических проблем.
Направления работы.
- Учебный процесс
- Внеклассная работа
- Внешкольная работа
Приложение №6
Основные этапы развития экологической культуры младших школьников и критерии роста.
В процессе развития экологической культуры младшего школьника можно условно выделить 3 этапа:
1 этап – 1-2 класс
2 этап – 3 класс
3 этап – 4 класс
В качестве основных критериев роста следует считать приобретенный ребенком опыт взаимодействия с окружающим миром и следующие проявления нравственно – экологической позиции личности:
- усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром: трансформация значительной их части в привычки ребенка.
- наличие потребности в приобретении экологических знаний ориентация на практическое их применение.
- потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты. Чуткости, милосердия к людям и природе; бережное отношение ко всему окружающему.
- проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности.
- проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.
Названные показатели сформированности нравственно – экологической позиции личности характерны для любого возраста, но на каждом возрастном этапе уровень их сформированности различен, различны и содержание каждого из показателей, и формы их проявления.
Младший школьный возраст – этап формирования основ нравственно – экологической позиции личности, проявление которой имеют свою специфику на 3 условно выделенных «ступенях роста» данного возрастного периода. Базовым в развитии экологической культуры первоклассника выступает приобретенный им в дошкольном возрасте. Новая ступень развития ребенка связывается с приобретением им экологически – ориентированного личностного опыта за счет: наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя; первоначальных оценок деятельности людей (на уровне хорошо – плохо); выполнение предложенных учителями правил поведения; общение с представителями животного и растительного мира и эмоциональных переживаний; эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках, ощущения потребности в знаниях экологического содержания; бережного отношения к используемым предметам; продуктам питания и т.д.; наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного участия в ней.
Приложение №7
Мероприятия по экологическому воспитанию школьников
Центра внешкольной работы:
№ п/п | Форма работы |
1. | Звездный час «Эти забавные животные» |
2. | Поле чудес «У каждой рыбы своя изюминка» |
3. | «Птичий КВН» |
4. | Беседа «В гостях у природы» |
5. | Лото «Знатоки природы» |
6. | Внеклассное занятие по природоведению «Лес – наш зеленый друг» |
7. | Экологическое ассорти (конкурсная программа) |
8. | Ребятам о зверятах (игра) |
9. | ЗОО – Ас (экологическая игра) |
10. | Театрализованный праздник по экологии «Новые приключения Мальчика – с – пальчика» |
11. | Экологическая сказка «О золотом карасе» |
12. | Игра «Экологические забеги» |
13. | КВН «Живи природа» |
Видеофильмы по экологии:
- Биосфера – среда жизни (48). Экологическое равновесие.
- Экологическая обстановка в республике (3)
- Давайте думать вместе (3)
- Экология и мы (47)
- Пусть не седеют клевера (47)
- Экологический видеофрагмент (48) (г. Мантурово. Весна)
- Тайны заветных трав (3)
- Рассказ о Красной книге (3)
- О болотах (27)
- Как спасти воду
- Наши маленькие братья в опасности
- Охрана природы
- Охрана воздуха от загрязнения
- Охрана окружающей среды города
- Экологические группы птиц.
Приложение №8
Тематика экопроектов.
- Чистое утро
- Мы нашли своих хозяев
- Возвращенный лес
- День цветов
- Жалобная книга природы
- Ярмарка «Добрая зима»
- окно радости
- Коллекция увиденных животных
- Очаровательный сорняк
- Экологическая профессия
- Птичья столовая
- Экологическая почта
- Разведка прекрасного и удивительного
- Команда спасателей
- Капелька
- Березкины слезки
- Знакомые незнакомцы
- Не проходите мимо
- Прогноз погоды
- Лесные детективы
- Почемучкина поляна
- Красная книга микрорайона
- лесная аптека
- Новогодняя елка
- Элелампо марафон
- Кошкин дом
- Лесная почта
- Экологическая фирма «Зеленый дом»
Приложение №9
Факультативный курс
«Экология младших школьников»
ЦЕЛЬ КУРСА: развивать и поддерживать интерес к экологии.
Переход на 2 этап развития экологической культуры учащихся 3 класса.
ЗАДАЧИ КУРСА:
- Расширить экологические представления младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числам ярких, доступных примеров.
- Углубить теоретические знания учащихся в области экологии.
- Обеспечить более широкую и разнообразную, чем в рамках основного курса, практическую деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды.
- Реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний.
ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ:
- данный курс обеспечит практическую деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды;
- поможет в решении олимпиадных заданий, контрольных работ, тестов;
- в поисках информации в учебной и научно – популярной литературе.
Факультативный курс разработан, как дополнение к курсу «Природоведение в начальной школе» (авт. А.А.Плешаков). Дополнен экологическими проектами, видеофильмами по экологии, экскурсиями, ролевыми играми, экологическим праздником. Данные дополнения в курсе утверждены МО учителей начальных классов МОУ СОШ №7, директором школы. Курс рассчитан на 34 занятия
(1 раз в неделю). Предусмотрено 14 учебных тем, названия которых даны в виде формулировок определенных познавательных задач.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
познавательная, практическая, творческая, игровая
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
1.повышение уровня экологического образования и воспитания учащихся;
2.переход на 2 этап развития экологической культуры.
РЕКОМЕНДАЦИОННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.Программа «Зеленый дом» (А.А.Плешаков) М. «Просвещение» 1999 г.
2.Программы экологического воспитания «Зеленый мир», «Живем вместе»
3. Цветкова И.В. «Экология для начальной школы»
Ярославль. Академия развития 1997 с. 174 – 189
4. Молодова Л.П. «Экологические праздники для детей» УГЛ. Москва. 2003. с.109 – 120.
5. Колобовский Е.Ю. «Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке» Ярославль. Академия развития 2003 г.
Факультативный курс
«Экология для младших школьников»
№ п\п | Тема занятия | Количество часов |
1. | Выясняем что такое экология. - к/ф «Охрана окружающей среды» | 2 ч. |
2. | Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения. - экопроект «Кошкин дом» - экскурсия в березовую рощу - в/ф Биология 2-4 класс. | 3 ч. |
3. | Знакомство с животными существами, которым угрожает исчезновение. - в/ф «Красная книга» - экопроект «лесные детективы» | 1 ч. |
4. | Изучаем способы охраны природы. - в/ф «Друг ли ты лесу?» - экопроект «Возвращенный лес» - заочное путешествие по заповедникам страны и области | 2 ч. |
5. | Выясняем роль неживой природы в жизни живого. - экопроект «Лампочкин марафон» - экопроект «Прогноз погоды» - к/ф «Как изучают погоду?» - Погода и её предсказание | 3 ч. |
6. | Открываем жизнь почве. - к/ф «Почва» - экскурсия в поле | 1 ч. |
7. | Разнообразие живой природы. - экопроект «Почемучкина поляна» - в/ф «Растения в разные времена года» - в/ф «Животный мир планеты» - экскурсия в лес | 4 ч. |
8. | Экологические связи в живой природе. - Сеть питания. Экологическая пирамида - к/ф «Охрана природы» - экопроект «Окно радости» - экозвязи в живой природе | 4 ч. |
9. | Охраняемые растения и животные. - в/ф «Давайте думать вместе» - экопроект «знакомые незнакомцы» - игра «Что? Где? Когда?» - экопроект «Зеленые ежики» - в/ф «Лекарственные растения" | 5 ч. |
10. | Мастерим домики для птиц. - Ярмарка «Добрая зима» - Практическое задание | 1 ч. |
11. | Учимся передавать свои знания другим. - экопроект «Чтобы дольше жили книжки» - выращиваем комнатные растения - экологическая фирма «Зеленый дом» - экопроект «Хлебные крошки» | 3 ч. |
12. | Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. - к/ф «Гигиена – наука о здоровье» - экопроект «Капелька» | 2 ч. |
13. | Обсуждаем примеры экологических катастроф. - в/ф «Экологические катастрофы» - экологические прогнозы - к/ф «Охрана природы» | 2 ч. |
14. | Итоги за год. - экологический праздник | 1 ч. |
В течение года пополняется экологическая копилка «Почемучкины вопросы» и работает экологическая почта.
Приложение №10
Отзывы родителей.
Отзыв семьи Тейш Натальи.
Отец: Анатолий Артурович
Мать: Елизавета Николаевна
Тема «Экология и мой ребенок» близка нашей семье, так и в учебном заведении и дома вопросы, связанные с экологией часто обсуждаются. С раннего возраста мы старались привить ребенку любовь к природе, умение правильно поступать в различных ситуациях, выполнять правила поведения в природе. Мы учили Наташу наблюдать, анализировать и, конечно же, исправлять ошибки. На личном примере старались показать, как надо поступать. Неоднократно выходили с дочерью и маленьким сыном весной на уборку территории не только около своего дома, но и в радиусе 100 метров, радуясь чистоте и порядку на своей улице.
Факультативный курс «Экология для младших школьников» помог моей дочери углубить представление о природе, о ее взаимосвязях, научил анализировать расширился интерес дочери к изучению экологии и окружающего мира.
Вопросы: «Почему так происходит?», «Зачем люди причиняют природе боль?», «Что необходимо делать для сохранения жизни на Земле?» постоянно обсуждаются и в школе, и дома.
Совместными усилиями, мы пришли к выводу о бережном отношении к природе. Теперь моей дочери не надо объяснять многие проблемы. Она сама делает выводы, любит животных, ухаживает за ними. Нам не нужно просить ее поработать в огороде или убрать осеннюю листву. Теперь Наташе самой нравится садить цветы, ухаживать за ними, ходить в лес за грибами и получать от этого удовольствие. Она обожает фотографировать красивые пейзажи, предметы природы и показывает свои фотографии брату и друзьям. С большим желанием делает природные поделки, участвует во всех конкурсах, хорошо рисует, занимается в изостудии «Подснежник»
В 2007 году Наташа заняла 1 место в Региональном конкурсе «Новогодний Рождественский букет» и 1 место в Муниципальном смотре – конкурсе «Дары осени» (2008 г.)
Выдержки из отзыва семьи Писцовой Валерии.
Отец: Андрей Валерьевич
Мать: Светлана Николаевна
Наша дочь Валерия не только сама выполняет правила проведения в природе, но и учит других, например, свою младшую сестру. Во время семейных походов на природу мы беседовали на темы: «Привал в лесу», «Шум в лесу», «Гнездо». Валерия проявляет заботу о живых существах, птицах и других обитателях леса, а так же о растениях. Она бережно относится ко всем живым существам и учит этому своих сверстников. Во время таких походов наша дочь не только наблюдает за жизнью в природе, но и анализирует: «Что может случиться, если не потушить костер?», «Если взять птенца из гнезда?», «Если вести себя шумно?».
Валерия приняла участие в Муниципальном конкурсе «Дары осени» заняла 3 место.
Выдержки из отзыва семьи Кузнецовой Екатерины.
Отец: Лев Николаевич
Мать: Ольга Николаевна
Екатерина с удовольствием принимает участие в экологических праздниках, конкурсах, смотрах и олимпиадах. Она старается самостоятельно найти нужную ей информацию в различных справочниках, использует ресурсы Интернета, библиотек.
Например, дочь познакомилась с Красной книгой России. Расширились ее представления о животных, птицах, рыбах, которые нуждаются в охране. Она бережно относится ко всем живым существам. Ее интересуют такие вопросы как: «Причины исчезновения животных», «Способы их охраны». Кроме этого, Катя ведет здоровый образ жизни. Она занимается спортом, танцами, посещает Центр досуговой деятельности.
В 2008 году на школьной олимпиаде по «Окружающему миру» наша дочь заняла 1 место.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников
Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...
"Проект "Маленький хозяин земли Олонхо" ( формирование патриотического воспитания младших школьников на традициях народа Саха (Якутия)" (
Автор: Слепцова Саргылана Васильевна В условиях переосмысления общечеловеческих и национальных ценностей общество вновь обращается к культурному наследию каждого народа, что ве...
Методы и приёмы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.
Об использовании педагогических технологий на уроках чтения в начальных классах пойдёт речь в этой статье....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников»
План проекта. 1. Актуальность.2. Выявление проблемы.3. Цели и задачи педагогического проекта.4....
Статья: "Экологический проект, как средство формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития."
Статья представлена в сборнике:Актуальные проблемы образования: позиция молодых, часть 2, Челябинск, 2014....
Исследовательский проект "Апробация методов, повышающих технику чтения школьников"
Паспорт проекта.Проблема исследования: какие методы и приёмы будут более эффективными при увеличении техники чтения у учащихся начальной школы.Цель работы: выявить эффективные приёмы и методы по увели...
Методы и приёмы духовно-нравственного воспитания младших школьников
Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного по...