Выступление на педсовете "Диагностика готовности к обучению".
статья (1 класс) по теме
Начало школьного обучения и в сознании педагогов, и в сознании родителей будущего первоклассника традиционно связано с проблемой готовности. Редкий родитель не задается вопросом, готов ли его ребенок к школе. О готовности детей к систематическому обучению серьезно задумывается каждый педагог. Для него это – и вопрос собственной профессиональной успешности (смогу ли я, обучая этих детей, показать высокий профессиональный уровень?), и беспокойство за качество обучения детей (смогут ли они научиться всему, чему нужно?). Тем более это актуально в свете новых требований, выдвинутых ФГОС начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_ped_1.docx | 17.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика готовности к обучению.
Начало школьного обучения и в сознании педагогов, и в сознании родителей будущего первоклассника традиционно связано с проблемой готовности. Редкий родитель не задается вопросом, готов ли его ребенок к школе.
О готовности детей к систематическому обучению серьезно задумывается каждый педагог. Для него это – и вопрос собственной профессиональной успешности (смогу ли я, обучая этих детей, показать высокий профессиональный уровень?), и беспокойство за качество обучения детей (смогут ли они научиться всему, чему нужно?). Тем более это актуально в свете новых требований, выдвинутых ФГОС начального общего образования.
В этом году для диагностики готовности к обучению была использована рабочая тетрадь для первоклассников «Школьный старт: Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе» (авторы Т.В. Беглова,М.Р. Битянова, А.Г. Теплицкая) и «Методические рекомендации к тетрад «Школьный старт».
В самом общем виде назначение данной программы – получение достоверной информации о готовностиребенка успешно обучаться и выходить на качественный образовательный результа1 класса. В дальнейшем информация может быть использована учителем для того, чтобы:
1) обеспечить эмоционально комфортную и доступную для усвоения образовательную среду для
каждого ребенка за счет планирования темпа прохождения и уровня сложности программы;
2) создать психолого_педагогические предпосылки для развития универсальных учебных действий
и, соответственно, выхода на качественные метапредметные и личностные образовательные результаты;
3) осуществить коррекцию форм и методов обучения класса в целом с учетом уровня готовности
по отдельным блокам умений;
4) спланировать индивидуальную педагогическую работу с отдельными детьми;
5) получить консультацию по вопросам обучения ряда детей у профильных специалистов (психологов, дефектологов).
Для исследования выделили 17 умений, входящих в структуру педагогической готовности
15 – инструментальная и две личностная. Разделены на : наблюдательность, мысли-тельные способности, контрольные (коррекционные) умения, коммуникативные способности, личностный компонент.
Для каждого показателя разработано свое задание. Очень важно, что задания рассчитаны на не читающих детей: все они выстроены на образном материале и выполняются под устные инструкции учителя. Диагностика педагогической готовности проводится в сентябре в начале 1 класса, в течение третьей и четвертой недели обучения детей в школе.
Обработанные результаты диагностики, позволяют провести анализ готовности класса и отдельных детей по двум компонентам одновременно. Такой анализ дает важную информацию для планирования педагогической деятельности. О чем могут говорить те или иные сочетания?
Высокая инструментальная и высокая личностна готовность
Это личностно зрелые дети. Они бывают весьма требовательны к учебному материалу и учителю. Им нужно разнообразие познавательных ситуаций, они скучают и быстро устают, когда учитель, ориентируясь на общий темп работы с классом, начинает «разъяснять и разжевывать»
информацию или способ действия. Не получая удовлетворения от работы с «сопротивляющимся»
учебным материалом, они привыкают к легкому успеху и лидерству. Из-за этого у них легко развивается некритичное отношение к себе и своим возможностям, а учебная мотивация как таковая падает.
Высокая инструментальная и низкая личностная готовность.
У таких детей может быть неудачный опыт дошкольного обучения, завышенные требования семьи, пережитый ребенком стресс, трагические обстоятельства его личной жизни и др. Работу
с таким ребенком нужно вести аккуратно, избегая ситуаций учебного стресса, высоких требований к
темпу, объему заданий, соревнования с другими детьми. Желательна консультация с психологом.
Возможно _ психологическая поддержка ребенка исемьи.
Низкая инструментальная и низкая личностная готовность
Психологический возраст ребенка соответствует дошкольному уровню развития. Можно ска_
зать, что ребенок просто «маленький». Он не готов к обучению и не заинтересован в нем, поскольку
проживает пока другой этап своего развития, решает другие важные для себя задачи: освоения
социальных ролей. Следует учить их, используя игру.
Таким образом, педагогическая диагностика стартовой готовности предоставляет в распоряжение педагога уникальный материал для анализа и далее _ проектирования и планирования своей профессиональной деятельности.
Данная программа _ это только начало системы диагностической работы учителя. Без систематического отслеживания качества работы в условиях внедрения новых образовательных стандартов педагогу не обойтись.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Школьный старт»: диагностика готовности к обучению и другие профессиональные шаги педагога.
«Школьный старт»: диагностика готовности к обучению и другие профессиональные шаги педагога....
Готовность к обучению в школе: проблемы подготовки и трудности в обучении.
Начало учебного года – время и радостное и тревожное. Успешная адаптация в первом классе во многом зависит от того, насколько ребенок готов к обучению в школе. Свою точку зрения на проблему «предшколь...
Психологическая готовность к обучению - залог успешного обучения в школе.
Отчет по методической теме....
Презентация выступления на родительском собрании " Готовность к обучению в школе"
Выступление на родительском собрании для родителей будущих первоклассников " Психологическая готовность к обучению в школе" раскрывает особенности развития волевой, коммуникативной, ин...
Проект "Формирование социально-психологической готовности к обучению в школе у детей с нарушениями зрения посредством обучения линейной графике (в процессе коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога)"
В публикации представлен Проект, раскрывающий содержательные и организационные аспекты коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога, направленной на формирование социально-п...
Выступление на МО "Готовность первоклассников к обучению в школе, результаты диагностики"
Доклад на тему: "Готовность первоклассников к обучению в школе, результаты диагностики"...
.Выступление учителей 1-го класса по освоению нового ФГОС НОО и ФГОС ООО: «Психологическая готовность к обучению в школе в условиях ФГОС НОО и ФГОС ООО». Результаты адаптации.
Психологическая готовность к обучению в школе в условиях ФГОС и ФГОС ООО...