Выступление на МО "Готовность первоклассников к обучению в школе, результаты диагностики"
материал
Доклад на тему: "Готовность первоклассников к обучению в школе, результаты диагностики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_shmo_gotovnost_pervoklassnikov_k_obucheniyu.docx | 33.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Любимовская средняя общеобразовательная школа»
Большесолдатского района Курской области
Доклад на тему: «Готовность первоклассников к обучению в школе, результаты диагностики»
Подготовила Спевакова О. В.,
педагог-психолог
В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа для ребенка становится чем-то новым и неизвестным. Она задает такие требования в жизни ребенка, с которыми он раннее не сталкивался.
Готовность к обучению в школе рассматривается как комплексное понятие, которое включает в себя такие компоненты, как эмоциональная, социальная, когнитивная готовность.
Эмоциональная готовность больше относится к самооценке ребенка. Как правило, у дошкольника высокая самооценка и высокий уровень притязаний. Ребенок считает, что он самый хороший и у него все дела получаются замечательно. И эта самооценка формируется под влиянием взрослых. К началу школьного обучения, самооценка должна стать более адекватной - ребенок по прежнему считает себя самым лучшим, но должен разделять себя и результат деятельности. Столкнувшись с трудностями, ребенок должен понимать, если какое-то задание у него получается плохо, то не он плохой, а он плохо старался, а если постараться и приложить еще пару усилий, то все получится. У ребенка необходимо формировать адекватную самооценку.
Эмоциональная привязанность к учителю также играет немаловажную роль. В жизни ребенка появляется еще один важный человек – это учитель. Возникает крепкая эмоциональная привязанность.
Следующий компонент готовности к школе - социальный. Он тесно связан с эмоциональным. Умение слушать и выполнять задания педагога одно из обязательных условий успешного начала обучения по любой программе начальной школы. В первые недели школьного обучения, когда у учащихся ещё не сформированы элементарные навыки учебной деятельности, они выполняют задания по шаговой инструкции учителя. Постепенно по мере усвоения действий самоконтроля и самооценки, их деятельность становится более самостоятельной.
Школьная жизнь включает в себя участие ребёнка в классных делах. Ребёнок должен быть готов к тому, что он не сможет больше следовать только своим желаниям и импульсам. Для нормальной продуктивной работы важно, чтобы дети слушали друг друга, давали бы собеседнику договорить до конца. Поэтому к социальной готовности относится способность ребёнка понимать смысл правил поведения, готовность следовать этим правилам. Важно научить детей конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций. И самое главное ребёнок должен чувствовать себя частью класса.
Следующий компонент - это когнитивная готовность. Учебный процесс устроен так, что при объяснении каких либо явлений, часто возникает необходимость связать с тем, что изучалось раннее. Поэтому наряду со способностью внимательно слушать необходимо, чтобы ребёнок запоминал увиденное, услышанное и хотя бы некоторое время удерживал это в памяти. Поэтому, краткосрочная слуховая память, визуальная память, являются важной предпосылкой успеха учебной деятельности.
Мы с Вами сейчас разберем результаты готовности ребят к школьному обучению, которые представлены в общей таблице.
Результаты диагностики психологической готовности к школе
Методики | Параметры | Критерии | Количество обучающихся в % |
Методика: умение ориентироваться в окружающем мире, запас знаний, отношение к школе | Сведения об окружающем мире | Высокий
| 36% |
Средний | 46% | ||
Низкий | 18% | ||
Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов /Н.И.Гуткиной | Мотивация | Познавательная | 82 % |
Игровая | 18% | ||
Методика; умение ориентироваться в окружающем мире, запас знаний, отношение к школе | Отношение к школе | Положительное | 82 % |
Безразличное | 18% | ||
Негативное | |||
Методика исследования уровня восприятия /З.В.Дощицына/ | Интеллектуальное развитие: зрительное восприятие | Высокий | 82 % |
Средний | |||
Низкий | 18% | ||
Интеллектуальное развитие: слуховое восприятие | Высокий | 36 % | |
Средний | 55 % | ||
Низкий | 9 % | ||
Методика исследования уровня восприятия /З.В.Дощицына/ | Уровень произвольного внимания | Высокий | 27 % |
Средний | 55 % | ||
Низкий | 18 % | ||
Запоминание 10 слов / по А.Л. Лурия/ | Объем слуховой памяти | Высокий | 27 % |
Средний | 55 % | ||
Низкий | 18 % | ||
Запоминание картинок | Объем зрительной памяти | Высокий | 18 % |
Средний | 55 % | ||
Низкий | 27 % | ||
Методика «Составь квадрат», «четвертый лишний» | Невербальное мышление | Высокий | 27 % |
Средний | 55 % | ||
Низкий | 18 % | ||
Методика «последовательные картинки», аналогии | Вербальное мышление | Высокий | 64 % |
Средний | 27 % | ||
Низкий | 9 % | ||
Методика «домик» /Н.И.Гуткиной/, Тест Керна-Йерасека | Развитие мелкой моторики руки | Высокий | 55 % |
Средний | 27 % | ||
Низкий | 18 % | ||
Наблюдение во время обследования, беседа с воспитателями, родителями | Ассиметрия рук | Правша | 100 % |
Левша | |||
Амбидекстр | |||
Методика «да и нет» /Н.И.Гуткина | Произвольная регуляция | Высокий | 55 % |
Средний | 27 % | ||
Низкий | 18 % | ||
Методика оценка эмоциональных реакций | Работоспособность | Высокий | 18 % |
Средний | 55 % | ||
Низкий | 27 % | ||
Методика «Лесенка» | Уровень самооценки | Завышенная | |
Адекватная | 91 % | ||
Заниженная | 9 % | ||
Оценка эмоциональных реакций | Тревожность | Высокий | |
Средний | 27 % | ||
Низкий | 73 % | ||
Тест Керна-Йерасека | Уровень школьной зрелости | Выше среднего | 36 % |
Средний | 46 % | ||
Ниже нормы | 18 % | ||
Общая готовность | Готов | 82 % | |
Условно готов | 9 % | ||
Не готов | 9 % |
Анализируя вышеуказанные данные можно сделать вывод о том, что в области формирования представлений об окружающем мире чувствуется неплохая подготовка детей. По наводящим вопросам дети могут объяснить почему происходят те или иные изменения в окружающем мире, установить элементарные причинно-следственные и пространственно-временные связи, назвать домашних и диких животных, растения, времена года, названия месяцев, дней недели, имена родителей, село где проживают. Анализ первоначальных учебных умений позволяет сделать вывод о том, что большинство детей умеют слышать и принимать задание учителя, слушать ответы одноклассников, адекватно оценивать собственную работу и ее результат.
Все дети с желанием посещают школу, не испытывают перед ней чувства страха. Но недостаточно сформированы навыки самообслуживания, самоорганизации:
-не умеют организовать свое рабочее место;
-прибрать за собой после рисования или лепки;
-не контролируют где и как лежат их вещи.
Также есть один ребенок, который имеет сниженные или низкие результаты практически по всем показателем. Данный ребенок не готов к обучению и была дана рекомендация обратиться в ПМПк для решения дальнейшего общеобразовательного маршрута.
Таким образом, можно говорить о том, что дети имеют разный уровень готовности к началу обучения в школе, к общению, к взаимодействию как со взрослыми, так и со сверстниками.
Важно учитывать фактор готовности родителей к школьному обучению их детей. Главная забота родителей - поддержание, развитие стремления учиться, узнавать новое. В этом заключается развитие мотивации. Видя интерес родителей, ребёнок вспоминает, что на уроке, в перемену происходило. Такое участие и интерес положительно скажутся на развитие познавательных способностей ребёнка.
Пути преодоления трудностей во время адаптационного периода первоклассников
Первый класс школы – один из наиболее существенных критический периодов в жизни ребенка. Поступление в школу – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.
При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций. Но для некоторых детей поступление в школу может стать трудным испытанием. И этому виной могут выступать следующие причины:
- режимные трудности (они заключаются в относительно низком уровне произвольности регуляции поведения, организованности);
- коммуникативные трудности (чаще всего наблюдаются у детей, имеющих малый опыт общения со сверстниками, проявляются в сложности привыкания к классному коллективу, к своему месту в этом коллективе);
- проблемы взаимоотношений с учителем;
- проблемы, связанные с изменением семейной обстановки.
Нарушения адаптационного процесса к школе могут проявляться в виде:
- несформированности элементов учебной деятельности;
- несформированности мотивации учения;
- неспособности произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности;
- неумения приспособиться к темпу школьной жизни.
В среднем период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода, но может затягиваться и на год. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. на данном периоде очень важна поддержка родных.
Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья. Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания детей в школе.
В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. В начале обучения учитель должен предоставить каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе. Совершенно не допустимы в это время замечания типа «Быстрее!», «Задерживаешь всех!» и т.п. Объем работы школьников должен увеличиваться постепенно. Учитель строит свою деятельность с учетом степени и длительности адаптации первоклассников к школе. Он должен быть сдержанным, спокойным, подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить их отношения со сверстниками. Целесообразно вызывать в первые месяцы учебного года к доске детей неуверенных в себе, стеснительных, демонстрировать перед классом недостатки и ошибки отдельных учащихся.
Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения детей, связанные с их умением общаться с взрослыми и сверстниками. Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Не допустим авторитарный стиль общения учителя с ребенком.
Возрастные особенности детей седьмого года жизни предполагают, что для них очень сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.п. Для первоклассников очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве. Поэтому следует, активно включать игру в учебный процесс, а не запрещать её, не исключать из жизни первоклассника. В первом классе игра имеет особое значение для формирования умения учиться – основной деятельности, которой занимается теперь ребенок. Принципиально важно обратить внимание на два вида игр – ролевые и игры с правилами (дидактические, подвижные, настольно-печатные).
Игра с правилами, как и учебная деятельность, обязательно дает результат: развивает самооценку, самоконтроль и самостоятельность. На первом году обучения игры с правилами должны присутствовать на каждом уроке, заполнять перемены и динамическую паузу (подвижные, настольно-печатные). Дидактические игры всегда имеют учебную задачу, которую нужно решать. Ролевые игры очень важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика. Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, необходимо существенное место на уроках отводить моделирующей деятельности со схемами, моделями звуков и слов, геометрическими формами, объектами природы и т.п.
Итак, школьное обучение в начальных классах - не такое уж легкое занятие. Поэтому, в первую очередь, учителям и родителям следует набраться терпения, чтобы как можно мягче устранить трудности, с которыми сталкивается ребенок на первом этапе его школьного обучения, - сложности в овладении навыками чтения, счета и письма, тем самым обеспечив его будущее успешное образование. Вот признаки успешной адаптации:
- Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе - учение, а не экскурсии на природу и не наблюдение за хомячками в живом уголке.
- Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.
- Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру (легко завязывает шнурки, застегивает пуговицы), уверенно ориентируется в школьном здании (может купить булочку в столовой, сходить в туалет), при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых.
- У него появились друзья-одноклассники, и вы знаете их имена.
- Ему нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы в классе.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О первоклассниках (по результатам исследований готовности первоклассников к обучению в школе)
Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, который вводится во всех школах России с 2011 года, поставил задачу обеспечить «равные возможности получения качественного начальног...
Психологическая готовность первоклассника к обучению в школе в условиях ФГОС НОО. Результаты адаптации первоклассников
Психологическая готовность первоклассника к обучению в школе в условиях ФГОС НОО. Результаты адаптации первоклассников...
«Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе в условиях ФГОС НОО. Результаты адаптации первоклассников».
Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. А родителям последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог и волне...
Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе. Результаты адаптации обучающихся.
В данной работе даётся описание психологической готовности первоклассников к обучению в школе и результаты адаптации обучающихся (2018-2019 учебный год)....
«Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе в условиях ФГОС НОО. Результаты адаптации первоклассников»
Школьная зрелость включает в себя несколько основных взаимодополняющих друг друга компонентов: физиологическая готовность, интеллектуальная подготовка, эмоционально-волевая зрелость, социально-личност...
«Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе в условиях ФГОС НОО. Результаты адаптации первоклассников».
Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. А родителям последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог и волне...
Пояснения к форме представления результатов исследования готовности первоклассников к обучению в школе «Результаты обследования учащегося 1-го класса в начале учебного года»
Пояснения к форме представления результатов исследования готовности первоклассников к обучению в школе «Результаты обследования учащегося 1-го класса в начале учебного года»...